Древние дома славян проекты

Дома древних славян. Строительные обряды и выбор материала

Мой дом – моя крепость. Как много смысла в этих словах. И ведь действительно, дом для современного человека – это не просто крыша над головой и стены, это нечто большее. Пространство, где он чувствует себя в безопасности, ведь недаром же говорят «В своем доме и стены лечат». Дом – это место, куда всегда можно и хочется возвращаться.

А что же дома древних славян? Для наших предков дом имел сакральное значение, куда большее, чем для современного человека. Само слово «дом» — «domus/domos» не столько жилое помещение, сколько общественная организация (семья).

В отношении славян к своему жилью прослеживается глубокая связь с природой, что, в общем-то, неудивительно. Чтобы понять всю серьезность подхода к строительству дома, прочувствовать всю глубину связи с окружающим (внешним) миром, стоит рассмотреть несколько этапов подготовки к стройке:

  1. Выбор дерева для строительства;
  2. Выбор времени рубки;
  3. Выбор места строительства.

И начнем по порядку.

Выбор материала для строительства

Чуть выше я пометила, что основным материалом, служившим восточным славянам для строительства домов, было дерево (даже сейчас часто дома строят именно из этого материала, например, деревянная Тула прекрасна). К его выбору наши предки подходили с особым трепетом (вот она, глубокая связь с природой). Не каждое дерево могло быть использовано для возведения дома, существовал ряд запретных деревьев.

  • священные деревья;
  • старые и молодые деревья;
  • проклятые.
Читайте также:  Good family house проекты домов

Священные деревья для наших предков

Священным могло являться какое-то одно особое дерево, а могла и целая роща. Как правило, к священным, причислялись деревья с аномалиями: очень высокие, с дефектами ствола, со странным переплетением корней, а так же выросшие на месте могилы или часовни.

Нельзя было рубить любые старые деревья. Наши предки верили, что старое дерево должно умереть своей смертью, нарушивший запрет мог сойти с ума, сломать руку или ногу, или скоропостижно скончаться. Это связано с представлениями наших предков о возрастном ранге: старый=главный=старший.

Что касается молодняка, то тут,скорее всего, в людях преобладало стремление сохранить молодой лес.

Проклятые и несчастливые деревья

Теперь отметим с вами проклятые(несчастливые, злые деревья). Прежде всего, следует проставить акцент на то, что на разных территориях проклятыми считались разные деревья:

  • В Харьковской и Тверской губерниях – ель и сосна;
  • В Вологодской губернии – липа;
  • Почти везде осина.

Считалось опасным пускать на строительство сухие деревья. В представлениях древних славян сухое дерево означало мертвое, как противоположность сырому – живому. Если нарушить запрет, и построить дом с применением сухих деревьев, то люди, живущие в нем, будут страдать от «сухоты».

Так же не годились для строительства бревна с наростами(«гузами»), сучками, идущими из глубины ствола, так называемыми «пасынками», и так далее. Опять же, наказанием за несоблюдение этих правил являлись болезни, рождение внебрачного ребенка и смерть жильцов.

Нельзя было использовать для строительства деревья, росшие на дорогах и их перекрестках. Им приписывалась разрушительная, колдовская сила. Даже сучок от такого дерева, попавший, например, в стену дома, мог стать причиной смертей и болезней.

На перекрестках хоронили самоубийц, творили чары. «На перекрестке нечистый волен в душе человека». Очень часто, чтобы очистить перекресток от скверны там ставили Поклонные кресты и часовенки.

Образ дороги присутствует в заговорах, в похоронных причитаниях: по ней покойник уходит в мир иной. Возможно, с этим связан запрет на использование в строительстве деревьев, растущих при дорогах.

Не годились для строительства домов деревья плодовые и выращенные человеком деревья.

Выбор времени рубки деревьев

Наши предки считали, что самое удачное время для заготовки материала – после Троицы. Когда деревья полны жизни и сока. А в некоторых губерниях до Троицы считалось грехом не то что рубить деревья, но даже обламывать с них ветви.

Выбор места для строительства

Выбор места для возведения дома обусловливался не только практическими соображениями. В этом вопросе было много символизма. Место, на котором будет стоять дом, должно было по всем признакам являться благоприятным. Надо отметить, что признаки эти, опять же, разнились. Однако общие черты все же были:

  • Нельзя строить на месте, где была дорога;
  • Где была баня;
  • На спорном участке земли;
  • На месте захоронения;
  • Где пролилась человеческая кровь;
  • На месте, где ранее стоял дом, который сгорел (в котором болели люди и так далее).

Счастливым же считалось место обжитое, где ложится скот отдыхать.

Существовали даже гадания, по которым древние славяне вычисляли пригодность места для возведения дома. Например, по одному из таких гаданий, хозяин будущего дома, насыпал четыре кучки зерна (по четырем будущим углам дома). И если наутро зерно оставалось нетронутым, то можно было строить дом, в противном случае нет.

И это далеко не все, что можно сказать о выборе материалов для строительства домов, о месте и времени постройки. В этой статье выделено самое основное и вкратце, так как изучение этого вопроса – обширная тема, по которой есть очень много различной литературы.

Кстати, для написания этой статьи (а она первая из небольшого цикла) я пользовалась замечательной книгой – «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян», автор Байбурин А.К. На этом, пожалуй, все, я буду с вами прощаться.

«Дом-оберег» — славянское искусство обустройства дома

У наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».
Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога — считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому — Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад — специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу, и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами — устроителями домового пространства. Причём каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть — фундамент и подпол или погреб — Навь, прошлое, основа; средняя часть — жилая — Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша — небесный свод, Правь — обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или ладью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату — Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце, располагали фасад — лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, прихожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с западной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка и стабильности. Прихожая и вход находяться под управлением Перуна — он правит потоки, текущие в дом. И стоя на страже межи, отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно подкову, обязательно побывавшую под лошадью и найденную самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх, именно так она символизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить идущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С западной стороны дома должны располагаться все материальные ценности, будь то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно будет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и привлекающих благо, древние обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, то пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.
На рисунке:
Перунов — крест один из вариантов оберёжного знака закладываемого в доме.
Колесница или ладья Дажьбога. Орнамент северно — русской вышивки.
Колесница или ладья Дажьбога. Орнамент северно — русской вышивки.
Градина — знак Перуна, вырезаемый над входной дверью.

Жилище древних славян

Творческая работа обучающихся (презентация+выступление) по проекту-исследованию «Как жили люди в Древней Руси?», с которой они выступали на научно-практической конференции «Твои первые шаги в науку»

Скачать:

Вложение Размер
Zhilishche_drevnih_slavyan.ppt 892 КБ
Zhilishche_drevnih_slavyan.doc 30 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как жили люди в Древней Руси? Как выглядели жилища древних славян? Работа выполнена Петровой Алиной и Бочкаревой Антониной, обучающимися 4в класса МОУ «СОШ №51» Руководитель: учитель начальных классов Смирнова Т.В.

Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами и украшали фасад небывалой красоты резьбой

Перед постройкой дома выбиралось место — ровное, удаленное от кладбища.

На месте предполагаемой постройки чертили на земле большой квадрат, разделяли его по диагонали, и в каждый из четырех «ромбов» клали камни. Это означало символ плодородия, чтобы семья, которая будет проживать в этом доме, была большой и дружной.

На потолке вырезался Перунов знак — колесо с шестью спицами. Если в постройке дома помогали родные, то после каждого важного этапа строительства будущие хозяева дома подносили им обильное угощение.

Новый дом считался уязвимым для «нечистой силы», поэтому тот, кто первым войдет в него — быстро умрет. С целью оградить себя от смерти, люди впускали первыми в дом кошку или курицу. Первым входил хозяин дома с тестом, потом хозяйка с животным на руках, и только потом — дети.

Крыша, окна и двери дома считались уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали «оберегами» — резьбой по дереву с магической символикой.

Так на Руси появились «причелины» — украшения крыши, «наличники» — украшения окон. Слово «причелина» означает «оберег при щели», а слово «наличник — «на лице».

Конек крыши получил свое название от конской головы, которую традиционно крепили на крыше. Считалось, что резная голова коня — самый ценный оберег, показывающий богам, что хозяева дома их любят и почитают.

Внутри дома все располагалось по принципу малой Вселенной. С амо русское слово «вселенная» переводится так: «место, куда мы вселены»

Печь в доме осмысливалась как Земля, Красный угол, как Солнце, а пространство между ними — это Жизненное Пространство человека между небом и землей. Печь считалась священным местом.

Возле печного столба давали клятвы. За этим столбом, по поверьям, прятался дух дома — домовой.

В Красном же углу висели рушники-набожники — специальные декоративные полотенца, которые не играли бытовой роли, а «защищали» дом с помощью вышитых на них оберегающих орнаментов.

После прихода христианства на Русь в красный угол стали ставить икону.

Используемые материалы: http://lib.rus.ec/b/141428/read http://foto.mail.ru/ http://fotki.yandex.ru/ http://www.kidsoft.ru/ http://boreia.ru/zhizn-i-bit/bit-drevnich.html

Предварительный просмотр:

Жилище древних славян

Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами и украшали фасад небывалой красоты резьбой, повторяющей основные магические знаки русской культуры.

Для постройки дома выбиралось ровное место с растущим небольшим деревцем. Ранее это деревце не включалось в план дома, и, подросши, превращалось людьми в деревянного идола Чура — охранителя дома и семьи. Впоследствии деревце стало включаться в план дома. Когда велась постройка, на нем висела христианская иконка. После постройки деревце либо удаляли, либо, по мере возрастания, оставляли естественной колонной внутри дома, что считалось хорошей приметой.

Перед постройкой дома выбиралось место — ровное, удаленное от кладбища. На месте предполагаемой постройки чертили на земле большой квадрат, разделяли его по диагонали, и в каждый из четырех очерченных «ромбов» или «квадратов» клали камни из четырех полей. Это означало символ плодородия, чтобы семья, которая будет проживать в этом доме, была большой и дружной.

На потолке вырезался Перунов знак — колесо с шестью спицами.

Если в постройке дома помогали родные, то после каждого важного этапа строительства будущие хозяева дома подносили им обильное угощение.

Новый дом считался уязвимым для «нечистой силы», поэтому тот, кто первым войдет в него — быстро умрет. С целью оградить себя от смерти, люди впускали первыми в дом кошку или курицу. Из старого дома в новый переносилась зола в совке или ковше со словами: «Домовой, домовой, ты поди со мной домой!». Первым входил хозяин дома с тестом или квашней в руках, потом хозяйка с животным на руках, и только потом — дети.

Крыша, окна и двери дома считались уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали «оберегами» — резьбой по дереву с использованием защитной магической символики. Так на Руси появились «причелины» — украшения крыши, «наличники» — украшения окон, косяки — украшение дверей.

Слово «причелина» означает «оберег при щели», а слово «наличник — «на лице». Дословно можно сказать — «маска», скрывающая от людей внутреннюю жизнь дома и его обитателей. Нетрудно с этим согласиться, если учесть, что наличники родственны ставням, которые на ночь всегда запирались.

Конек крыши получил свое название от конской головы, которую традиционно крепили на крыше. Считалось, что резная голова коня или любой богини — самый ценный оберег, показывающий богам, что хозяева дома их любят и почитают.

Внутри дома все располагалось по принципу малой Вселенной. Дом для человека был не просто «местом, где ночуют», а пространством, повторяющим Вселенную, то есть «место, куда мы вселены». Это определение как нельзя лучше объясняет значение дома для человека. Недаром слово «мироздание» состоит из двух частей «мир» и «здание» (дом!).

Печь в доме осмысливалась как Земля, Красный угол, как Солнце, а пространство между ними — это Жизненное Пространство человека между небом и землей. Печь считалась священным местом. Возле печного столба давали клятвы. За этим столбом, по поверьям, прятался дух дома — домовой. В Красном же углу до принятия христианства висели рушники-набожники — специальные декоративные полотенца, которые не играли бытовой роли, а «защищали» дом с помощью вышитых на них оберегающих орнаментов. После прихода христианства на Русь в красный угол стали ставить икону, но при этом не снимали оттуда рушники-набожники.

Оцените статью