Проект по экологии «Деревья нашего участка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №31 «Золотой ключик»
«Деревья нашего участка»
2018 – 2019г.
1.Пояснительная записка.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;
уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей. Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза. Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Проблема. Хотим узнать, «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада?»
Цель. Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Задачи. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева. Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения. Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев. Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов. Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: октябрь — апрель, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни деревьев в разные сезоны.
Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года.
экскурсии, целевые прогулки;
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
применение дидактических игр;
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
чтение литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
принцип учёта возрастных особенностей детей;
принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
принцип психологической комфортности создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
Проект осуществляется поэтапно:
1 этап подготовительный.
Подготовка материалов и оборудования.
Работа с детьми.
Сотрудничество с родителями.
Беседа с детьми о деревьях.
Выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним.
2. Заинтересовать проблемой:
Обратить внимание детей на разнообразие деревьев, их красоту.
Определить особенности внешнего вида, сходство и различие.
Определить настроение дерева, о чем оно думает. Кто помогает этим деревьям? Есть ли у них друзья? Погладить дерево, прижаться к стволу щекой, обнять дерево.
Посадить с детьми дерево (привлечь родителей).
Объяснить элементарные правила высадки дерева в грунт и продемонстрировать, как это правильно сделать с посильным привлечением детей.
Выяснить, как называются деревья на нашем участке.
Придумать имя дереву, с учетом его особенностей, чтобы оно отражало внешний облик или «характер» объекта дальнейших исследований.
2 этап основной; исследовательский этап:
Знакомство с деревом;
Изучаем кору и ствол;
Изучаем корни и почву;
Изучаем дождь, снег и иней.
Знакомство с деревьями: внимательно рассмотреть деревья; для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?
Наблюдения на прогулке.
Выбрать одно дерево.
Измерить высоту и толщину дерева.
Какой дерево высоты? Выше или ниже детей? Тоньше или тоньше? Какие деревья по размеру относительно других предметов (другие деревья, дома, люди и т.д.).
Какова ширина дерева, если обхватить его руками? Есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему?)
Изучить территорию рядом с деревом. С детьми старшего возраста составить план участка, на котором растет дерево. Отметить, где находится дерево, его соседи, детский сад, дома?
Зарисовать объект наблюдений, его окружение;
Зарисовать план участка, где растет дерево.
Исследовать листья своего дерева:
Сколько листьев на дереве осенью, сколько весной?
Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.
Потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).
Какой край листа ровный или с зубчиками?
Какого цвета листья (в разные сезоны)?
Какой запах у листьев?
Как листья прикрепляются к ветке?
Отметить время появления первых листочков, время опадания листьев.
Выяснить, куда деваются опавшие листья?
Нарисовать в альбоме листочки с дерева.
Опавшие листья можно засушить.
Исследовать ствол дерева.
Найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.
Определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).
Определить запах коры.
Исследовать следы, оставленные человеком?
Определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?
Исследовать корни (при посадке дерева).
Найти место, где ствол дерева постепенно переходит в корни. Какие корни (толстые или тонкие, крючковатые, прямые, твердые, мягкие).
Уходят корни в глубину или расползаются в стороны?
Нарисовать в альбоме корни дерева, такими, какими их представляют дети. Исследовать почву.
Куда исчезают опавшие листья, если люди не убирают их?
Какими опавшие листья были осенью, и посмотрите на них внимательно весной, после таяния снега, что изменилось? (листья разлагаются почвенными организмами и возвращаются в почву).
Собрать листья осенью и зарыть в небольшую ямку, проследить, что происходит с листьями.
Проверить, живет ли кто-нибудь в почве под деревом.
Проверить сухая земля под деревом или сырая, по необходимости полить.
Изучить состояние дерева в дождливую и холодную погоду.
Отметить дату, когда под деревом появился первый снег.
Измерить глубину снега осенью, зимой и весной.
Как снег помогает дереву?
Пронаблюдать где снег тает раньше под деревом или на открытом месте?
Куда бегут ручейки после таяния снега от дерева или к нему?
Какого цвета снег под деревом? Чистый или нет?
Хорошо ли спасает ваше дерево от дождя? Почему?
Любит ли дерево дождь?
Зарисовать дерево в различную погоду.
Составить рассказы по результатам исследований в разные сезоны.
Обсудить результаты наблюдений, рассмотрев альбом «Наше дерево» Предложить детям темы рассказов:
Наше дерево летом;
Наше дерево весной;
Наше дерево в дождливую погоду;
Наше дерево в морозную, снежную погоду;
Друзья нашего дерева,
Как мы помогли дереву? и т.д.
Записать рассказы детей в дневник наблюдений.
Провести игры, отображающие особенности дерева (высокое, низкое, тонкое, толстое, с раскидистой кроной, опущенные или приподнятые ветки ) в предлагаемых педагогом ситуациях. Во время НОД, как физкультминутки, на прогулке или во время экскурсий.
Составить рассказы по результатам исследований в разные сезоны.
Обсудить результаты наблюдений, рассмотрев альбом «Наше дерево» Предложить детям темы рассказов:
Наше дерево летом;
Наше дерево весной;
Наше дерево в дождливую погоду;
Наше дерево в морозную, снежную погоду;
Друзья нашего дерева,
Как мы помогли дереву? и т.д.
Записать рассказы детей в дневник наблюдений.
Провести игры, отображающие особенности дерева (высокое, низкое, тонкое, толстое, с раскидистой кроной, опущенные или приподнятые ветки) в предлагаемых педагогом ситуациях. Во время нод, как физкультминутки, на прогулке или во время экскурсий.
Прослушать разные музыкальные произведения:
— Настроение дерева в дождливую или солнечную погоду;
— Дерево в любое время года;
— Состояние дерева, когда человек ломает его ветки или режет ножом кору;
— Состояние дерева, когда оно испытывает жажду в засушливую погоду и после того, как его поливали.
Выразить свои впечатления об окружающем мире через рисунки.
Рассматривание репродукций картин разных художников.
— Найти в произведениях художников деревья, которые напоминают детям их нового друга дерево.
Ознакомление с художественной литературой .
-Найти вместе как можно больше рассказов, стихов, легенд о своем дереве.
— Сделать выставку книг, посвященную деревьям.
— Прочитать и обсудить поэму Б.Заходера «Почему деревья не ходят».
— Прочитать детям рассказы, стихи, сказки, где есть описание деревьев.
Прийти в гости к дереву и поздравить его с праздником.
— Насыпать в кормушку для птиц корм,
— Нарисовать праздничный портрет дерева,
— Нарисовать поздравительную открытку дереву (пожелания составляются, исходя из результатов исследований).
Отразить отношение детей к природе, к деревьям, представления о жизни растений, о необходимости их охраны, об особенностях ухода за ними. Предложить детям ответить на вопросы:
— Что я могу сделать для нашего дерева?
— Что я могу сделать для всех деревьев?
Дидактические игры: «Сравни».
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
«Определи дерево по листочку».
Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
Цель: назвать листья по-другому ( лист клена кленовый, осины осиновый и т.д.).
Цель: учить находить дерево по описанию.
14 Совместная деятельность
Чтение художественной литературы: «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
«Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
«Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Выставка: «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Весенняя березка» рисование, аппликация: «Декоративное панно из весенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть сирени». Праздник «День дерева».
Взаимодействие с родителями. Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы. Консультации в родительский уголок: «Игры с детьми на прогулке». «Учите детей видеть красоту природы». «Сезонные изменения в природе». Загадки, пословицы, поговорки по теме проекта. Без вербы не весна. Береза не угроза: где стоит, там шумит. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед. Деревья скоро сажают, да не скоро плоды едят.
Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Любить свой край, любить природу! Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса.
Работа с детьми в рамках проекта «Деревья нашего участка»
Почему лист зеленый? Изучаем кору и ствол19
Инсценировка песни «Берѐзка» Создание серии знаков «Берѐзкины сережки» Праздник «День дерева»
Для проведения исследования подобрали необходимый материал Тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдения, изобразительный материал, репродукции картин, упаковочные материалы
Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.,Просвещение, 1973, с.44
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии:
Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74
Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Изд. ГНОМ и Д, с. 8 п.л.
Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. — М.: Изд. центр «Академия», с. 14 п.л.
Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, с. — 2,5 п.л.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.,1982 Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.
План работы с детьми.
Беседа « Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой »
Чтение худ. Литературы;
Заучивание стихотворений о деревьях.
Дидактические игры: «Сравни».
Конспект занятия НОД «Белая береза»
Заучивание стихотворения о березе.
Беседа о том, что производят из древесины.
Проводится игра из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».
Рисование «Плоды деревьев»
Конспект занятия по рисованию « Деревья зимой»
Наблюдения на улице за деревьями, рассматривание картинок с изображением деревьев в разное время года.
Рассматривание веток деревьев .
Д/И «С какой ветки детки?».
Настольно-печатная игра «Прогулка в лес».
Чтение худ. Литературы.
Чтение познавательной литературы для детей.
Загадки о деревьях;
Беседа: «Лес – наше богатство»;
Загадки – описания ( о деревьях);
Игра: «Назови дерево»;
Игра: «Медведь и пчелы».
Чтение сказки: «Сказка про лес»
Беседа с детьми разновозрастной группы
Беседа « О профессии лесника.»
Конспект занятия «Шелестящее дерево».
Чтение стихов о «Иве»
Наблюдение за ивой.
Конспект занятия в старшей группе «Белая береза»
Цель. Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Иллюстрация с изображением берёзы.
Репродукции картин И. Левитана «Березовая роща», А. Куинджи «Березовая роща», И. Шишкин «Ручей в березовом лесу»».
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
— Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
— Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
— Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
— Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
— С кем на Руси сравнивали красавицу — берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
— В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
— Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
— Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
— Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
— Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут — они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
— Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
— Деревья, как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.
— Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
— Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
— Ветер переносит семена берёзы.
— Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
— От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
— А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.)
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему
«Что мы знаем о деревьях».
Цель. Познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок красками.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, вы – сказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.
Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.
А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.
Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы.
Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.
Воспитатель. Послушайте, что пишет поэт С. Маршак:
Что мы сажаем, Что мы сажаем,
Сажая леса? Сажая леса?
Чащу, где бродят Лист, на который
Барсук и лиса, Ложится роса,
Чащу, где белка Воздух для легких,
Скрывает бельчат, И влагу, и тень –
Чащу, где утром Вот что сажаем
Вороны кричат. В сегодняшний день.
Ознакомление с названиями деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.
Игра «Плоды и листья». Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.
Упражнение «Покажи и назови части дерева». Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
Игра «Один – много». Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.
Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.
Упражнение «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый) .
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые .
Листья на дубе – дубовые.
Во множественном числе в родительном падеже:
Зимой на березе нет каких листьев? Березовых .
На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых . На иве? Ивовых .
Слушание пьесы П. Чайковского (из «Детского альбома»). После прослушивания дети описывают характер мелодии, темп музыки, придумывают танцевальные движения. Во время повторного прослушивания дети выполняют соответствующие музыке движения.
Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.
Рефлексия. Создание коллажа из осенних листьев. Дети наклеивают разноцветные листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.
Какие деревья вы знаете?
Из каких частей состоит дерево?
Что вам понравилось на занятии?
Конспект занятия по экологии
Тема: «Кора деревьев».
Цель. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Задачи . Закреплять с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
Расширять знания детей узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).
Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.
Расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.
Закреплять у детей умение моделировать кору из бумаги.
Предварительная работа. Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину. Наблюдение за дятлом.
Беседа о том, что производят из древесины.
Материал : кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы.
Воспитатель. Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший, Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)
Совершенно верно, это дерево (показывает плакат).
Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? ( Оно дышит, питается, растет, размножается.)
А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород — это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника.
Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе).
Дети, как вы думаете: что это?
Воспитатель. Правильно, это кора.
Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? ( Кора защищает дерево.)
А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.)
Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)
Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится.
«Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).
Что находится под ней? (Древесина.)
А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.) Да, мы легко отделили ее от древесины.
Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки.
Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Потому что кора — жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.)
Кожица — это тоже кора, только молодая.
Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?
Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже.
Давайте посмотрим на кусочки коры на этом стволе.
Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?
Найдите кору старого дерева. Объясните, почему.
Воспитатель. Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (Береза, сосна, липа.)
Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)
А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.)
Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)
А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.)
Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим.
Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.)
У дятла язычок с зазубринами и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.
Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.)
От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.)
Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами.
А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах?
Кто по запаху определит сосновую кору?
Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)
Проводится игра из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».
Воспитатель. Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут — хлопните в ладоши, а если нет — молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб. ) Молодцы!
Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина . ) Хорошо все с заданием справились.
Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого? Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова.
Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.
Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.)
Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и, что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева?
Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески.
В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота».
Из коры липы плели лапти.
Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба.
А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен.
Кора болиголова идет для дубления кожи.
Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица,- это измельченная кора дерева, растущего в Азии.
Включается магнитофон с голосами птиц (встревоженных).
Воспитатель. Что мы слышим? (Птичий переполох.)
Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева).
Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.)
Почему это видно? (Нет коры, нет листьев.)
Чем мы можем помочь ему?
Давайте сначала «оденем его». Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору липы. Дети делают листочки, воспитатель приклеивает их к стволу.
Воспитатель. Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь?
Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер. )
Воспитатель. (пишет на березовом листочке, изготовленном ребенком, его имя, приклеивает листочек к дереву). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. (Радостно, весело.) Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал? (Дети рассказывают.) Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья — это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их! Завтра нарисуем «оберегающие» знаки и развесим их в лесу и парке.
Конспект занятия по рисованию
Цель. Совершенствовать умение детей рисовать дерево.
Задачи. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Закрепить нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком» . Развивать чувство композиции.
Словарная работа. Развесистое, тычки, макушка
Материал. Тонированные голубые листы бумаги, акварельные краски, 2 кисточки тонкая и щетина, стаканы с водой, салфетки, у всех детей.
Предварительная работа. Наблюдения на улице за деревьями, рассматривание картинок с изображением деревьев в разное время года.
В круг широкий вижу я. Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем, Меня слушать все начнем
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу залетела снежинка . Не простая снежинка, а с загадкой. А вы любите отгадывать загадки? (Да) .
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И на долго к вам пришла. (Зима)
Правильно зима. Зимушка – зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника.
Воспитатель. Давайте вместе с вами вспомним, после какого времени года наступает зима? (после осени)
Какие зимние месяцы вы знаете ? (декабрь, январь, февраль) .
А какая бывает зима?
Если со снегом то …снежная.
С морозами …. морозная.
А самое главное, что мы ждём от зимы? Конечно же, это снег.
Как называется явление, когда идёт снег? Снегопад.
А вам нравиться зима? (Ответы детей)
Как можно веселиться зимой? …. лепить снеговика, снежки, кататься на санках с горки, кататься на коньках.
Воспитатель. Молодцы! Очень много вспомнили про зимушку — зиму. — Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника.
А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы узнаете, отгадав загадку:
Много рук, а нога одна.
Проверим, правильно ли вы отгадали! (Детям показывается картина, на которой изображено одно и то же дерево в разное время года ).
Что на нем изображено ? ( Деревья)
Сколько деревьев? Давайте посчитаем! (4)
Сравните их. Чем они отличаются? ( 1- с цветами, 2 – с зелеными листьями, 3 – с желтыми листьями, 4- без листьев).
Как вы думаете, почему они такие разные? (Деревья по-разному выглядят в разное время года.)
Кто же из моих волшебников догадался, какое из этих деревьев мы сегодня будем рисовать? (Зимнее дерево)
Почему вы так считаете? (Т.к. сейчас зимнее время года)
Воспитатель. Как выглядит дерево зимой? ( Листьев нет, только ствол и ветки, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, тихо падает снежок)
Одинаковые ли ствол и ветки по толщине? ( Нет, ствол толстый, ветви тонкие).
Воспитатель. У вас на столах кисточка (покажите мне все, что мы будем рисовать кистью? (дерево)
Кто знает, с чего мы начнем рисовать дерево? (со ствола)
Как нарисовать ствол? (показ с объяснением: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку, на всю силу)
Что нужно рисовать дальше? (ветки)
А ветки все одинаковые? (нет, есть большие и маленькие)
Как нужно рисовать большие ветки? (показ с объяснением: Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 4 или 5, они все смотрят наверх)
Как нарисовать мелкие ветки вы уже знаете.
(их очень много, отходят от больших веток, рисуем только кончиком кисточки нисколечко не нажимая; чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее) (показ готового дерева)
(закончили рисовать дерево, гимнастика для пальцев)
-Пусть ваши деревья чуть подсохнут, а мы поиграем пальчиками
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Каждый пальчик левой руки прижимаем к ладошке).
Я зиму и снег, и снежинки люблю. ( Каждый пальчик правой руки прижимаем к ладошке).
Но где же снежинки? В ладошках вода. (Пальчики выпрямляем, смотрим на ладошки).
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Пальчики обеих рук сгибаем, выпрямляем).
Растаяли хрупкие льдинки – лучи, (Постукиваем кулачками).
Как видно ладошки мои горячи. (Трём ладошку о ладошку).
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
(Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками
(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме.
(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)
Воспитатель. Сели и приступили к работе.
Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью кисти, без карандаша!
А что делают деревья зимой? ( В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? ( Накрываемся одеялом)
Давайте и мы с вами накроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)
— Для этого на нашей картине должен пойти снег.
А откуда идет снег ? (Из тучи).
А снеговые тучи мы можем нарисовать необычным способом – с помощью мятой бумаги. Для этого нужно смять лист бумаги в комок и обмакнуть его в краску. Делаем отпечатки.
А снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Изобразите тем же способом – мятой бумаги, снег под деревом.
Воспитатель. А снежинки можно рисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Ватную палочку опускаем в краску и методом тычкования рисуем снежинки, тычки делаем быстро (покажите тычки на столе) .
Воспитатель. Молодцы, ребята! Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас!
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?
Назовите зимние месяцы . Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).
Скажите, а вам понравилось наше занятие ? Если да, то похлопайте, если нет, то потопайте. Спасибо вам ребята вы сегодня все хорошо отвечали, и нарисовали такие прекрасные деревья .
Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? ( Им тепло, уютно. Они стали еще красивее.)
— Прислушайтесь, мне кажется, что они что-то шепчут вам за старание и помощь. Кто из вас услышал? (Спасибо, добрые волшебники!)
А что вы им можете пожелать? ( Спокойной ночи, деревья!)
Крепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика и еще раз полюбуйтесь на зимние деревья.
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 5-6 лет
«Наблюдение за деревьями»
Цель. Формирование экологических представлений
Задачи. Воспитывать бережное отношение к деревьям, умение замечать красоту, знать о пользе деревьев; Обратить внимание на региональные особенности времён года и растительный мир. Воспитание любви и привязанности к родному краю.
Модница в белом платье
Желтый наряд осенью. (Береза)
Пришла весна — надеть зеленый наряд,
Наступило лето — загорала,
А осенним днем одела красные бусы. (Рябина)
Под окном оно растет,
Из цветочков золотых.
Собирают пчелки мед.
Лечит и от простуды и от гриппа.
Прекрасный доктор — . (Липа)
Хоть орешки и малы.
Все же желуди вкусны.
Много маленьких плодов.
Подарить он всем готов. (Дуб)
Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать! (Деревья)
По лесу идёт человек с топором
Да с легкой зубастой электропилой.
И катится, катится, катится гром,
И пахнет тревожно смолой.
А я вижу дуб, замечательный дуб:
Зеленый, веселый, живой…
Подходит к нему пожилой лесоруб,
И дуб вдруг поник головой.
С макушки до пят пробрала его дрожь,
Как будто молил он: «Не надо, не тронь!»
И тихо сказал, уходя, лесоруб:
Пусть тысячу лет проживёт этот дуб!
Воспитатель. Ребята, сегодня день наблюдений. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? Ответы детей
Какие вы знаете деревья?
Какие деревья растут на территории нашего детского сада?
Как деревья и кустарники готовятся к зиме? Ответы детей .
Воспитатель. Весна – прекрасное время для наблюдений за деревьями. Все в природе просыпается после зимы, а у деревьев скоро наступит период цветения, когда начнут, распускаются листья. Еще неделю назад деревья спали, а сейчас начали появляться маленькие почки. Почему?
Рассматривание альбома с фотографиями деревьев: «Лес – наше богатство.»
Какие деревья вам знакомы?
По каким признакам мы определяем, что дерево проснулось?
Что происходит с почками?
Что происходит после цветения?
Что происходит с семенами?
Какими бывают леса?
Назовите хвойные деревья?
Назовите лиственные деревья?
Чем отличается хвойный лес от лиственного?
Что общего у деревьев? (Ствол, ветки, корень)
Приглашаю всех на весеннюю полянку.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(потягивания – руки в стороны)
К небу, к солнцу тянется. (потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы.
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо – влево, взад – вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны вправо – влево, вперед – назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? ( вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. ( дети садятся за столы)
Итог занятия. Ребята, как нужно обращаться с деревьями, кустарниками?
Нельзя ломать ветки, т.к. деревья — очищают воздух, дают кислород. Без деревьев и растений не будет жизни на нашей планете. О деревьях нужно заботиться.
Жил-был лес.Лес был темный, сырой и неуютный, и мало какие звери хотели в нем оставаться. Оттого огромные ветвистые деревья, хоть и росли густо, были одиноки, и лишь изредка, грустным шепотом обсуждали свою судьбу. Птицы не пели в этом лесу — случайно залетев сюда, они поскорее покидали лес, поднимаясь повыше — к небу, туда, где над широкими кронами светило яркое солнце. Лес тихо провожал их взглядом и злился. Ему было обидно, что он такой пустой и тихий, что под ветвями деревьев, под листьями совсем нет места солнцу и радости. И зло копилось под корнями деревьев, таилось под жухлой прошлогодней листвой, путалось в буреломах и грозило опутать весь лес. Зло притянуло в лес новых жителей — пауков. Паукам понравилась темнота и сырость. И буреломы. И тогда паутина налипла на стволы, опутала ветки, покрыла листья. и лес окончательно стал страшным для всех, кто хотел бы в нем поселиться.
Однажды среди деревьев обнаружилась маленькая семечка, крохотная и совсем незаметная. Никто не знал, как она очутилась почти в самом сердце леса: может пауки принесли ее на своих лапках, или же ее занесло ураганным ветром, возможно, ее выронила пролетающая над лесом птица. Это совсем не важно. Важно, что семечка упала в рыхлую влажную землю и ей здесь понравилось. Она пригрелась и крепко заснула.
А через несколько дней новый росточек пробился сквозь бурелом. Он вел себя скромно, прятал широкие листья и вскоре Лес перестал обращать на него внимание.
Прошел, месяц и на самой верхушке ростка внезапно вспыхнуло маленькое яркое солнышко. И впервые за многие годы деревья увидели свет, который до сих пор скрывали от них их же густые кроны. Они бы разбежались от испуга, но деревья не умеют бегать и поэтому они просто замерли, пытаясь понять — хорошо это или плохо. перестали качаться ветки на ветру, перестали шуршать листья. В лесу стало ещё тише, чем прежде. Лес думал. Лесу было тепло от солнышка, и ему понравилось. Лес с любопытством ждал, что же будет дальше. А маленькое солнышко продолжало расти; каждый вечер росточек прятался в буреломе и каждое утро, выбирался повыше к скрытому густой листвой небу, расправлял смявшиеся за ночь листочки и освещал все вокруг своим светом.
Лес чувствовал, что происходит что-то волшебное. И пауки тоже это чувствовали и волновались с каждым днем больше и больше. В конце концов, они собрались на совет и решили, что нужно пойти разведать, что же греет Лес и приносит ему радость. Выбрали самого большого и смелого паука и отправили его к бурелому, от которого исходило неприятное им тепло. Только большой и смелый паук не смог близко подойти к ростку — слишком ярко светило его солнышко. Тогда пауки решили дождаться самого темного времени суток — перед самым рассветом — напасть на росточек всей стаей и уничтожить его. Лес тревожно зашелестел листвой, когда увидел, что пауки со всех сторон подкрадываются к его солнышку. Но росточек не слышал, он крепко спал в своем буреломе и видел яркие добрые сны. Пауки тем временем пробрались между засохшими ветками и стволами совсем близко к ростку и стали оплетать его паутиной, чтобы не дать ему снова проснуться и выпустить солнышко. Они стали грызть и его стебель, чтобы убить и обдирать листья. Но росточек раскрылся – даже сквозь сеть паутины. Солнышко заворочалось и повернулось к паукам. И улыбнулось. И распушило хвост. И внезапно оказалось, что улыбка у солнышка очень зубастая, а свет его хвоста жжет опутывающую росток паутину. Самые трусливые пауки начали медленно отступать, а самые смелые стали выпускать паутину ещё быстрее. Тогда солнышко соскочило с зеленого стебля, начло кусать пауков, отгонять их пушистым хвостом и сиять так ярко, что его свет пробился даже сквозь густую лесную крону. И пауки в ужасе бежали из леса.
Но после этого в лесу не стало пусто, потому что в него вернулись звери и птицы. Они пришли на запах радости и сказки и очень скоро заселили весь лес. Только в бурелом к росточку заглядывали не очень часто, потому что знали, что там живет солнышко. Теплое, ласковое, но немного стеснительное. Лес был счастлив.
Беседа с детьми разновозрастной группы
Цель. Формирование любви и заботливом отношении к природе.
Задачи. Создать условия для формирования представлений о лесниках и их природоохранительной деятельности; сформировать представление о том, что все люди должны заботиться о живой природе; развивать бережное отношение к природе, желание заботиться;
Дополнительный материал: презентация «Лес – наше богатство», листы А4,
фломастеры, краски, саженцы деревьев.
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже беседовали о лесах и их обитателях. Но сегодня я бы хотела с вами поговорить о защите леса и животных.
Воспитатель. Для начала, ответьте на вопрос, что вы видите на экране (лес, мусор) Правильно, а как вы думаете, откуда в лесу мусор? Может это белочки и зайцы принесли его? Конечно же, нет, этот мусор появился там из-за человека. Именно люди, разбрасывают фантики, пустые бутылки, пакеты и много другое в лесах, тем самым засоряя их. Скажите, а такие свалки опасны для леса и его обитателей? Чем?
Вы правы, животные могут пораниться о них, запутаться в пакет или даже съесть, но еще одна угроза в том, что весь этот мусор может десятилетиями пролежать там и не сгнить. Все это ужасно засоряет почву, деревья начинают из- за это умирать.(4 слайд)
Воспитатель. Все люди — гости в лесу. А разве мы, приходя к кому-то в гости, разбрасываем вещи или мусорим там? Конечно же, нет. Поэтому людям необходимо напоминать о правилах поведения в лесу, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей. Возможно, кто-то из вас видел подобные знаки. Они установлены для того, чтобы люди помнили и знали, что в лесу нельзя мусорить, нельзя убивать животных и птиц, которые там живут.
Воспитатель. А знаете, что есть даже специальные люди, которые следят за порядком в лесу? Как их называют? Их называют лесниками. Именно они заботятся о животных и птицах: ставят для них кормушки, приносят сено, соль или зерно. Так же, они защищают лесных обитателей от незаконного уничтожения. Существуют люди, которые убивают редких животных. Их называют — браконьеры.(9 слайд) Именно от них, лесники и защищают животных и птиц. Послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова. Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг- лесничий.
Воспитатель. Лесник – действительно является другом леса. Эти люди оберегают лес и охраняют. Но им и лесу нужны помощники. А как вы думаете, мы можем им помочь? Как? (ответы детей) правильно, мы сами можем нарисовать такие знаки, как устанавливают в лесу. И я предлагаю вам нарисовать такие знаки и оформить наш стенд. Но сначала, давайте с вами разомнемся.
Физкультминутка «Мы в лесу».
Руки подняли и покачали (качаем поднятыми вверх руками)
Это деревья в лесу. (плавно опускаем руки вниз)
Руки согнули, кисти встряхнули (встряхиваем кистями рук)
Ветер сбивает росу. (машем руками перед собою)
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят. (руки в стороны, машем вверх и вниз)
Как они сядут, тоже покажем, (приседаем)
Крылья сложили назад. (встали, руки спрятали за спину)
Воспитатель. Теперь, мы можем с вами приступить к выполнению рисунков. (дети рисуют знаки)
Воспитатель. А теперь расскажите, пожалуйста, что означают ваши знаки.
(Дети показывают знаки и рассказывают о них)
Воспитатель. Вы все молодцы! У меня есть к вам предложение, давайте посадим несколько сосен у нас возле садика. Вы согласны? Тогда одеваемся и пойдемте на улицу.
На участке детского сада.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, как нужно сажать деревья?
Дети отвечают: выкопать ямку; поставить саженец внутрь; полить водой.
Воспитатель. Вы правы ребята, но наши саженцы мы будем поливать несколько дней, чтобы они у нас лучше прижились. Дети вместе с воспитателями сажают саженцы, следя за выполнением работ.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас на участке есть высохшие цветы в клумбах, и валяются фантики. А чему нас учит работа лесников? (ответы детей) Правильно, природу нужно содержать в чистоте и заботиться о ней. Давайте и мы наведем порядок на нашем участке.
Дети берут грабли и ведерки и вместе с сотрудниками детского сада наводят порядок на участке.
Воспитатель. Ну что ж, ребята, я думаю, что мы сегодня хорошо поработали и узнали очень много нового. А самое главное, мы поняли, что процветание нашей природы, ее сохранность зависит именно от нас. Спасибо вам!