Социальный проект «Тепло добрых сердец»
Проект детского дома, направленный на развитие духовно- нравственных качеств личности у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_teplo_dobryh_serdec.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект социальной направленности
«Тепло добрых сердец»
С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.
Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения .
Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».
В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».
Основные положения концепции:
- Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
- Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
- Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.
В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:
1. Гендерное воспитание.
2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.
Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.) .
Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.
Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:
- физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
- трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
- интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
- гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
- эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
- нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
- эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
- благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)
Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.
Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.
Цель проекта : гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.
- Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
- Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Формировать потребность в саморазвитии
- Развитие творческих способностей.
Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.
Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.
Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.
Имеющиеся средства, ресурсы и условия
В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.
Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:
- приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
- закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
- изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
- приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
- приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
- закупки канцелярских принадлежностей,
- оплаты транспортных расходов,
- организации чаепития,
- закупки интеллектуальных игр.
Срок реализации проекта
На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).
«Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома»
проект
Данная работа посвящена проблеме подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13»
Тема проекта: «Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома»
Беспалова Наталья Николаевна,
инструктор по труду,
ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»
с.Надежда, 2019 год
Раздел 1. Анализ социально-бытовой некомпетентности воспитанников ГКУ «Детского дома (смешанный) №13» в постинтернатный период……………………………………………………………………………. 4
Раздел 2. Авторская программа «Шаг за шагом» по социально — бытовому ориетированию воспитанников детского дома…………………….6
Раздел 3. Результаты исследования уровня социально – бытовой компетентности воспитанников………………………………………………….7
3.2. Результаты исследования……………………………………………..8
Список использованной литературы…………………………………….12
Актуальность проекта заключается в том, что как показывает практика, большинство выпускников сиротских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Находясь в стенах детского дома, ребенок не ощущает проблем. Государство берет на себя обязательства по обучению, воспитанию, обеспечению детей всем самым необходимым . Практические, научные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в сиротском учреждении, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. [3] Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную . Умение планировать бюджет, распоряжаться карманными деньгами, вести домашний быт, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, а у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. После выхода из учреждения выпускник не в состоянии перейти на самостоятельное жизнеобеспечение. [2] Самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ним проблемы, к которым он реально не готов. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, в организации своего быта, в создании семьи, в воспитании детей, не умеют составлять и соблюдать бюджет, организовывать свободное время, отстаивать свои юридические права, осуществить поход в ЖКХ и т.д .
В последнее время государство нацелено на социально-бытовую подготовку воспитанников детских домов ( Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 п.57 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» ). [1] Но о тсутствие государственных стандартов, определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации привело к тому, что в настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Такие программы включают довольно разнообразное содержание.
Цель проекта рассмотреть и проверить эффективность использования разработанной авторской программы «Шаг за шагом» по социально-бытовой подготовке ориентированию в условиях ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» Ставропольского края. [4]
В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи:
- Провести анализ, имеющихся проблем у выпускников детского дома;
- Обосновать содержание и формы педагогической работы, способствующей социально — бытовому ориентированию воспитанников.
- Проверить эффективность использования авторской программы на основе исследования (диагностики) воспитанников.
В ходе реализации проекта ожидались следующие результаты:
- высокий уровень социально-бытовых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни;
- понимание ценности труда в современном мире;
- формирование у воспитанников детского дома умений и навыков, которые помогут реализоваться в различных сферах деятельности.
Ожидание данных результатов основывается на том, что:
- программа педагогической деятельности разработана с учетом особенностей развития воспитанников детского дома;
- содержание программы ориентировано на подготовку воспитанников к самостоятельному решению основных социально — бытовых проблем жизнеустройства после выпуска;
- условия организации позволяют реализовать эту программу.
Раздел 1. Анализ социально-бытовой некомпетентности выпускников ГКУ «Детского дома (смешанный) №13» в постинтернатный период
Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений. При выпуске из организации бывший воспитанник оказывается один на один с реальным миром — настоящим, а не иллюзией, создаваемой детским домом. И выпускаясь из учреждения, он начинает это понимать и осознавать. Самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ним проблемы, к которым он в реальности оказываются не готов .
Наиболее важными проблемами, с которыми приходиться сталкиваться выпускникам сиротских учреждений в самостоятельной жизни являются: решение жилищной проблемы; материальное самообеспечение; самостоятельное решение бытовых проблем; решение сложных жизненных проблем; выход из конфликтных ситуаций; взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями; взаимодействие, общение с различными людьми; создание собственной семьи; защита законных прав и интересов; забота о здоровье; продолжение образования; отсутствие возможности посоветоваться со взрослыми; организация своего досуга.
Основная задача сиротских учреждений согласно запросу государства является социально-бытовое ориентирование воспитанников, для того чтобы при выпуске он мог без посторонней помощи справляться с выше указанными проблемами, возникающими у него на пути.
Как показывает практика ГКУ «Детский дом (смешанный) №13» , не у всех бывших воспитанников самостоятельная жизнь начинается легко и гладко. Проанализировав проблемы, постинтернатного устройства выпускников 2015-2016 уч.года, была выявлена недостаточная готовность их к самостоятельной жизни. Очень частыми оказывались ситуации, когда работники детского дома, а именно социальный педагог и психолог, помогали в решении проблем или отстаивали права своих выпускников. Большинство педагогов отметило что, даже получив нормальное жилье, выпускники часто просто не умеют (или не хотят) в нем жить, не умеют жить в одиночестве, не умеют самостоятельно вести домашнее хозяйство, не имеют навыков самообслуживания. Речь идет об элементарных формах бытовой деятельности: чистке обуви, ремонту одежды, стирке белья, приготовлении пищи, уборке квартиры и созданию уюта в доме. Как правило, даже девушки не умеют создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, подолгу не моют грязную посуду. Очень многие воспитанники не умеют приготовить обед. Находясь на полном государственном обеспечении у детей нет бережного отношения к одежде, обуви, они не в состоянии провести даже мелкий ремонт одежды.
Все эти аспекты, а также запрос со стороны государства в социально — бытовом ориентировании воспитанников поставило данную организацию перед необходимостью проведения более качественной подготовки выпускников к самостоятельному жизнеобеспечению . С этой целью была создана программа, направленная на формирование основных социально-бытовых навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни. Решено было включить в программу основы домоводства, сельскохозяйственного труда и экономических знаний в быту.
Были выбраны сроки реализации. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни должна была проходить в течение года (с сентября по август). К программе решено было разработать систему диагностики, для выявления уровня социально – бытовой компетентности воспитанников детского дома.
Раздел 2. Авторская программа «Шаг за шагом» по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Шаг за шагом» разработанная лично автором данного проекта, прорецензирована и внедрена в работу детского дома в 2016-2017 уч.году.
Основная цель программы «Шаг за шагом» осуществить подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, обучить навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок, создать уют в доме,научить навыкам экономического поведения и т.п.
Программа предназначена для работы с воспитанниками 8-11 классов. Продолжительность занятия 1 час. Частота проведения 1 час в день (6 часов в неделю). Срок реализации 1 год.
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни состоит из двух блоков: сельскохозяйственный труд идомоводство. Каждый из блоков имеет теоретическую и практическую часть.
Сельскохозяйственная работа проходит весной, летом и осенью. В теоретической части сельскохозяйственного блока рассматриваются основные сельскохозяйственные культуры, агротехника их возделывания для формирования у воспитанников знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитию умения по распознаванию и определению выращиваемых культур. Рассматриваются правила ухода за садом, придомовой территорией, живой изгородью, даются теоретические знания по уходу за садом, правила формирования крон садовых деревьев, стрижки живой изгороди, выполнения мелкого ремонта придомовой территории и т.д. Практическая часть включает в себя работу на огороде, клумбе, придомовой территории, в саду. За каждой группой, а их в детском доме 3, закреплен свой участок (огород, придомовая территория, сад, клумба), где воспитанники с школьного возраста отрабатывают трудовые умения и навыки, учаться пользоваться сельскохозяйственным инвентарем. Итогом сельскохозяйственных работ, проводимых с воспитанниками, является конкурсы: «Урожайные грядки», «Цветочная клумба». Вся продукция с огорода и сада, а это зелень, овощи, клубника, малина, абрикосы и смородина, используется в детском питании. Воспитанники готовят различные блюда. Помимо готовки воспитанники учатся оформлять готовые блюда, сервировать стол; учатся составлять меню, рассчитывать количество и подсчитывать стоимость продуктов; оказывать первую необходимую помощь при пищевых отравлениях. Каждый год, осенью в детском доме проводится кулинарный конкурс среди групп, где воспитанники могут использовать выращенную ими продукцию, проявить творческие способности. На занятиях по блоку домоводства воспитанники приобретают навыки работы на швейных машинах различного вида, учатся пользоваться инструментами для ручного шитья и изготавливать простейшие изделия с применением ручных и машинных стежков, ухаживать за одеждой, обувью, выполнять ремонт одежды, определять размеры одежды и обуви; рассматривают бытовые приборы, правила обращения с ними; знакомятся с правилами стирки одежды, умению читать ярлыки на одежде; рассматривают приборы учета, рассчитывают и заполняют квитанции ЖКХ; рассматривают правила ухода за собой, за жилым помещением; учатся создавать уют в доме, ухаживать за комнатными растениями.
Основными формами проведения занятий являются: беседа; занятие; практикум; тест; конкурс. Формы работы: групповые; индивидуальные.
Раздел 3. Результаты исследования уровня социально – бытовой компетентности воспитанников
3.1. Система диагностики
Для выявления уровня социально – бытового ориентрования воспитанников, прошедших обучение по программе «Шаг за шагом» была разработана система диагностики. В ней использованы следующие критерии: практические умения и навыки, теоретические знания, культура и организациятруда. Диагностика детей проводится в течение года по блокам в форме теста. Уровень социально-бытовых знаний, умений и навыков оценивается по трехбалльной системе:
Балл «3» (высокий уровень) ставится, если воспитанник: с достаточной полнотой знает изученный материал; умеет применять полученные знания в практической работе; практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда; умеет объяснить основы выполняемой работы; активно участвует в проведении работ.
Балл «2» (средний уровень) ставится, если воспитанник: обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала; в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно; может объяснить основы выполняемой работы по наводящим вопросам.
Балл «1» (низкий уровень) ставится, если воспитанник: обнаруживает незнание, и непонимание большей части учебного материала; не умеет самостоятельно выполнять практические работы и объяснить их основы; нарушение правила безопасности труда; не аккуратно выполняет практические работы.
3.2. Результаты исследования (диагностики) уровня социально – бытовой компетентности воспитанников ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»
В 2016-2017 уч.году в диагностике приняли участие 13 воспитанников 8-11 классов: 8 класс-5 человек, 9 класс- 8 человек. Из них 6 девочек и 7 мальчиков.