Аудио во всех комнатах для дома

Звук в умном доме. Современные решения и технологии

Управление голосом — закономерный шаг в развитии идей умного дома. Распространение аудиопотоков в комнатах, коммутация компонентов без проводов, управление с помощью привычных человеку команд — далеко не полный перечень операций с устройствами. Рассмотрим технологии, с помощью которых можно не только связать элементы умного дома, но и весело жить.

Сохранить и прочитать потом —

От хлопков в ладоши к голосовому управлению

В конце 80-х радиолюбители собирали реагирующие на звук в комнате светильники. Это было круто. Это было сказочно. Хлопок в ладоши включал свет в спальне. Два хлопка — и завораживающая подсветка в аквариуме создавала нужное настроение.

Прогресс пошел дальше выключателей. Человек привык руководить словами. Не удивительно, что технологии взаимодействия с механизмами быстро вышли на уровень, когда голосовые помощники не только распознают речь, но и переводят команды человека в коды управления сложными устройствами. Голосом можно:

  • открыть двери или ворота. Не нужно искать брелок, подсвечивать кнопки;
  • установить оптимальную температуру в комнатах;
  • задействовать программный алгоритм управления климатом;
  • включить дистанционно устройства водоподготовки;
  • выбрать последовательность музыкального сопровождения событий.

Вы еще в пути, а друзья на пороге? Зачем волноваться, достаточно дать команду интеллектуальному центру. Дверь откроется, включится свет, заиграет праздничная музыка. Приятный голос расскажет гостям о том, что им рады, световая дорожка проведет в зал, где музыка польется даже с потолка. С умными колонками MusicCast и технологией погружающего звучания Dolby Atmos возможно много больше, чем с обычным домашним кинотеатром 5.1-канального формата. Чуть позже мы к этому еще вернемся.

Читайте также:  Наружная отделка деревянных домов под кирпич

Перечисленные чудеса – все еще почти фантастика, но лишь только потому, что технологии молоды, а вовсе не из-за того, что они невозможны сегодня. И следующие строки тому доказательство.

Музыка в доме

Разработчики компонентов для умного дома переходят к централизованному управлению процессами. Разрозненные программные комплексы объединяются с помощью компьютера или специального микроконтроллера. Производители музыкальных устройств не остались в стороне. В умном доме каждая колонка в комнате должна быть подключена к аппарату для воспроизведения аудиосигнала — специальному ресиверу. Рассмотрим один из таких центров.

AV-ресивер Yamaha RX-V685 разработан для распределения звука по дому. Центр музыкальных технологий совместим с голосовым помощником Amazon Alexa. Это значит, что с помощью смартфона вы сможете включить нужную музыкальную композицию.

В RX-V685 встроен усилитель, выдающий до 150 Вт на канал для колонок, подключаемых кабелем. Беспроводная связь с акустикой в музыкальном центре подчинена системе MusicCast.

Передача звука

Организовать звучание в комнатах позволяют мультирум-системы. Yamaha использует технологию MusicCast — решение для управления AV-ресиверами, беспроводной акустикой, проигрывателями виниловых пластинок. MusicCast позволяет:

  • собрать домашний кинотеатр в любой комнате с использованием совместимых колонок;
  • связать акустические системы и проигрывающие устройства в единый комплекс с помощью Wi-Fi, Bluetooth и AirPlay;
  • воспроизвести музыкальные программы по всему дому, управляя процессом с помощью голоса.

С колонками, поддерживающими MusicCast, вы можете петь в сауне под аккомпанемент компании, отдыхающей в гостиной. Теперь расстояние не станет помехой для творческих порывов.

Современные акустические устройства для умного дома

В мире музыки качество воспроизведения звука стоит на первом месте. MusicCast 20 — колонки, разработанные специально для беспроводной работы. В сочетании с AV-ресивером и саундбаром мы получаем:

  • качественный звук в комнатах умного дома;
  • управление голосовыми командами с помощью сервиса Alexa;
  • звук без потери качества;
  • сенсорное управление с предустановленными приложениями.

MusicCast 20 подойдут для обычных комнат. Добавить громкости звучания в зал или гостиную можно с помощью колонок MusicCast 50:

  • мощность усилителей для двух динамиков: 35 Вт (НЧ) + 35 Вт (ВЧ);
  • аналоговые входы: mini-jack 3,5 мм, 2 х RCA;
  • беспроводные интерфейсы: Wi-Fi 2,4/5 ГГц, Bluetooth 4.2 + EDR;
  • динамики: НЧ 3-7/8″ x 2, ВЧ 1-1/8″ x 2.

Осторожно! Не испугайтесь звуковых эффектов при просмотре блокбастера с MusicCast 50.

От 2D к 3D

Отказавшись от кабелей, мы переходим совершенно в иное измерение. С помощью технологии кодирования саундтреков Dolby Atmos звуковые эффекты можно перемещать не только панорамно, но и в любую точку пространства. А слушатель будет находиться в центре истории, воспринимаемой с удивительной правдоподобностью.

Yamaha может похвастать еще одной технологией 3D-аудио. Digital Sound Projector воплощена в системе воспроизведения звука YSP-5600, не имеющей аналогов в мире музыки. YSP-5600 позволяет:

  • полностью воссоздать трехмерную музыкальную сцену;
  • получить качественное звучание, эквивалентное 7.1.2-канальному в форматах Dolby Atmos и DTS:X;
  • использовать беспроводной внешний сабвуфер;
  • наращивать возможности с помощью других MusicCast-устройств;
  • воспроизводить звук с компьютера, iPod, iPhone, iPad, совместимых AV-плееров.

Как и положено в умном доме, вы можете управлять YSP-5600 со своего смартфона с помощью голосовых команд. Кстати, экранное меню центра выполнено на нескольких языках, включая русский.

Вывод

Как и прежде, решив задачи комфортного пребывания в доме, человек старается себя развлечь. С современными компонентами не важно, где находятся люди. В любой комнате умного дома звучание можно организовать без проводов. Смартфон и технологии Yamaha позволяют управлять аудиосистемой удаленно с помощью голосовых команд. Теперь нам не нужны кнопочные пульты. Все это становится возможным уже сегодня с помощью беспроводных колонок MusicCast и музыкальных центров, поддерживающих форматы потоковой передачи сигнала и дистанционного управления.

Мультирум звук в небольшой квартире

Рассмотрим пример аудиосистемы для небольшой квартиры. Например, нам надо реализовать следующие вещи:

  • Фоновая музыка в санузле. Разумеется, с защитой от брызг воды.
  • В гостиной домашний кинотеатр 5.1 (5 колонок вокруг + сабвуфер)
  • В комнате фоновая музыка с возможностью подключения к телевизору
  • В спальне просто фоновая музыка, без телевизора

Желательно, чтобы всё управлялось с одного приложения на смартфоне или планшете. Нужно иметь возможность включать в каждой комнате свою музыку, регулировать раздельно громкость по каждому помещению.

Звук в санузле

Для санузла два варианта: либо отдельно динамик и отдельно усилитель, либо мультирум-колонка в сборе.

Мультирум-колонка, это Sonos Play 1 либо Denon Heos 1. Выглядят они примерно одинаково:

Обе колонки влагозащищённые (от брызг, не от струи воды), обе имеют опциональный настенный кронштейн. Достаточно одной колонки на помещение до 7-8 квадратных метров, звук будет очень качественный. Denon имеет линейный вход и Bluetooth в отличие от Sonos, но в санузле это не очень нужно. Обе колонки есть в белом и чёрном цвете. Цена порядка 22 тысяч рублей.

К колонке надо только подвести питание 230В, можно даже не розетку, а просто вывод кабеля из стены, чтобы аккуратнее выглядело. И убедиться, что Wi-Fi ловит хорошо в месте установки.

Второй вариант: ставим обычную пассивную колонку на полочку либо встраиваем в потолок. Для встройки в потолок нам нужно минимум 80мм запотолочного пространства для хорошей колонки типа Sonance VP SST/SUR. Это серия стерео колонок, там два канала сразу в одном динамике. Если усилитель на санузел нужен отдельный (чтобы слушать там не то же самое, что в других комнатах), то нужен мультирум усилитель типа Sonos Connect AMP или аналог от Denon или Yamaha. Connect AMP стоит 50 тысяч, что достаточно дорого для санузла. Если это большой и достойный «мастер-санузел», то можно рассмотреть установку пары потолочных колонок Sonance + усилитель Sonos, что обойдётся примерно в 75-80 тысяч рублей, либо две колонки Sonos Play 1 или Denon Heos 1, это будет порядка 42 тысяч. В первом варианте нужно ещё посчитать акустический кабель от колонок до усилителя и его монтаж, во втором варианте — силовые кабели на колонки, это дешевле.

Если в квартире два санузла, а отдельный звук в каждом из них нам не нужен, то можно поставить один усилитель на оба, играть и там и там будет одно и то же. Можно добавить на стене регуляторы громкости типа такого:

Для санузлов можно сделать совсем бюджетный вариант из смартфона, небольшого стерео-усилителя и пассивных колонок, это будет не мультирум, а просто постоянная музыка, управляемая локально с этого самого смартфона.

В общем, если рассматривать качественное решение, то минимальный, но достойный вариант — динамик Play 1 под потолком. Бюджет 20 с небольшим тысяч рублей, функционал полноценный. Вариант «люкс» — два встроенных в потолок или подвесных динамика хорошего качества и отдельный мультирум усилитель, бюджет порядка 90 тысяч рублей.

Кинотеатр с мультирум звуком

Что это означает? У нас есть аудиосистема, которая умеет брать звук с источника видео (Apple TV, Blue-Ray или телевизора) и состоит она из нескольких колонок. Кинотеатр системы 5.1 — это две фронтальные колонки (основной звук), центральная (голос), две тыловые (звук сзади) и сабвуфер в любом углу комнаты. В кинотеатре системы 7.1 добавляются два динамика справа и слева от слушателя, а ещё бывают 9 или 11 динамиков. Сабвуферов (вторая цифра после точки) тоже может быть не один, а два.

Ресивер — это основное устройство домашнего кинотеатра, которое распределяет звук на все подключенные к нему динамики, сколько бы их не было. У многих ресиверов (Онкио, Integraб Denon и прочих) есть возможность управления с собственного приложения для смартфонов и планшетов, но это приложение работает чисто на ресивер, то есть, управлять с него прочими аудиосистемами не получится. Отсюда два пути: использовать приложение для управления различными системами разных производителей (например, Fibaro или Iridium Mobile) либо использовать оборудование одного производителя, поддерживающее мультирум управление.

Если мы используем Yamaha Music Cast, то проблем не будет. Все компоненты системы, включая ресивер, должны поддерживать Music Cast (его поддерживают все новые модели).

Как я уже писал, основной для меня недостаток Yamaha Music Cast в том, что система не поддерживает Apple Music и Google Music, но это может быть исправлено новой прошивкой.

Системы Sonos и Denon Heos кинотеатр реализовывают саундбаром и тыловыми колонками. Саундбар — это длинная панель, которая вешается под телевизором, в ней размещено много динамиков.

Динамики направлены так, что создают почти полноценную эмуляцию трёх колонок: двух фронтальных и центральной. В качестве тыловых добавляем две Sonos Play 1. Также есть сабвуфер Sonos Sub. Всё беспроводное, что важно

Аналогично в системе Denon Heos, которая, мне кажется, делалась как подражание Sonos. Также саундбар, сабвуфер и две тыловые колонки.

Если уже есть ресивер, который не поддерживает мультирум систему, то надо добавить Sonos Connect — коробочка, которая подключается к ресиверу и может делать две вещи:

  • позволяет на колонках кинотеатра играть музыку из системы Sonos
  • позволяет звук с телевизора посылать в систему, чтобы он мог играть на всех колонках в доме

У Denon такая же коробочка называется Denon Link.

Колонки для комнаты

В комнатах те же два варианта, что и в санузле: либо встроенные в потолок (в стены) колонки и усилитель Sonos Connect AMP или Denon Heos Drive, либо отдельностоящие или подвешенные колонки. Вот Sonos Play 3 и Denon Heos 3, как всегда похожи и аналогичны по характеристикам:

Одной такой колонки достаточно для воспроизведения музыки в комнате до 20 квадратных метров. Если комната больше, то лучше использовать Sonos Play 5 и, соответственно, Denon Heos 5.

105,325 просмотров всего, 78 просмотров сегодня

Акустическая подготовка к прослушиванию в обычной квартире

Именно так. Ведь привычное уху профессионала словосочетание «акустическая подготовка помещений» не отражает суть дела. А суть эта — в бесчисленных историях о том, как «. была куплена дорогущая аппаратура, огромные колонки, привезли, установили — а звука нет. »

Действительно, так бывает нередко. Негатива добавляет реакция соседей и домочадцев на громкую музыку. Что со всем этим делать в условиях обычной квартиры — именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить, причем без применения объемных теоретических выкладок и измерительных приборов, не говоря уж о промышленных системах рум-коррекции. Достаточно собственной головы и ушей.

Немного об идеале

Начнем с пугающих вершин, к которым надо стремиться, но которые, увы, недостижимы в обычной жилой квартире. Для качественного звучания колонок комната, где они установлены, должна иметь приемлемый коэффициент реверберации (другими словами, быть умеренно гулкой) и не демонстрировать акустических резонансов и стоячих волн (мест, где звучание низких частот, например, превращается в некое бубнение).

Кроме того, в такой комнате не должно быть источников призвуков — чего-то резонирующего и дребезжащего. Это то, что касается «внутренних» параметров. Повторюсь: мы стараемся не использовать основанные на измерениях известные стандарты и нормы, описанные в профессиональной документации.

Безэховая камера

Есть и «наружные» параметры — то, из-за чего соседи рано или поздно начинают стучать в батарею, как ни противна нам вся эта проза жизни. Без звукоизоляции не обойтись. Соответственно, акустическая подготовка помещений состоит из двух-трех частей, важнейшими из которых являются звукоизоляция и звукопоглощение. И важно не путать эти два направления.

Фрагмент интерьера звукозаписывающей студии. Не самое жилое помещение.

А теперь об идеалах. В профессионально подготовленных помещениях для акустической подготовки принимаются серьезные меры. Плавающие полы и потолки, акустические панели, специальные двери (причем не одинарные). Все это — с использованием специальных материалов и покрытий.

Так оформлены студии звукозаписи, серьезные домашние кинотеатры и многие другие объекты. Масштабы работ впечатляют. Все это закладывается еще во время проектирования. Простой факт: толщина звукоизоляционного слоя, создающего реальный эффект, начинается с 5 см.

Звукоизолирующий пол — не так уж просто

А у нас — обычная квартира. И максимум, что мы можем себе позволить в целях акустической обработки — косметический ремонт. Что ж, это тоже немало. Засучив рукава, приступим!

Начнем со звукоизоляции

В деле звукоизоляции не важно, хотите вы убрать (вернее, радикально уменьшить) шум от соседей либо преследуете благородную цель минимизировать причиняемое им беспокойство, исходящее от вашего аудиосетапа. Средства одинаковы. Но прежде всего — об ошибках.

Например, идея покрыть смежную с источником шума стену пенопластом и отделать ее как-нибудь для красоты (оштукатурить или оклеить обоями) часто высказывается общественностью и даже представителями ремонтных бригад. Парадоксально, но таким образом звукоизоляцию можно даже ухудшить. Это ТЕПЛОизоляция — и звук здесь ни при чем. Два листа гипсокартона с разными воздушными промежутками при той же толщине, стоимости и трудоемкости сработают на порядок лучше.

Но давайте договоримся, что увеличивать толщину стен в квартире не стоит. Что же тогда? А тогда нужно поискать места, где звук особенно легко проникает в соседнее помещение. Именно эти слабые места нам следует усилить.

Усиливаем слабые места

Прежде всего (и это особенно важно для некапитальных не несущих стен) обратите внимание на розетки. Часто строители устанавливают розетки одновременно с двух сторон. Это удобно: сверлится сквозное отверстие, в нем — розетки, ваша и соседская. Для звука такое отверстие остается практически сквозным. Можете попробовать, прислонив ухо. Только осторожно, там все под током!

Розетки нужно доработать!

Наши действия: отключаем электричество, демонтируем розетку, затем ее монтажную коробку, видим дно монтажной коробки соседей. Промежуток между этими коробками заполняем диском из максимально плотной минеральной ваты или аналогичного вещества (очень желательно неорганического происхождения, негорючего).

Затем фиксируем и шпаклюем, например, алебастром либо цементным раствором — дешево и сердито. В итоге ваша монтажная коробка должна встать на свое место. И только тогда снова включаем электричество. Желание употребить монтажную пену с негодованием отметаем: ее звукоизоляционные свойства никуда не годятся — к тому же она пожароопасна и применять ее возле проводки нельзя.

Сняв крышку распределительной коробки, иногда можно поздороваться с соседями

При этом розетки — это не единственные слабые места, легко пропускающие звук. Есть еще и распределительные коробки. Было время, когда их делали в верхней части стен, но сейчас возможны варианты. Если такая коробка использует сквозной проем в стене, закрытый с двух сторон тонкими крышками, то для звукоизоляции это сущая беда.

Найти ее очень просто простукиванием. Ситуация исправляется аналогично. Правда, в случае коробки (да и розетки тоже) стоило бы воспользоваться услугами профессионального электрика. Там ведь по идее расположены соединения проводки вашей (а возможно, и не только вашей) квартиры.

Межпанельная щель — расшить и обработать

Еще один источник проблем звукоизоляции — промежутки между панелями в домах из бетона. Со временем швы трескаются и пропускают звук все больше. Такое место необходимо расшить и загерметизировать раствором и (или) акриловым герметиком. Естественно, это связано с демонтажем плинтусов или обоев и т. д.

Стояк — отличный проводник звука

В квартирах также присутствуют стояки, то есть места, где трубы проходят сквозь стену. Их положено пропускать через трубу большего диаметра — гильзу, зацементированную в стене. А промежуток между гильзой и трубой должен быть заполнен минераловатой и загерметизирован нетвердеющим герметиком.

Проблема чаще всего в том, что промежуток не заполнен. Иногда и самой гильзы нет — сэкономили. Промежуток между гильзой (стеной) и трубой все-таки заполняем чем положено, а по краю — силиконовый герметик.

Окна — источник шума

Забавно наблюдать интерес к аппаратуре с соотношением сигнал/шум -120 дБ в то время как уличный шум в комнате, где ее будут слушать, достигает -40 дБ. В этом смысле металлопластиковые окна предпочтительны.

Одно- или многокамерные — это практически безразлично, но по сравнению с покоробившимися деревянными они обеспечивают ощутимо большую степень тишины. Настолько, что шум из соседних квартир после замены окон становится гораздо явственней. Почему? Потому что до того он маскировался уличным шумом.

Уплотнитель

С деревянными окнами тоже не все потеряно. Дребезжащие стекла извлекаем и (в идеале) заменяем на более толстые. В любом случае, ставим обратно на герметик. По периметру прокладываем самоклеящийся силиконовый уплотнитель (доступен в широком ассортименте). Важно, чтобы окна после этого по-прежнему можно было закрыть. И если получилось, то их звукоизоляция уже практически не уступает металлопластику — заодно и зимой будет теплее.

Звукопоглощение

Заходя в помещение, где что-либо будет звучать, многие специалисты (в кавычках и без) в области звука хлопают в ладоши. Резкий звук позволяет «на глазок» оценить реверберацию помещения (наличие, характер и степень интенсивности эхо).

Здесь может быть два крайних случая. Очень сильная реверберация, которая наблюдается в «голых четырех стенах» — к примеру, бетонных или кафельных, поглощающих не больше 1–3% энергии падающего на них звука. либо практически полное отсутствие реверберации, которое достигается, например, в безэховых камерах либо помещениях с невероятным количеством ковров, драпировок, книг и мягкой мебели.

Интерьер в духе минимализма. Проблемы с гулкостью гарантированы

Повторим предупреждение: полное описание акустической ситуации займет в 10 или 100 раз больше места и будет доступно выпускникам электроакустического факультета. Наша задача — дать несколько советов для решения проблем с акустикой комнаты минимальными средствами, без применения измерительной аппаратуры и даже усложненной терминологии, просто и более-менее доходчиво.

Мягкая мебель, ковры, шторы, салфетки — чем не безэховая камера?

Итак, реверберация, несмотря на то, что она присутствует в самой фонограмме, в комнате прослушивания также нужна — давайте примем это за аксиому. Другое дело, что ее параметры должны соответствовать определенным пределам, которые понятны субъективно (критерий «приятно или неприятно слушать»).

Кроме того, стоит понимать, что сам выбор типа и размеров акустики, уровня ее возможного звукового давления зависят от размеров комнаты — причем не только кубатуры, но и высоты потолков, формы, материала стен, применяемых покрытий, наличия мягкой и корпусной мебели, окон и штор и многого, многого другого, включая, естественно, взаимное расположение акустики и слушателей.

И поскольку объем полного описания всех взаимодействующих в этом случае факторов стремится к бесконечности, предлагаем диаметрально противоположный подход: вульгарно упростить задачу.

А теперь — по пунктам

Давайте отталкиваться от пустой комнаты, наполняя ее всем, что в ней должно быть, и анализируя влияние на звук каждого предмета обстановки.

• Легкие межкомнатные двери и корпусная мебель, особенно пустая, способны катастрофически влиять на звучание. На первом месте здесь шкафы-купе. Обратите внимание на резонирование панелей большой площади — для этого к ним достаточно приложить руку — и, если что, их необходимо зафиксировать, задемпфировать, утяжелить или убрать.

• Стеклянные шкафы чреваты дребезжанием самого стекла. То же касается сервизов, бокалов и т. д.

• Любой легкий достаточно жесткий объемный предмет — например, рисунок на картоне, висящий на стене — способен стать источником призвука. Находим и обездвиживаем.

• Мягкая мебель, ковры и прочее — это, чаще всего (до определенной степени, когда комнату называют «переглушенной»), позитив. Причем интерьер второй половины прошлого века, с ковром на всю стену, для акустики может оказаться очень неплохим. Особенно если ковры висят на торцевых стенах.

• Полки с книгами также являются, по сути, акустическими ловушками, способными позитивно повлиять на нежелательную реверберацию. Лишь бы не вмешивалось стекло.

• Окна для качественного аудио — негатив. Большая гладкая отражающая поверхность. Дребезг незакрепленных стекол недопустим. Плотные шторы значительно улучшают ситуацию.

• Музыкальные инструменты также способны вносить свою лепту в звук. Свободно подвешенная акустическая гитара обычно резонирует где-то в районе «ля» — и если слушать музыку, сидя рядом, эта нота может помешать всем остальным.

• Взаимное расположение колонок и слушателей также описано во многих книгах статьях, заметках и рисунках. О том, что между колонкой и слушателем ничего не должно находиться почему-то сообщают гораздо реже. Тем не менее, правило, что каждый слушатель должен видеть, по крайней мере, оба твитера — незыблемо.

Теперь попробуем воспользоваться всем этим на практике. Как правило, акустика попадает в комнату с уже готовым интерьером. Критически осмотритесь. Проанализируйте каждый предмет. Иногда минимальное вмешательство позволяет получить впечатляющие результаты.

Движение — это жизнь!

Поскольку наш единственный измерительный прибор — это собственные уши, воспользуемся им. Нужна фонограмма с хорошими, мощными и разнообразными басами и хорошей стереосценой. Включаем на громкости чуть выше средней. Начинаем двигаться по оси прослушивания от тыльной стены к колонкам.

Обращаем внимание на два обстоятельства: равномерность стереосцены по ширине и «вкусность» баса. Первое обычно зависит от степени звукопоглощения по бокам от зоны прослушивания. Второе показывает на наличие в комнате стоячих волн, связанных с так называемыми резонансными модами. И в том и в другом случае нужно попробовать корректировать поверхности.

То, как видит это сам производитель акустики

Для равномерности сцены со стороны ее усиления на боковую или прилегающую стену стоит повесить что-то шероховатое. Аппликацию, картину штапелем, цветок. В случае с басами помогает применение басовых ловушек, но если без расчетов и измерений — то все эти щиты Бекеши, панели Шредера и ловушки Гельмгольца можно попробовать заменить длинноворсовым ковром.

И если нет места на стене, то на полу он также неплохо работает. Таким образом мы сможем получить приемлемые условия прослушивания в комнате, не соответствующей золотому сечению, требованиям Dolby, THX или другим строгим критериям.

Акустические панели для улучшения акустики помещения

Еще один важный фактор — расположение слушателей и колонок в комнате. Сабвуферы — это вообще отдельная песня, недаром у инсталляторов существует поговорка «саб еще не нашел своего места». Самое печальное, что эти места часто несовместимы с уже привычным расположением предметов. Что ж, компромиссы необходимы.

На этом, пожалуй, остановимся. Уверен, что любой любитель аудио сможет добавить к написанному что-то свое — и суммарно вполне реально замахнуться на создание целой энциклопедии. С другой стороны — сядьте и послушайте. Может, есть смысл поправить что-нибудь еще?

Оцените статью