4коньком украшали крышу избы что символизирует конек украшающий крышу дома

4коньком украшали крышу избы что символизирует конек украшающий крышу дома

Родноверие Славян запись закреплена

ЗАЧЕМ НА КРЫШЕ ИЗБЫ КОНЕК

«Коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла.
В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла — четырьмя «ногами». Иногда вместо деревянного конька укрепляли настоящий лошадиный череп.

Дело в том, что индоевропейцы поклонялись богу, проявление которого видели в Солнце.
Небесные кони влекут за собой огненную повозку, колеса которой и являются солнцем. На повозке восседает бог, вооруженный луком и стрелами (солнечными лучами), куда попадут его стрелы – там возникает жизнь.

Со временем бог забылся, или этих богов стало много,
а повозка-солнце и кони, как образ доброй жизненной силы, влекущей эту повозку по небосклону остались навсегда.

Отголоски этих верований продолжали пестовать и славянские культы.
В первую очередь, это образ коней-уток, которые везут лодку-повозку Солнце по небесному морю.
Днем Солнце проплывает над миром живых, а ночью проплывает над миром мертвых, даруя свет и ему.

Не просто украшение: зачем на крыше русской избы вырезали фигуры коня и других животных

На крышах русских изб «коньки» появились не случайно и они не являлись элементами декора. Раньше конь считался священным животным, которое было связано со светлыми богами и оберегало человека от злых сил. Зачем крыши русских изб украшали фигурами разных животных, расскажем ниже.

Читайте также:  Как правильно закрывает крышу дома

Древние верования

В старину русские люди украшали свои избы фигурами коньков, к задней части которых прикрепляли хвост из мочала, после чего постройка полностью уподоблялась коню. Дом представлял собой «тело» животного, а 4 угла – 4 «ноги». Иногда вместо резной фигурки прикрепляли настоящий череп лошади. Дело в том, что индоевропейцы раньше поклонялись богу, проявлением которого считали Солнце.

Они представляли, как небесные кони катят за собой огненную повозку, а на ней восседает бог с луком и стрелами (солнечными лучами). Колесницу индоевропейцы считали Солнцем, а стрелы – зачинателями жизни. Куда попадут стрелы бога, там и появляется жизнь.

С течением времени об этом боге забыли, или богов стало слишком много. Но солнечная повозка и кони, как образ жизненной доброй силы, которая перемещает Солнце по небу, остались навсегда. Отголоски этих старинных верований продолжали практиковать славянские культы.

В основном это образ уток-коней, которые повозку-лодку Солнце везут по небесному морю. Днем светило перемещается над миром живых, а ночью плывет над миром мертвых, даруя солнечный свет и ему. Фигурки коней на крышах русских изб напоминают нам об этой же традиции.

Подробности

Фигура коня, как правило, вырезалась на охлупне, прикрывавшем верхние торцы досок-тесин на крыше избы. Охлупень – это корытообразная деталь, которая вырубалась из прикомлевой массивной части бревна.

Конь почитался нашими предками не только потому, что он был боевой единицей, тягловой силой и главным кормильцем. Его фигурки символизировали грозное светило. То есть охлупень с изображением коня являлся символом бессмертия, добра, Солнца и защитой от сил зла.

В кое-каких регионах охлупень украшали не конем, а головой оленя (причем, иногда с настоящими рогами), фигурками лебедя, утки или гуся.

Фигурки драконов

В домовой резьбе в Архангельской, Псковской и Новгородской областях можно увидеть фигурки драконов. Эти драконы имеют хвосты и лапы, а иногда и крылья. Откуда они взялись на Руси? По одной из гипотез дракон является хозяином вод, который обитал в Волхове возле Перыни. Это тот самый водяной царь, у которого гостил купец-гусляр Садко.

Изображение дракона почитали те, кто жил возле рек и озер. Ведь именно от него зависел успех любого дела: водяной царь может пропустить ладью с гостями или товарами, а может и потопить, или может наполнить рыбой сети или оставить рыбака без улова. Объяснить появление драконов на крыше северных изб можно и по-иному. В Норвегии и Швеции, которые находятся недалеко от этих мест, стилизованными изваяниями драконов украшали крыши и церквей, и домов.

Исследовательская работа «Образ коня в убранстве северной избы»

Работа была подготовлена к выступлению на школьных Ломоносовских чтениях.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Образ коня в убранстве северной избы»»

в убранстве северной избы.

Образ коня в украшении крыши северной избы– охлупень.

Изображение коня во внутреннем убранстве дома.

3.Заключение. Значение образа коня для поморов.

Конь – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несёт по небу колесница, запряжённая тройкой лошадей. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость лошадей

Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Конь познается при горе, а друг — при беде.

Сытому коню и овраг нипочем и гора — ровная дорога.

Резвого коня и волк не берет.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Не бойся дороги, были бы кони здоровы.

Упоминаются кони и в народных приметах:

Конь споткнулась на пороге – к беде

Конь воина нюхает – к гибели

Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке.

В своей работе мы хотели определить, какое значение имеет образ коня в убранстве северной избы, где встречается его изображение.

Русский Север — край потомственных древоделов. Здесь возводились деревянные храмы, колокольни, избы. Почти каждый крестьянин — более чем хороший плотник: умеет и дом срубить, и украсить его.

Традиционное украшение – охлупень, или конек, на крыше. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши). Мастерски владея топором, северянин вырубает голову и грудь коня из корневища старой лиственницы или ели. Тяжелое бревно-охлупень с конем строитель поднимал на крышу избы и укладывал на вершину. Конёк прижимал верхние концы тёсаной крыши

Кровли изб часто имеют такую протяженность, что одного конька недостаточно. На крыше укрепляют два бревна корневищами в противоположные стороны. Один конь глядит на улицу, другой смотрит в поле или в лес за домом. Деревянный конь, усаженный на крышу дома, зорко глядящий вдаль, являлся главным оберегом дома, он днем и ночью охранял дом от вредных духов.

Ни один конек не похож на другой, с соседней избы. То он гордый и стремительный, то могучий, богатырский, то маленький, скромный, будничный коник.

Когда входишь в северную деревню и почти с каждой крыши смотрит на тебя такой конь, кажется, что это все стражи домашнего очага, выражающие «душу» дома.

Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбаров, на банях.

Образ коня — один из любимых и древнейших в русском народном искусстве. Он повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.

В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает «охраняющий» очаг конь — крутой завиток верхней части толстой доски с головой животного. Эту резную доску, подпирающую шесток, ласково называют «коничек».

У стены мы увидим длинную скамью с подлокотниками в виде конских голов, а на столе — ковш или солоницу с конской же головой. И на полотенце, обрамляющем зеркало, может быть вышит конь. На прялках — то красный, то золотой конь со всадником или в упряжи.

Были детские игрушки в виде коня. Изготавливались они в одном экземпляре для конкретного ребенка, чтобы он играл подобной фигуркой и был ею защищен.

Образ коня имеет глубокий смысл. Издавна конь был помощником земледельца и другом воина. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Впоследствии символическое значение этих изображений было утрачено, однако традиция украшать верхнюю оконечность крыши, различные предметы быта резной головой коня сохранилась.

Конь-охлупень. Кон. XIX в. Заостровъе, Архангельская губ


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень. 1854. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень на крыше амбара. XIX в. Вологодская губ

Пос. Динамо (Архангельская область). ХХI в.

Знаете ли вы, что такое охлупень или коньки Харашибири.

А знаете ли вы, что такое охлупень?

Охлупень – это старорусское название конька дома – завершающая композиционная деталь, которая рубилась из толстого бревна, она закрывала верхний стык скатов крыши. Охлупень всегда осмысливался, как главенствующая деталь дома, «голова». Другое его название «князёк». Испокон веков был предметом гордости хозяина. Часто завершался в виде головы коня, поэтому и приобрел обновленное название – конёк. Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише». В семейских сёлах я до сих пор нигде не замечала явно выраженного Охлупеня. Да, конёк есть, не спорю, но это в основном либо тоненькое бревно, либо доски, либо лист железа. Кстати — то, что для нас сейчас является коньком — две доски на вершине крыши, в старину назывались слегами, именно на них ставился охлупень.

Но именно в Харашибири я увидела впервые Охлупень – явно выраженное массивное бревно на крыше – не конёк, а Охлупень. Меня поразила толщина бревна. Ведь наверняка его вес не мал, наверняка он не легок. Вот силушка была у строителей – такое массивное бревно тянуть на самый верх… И еще один любопытный факт. Когда я начала искать информацию про Охлупень – неожиданно сделала открытие, зайдя в Википедию! Оказывается, в качестве иллюстрации Охлупеня представлена фотография семейской избы из села Десятниково! Представляете — и здесь семейских показывают!))) Почему-то домА в Харашибири напомнили мне иллюстрации из моих старых детских книжек со сказками Пушкина А.С. Может быть виноваты Охлупени или Охлупни? А может быть окна в бело-голубых кудрявых наличниках (они здесь какие-то особенные, старинные, обаятельные). А может быть сразу всё вместе. Уже сидя дома, среди сотен фотографий – на одном из фото я разглядела дом 1869 года – представляете! Это самый старый дом в моем Большой семейском путешествии! Ну да ладно… В-общем своими Охлупнями мне и запомнилась деревня Харашибирь. Нигде в нашей Бурятии таких ярко выраженных коньков, словно в Древней Руси, не нашла, кроме как в Харашибири!

Древняя Русь

  • Записи
  • Архив
  • Участники
  • О сообществе
  • Entry
  • Previous Entry
  • Next Entry
14 мар, 2011 @ 11:39 Культ коня в деревянном зодчестве Руси и Северной Германии
About this Entry

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».
Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.
Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы — выступы нескольких верхних бревен сруба.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

Из альбома «Мотивы русской архитектуры», 19в.

В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было «черепное бревно»).

Читатели нашего сообщества, конечно, не удивятся, узнав, что ближайшие аналогии данной традиции находятся на территории современной Северной Германии, в федеральных землях Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония (ранее называвшаяся Wendland«земля вендов»), Шлезвиг-Гольштейн, а также в Прибалтике [1]:

Крестьянский дом в Танкенхагене, земля Мекленбург-Передняя Померания

Дом 1840-х гг. из деревни Эльдена. Фото экспедиции МАЭ РАН, №И-2197-347

Лаупин, Ябельхайде. Крестьянский дом-двор постройки 1654г.

Очевидно, перед нами проявления культа коня, отмечаемого этнографами как на Руси, так и на территории Северной Германии. Причем в данных регионах рассматриваемые проявления абсолютно идентичны.

1. Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С.114.
2. Там же, с.115.

Оцените статью