Строительство нашего дома молитвы
7 сентября 1857 г. на Нью-Парк-стрит было собрание, которое имело двойную цель: первое – мы хотели благодарить Бога за успех: Он послал нам деньги на строительство; и второе – это должно было настроить всех сделать для Него все возможное. Сперджен по этому поводу сказал, что можно исходить из того, что тысячи, которые постоянно посещают музыкальный салон, после постройки здания заполнят пять тысяч мест, и это будет лучшая и самая крепкая церковь в Лондоне. Господин Мортон Пето пообещал найти подходящее место и согласился внести в строительный фонд хорошую сумму. Фонд рос, но не так быстро, как желал этого молодой пастор.
Следующий отрывок из церковного протокола показывает, что в июле 1858 года пришло время сделать следующий шаг вперед:
«Собрание братьев церкви, Понедельник, 26 июля 1858 года.
Наш пастор собрал это собрание, чтобы познакомить братьев с подготовкой к строительству нового молитвенного дома и узнать мнение церкви о сделанном до сих пор.
Церковь единодушно решила – не теряя времени, начать строительство и разрешить нашему пастору, если он считает нужным, чтобы каждый второй месяц он оставлял нас для сбора нужных средств.
Собрание было радостным доказательством единодушия и усердия братьев».
Через некоторое время уже можно было сообщить о приобретении земли для нового молитвенного дома, и 13 декабря 1858 года церковь вновь собралась на Нью-Парк-стрит, чтобы «услышать долгожданное сообщение о достигнутом и решить вопрос о следующих шагах, как собрать нужные средства». Председательствовал благочестивый дьякон
Джеймс Лов. Дьякон Томас Кук, секретарь строительного комитета, сделал доклад о финансовом прогрессе и о дальнейших планах.
После проповедей различных пасторов Сперджен сказал:
Я уверен, что молитвенный дом будет построен, и я буду проповедовать в нем. Я не сомневаюсь также, что мы получим нужные деньги. Это не тревожит меня. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что выбранное место очень удобно. После покупки земли мы должны составить планы и на конкурсной основе выбрать лучший архитектурный стиль здания.
Комитет по строительству нового молитвенного дома церкви пастора Ч. Г. Сперджена готов принять планы или модели для постройки здания на участке вблизи Те Елефант и Кастле, Ньюингтон по следующим ценам: первая цена – пятьдесят фунтов, вторая цена – тридцать, и третья – двадцать фунтов. Проекты должны отвечать следующим требованиям: первый этаж должен лежать на пять футов ниже уровня тротуара, должен иметь школьные помещения высотой двенадцать футов и конференц-зал на восемьсот мест. Находящееся над ним помещение для богослужений должно иметь три тысячи сидячих мест и, по меньшей мере, тысячу стоячих мест, а также не больше двух галерей. Каждое сидячее место должно иметь не менее двух футов и шести дюймов на один фут и семь дюймов величины. Готический стиль комитетом не принимается. Музыкальный салон на Суррей Гаденс имеет очень хорошую акустику, желательно именно такое устройство. Все расходы, включая гонорар архитектора, на отопление, вентиляцию, оформление участка земли, водопровод и все другие нужды, не должны превышать шестнадцати тысяч фунтов. Архитекторы, принимающие участие в конкурсе, будут действовать как члены жюри и присуждать первую и третью премию, но никто не имеет права предложить премию своему проекту. Второй приз присуждается комитетом».
Сперджен продолжал свое сообщение:
Более двухсот пятидесяти архитекторов пожелали принять соответствующие условия конкурса. Мы скоро будем иметь очень красивую картинную галерею с изображениями молитвенного дома. Сегодня среди нас много друзей, которые посещают богослужения в музыкальном салоне. В воскресенье вечером они не находят здесь места и должны довольствоваться только половиной рациона. Ради них я хочу, чтобы был построен новый молитвенный дом, так как не могу переносить, что многие приходят и воскресенье за воскресеньем не находят места.
Прославленный проект нового Табернакеля и…
А теперь о деньгах: это здание должно стоить шестнадцать тысяч фунтов, но возможно, что это будут все двадцать. Многие спросят: «Как мы их получим?» Молитесь об этом. Когда я думал об этой громадной сумме, я сам себе сказал: «Это могут быть так же двадцать тысяч, как и десять». Мы без проблем получим обе суммы. Братья, мы должны молиться и Богу будет угодно дать нам эти деньги, тогда мы их получим. Если бы у нас было больше веры, у нас уже были бы эти деньги. И когда этот молитвенный дом будет готов, мы получим достаточно средств, чтобы построить еще десятки других.
Подумайте о том, что сделал посредством веры и молитвы Георг Мюллер. Когда в нашей стране царил голод, люди спрашивали: «Господин Мюллер, что вы будете теперь делать?» – «Молиться Богу», – был его ответ. Он молился и получал больше, чем прежде. Вы спрашиваете:
«Что же нам делать?» Разрешите мне напомнить вам, что все, что вы имеете, принадлежит не вам, но вашему Господу. Каждый из вас только управитель, который в вечности должен будет дать отчет».
Эти слова явно коснулись сердец слушателей, так как в этот вечер добавилась почти одна тысяча фунтов.
В феврале 1859 года в Ньюингтонском доме были выставлены проекты участвующих в конкурсе архитекторов (62 проекта и 1 модель). Эта выставка вызвала живой интерес не только у членов церкви на НьюПарк-стрит. При голосовании участвующих архитекторов первый приз с 40 голосами получил И. Куквоф Робинс. Второй приз комитет присудил В. В. Поукуку. По его плану и был построен молитвенный дом, правда, с большими изменениями, при которых отошли четыре угловых башни. Когда Сперджен узнал, что каждая из них будет стоить тысячу фунтов, он заметил, что деньги можно использовать более рационально. Кроме этого, был также изменен стиль. Так появилось здание, которое сегодня известно всему миру. Работа Поукука называлась «метрополитен». Это название было как нельзя более подходящим, потому что возведенное под его руководством здание должно было называться «Метрополитен Табернакель».
План был подготовлен, работы расписаны. Когда были рассмотрены присланные проекты, то самый дорогостоящий из них стоил двадцать шесть тысяч триста семьдесят фунтов, а самый недорогой – двадцать одну тысячу пятьсот с возможной экономией в полторы тысячи фунтов, в случае, если употребят определенный камень. Самый экономичный проект подал Уильям Хигс, который и получил заказ фирмы на двадцать тысяч фунтов, – именно ту сумму, о которой Сперджен говорил несколько месяцев назад. Сперджен расценил строительство Табернакеля Уильямом Хигсом как милостивый подарок и часто повторял это. Многие члены церкви были обрадованы, что это здание строил один из духовных детей их пастора. Позднее Хигс стал дьяконом церкви, одним из близких друзей Сперджена и лучшим соработником.
Когда все было подготовлено, сэр Самуил Мортон Пето после обеда в четверг, 16 августа 1859 года, в присутствии трех тысяч человек положил первый камень в фундамент здания. Вначале был спет 99 Псалом, затем Сперджен помолился. Б. В. Карр прочитал сообщение дьяконов об истории церкви. Затем Сперджен воскликнул:
В бутылку, которую мы кладем в фундамент, мы не положим деньги, так как у нас нет лишних. Мы также не положим газеты. Хотя мы восхищаемся свободой прессы в нашей стране и любим ее, но в этом здании речь идет о другом. Мы положим только одно: Библию, Слово Божье, так как это и есть фундамент церкви. На этой скале Христос строит служение правды. Другого масштаба у нас нет. Вместе с Библией мы кладем в нее баптистское вероучение, подписанное Вениамином Кичем, одним из моих предшественников. Кроме этого, мы кладем прочитанное сообщение дьяконов, напечатанное на пергаменте, и один экземпляр песенника доктора Риппонса, который был напечатан незадолго перед его смертью. Если Англию когда-нибудь разрушат, то я не верю, чтобы новозеландец, исследующий развалины, сможет с ним чтото сделать. Если бы мы положили золото или серебро, он, может быть, возьмет его с собой. Но меня не удивит, если эти останки найдут место в каком-нибудь музее в Австралии или в Америке, где попытаются разбирать по буквам наши старомодные имена, и очень захотят узнать, кто были эти мужчины, имена которых здесь стоят: Самуил Гале, Джеймс Лов, Томас Оулни, Томас Кук, Георг Винзор, Вильям П. Оулни, Георг Моор и Ч. Г. Сперджен. Я думаю, что тогда будут говорить: «Это наверняка были хорошие люди…» Эти дьяконы – живые камни. Хорошо и долго они служили этой церкви. Честь тем, которым полагается честь! Я рад, что их имена стоят рядом с моим, и надеюсь, что и в вечности мы будем вместе… Вопреки тем, кто учит по-другому, мы сохраняем истину чистого Евангелия.
И я хочу открыто объяснить, что не принадлежу к тем, которые стыдятся звать грешников ко Христу. Я предупреждаю грешника, приглашаю его, увещаю его. Из-за этого меня со всех сторон окружает презрение. Меня осуждают в непоследовательности, как будто то, что повелевает Бог, может быть непоследовательным. И такой непоследовательностью я хочу гордиться до конца! Если точно сказать, я не привязываюсь ни к какому определенному вероисповеданию. Пять основоположений я люблю как пять страниц Евангелия, но центр этого пятиугольника я люблю больше, чем эти пять страниц. И, наконец, мы – баптисты, и должны оставаться твердыми в этом. Свидетельство нашей церкви должно оставаться единым и неразрывным. Мы должны иметь одного Господа, одну веру и одно крещение. Нам также дорог и важен еще один абзац из апостольского вероисповедания: «я верю общению святых». Мы сердечно приглашаем каждого, кто любит Господа Иисуса Христа по истине.
А теперь о наших перспективах. Мы построим этот молитвенный дом, и я исхожу из того, что строительство будет оплачено еще до его открытия. Оно так дорого частично потому, что на первом этаже дома будут помещаться многие школьные помещения и конференц-зал на восемьсот-девятьсот мест. Это необходимо, ведь наша церковь очень велика и по возможности ее члены всегда приходят на собрание. Ни одна церковь в Лондоне не используется так интенсивно, она бы вряд ли выдержала. Мы должны построить крепкий Табернакель, так как у нас всегда наши друзья. Как охотно они приходят на молитвенные собрания! Нигде сидячие места, которые оплачиваются слушателями, не используются так, как у нас. Они говорят: «Мы хотим слышать все, что только возможно», и конечно, они не дают мне никаких шансов оставлять эти места пустыми.
Закончив строительство нашего дома, мы будем строить другие. Если Бог сохранит мою жизнь, и за мной будут стоять мои люди, тогда я не успокоюсь, пока темный Суррей не будет полон молитвенных домов. Табернакель – это только начало. В последнюю половину года мы создали церкви в Водсвофе и Гринвиче. Господь дал им рост, частым было движение вод крещения. То, что мы сделали на этих двух местах, я скоро сделаю на третьем, и это же мы сделаем не только в четвертый и в пятый раз, но, с Божьей помощью – и сотый раз. Мы не хотим из Табернакеля сделать теплое гнездо и успокоиться. Мы хотим быть миссионерской церковью и не отдыхать, пока не только наши окресности, но и вся страна, о которой говорят, что некоторые местности темны настолько, как Индия, будут освещены Евангелием».
До января 1860 г. для строительного фонда были получены шестнадцать тысяч восемьсот шестьдесят восемь фунтов, а 2 апреля на Нью-Паркстрит состоялось огромное собрание под председательством Сперджена, чтобы «услышать сообщение о развитии строительного фонда и искать дальнейшие пути к его пополнению». Сперджен сказал, что число членов церкви возросло почти до полутора тысяч, и все больше людей хотят быть членами, и что он не сомневается, что после открытия Табернакеля их будет больше трех тысяч. Мистер Кук сообщил, что до этого дня они получили восемнадцать тысяч девятьсот четыре фунтов, и что нужны будут еще двенадцать тысяч фунтов, чтобы открыть молитвенный дом без долгов. В этот вечер было собрано больше пятисот фунтов. Сперджен сам сообщает о том, что происходило далее:
Вскоре после начала строительства я с мистером Куком, руководителем строительства, пришел на место стройки. Там мы склонились между камнями, песком и железными прутьями, и попросили Господа благословить наше начинание и молились также, чтобы никто из многочисленных рабочих не разбился и не был ранен при строительстве нового молитвенного дома. И позднее я мог засвидетельствовать, что наш Бог слышит молитвы: Он ответил на обе просьбы.
У меня есть много причин с затаенным дыханием говорить, что Бог совершил через меня. Одна причина в том, что глубоко в сердце я чувствую, что в действительности честь принадлежит неизвестным помощникам, которые служат Богу, но не получают за это никакой похвалы.
Табернакель должен быть построен, и нам нужно было где-то тридцать тысяч фунтов. Когда мы начали, мы считали, что нам хватит двенадцати-пятнадцати тысяч, и что можем смело рассчитывать на это. Когда же мы начали работать, некоторые из комитета немного медлили. За это мы никого не можем упрекать. Это был большой риск, я и сам не хотел, чтобы кто-то шел на этот риск. Я был готов взять риск на себя, но у меня не было денег. Некоторые мои соработники имели заботу, я – нет. Я считал этот проект возможным и был уверен, что мы все сможем оплатить. Моя спокойная уверенность имела все же совершенно конкретное основание. За это благодарность человеку, который уже несколько лет назад ушел в вечность. Когда я с одним другом ехал в провинцию на собрание, нас обогнал один господин и попросил меня поехать с ним в его экипаже, так как он сильно хотел поговорить со мной. Я пересел. Он сказал:
Вы должны построить это огромное здание?
Многие ваши друзья будут колебаться. Как деловой человек, я знаю, что вы будете иметь успех. К тому же Бог совершает это дело, тогда оно должно быть успешным. Я хочу, чтобы вы никогда не заботились и не унывали.
Я сказал ему, что это большое дело, и надеюсь, что Господь даст мне возможность довести его до конца.
Сколько вы думаете, оно будет стоить, пока будет готово?
Нам наверняка понадобится еще двадцать тысяч.
Тогда я хочу дать эти двадцать тысяч с условием, что от них вы возьмете ровно столько, сколько вам будет необходимо, чтобы закончить строительство. Понимаете, – добавил он, – я не дал бы и больше пятидесяти фунтов, но я предоставлю вам более чем на двадцать тысяч фунтов гарантийных писем и обязательств, на которые вы можете рассчитывать в случае необходимости.
Это было действительно по-царски! Я никому не сказал об этом, но уверенность, которую дало мне это обещание, была очень ценной. Мне нужно было намного больше веры, так как я решил не прикасаться к деньгам этого друга. Но теперь у меня не было никакой причины заботиться. Бог был очень добр ко мне. Но так как дело обстояло именно так, я не мог хвалить себя. Мой друг дал свои пятьдесят, и ни фунта больше, и я был глубоко благодарен ему за помощь, которую он предоставил, если мы будем в нужде. Другие были так же благородны, и среди них незнакомый даятель пяти тысяч фунтов. Если кто должен получить похвалу, тогда это должны быть эти дорогие братья».