- Как правильно армировать ростверк свайного фундамента?
- Что представляет собой ростверк
- Конструкция ростверкового фундамента
- С какой целью выполняется армирование ростверка свайного фундамента
- Укрепление свайного и ленточного фундамента – рекомендации специалистов
- Для чего необходим чертеж
- Какие потребуются материалы и инструменты
- Армирование свайно-ростверковой основы – этапы работ
- Особенности и технология армирования свайно-ростверкового фундамента
- Особенности процесса
- Зачем делать чертеж?
- Как выбрать арматуру?
- Как рассчитать количество арматуры?
- Технология и этапы процесса
- Отличия от ленточного и монолитного плитного
- Ошибки и советы
- Заключение
Как правильно армировать ростверк свайного фундамента?
Для обеспечения устойчивости возводимых строений применяются различные типы фундаментов, в том числе свайный. Такое основание положительно зарекомендовало себя при выполнении работ на мерзлых грунтах, в условиях наклонной стройплощадки, а также на слабых почвах с близко расположенными грунтовыми водами. Усиление стальной арматурой ростверковой конструкции позволяет сформировать прочную основу для будущего строения. Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется на основании чертежа и результатов предварительно выполненных расчетов.
Что представляет собой ростверк
Далеко не все частные застройщики знакомы со специальными строительными терминами. Среди профессионалов часто можно услышать слово «ростверк». Рассмотрим, что он собой представляет.
Это нагруженный элемент свайной основы, который выполняет ряд ответственных задач:
- объединяет оголовки опор общим силовым контуром, усиленным арматурой;
- предотвращает возможность смещения опорных элементов от вертикальной оси.
На основании предварительно разработанной документации и специальных расчетов определяются размеры и конструктивные особенности ростверка.
Ростверк – это монолитный элемент основания здания, соединяющий отдельно стоящие столбы или сваи в единую систему
Для оснований с опорными колоннами применяются следующие конструкции:
- ленточная. Она объединяет расположенные под несущими стенами опоры в силовой контур с помощью цельной бетонной ленты;
- плитная. Конфигурация плитного ростверка повторяет форму здания и объединяет оголовки опор с помощью монолитной плиты.
Существуют различные варианты ростверкового фундамента, каждый из которых имеет свои особенности:
- монолитный. Цельная конструкция формируется в результате твердения бетонного раствора, залитого в сборную щитовую опалубку;
- сборный. Состоит из изготовленных промышленным методом железобетонных элементов, которые опираются на колонны.
Несмотря на отличия в конструкции, все виды ростверка образуют прочную основу, обеспечивающую устойчивость капитальных стен здания. Обвязка оголовков свайных опор, расположенных в грунте, обеспечивает повышенный запас прочности. Это делает пространственную систему более жесткой и менее восприимчивой к влиянию нагрузок. Усиление стальными стержнями свайного и ленточного фундамента повышает ресурс эксплуатации строения, формируя монолитную основу.
Конструкция ростверкового фундамента
Ростверк основания свайного типа, представляющий цельную железобетонную ленту, может располагаться на различном уровне относительно грунта.
Для возведения стен зданий сооружаются различные виды ростверков, отличающиеся расположением относительно нулевой отметки:
- возвышающийся. Нижняя плоскость силового контура располагается выше уровня почвы не менее чем на 15 см. Высокая конструкция сооружается для облегченных зданий, строительство которых осуществляется на всех типах грунтов. Она является незаменимой для проблемных грунтов и требует надежного усиления стальной арматурой. Это обусловлено наличием свободного пространства между поверхностью почвы и бетонной окантовкой;
- расположенный на уровне почвы или наземный ростверк. Он формируется на песчано-щебеночной подушке без погружения в грунт. Главная особенность наземной конструкции – это касание бетонного монолита поверхности почвы с нулевым зазором. Такая конструкция применяется на стабильных почвах, которые не подвержены деформации в результате морозного пучения. При замерзании почвы велика вероятность нарушения целостности бетонного контура;
- не глубоко заглубленный. Опорная плоскость бетонного усиления опирается на щебеночно-песчаную подсыпку, расположенную ниже нулевой отметки в глубине приямка. Конструктивно такое основание похоже на фундамент ленточного типа, который выполняется на свайных опорах. Процесс сооружения довольно трудоемкий и связан со значительными расходами. Эта конструкция используется на грунтах с пониженной несущей способностью для строительства крупных строений.
Свайные фундаменты сооружают для возведения облегченных построек. Конструкция ростверка фундамента, представляющего бетонную окантовку, обеспечивает устойчивость таких строений. Ширина ленты соответствует толщине стен, а высота контура составляет не более 0,4 м.
Также ростверк выступает в качестве опорной поверхности, на которой возводятся стены здания
С какой целью выполняется армирование ростверка свайного фундамента
Необходимость укрепить фундамент строения с помощью арматурной решетки связана со свойствами бетонного состава. Бетон восприимчив к влиянию деформации, вызывающей растяжение и изгиб. В результате таких деформационных процессов возможно разрушение основания, хотя материал способен воспринимать значительные сжимающие нагрузки.
Усиление стальной арматурой ростверка свайного основания укрепляет конструкцию, повышает ее устойчивость, а также положительно влияет на долговечность возводимого строения. Мощный каркас, забетонированный в бетонной ленте, повышает прочность основания, компенсирует различные виды нагрузок и крутящих моментов.
С целью повышения прочностных характеристик свайной основы необходимо также укрепить опорные колонны. Находящиеся внутри опор арматурные прутки объединяются с ростверковой лентой в общий силовой контур.
Укрепление ростверка свайной основы с помощью арматуры обеспечивает:
- устойчивость бетонного массива, воспринимающего реакцию сил морозного пучения;
- повышение прочностных характеристик основы, на которую действует вес здания;
- защиту основания, которое сооружено из бетона пониженной прочности.
Используя стальную арматуру для укрепления ростверковой основы можно предотвратить влияние негативных факторов.
Потребность в укреплении монолитного ростверка арматурой обуславливается тем, что бетон как материал имеет высокую устойчивость к сжимающим нагрузкам, но при этом ему свойственно слабое сопротивление к нагрузкам на изгиб и растяжения
Укрепление свайного и ленточного фундамента – рекомендации специалистов
Профессиональные строители советуют для выполнения армирования применять пространственный каркас, состоящий из следующих элементов:
- прочных горизонтальных стержней с винтообразным рифлением поверхности. Используются арматурные прутки с маркировкой А3, изготовленные методом горячего проката. При диаметре 1,2–1,6 см они способны компенсировать расширенный диапазон нагрузок;
- перпендикулярно расположенных перемычек, уменьшенного диаметра. Они могут изготавливаться из рифленой проволоки диаметром 0,6–0,8 см. Стальные перемычки, опоясывающие продольные прутки, обеспечивают жесткость решетки и придают ей квадратную или треугольную форму.
Для формирования пространственного каркаса, наряду со стандартной арматурой, могут также применяться:
- прямолинейные отрезки стальной проволоки соответствующего диаметра;
- готовые перемычки без рифления, имеющие после загиба необходимое сечение.
При выполнении мероприятий по укреплению ленточной основы, опирающейся на опорные колонны, соблюдайте следующие требования:
- используйте как минимум четыре стержня, попарно расположенных в верхней и нижней плоскости пространственного каркаса;
Схема свайно-ростверкового фундамента
- при сборке располагайте горизонтальные прутки арматуры на расстоянии, равном 100–200 мм;
- соблюдайте интервал 250–350 мм между вертикально расположенными соединительными элементами;
- обеспечьте гарантированный зазор от прутков металлоконструкции усиления до поверхности бетона более 50 мм;
- надежно зафиксируйте собранный каркас, обеспечив невозможность его смещения при заливке бетона.
Зазор между прутками и бетоном позволяет:
- защитить элементы каркаса от попадания влаги, вызывающей процесс коррозии;
- правильно расположить каркас в бетоне и равномерно распределить нагрузки.
Для обеспечения стабильного зазора применяются специальные подкладки, произведенные из пластмассы.
Для чего необходим чертеж
Для правильного выполнения мероприятий по армированию необходимо выполнить разработку документации. Чертеж можно разработать самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных разработчиков.
Чертеж позволяет:
- определить потребность в стальных прутках для сборки;
- изготовить силовую конструкцию в соответствии с документацией.
Армирование Ленточного Фундамента
В профессионально выполненном чертеже содержатся следующие сведения:
- габариты каркаса;
- диаметр стержней;
- профиль прутков;
- шаг между проволочными перемычками;
- интервал между силовой арматурой;
- конструктивные особенности пояса.
На основании чертежа можно самостоятельно рассчитать длину стержней в поясах и общее количество перемычек. После разбивки применяемой арматуры по сортаментам, несложно рассчитать общую длину путем суммирования. Для заказа прутков необходимо знать их общий вес. Для этого суммарный метраж по каждому типоразмеру следует умножить на вес погонного метра для конкретного стержня.
Для обеспечения необходимой прочности следует вместо электросварки использовать вязальную проволоку для соединения элементов. Сварка создает зоны напряжений, а вязальная проволока прочно соединяет прутки, не нарушая структуры металла. Зная, что для обеспечения фиксации двух прутков требуется 25–30 см, несложно рассчитать общую потребность в вязальной проволоке. Для этого следует перемножить количество стыков на указанную длину.
Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры
Какие потребуются материалы и инструменты
Для выполнения работ по армированию необходимо подготовить следующие материалы, а также инструменты:
- арматуру, диаметр которой соответствует требованиям чертежа;
- специальное приспособление, облегчающее загиб стержней;
- проволоку для вязания элементов пространственного каркаса;
- крючок для вязания, ускоряющий производство работ;
- болгарку, позволяющую нарезать арматуру на заготовки.
Собранный арматурный каркас размещается внутри предварительно собранной опалубки на специальные подставки и заливается бетонным раствором.
Армирование свайно-ростверковой основы – этапы работ
После завершения установки опорных колонн, укрепленных арматурой, и монтажа опалубки можно начинать сборку пространственного каркаса. Он крепится к частям арматурных прутков, выступающим из свай. Фиксация производится с помощью проволоки для вязания.
Последовательность операций:
- Нарежьте болгаркой заготовки, руководствуясь требованиями чертежа.
- Установите на пластиковые опоры нижний ярус горизонтальных стержней.
- Соедините элементы нижнего пояса с помощью поперечных прутков.
- Закрепите специальные хомуты квадратного сечения к горизонтальной арматуре.
- Привяжите продольно расположенные арматурные прутки верхнего яруса.
- Произведите усиление угловых зон ростверка с помощью изогнутых прутков.
Важно надежно зафиксировать угловые участки, в которых действуют значительные нагрузки. Для создания прочной основы будущего здания важно правильно усилить арматурой ростверк, объединяющий сваи. Чертеж позволит рассчитать потребность в материале и облегчит самостоятельное выполнение работ.
Особенности и технология армирования свайно-ростверкового фундамента
Армирование – важный технологический этап при строительстве ростверка свайного фундамента.
При этом используют металлопрокат установленного качества, а в конструировании следуют технологии, описанной в нормативной документации к проектированию железобетонных оснований.
Рассмотрим в статье все особенности армирования свайного основания, нужен ли чертеж и для чего, в чем отличия от процедуры при монолитном плитном фундаменте, а также технологию и этапы монтажа.
Особенности процесса
Ростверк представляет собой верхнюю часть опорной конструкции, которая объединяет между собой сваи. Благодаря обвязке фундамент становится жестче и увеличивается его устойчивость по отношению к опрокидывающим нагрузкам.
По материалу изготовления ростверк может быть:
Последний вариант выгодно отличается повышенной несущей способностью и может быть использован для строительства жилых многоэтажных домой и других тяжеловесных конструкций.
Необходимость в армировании ленты обусловлена тем, что сам по себе бетон как материал подвержен изгибающим и растягивающим силам, которые могут стать причиной разрушения основания.
Армированный каркас внутри монолитной ленты ростверка свайного фундамента принимает на себя нагрузки, тем самым увеличивая надежность фундамента и обеспечивая сохранение его эксплуатационных характеристик в процессе использования. Такую же функцию выполняет армокаркас для столбчатых, буронабивных и железобетонных свай.
Зачем делать чертеж?
Во всех деталях разработанный чертеж ростверка свайного основания позволяет:
- определить потребность в стальных прутьях для армокаркаса;
- собрать силовую конструкцию в соответствии с нормативными требованиями.
Графическая схема отображает следующую информацию:
- размеры силовой конструкции;
- диаметр стальных прутьев;
- профиль сечения стержней;
- шаг между перемычками;
- интервал между арматурными поясами;
- конструктивные особенности каркаса.
Имея перед собой чертеж, застройщик может без труда рассчитать необходимое количество прутьев и перемычек для создания армирующего каркаса, подобрать сортамент арматуры, высчитать вес прутков для заказа и, как следствие, добавить соответствующую статью расхода в общую смету.
Как выбрать арматуру?
Армирующий каркас представляет собой пространственную конструкцию, которая состоит из верхнего и нижнего продольных поясов, соединенных между собой поперечными прутками. Для изготовления продольных поясов используют рифленую арматуру класса A-III с сечением 13-16 мм.
В последнее время широко используются композитная арматура с напылением из песка, которая отличается более высокими прочностными характеристиками по сравнению с металлом, а также устойчивостью к коррозионным процессам.
Соединение конструкции может быть выполнено по двум технологиям:
- Поперечные перемычки присоединяются путем вязки или сварки к продольным поясам под углом 90 о . В этом случае для прутков необходимо использовать стальные стержни такого же типоразмера, что и при обустройстве пояса. Схема такой конструкции:
- Перемычки имеют выгнутую в хомуты форму, благодаря чему система арматурных прутьев соединяется в единую конструкцию. В этом случае используются гладкие стальные пруты класса A-II с диаметром сечения от 8 до 10 мм. Композитная арматура не подлежит гибке, поэтому не подходит для изготовления хомутов. Схема такой конструкции представлена ниже:
Электросварку чаще заменяют обвязкой арматуры и перемычек стальной проволокой. Для этого используют термически обработанную специальную вязальную проволоку диаметром от 1,2 мм.
Как рассчитать количество арматуры?
Перед тем, как планировать конструкцию армирующего каркаса, необходимо ознакомиться с нормативными требованиями, изложенными в СП 63.13330.2018. Ключевые аспекты, которые отражены в документации и понадобятся для расчета количества материла:
- количество стержней для продольных поясов – от 4 шт.;
- расстояние между арматурой в поясах – максимум 10см.
- шаг между горизонтальными перемычками – 20–30см;
- шаг между вертикальными прутками – 25–40см;
- зазор между краем фундамента и арматурой – не менее 5см.
Имея чертеж с нанесенными габаритами и зная шаг, можно достоверно рассчитать необходимое количество металлопроката для изготовления армокаркаса.
Например, ширина ростверка 50 см, а длина – 10 м. Тогда, учитывая защитный слой бетона с обоих сторон силовой конструкции, для одного продольного пояса с шагом 10 см понадобится 4 стержня. Таким образом рассчитывают количество прутьев для каждой стороны каркаса.
В случае с монтажом силовой конструкции при помощи вязальной проволоки придерживаются установленного правила, что на одну обвязку в среднем уходит 25–30см металлопроката. Зная количество стыков, можно рассчитать потребность в материале.
Технология и этапы процесса
Монтаж армирующего каркаса начинают после завершения всех предыдущих этапов строительства фундамента, а именно:
- устройства свай в грунте;
- строительства опалубки;
- укладки слоя гидроизоляции.
Силовую конструкцию помещают в готовую щитовую опалубку, внутри которой выступают прутья армокаркаса опор. Сборку конструкцию выполняют с помощью проволоки или соединяют прутья методом сварки.
Некоторые строители опасаются, что сваренный каркас хуже противостоит деформациям из-за отсутствия эластичности, но при строительстве многоэтажек чаще применяют сварку, потому что это более практичный и быстрый в реализации способ.
С точки зрения эксплуатационных характеристик, различия между методами соединения армокаркаса не существенны.
Технологические этапы:
Ориентируясь на чертеж, нарезают с помощью болгарки стальные прутья на заготовки с нужными размерами.
- На дно опалубки укладывают пластиковые опоры или кирпичи под горизонтальные прутья, чтобы обеспечить зазор между нижней частью основания и металлом.
- На подставки укладывают продольные стержни, к которым приваривают или привязывают горизонтальные перемычки с выбранным шагом.
- К углам образовавшихся ячеек крепят вертикальные перемычки.
- Вертикальные перемычки соединяют с продольной арматурой верхнего пояса.
- К полученным углам крепят верхние горизонтальные перемычки.
- Усиливают углы силовой конструкции с помощью изогнутых прутьев.
Углы армирующего каркаса в большей степени подвержены значительным нагрузкам, поэтому важно уделить особое внимание надежности фиксации стержней в этих местах.
Отличия от ленточного и монолитного плитного
Единственное отличие в армировании плитного и ленточного ростверка от свайного состоит в том, что в первом случае монтируют единую силовую конструкцию по всей площади основания.
Ленточный ростверк устраивают по периметру сооружения и, как правило, под несущими стенами. Таким образом, при конструировании армирующего каркаса для монолитной плиты будет использовано большее количество металлопроката.
Ошибки и советы
Армирование ростверка выполняют строго по технологии, описанной в СП 63.13330.2018 и связанных с ним нормативных актах, в противном случае невозможно прогнозировать надежность и срок службы фундамента.
Чаще всего строители допускают такие ошибки:
- Неправильные размеры армирующего каркаса. Чтобы придать жесткости ростверку, силовую конструкцию располагают максимально близко к краю бетонной ленты, оставляя при этом слой бетона (минимум 50 мм). Для наземных и заглубленных ростверков слой бетонного раствора без армирования увеличивают до 70 мм.
- Использование других вспомогательных предметов для армирования – рельс, сетку-рабицу и т.д. Применять гладкие стальные прутья можно только в качестве поперечных перемычек. Для создания продольных поясов используют насеченную арматуру толщиной до 14 мм.
- Армирование прутьями, бывшими в эксплуатации, на которых сохранились остатки краски и видны следы коррозии. Все поверхностные дефекты мешают сцеплению бетона с металлом. Технология допускает только нанесение тонкого слоя эпоксидного покрытия в качестве гидроизоляционного мероприятия.
Заключение
Усиленный арматурным каркасом ростверк для свайного основания послужит прочной основой для проектируемого сооружения. При этом важно соблюдать технологическую последовательность армирования, следуя требованиям СНиП.
Заблаговременно составленный чертеж позволит правильно рассчитать требуемое количество металлопроката, а также облегчит самостоятельное выполнение монтажа.