Большом зале дома союзов

Зрителям

Уважаемые зрители!

Дом Союзов является исторической достопримечательностью столицы, памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством как объект культурного наследия федерального значения. Мы будем рады видеть вас у нас в гостях, при этом просим вас бережно относиться к имуществу Дома Союзов, соблюдать чистоту, общественный порядок и правила посещения Дома Союзов.

Правила посещения Дома Союзов

Приобретая билет на мероприятие в Доме Союзов, зритель выражает свое согласие с данными Правилами и обязуется их соблюдать.

1. Билет действителен для посещения Дома Союзов одним лицом (предъявителем билета). Каждый взрослый и каждый ребенок независимо от возраста должен иметь отдельный билет. Билет необходимо сохранять до конца концерта и предъявлять его по первому требованию представителям администрации Дома Союзов.

2. При приобретении билета на концерт в Дом Союзов необходимо учитывать возрастные ограничения и иные предупреждения об особенностях мероприятия, указанные в репертуарном плане и на афишах, а также узнавать о них у кассиров билетной кассы Дома Союзов.

3. Возврат билетов и стоимости билетов производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

4. Вход зрителей в Дом Союзов и работа обслуживающего персонала начинается не ранее чем за 1 (один) час до начала мероприятия.

Читайте также:  Интерьер для кота дома

Вход в зрительный зал осуществляется после первого звонка, прекращается после третьего звонка.

Во избежание очередей на входе в Дом Союзов перед началом концерта, связанных с контролем билетов и проверкой металлодетекторами на наличие запрещенных предметов, необходимо заранее приходить на концерт.

5. В целях безопасности зрителей в помещения Дома Союзов запрещено проносить оружие, огнеопасные, взрывчатые вещества, а также колющие, режущие и крупногабаритные предметы.

Запрещается вход в Дом Союзов с животными, в пачкающей одежде или с пачкающими предметами.

6. В случае нежелания зрителя пройти контроль или сдать на хранение запрещенные к проносу предметы, администрация Дома Союзов имеет право отказать ему в посещении Дома Союзов.

7. Вход в зрительный зал в верхней одежде запрещен.

При утере жетона или утрате личных вещей из гардероба, зритель должен обратиться к работнику гардероба или администратору Дома Союзов. Дом Союзов не несет ответственности за ценные вещи, сданные в гардероб вместе с одеждой.

8. Запрещается вход в зрительный зал с едой и напитками.

9. Запрещается заходить на сцену, в технические и служебные помещения, сидеть и стоять в проходах и на лестницах в зрительном зале.

10. Во время проведения мероприятия все средства связи должны быть отключены или переведены в бесшумный звуковой режим.

11. В целях обеспечения охраны авторских и иных смежных прав фото-, кино-, видео-, телесъемка, любые виды аудиозаписи мероприятий или их фрагментов без специального разрешения администрации запрещены.

Зрители, не выполняющие законные указания администрации Дома Союзов и обслуживающего персонала, нарушающие правила и нормы поведения, могут быть удалены из Дома Союзов, при этом стоимость билетов не компенсируется и не возвращается.

12. Материальный ущерб, причиненный Дому Союзов по вине зрителя, должен быть возмещен в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в помещениях Дома Союзов запрещено.

Колонный зал (Дом Союзов)

От помолвки до отправки в последний путь

В XIX веке здесь размещалось Благородное собрание. Попасть сюда могли только избранные. В Советское время изменилось только название, а двери Дома Союзов были открыты не для всех.

В 1784 году московское дворянство купило для «Благородного собрания» дом князя В.М. Долгорукова-Крымского, что стоял на месте рыбных лавок Охотного ряда.

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.

Сейчас Дом Союзов ориентирован, в первую очередь, на коммерческие проекты, но музыкальные концерты проходят там до сих пор.

Здание Благородного собрания (Дом Союзов)

Фото здания Благородного собрания (Дом Союзов)

Здание Благородного собрания (Дом Союзов) — Москва, ул. Большая Дмитровка, 1/30

Охотный Ряд, Театральная, Площадь Революции

Здание Благородного собрания (Дом Союзов) – это настоящий шедевр московской архитектуры, выполненный в стиле зрелого классицизма. Исторический объект расположен в центре столицы на углу Большой Дмитровки и Охотного ряда.

Особняк построили в первой половине 18-го века для князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского. Проектом занимался выдающийся русский архитектор того времени Матвей Федорович Казаков.

В 1784 г. здание было приобретено у наследников князя московским дворянским собранием для проведения балов и торжественных приемов. Имение было не слишком приспособлено для этих целей, поэтому Казакову заказали переделать проект.

С 1784 по 1790 гг. проводилась масштабная реконструкция усадьбы. Строения, стоящие отдельно друг от друга, объединили в одно целое. Главный фасад архитектор украсил шестиколонным ионическим портиком, а углы подчеркнул маленькими портиками с пилястрами дорического ордера. Первый этаж оборудовали под хозяйственные нужды, а на втором разместили библиотеку и парадные залы-гостиные. Внутренний двор превратили в Большой зал. Впоследствии, он стал одной из главных достопримечательностей Москвы. Торжественный облик зала определяла великолепная колоннада. По периметру красовались 28 белых колонн коринфского ордера, облицованных искусственным мрамором. Колонны придавали помещению впечатление гармоничности и легкости, несмотря на то, что они были достаточно массивными. Впечатление дополнительно усиливалось при помощи зеркал, которые установили вместо окон. Между колоннами висели огромные хрустальные люстры. Стены покрывали росписи Антонио Каноппи. Потолок был затянут холстом и расписан художником Джованни Батиста Скоти. К сожалению, все рисунки были утрачены при пожаре в 1812 г.

Бывшая княжеская усадьба очень быстро превратилась в центр культурно-общественной жизни московской элиты. На балы, организованные в Большом зале, съезжались многие известные личности (Лермонтов, Пушкин, Баратынский). Также, эти мероприятия любили посещать влиятельные особы из Европы.

Зал славился великолепной акустикой, поэтому через какое-то время здесь начали проводить концерты. Даже европейские знаменитости стремились выступать именно в этом месте.

После пожара 1812 г. здание Благородного собрания сильно пострадало. Восстанавливалось оно архитектором Алексеем Никитичем Бакаревым (учеником Матвея Казакова). Средства на ремонт частично выделил император Александр I.

Следующая масштабная реконструкция сооружения проводилась в начале 19-го века при участии московского архитектора Александра Мейснера. Он изменил планировку некоторых помещений, внешний вид фасадов и надстроил третий этаж. Здание приобрело более современный и привычный для нас вид. Нетронутым остался только Большой зал.

После революции Благородное собрание ликвидировали. Совет народных комиссаров передал дом профсоюзам. С тех пор он получил соответствующее название – Дом Союзов. Большой зал тоже переименовали. Он стал называться Колонным. В 1918 г. здесь состоялся первый концерт для рабочих. На нем присутствовали Н. К. Крупская и В. И. Ленин.

В дальнейшем, тут устраивали выпускные школ, соревнования по шахматам, новогодние елки для детей, общественные съезды.

В 1967 г. проводилась очередная реставрация здания, так как многие деревянные перекрытия и конструкции уже разрушились. В ходе работ восстановили колоннаду, укрепили фундамент, отреставрировали внутренние помещения.

После распада Советского Союза, Здание Благородного собрания стало закрытым акционерным обществом. Оно начало сдавать залы в аренду. В нем часто проходили презентации различной тематической направленности, форумы, съезды. В Колонном зале проводились музыкальные концерты исполнителей мирового уровня. Интерьер сохранился со времен дворянских балов и по-прежнему очень красив.

Дом Благородного собрания (Дом союзов)

Сегодня трудно представить, что в этом строгом здании, построенном в стиле зрелого классицизма, проходили самые весёлые в первопрестольной балы. И самые популярные. Каждый вторник, как повелось почти с самого начала, здесь, в самом центре первопрестольной, играли лучшие оркестры и кружились в танцах лучшие московские пары. На традиционные зимние и весенние балы съезжались до трёх тысяч человек! И его Колонный зал всех вмещал!

Благородное собрание (Дом союзов) (Москва)

История этого здания началась в середине XVIII века. Оно было построено для московского главнокомандующего Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Затем дом был приобретён Благородным собранием.

Московское Благородное собрание, дворянское сословное учреждение, было открыто в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу. По сути, это был отечественный вариант клуба, но с более либеральными правилами членства.

Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне, как мужчины, так и женщины. Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин. Члены Благородного собрания платили годовые взносы.

В 1784 году Благородное собрание и приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. Для перестройки здания был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков.

Главная трудность для зодчего состояла в выработке совершенно нового образа общественного здания. Ведь здесь, в отличие от других зданий, которые Матвей Фёдорович возводил, дом перестраивался из старого здания. Внешне дом мало отличался от больших городских усадеб, которыми в те годы украсилась Москва.

Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком. Углы были подчёркнуты более мелкими портиками с пилястрами. Они придали всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах.

Но основное внимание Казаков решил уделить интерьеру. Он объединил все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудил в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал. Колонный зал Благородного собрания не зря называют шедевром Казакова.

Вдоль стен прямоугольного в плане зала расставлены стройные белые колонны коринфского ордера. Коринфская колоннада несёт строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света. Благодаря этим окнам гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парил в воздухе.

Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, чёткие очертания всех частей создают ощущение торжественности. Эту торжественность ещё более подчеркивают полированная поверхность белого искусственного мрамора, настенные зеркала, прекрасные хрустальные люстры. Этому залу простой и благородной архитектуры суждено было стать средоточием жизни граждан «дворянской Республики».

Колонный зал быстро приобрёл славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы. Размеры зала – 24,8 метра на 39,5 метра – позволяли танцевать 500 и более парам. Высота потолка ( 14,5 метра ) превосходит современный четырёхэтажный жилой дом. Все эти архитектурные достоинства дополняла замечательная акустика. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук.

Благодаря такой акустике европейские знаменитости, певцы и музыканты, приезжая в Москву, стремились выступать не только в крепостных театрах и гостиных знатных вельмож, но и в невиданном прежде зале.

Члены Благородного собрания «свободно съезжались наслаждаться приятностями общежития» в свой дом на Дмитровке с октября по апрель. Тогда в Москве, в Колонном зале, и проходили умопомрачительные балы, слава о которых дошла до Петербурга. Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Таким образом, был создан прецедент, когда общественная организация была признана юридическим лицом.

А внук Екатерины II, император Александр I, записался в члены Московского Благородного собрания и повелел называть его Российским. В Москву, уже в Российское Благородное собрание, пообщаться и повеселиться съезжались дворяне из имений всей России.

В 1800–х годах к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трёхэтажное здание с угловой ротондой.

Дом Благородного собрания был сильно разрушен пожаром 1812 года. Через два года, в 1814 году, здание было восстановлено учеником Матвея Фёдоровича Казакова архитектором Алексеем Никитичем Бакарёвым.

В здании Благородного собрания возобновились традиционные балы, вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей». Увидеть Колонный зал, поражающий «простотой и величием», могли возведённые во дворянство выходцы из других сословий, почётные граждане, купцы первой гильдии, купцы-иностранцы и представители «свободных профессий».

Многие выдающиеся деятели культуры и искусства, композиторы и исполнители, писатели и художники поднимались по широкой трёхмаршевой лестнице, которая вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал.

Но одним весельем жизнь в доме не ограничивалась. В нём происходили выборы предводителей дворянства и других должностных лиц. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания. Из-за этих собраний здание порой называли Домом Дворянского собрания.

Балы и маскарады сменились регулярными концертами классической музыки. Дом стал первой московской филармонией.

Во второй половине XIX века в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Ференц Лист и другие.

Очень славилась богатая библиотека Благородного собрания.

В 1903 году архитектор Александр Фелицианович Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале.

После октябрьского переворота Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам и получило название Дом союзов.

С января 1924 года, после похорон В.И. Ульянова (Ленина), установилась традиция переоборудования Колонного зала в траурный для массового прощания с умершими государственными и партийными деятелями.

Со времени, когда дом стал принадлежать профсоюзам, здесь регулярно проходили выступления знаменитостей. По решению правительства они транслировались по Всесоюзному радио. Позднее это право получило Центральное телевидение. По сути, Дом союзов служил городу Москве, народу, который заполнял по вечерам анфиладу роскошных залов. Хочется надеяться, что и в дальнейшем будет заполнять.

Несколько фото с retromap


1896 .


1896 .


1905 .


1911 г. В Благородном собрании


1913.


1914-1916


1925 г. Дом Союзов.


1927-1936 Колонный зал Дома Союзов


1929 Дом Союзов


1975-1985 Дом Союзов

Оцените статью