Как защитить права на архитектурный проект?
Как защитить права на архитектурный проект?
Об этом рассказали ARCHITIME.RU Партнёры Юридического общества имени Александра Невского: Митягин Кирилл Станиславович и Зайченко Николай Михайлович.
«Вы создаёте проект»
Казалось бы, что тут сложного: приняли заказ, составили договор и техническое задание к нему, получили аванс, разработали проектную и/или конструкторскую документацию, сдали результат и получили оплату.
Обычные подрядные работы – действительно просто, но только если вы считаете, что именно документы стоят денег, а не права.
– Права на что? – спросите вы.
– Интеллектуальные права на проект и его реализацию.
«Если в договоре про права нет ни строчки, то права по умолчанию не передаются от Авторов»
Это хорошая новость. Однако есть новость плохая: многие Заказчики так не думают или не хотят думать. Они получили документацию и на основании ее реализуют не один экземпляр, а второй и даже третий, хотя Автор не хотел, чтобы на основании переданной документации было построено два и более объектов (в таком случае документация стоила бы дороже). Такое отношение к архитекторам часто приходится встречать, причём как у государственных Заказчиков, так и у частных инвесторов и крупных компаний.
«Документация сама по себе не является объектом исключительных прав»
Состав, содержание и оформление проектной документации будут различными в зависимости от вида проектирования и соответствующей отрасли. Но объединяет их одно: особый правовой режим проекта как результата интеллектуальной деятельности. Дело в том, что авторское проектирование всегда заключает в себе значительную творческую составляющую, а значит в результате создаются охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности.
В то же время, создаваемая по договору документация сама по себе не является объектом исключительных прав – это объективная форма, выражение и материальный носитель произведения архитектуры (или дизайна), науки, секрета производства (ноу-хау) или технологии. В юридической литературе высказывается мнение о том, что конструкторская документация – это и есть проект дизайна (См.: Ландин А.В. Охрана результатов НИОКР в качестве научных произведений // Патенты и лицензии. 2009). Но проект, как и любое произведение нематериален – это результат интеллектуальной деятельности, образ, нечто идеальное, которое если и материализуется, то в конкретной вещественной форме, например в документе, или в скульптуре, здании, территории (например, ландшафтный дизайн).
«Практическая реализация проекта защищается законом»
Проект защищается авторским правом, но не только от копирования. В объем защиты, в отличие от других объектов авторского права, включено и исключительное право на практическую реализацию как воплощение проекта (п. 3 ст. 1270 ГК РФ). Но это всё же не охрана содержания, а тоже охрана формы – ведь каждая изготовленная по проекту вещь – это новая объективная форма жизни проекта из неограниченного множества возможных.
Вернувшись в Главу ГК РФ, посвящённую подрядным отношениям, мы видим, что конструкция данного договора не распределяет интеллектуальные права на созданный по договору результат, более того, подрядная модель не предполагает, что проекту будет предоставлена такая защита. Результатом исполнения договора подряда на выполнение проектных работ по мысли законодателя является овеществленная «техническая документация».
Такая техническая проектная документация в Главе 37 ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, но сам договор:
. во-первых, ограничивает возможности подрядчика передавать такую документацию третьим лицам (п. 1 ст. 760 ГК РФ);
. ограничивает возможности заказчика использовать документацию на цели, не предусмотренные договором (ст. 762 ГК РФ);
. предоставляет заказчику право реализовать предусмотренные проектом решения в конкретных изделиях (прямо ГК РФ не предусмотрено, но следует из существа других положений).
«По умолчанию Заказчик прав не получает»
По умолчанию исключительное право осталось у Автора (или правообладателя – работодателя, исполнителя), а право собственности на материальный носитель независимо от интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Поэтому Заказчику кроме ограниченного права использования проекта и права собственности на вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ) ничего не достаётся.
В соответствии с приведенными положениями закона, будучи на стороне исполнителя – архитектора, мы рекомендуем указывать в договоре, что цена включает в себя только стоимость работ (компенсацию издержек и вознаграждение исполнителя за работу — п. 2 ст. 709 ГК РФ) и не включает вознаграждения за передачу интеллектуальных прав, которое может быть существенно выше цены договора подряда.
Но дело не только в этом. Процедура приёмки результатов работ по подряду – это только тест, проверка на соответствие техническому заданию. Никакие другие претензии от Заказчика Подрядчик не принимает и в этом абсолютно прав: распишись в получении сделанной документации и оплати работу. При этом, получив ценную вещь – материальный носитель, – Заказчик никаких интеллектуальных прав не приобретает.
«Заказчик не понимает, что это такое — проект»
А теперь примем во внимание то, что созданная по договору подряда документация может быть признана объективной формой произведения (результата интеллектуальной деятельности, охраняемого авторским правом). В этом случае, ни скопировать, ни передать третьему лицу, ни переработать или включить в состав другого произведения, оцифровать – всё это Заказчику по договору подряда «не дано». Как правило, Заказчик не до конца понимает, что это такое – проект, что это такое – произведение дизайна или архитектуры.
Такое непонимание оборачивается не в пользу обеих сторон договора: Заказчик начинает нарушать права архитектора, а архитектор справедливо возмущается и требует компенсации за нарушение прав.
А если бы стороны все эти моменты урегулировали в процессе заключения договора и включили в договор пункты о правах на интеллектуальную собственность и их распределение в результате исполнения договора, то спора можно было бы вовсе избежать. Если же спор не избежать, то в суде с таким договором у вас будет намного больше шансов доказать нарушение своих прав.
«Этому решению должны порадоваться все архитекторы»
Наш опыт свидетельствует, что в большинстве случаев проектная документация разрабатывается по шаблонным договорам подряда, реже – по договорам на проектирование (как повелось с советских времен). Заключая такой договор, стороны обращают пристальное внимание на порядок исполнения договора, соблюдение сроков, получение согласований и оплаты, нежели на требования к результатам проектирования, его охраноспособности, качеству и обременениям – это всё остаётся Техническому заданию, но такое задание содержит, как правило, только технические требования и соответствие техническим стандартам совместимости, унификации, надежности.
И государственные, и частные организации, размещая заказы на проектную, конструкторскую, рабочую
документацию, пренебрегают вопросами интеллектуальной собственности, ценя вещь выше права, то есть
материальный носитель выше той идеи, концепции, которые в них заключаются. В итоге получается такая весьма
«ценная бумага» (дорогостоящая), «букет рисков», а не полноценный актив. Почему такой актив мы называем
неполноценным можно понять на примере дела, по которому ВАС РФ принял постановление № 7697/12 от 06.11.2012 г. (Подробнее здесь: Kad.arbitr.ru )
Данному решению должны порадоваться все архитекторы и проектировщики, так как в нём четко разложены
возможные доказательства нарушения авторских прав на проект и существенно расширены возможности для их защиты.
Создание охраняемых авторским правом результатов возможно не только по договорам авторского заказа –
соответствующие положения могут быть предусмотрены и в других гражданско-правовых договорах. Более
приспособлена для таких отношений модель договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ, но и она несовершенна с точки зрения правового режима результатов. Следовательно, для
составления договора по каждому новому или нестандартному проекту лучше обращаться к специалисту и при этом
особо пристально обращать внимание на распределение интеллектуальных прав по итогам выполнения договора.
«Договаривайтесь не только о бумаге, но и о правах»
Как известно – договариваться лучше на старте. Если вы разрабатываете проектную документацию, то всегда лучше заранее оговорить права Заказчика на реализацию этого проекта – в каких формах, в каком количестве экземпляров, допустимы ли отступления от проекта, каков порядок согласования с Автором возможных изменений проекта. Не менее важным является вопрос какие права сохраняются за Автором проекта, а какие за его работодателем – Архитектурным бюро, может ли он использовать этот проект в неизменном или измененном виде, передавать на него права другим Заказчикам и т.д.
Как это сделать наилучшим образом, чтобы в последствии при нарушениях оговоренных условий Заказчиком иметь возможность получить компенсацию или пресечь нарушения прав?
На наш взгляд, эти договоренности лучше оформлять путем передачи строго ограниченных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые выражены в проектной документации. Поэтому включение в договор подряда соответствующих нормативных положений об интеллектуальных правах позволит заранее расставить все точки над i, сформировать справедливую цену договора, а также избежать многих ошибок и трудностей по разработке и дальнейшему использованию проектной документации, разрешению споров и возмещения ущерба правообладателей.
Обзоры законодательства
- О компании
- Пресс-центр
- Карьера
- Контакты
- Кабинет клиента
- ENG
- РУС
- FIN
Произведения архитектуры как объект авторских прав — что об этом следует знать архитектору, девелоперу, строителю и инвестору, чтобы защитить свои интересы. Материал подготовили эксперты IP практики Capital Legal Services Елена Бергер и Владислав Щербатых.
» [«avatar»]=> string(29) «architecture-1857175_1920.jpg» [«seo_alias»]=> string(72) «intellektualnye-sredy-proizvedeniya-arhitektury-kak-obekt-avtorskih-prav» [«seo_title»]=> string(144) ««Интеллектуальные среды»: Произведения архитектуры как объект авторских прав» [«seo_dsc»]=> string(0) «» [«date»]=> string(10) «2019-10-30» [«published»]=> string(1) «1» [«no_index»]=> string(1) «0» [«url_get_alias»]=> string(11) «news_detail» [«mailout_flag»]=> string(1) «0» [«mailout_date»]=> string(19) «0000-00-00 00:00:00» [«type_name»]=> string(45) «Обзоры законодательства» [«type_alias»]=> string(22) «obzory-zakonodatelstva» [«page_type»]=> string(4) «news» [«h1»]=> string(45) «Обзоры законодательства» [«services»]=> array(1) < [1587]=>array(1) < [44]=>array(5) < ["parent_id"]=>string(4) «1587» [«service_id»]=> string(2) «44» [«name»]=> string(59) «Интеллектуальная собственность» [«seo_alias»]=> string(29) «intellektualnaya-sobstvennost» [«level_alias»]=> string(13) «oblasti-prava» > > > [«team»]=> array(0) < >> —>
- Главная
- Пресс-центр
- Обзоры законодательства
- «Интеллектуальные среды»: Произведения архитектуры как объект авторских прав
Обзоры законодательства
Информация и связи
«Интеллектуальные среды»: Произведения архитектуры как объект авторских прав
Произведения архитектуры как объект авторских прав — что об этом следует знать архитектору, девелоперу, строителю и инвестору, чтобы защитить свои интересы. Материал подготовили эксперты IP практики Capital Legal Services Елена Бергер и Владислав Щербатых.
В конце октября комитет по недвижимости Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации (СПИБА) провел круглый стол по вопросам авторских прав в строительстве. Гости мероприятия подтвердили – вопрос крайне актуальный, и крайне неочевидных подводных камней, о которых лучше знать заранее, много. Елена Бергер, руководитель IP практики Capital Legal Services, рассказала в своем докладе главных вопросах, которые возникают на практике, когда речь идет об архитектурном решении как об объекте IP.
В частности, следует учитывать, что авторское право защищает именно архитектурное решение. Под архитектурным решением понимается не само здание или его проект, а именно архитектурный замысел, который может быть выражен как в проекте (архитектурная часть строительной документации), так и в объекте (здание, сооружение, их интерьер, созданные на основе архитектурного проекта).
Конечно, многих вопросов можно избежать, если сделать так, чтобы права на архитектурное решение принадлежали вам.
Для этого нужно, прежде всего, внимательно читать договоры на создание архитектурных проектов.
К примеру, если проект создается на заказ архитектурным бюро или иным юридическим лицом, и в нем сказано, что заказчик может использовать проект только для постройки одного дома по строго определенному адресу, это будет значить, что правообладателем решения остается бюро. Если же в договоре нет вообще никаких указаний на распределение прав, то по умолчанию исключительные права на решение принадлежат заказчику. В то же время, для того, чтобы быть уверенным в том, кому принадлежат права на архитектурное решение, рекомендуется прямо и недвусмысленно предусматривать это в договоре.
О чем нужно помнить, если права все же принадлежат не вам, а кому-то другому.
Итак, архитектурное решение – это объект интеллектуальных прав, а значит, на его использование нужно получать согласие правообладателя. Что понимается под «использованием» архитектурного решения? Наиболее распространены два способа: практическая реализация проекта (например, постройка дома по проекту) и переработка (создание нового архитектурного решения на основе существующего). Интересно здесь то, что переработать тоже можно как проект (сделав новый проект, в котором позаимствованы решения из уже существующего), так и объект.
Последний случай довольно интересен. Очевидно, что будет являться переработкой постройка нового объекта с заимствованием решений уже существующего (например, если Вам понравилось какое-либо здание, и Вы строите своё с очень похожим оформлением фасада).
Но что, если вы, к примеру, решили изменить внешний вид уже построенного объекта?
К примеру, вы – собственник дома, который был построен по проекту, при этом права на проект по какой-то причине остались у архитектора. Нужно ли вам спрашивать у архитектора разрешения, скажем, на перекраску стен или достройку нескольких этажей?
На наш взгляд, ответ зависит от того, нужно ли для таких изменений вносить изменения в архитектурный проект. Если изменений в проект вносить не нужно, то вы как собственник вольны изменять свой дом без разрешения архитектора. Но если же требуется внести изменения в проект, то у правообладателя изначального проекта нужно получить разрешение на его переработку.