Аббатство поленово проект дома

Аббатство

Белое кирпичное здание мастерской под красной черепичной кровлей построено по проекту в 1904 году. Оно удачно вписано в архитектурный ансамбль усадьбы. Сам Василий Дмитриевич называл архитектуру своих построек «скандинавской». Правильно было бы назвать ее «поленовской», имея в виду сочетание разных стилей.

Аббатство. Весна. 2012 г.

Аббатство. Зима. 2011 г.

Аббатство. Вид со стороны эспланады. 2011 г.

Мечтая о постройке отдельной удобной мастерской, тщательно продумал планировку помещений и их назначение. В здании Аббатства, оригинальном и эклектичном, ясно просматриваются черты романского стиля. Просторное помещение мастерской имеет большое высокое окно, выходящее на север, в комнате всегда рассеянный свет. Здесь можно было, расстелив во всю ширину пола комнаты холст, работать над ним, а для того, чтобы увидеть издали большое полотно, достаточно было подняться на чердак и смотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, снабженной по бокам двумя тесанными из каменных блоков стилизованными колоннами.

Фрагмент интерьера.

В мастерской стояли мольберты Поленова и находились все необходимые для работы художника принадлежности. Все творчество Поленова было тесно связано с его театральной деятельностью, с работой его как художника-декоратора. Необычные габариты комнаты, в частности большая высота, были продиктованы именно требованиями к декорационной мастерской. Здесь Василий Дмитриевич работал над серией картин «Из жизни Христа», здесь же работал его любимый ученик , постоянно жили и работали композитор и виолончелист , а также художник-декоратор Государственного академического Большого театра СССР , академики , и (Кукрыниксы) и многие другие художники.

Фрагмент интерьера.

Фрагменты интерьера.

Чердачное помещение Аббатства всегда использовалось как склад театрального реквизита, декораций и костюмов. Здесь хранилось декоративное оружие, костюмы, сшитые для спектаклей женой художника и его младшей сестрой, одежды сербских воинов, привезенные Поленовым.

Аббатство. Осень. 2010 г.

Здание Аббатства, сильно пострадавшее от пожара, долгие годы использовалось для показа диорамы. В настоящее время оно восстановлено, здесь проходят спектакли поленовского театра, устраиваются концерты и музыкальные вечера.

© Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник

Аббатство

До постройки Аббатства на его месте стояла высокая мачта, на которой в дни семейных праздников и торжеств поднимались флаги и вымпелы поленовской речной флотилии.

«Аббатство» – слово, пришедшее в русский язык из французского: католические аббатства – средневековые монастыри. Поленов был архитектором всех зданий в своей усадьбе, и правильнее всего называть архитектуру усадебных построек «поленовской», так как Василий Дмитриевич талантливо соединил архитектурные стили разных эпох, в результате получились очень оригинальные постройки.

Это здание и не обладает внешними приметами стиля модерн, его сближает с ним изысканность силуэта и контрастность объемов, соединенных в единое целое. Отдаленные ассоциации с излюбленным Поленовым романским и готическим зодчеством придают особую романтичность этому маленькому «зáмку».

Построено Аббатство было в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву 27 октября 1904 года из усадьбы «Борок»:

« Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».

Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы посмотреть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).

При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.

Из помещения мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.

Интерьер мастерской интересен сочетанием кирпичных стен с деревянными конструкциями потолка, деревянными стойками-колоннами и бревенчатыми стенами второго этажа. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Через сцену можно попасть на застекленную террасу, где стоял специальный стол с ящиками для окских камешков, рассортированных по цветам, служивших и для мозаичных работ, которыми они занимались в Аббатстве. Мозаика «Лилия» работы Поленова – бесспорное украшение Аббатства. Она очень хороша: не случайно, в своё время эта работа была и на выставке «Мира искусства».

Чердачное помещение Аббатства всегда служило складом театрального реквизита, декораций и костюмов. Здесь хранились костюмы, сшитые Н. В. Поленовой–старшей , Еленой Дмитриевной Поленовой, младшей сестрой художника, одежда сербских воинов, привезенная Поленовым в 1877 году: он был добровольцем в сербско–турецкой компании 1876–1877 годов.

Здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году, (пожар случился по вине одного из рабочих, который курил во время ремонта крыши), долгие годы использовалось для показа Диорамы. Во время этого пожара была утрачена и костюмерная. Новая жизнь началась после реставрации, проведенной в 1977–1980 годах. Во время реставрации был со скрупулезной точностью восстановлен облик художественной мастерской по фотографии 1911 года. Приходилось рассматривать в лупу детали фотографий, чтобы правильно разместить на рабочем столе кисти, краски и вещи, сопутствовавшие работе художника.

В 1909–1911 гг. Поленов работал над завершением цикла картин «Из жизни Христа». Одна из них – «Пределы Тирские» (1911): в Евангелии от Матфея рассказывается о женщине, у которой давно и тяжело болела дочь; Христос с учениками только вошел в город Тир, и женщина просила Его об исцелении дочери; на картине изображен главный момент, когда Христос говорит: «Встань, женщина, по вере твоей воздастся тебе!».

Кабинет художника – комната с камином, который сложен из тесаного камня, того же «тарусского мрамора». На камине высечен герб семьи – символ поленовского рода и музея, такой же, как и на камине в Библиотеке Большого дома. В Кабинете – фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре, которым руководили дочери Поленова и о кукольном театре . Ваилий Дмитриевич, создавая мастерскую, задумывал ее и как художественную и декорационную, и костюмерную, и как склад театрального реквизита, и как театрально–прокатный пункт, и главное – как зрительный зал со сценой, где могли бы проходить спектакли. Этот замысел осуществился. Елена Анатольевна Поленова, внучка художника, говорит о том, что для неё Аббатство всегда было связано именно с театром. Долгие годы, каждое лето в Аббатстве проходили примьеры спектакля театра «Курица и Петух» под её руководством.

Для просмотра Аббатства в виртуальном туре нажмите здесь

Аббатство. Весна. 2012 г.

Аббатство. Зима. 2011 г.

Аббатство. Вид со стороны эспланады. 2011 г.

Фрагмент интерьера.

Фрагмент интерьера.

Фрагменты интерьера.

Аббатство. Осень. 2010 г.

© Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник

Все права защищены!
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Большой дом

«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…».

Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.

В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.

Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.

Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.

На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.

Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича. Получили они названия, которые говорят сами за себя: Мастерская и Пейзажная.

Для просмотра Большого дома в виртуальном туре нажмите здесь

Тел./факс: 8 (48734) 3-38-38
Выходные: понедельник, вторник
Как доехать до музея из Москвы и Тулы

Большой дом. 2012 г.

Западный фасад Большого дома. 2012 г.

Западный фасад Большого дома. Зима 2011 г.

Дети художника у южного фасада Большого дома. 1902 г.

Западный фасад Большого дома. 1910-е гг.

© Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник

Все права защищены!
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Читайте также:  Проекты двухэтажных домов с отдельным входом
Оцените статью

Тел./факс: 8 (48734) 3-38-38
Выходные: понедельник, вторник
Как доехать до музея из Москвы и Тулы