- Как дома: детские сады и школы, придуманные архитекторами
- Скульптурный детский сад в Окадзаки, MAD Architects
- Пурпурный детский сад в Эльзасе, Dominique Coulon & Associés
- Начальная школа цвета радуги в Сингапуре, Studio505
- Разноцветная библиотека в школе в Боготе, Даниэль Бонилья
- Архитектурный детский сад в Сайтаме, Kengo Kuma and Associates
- Деревянный детский сад в Южном Тироле, Feld72
- Черно-белый детский сад в Копенгагене, COBE
- Российские школы с необычными зданиями
- Школа № 10 г. Ногинск, Московская область
- Школа № 1270, г. Москва
- Школа № 3, г. Новосибирск
- Школа № 106, г. Екатеринбург
- Школа № 5 «Обыкновенное чудо», г. Йошкар-Ола
- Образовательный комплекс «Точка будущего», г. Иркутск
- Школа № 548 г. Москвы, инженерный корпус (образовательный центр «Царицыно»)
- Лицей № 130, г. Новосибирск (новый корпус)
Как дома: детские сады и школы, придуманные архитекторами
В детском саду ребенок учится не только читать и писать, но и творить, а еще взаимодействовать со сверстниками. Удачные проекты образовательных учреждений способствуют развитию творческого мышления малыша и его воображения. Рассказываем о нескольких как раз таких, от начальной школы цвета радуги в Сингапуре до изобретательных местных проектов японца Кенго Кума и колумбийца Даниэля Бонилья.
Скульптурный детский сад в Окадзаки, MAD Architects
Детский сад «Дом клевера» – первый проект архитекторов MAD в Японии. Чтобы снизить затраты на строительство, они использовали деревянную конструкцию, оставшуюся от каркаса прежней постройки: детский сад перестал вмещать всех детей, и его решили расширить, для чего и пригласили архитекторов. На деревянный «скелет» «накинули» новое покрытие – рубленое белое «полотно» замысловатой формы. В качестве материала – внешне похожая на бумагу асфальтовая черепица. Окна разной формы разметили неравномерно – так они не только пропускают солнечный свет, но и создают постоянно меняющиеся светотени, которые должны стимулировать у ребенка развитие воображения. Архитекторы говорят, что хотели построить такое пространство, которое дети не забудут, даже когда они вырастут, а еще, уютное как родной дом.
Пурпурный детский сад в Эльзасе, Dominique Coulon & Associés
Свой проект французское архитектурное бюро окрестило «замком, собранным из LEGO» – рубленые формы и яркий цвет строения и правда напоминают детали конструктора. Окрашенное в розовые, красные и пурпурные тона, здание отчасти напоминает знаменитую «Красную стену» – жилой комплекс Рикардо Бофилла в Кальпе. Детский сад окружает бетонная стена со сквозными овальными отверстиями – она защищает малышей, резвящихся на детских площадках, но и не дает им чувствовать себя в изоляции. Вокруг высажены яблони – отсылка к сельскохозяйственным традициям региона. Комнаты внутри выкрашены в зависимости от их функций: раздевалки и игровые комнаты – в цвет спелой вишни и апельсина, спальни – в белый. Разительная смена цветов дает детям отдохнуть от ярких красок и стимулирует творческое мышление.
Начальная школа цвета радуги в Сингапуре, Studio505
Над проектом разноцветной школы австралийские архитекторы Studio505 работали с местным бюро LT & T. Часть кампуса сначала хотели снести – комплекс зданий не учитывал ландшафт местности, и между постройками оставались неиспользованные части холма. Для архитекторов это стало точкой отсчета: они сделали общие открытые многоярусные пространства и разместили постройки на разных уровнях. Получился многоступенчатый комплекс зданий, закрытый от дождя и ветра. Фасад здания выкрасили разноцветной эмульсионной краской, которая сделала школу похожей на огромный леденец. Интерьер, напротив, максимально сдержанный – чтобы дети могли сконцентрировать на уроках. Цветной фасад, по задумке архитекторов, должен вводить школьников в яркий и красочный мир впечатлений и знаний.
Разноцветная библиотека в школе в Боготе, Даниэль Бонилья
Даниэль Бонилья – один из ведущих зодчих Колумбии, который с помощью новаторских архитектурных форм меняет образ не только Боготы, но и всей страны. Прежде, чем браться за проект библиотеки в общеобразовательной колумбийской школе, Бонилья взялся анализировать то, как молодое поколение взаимодействует с пространством. Понять потребности детей было нужно, чтобы сделать библиотеку таким местом, куда они захотят возвращаться. В итоге получилось динамическое пространство, которое может адаптироваться под разные потребности: из стен можно вынимать мягкие блоки и использовать их как сиденья или «кирпичики» для строительства абстрактных фигур, а на подвесных деревянных деревьях можно писать и рисовать. В каждом из разноцветных залов – красном, синем, зеленом и желтом – панорамное окно с выходом в сад, чтобы дети не теряли связь с реальным миром.
Архитектурный детский сад в Сайтаме, Kengo Kuma and Associates
Архитектурные проекты бюро Кенго Кума – это всегда симбиоз традиционного сознания и современных технологий. Вот и проект двухэтажного детского сада в японском Сайтаме это, с одной стороны, причудливая геометрия, а с другой – образ абсолютно традиционного деревянного дома, максимально комфортного и уютного. Архитектор объединил в единый фасад, обшитый деревянный рейками, две постройки – детский сад и начальную школу. Внешний вид здания должен был отразить окружающий его ландшафт. Окна разной высоты расположены неравномерно, крыши «смотрят» в разные стороны – откуда ни посмотри на это строение, вид с каждой стороны будет разным. Интерьер преимущественно деревянный, а с потолка спускаются визуально невесомые полупрозрачные бумажные светильники. Все это формирует очень уютную среду, где дети могут чувствовать себя как дома, быть открытыми и спокойными.
Деревянный детский сад в Южном Тироле, Feld72
В центре подчиненного ландшафту пространства – залитая солнцем детская площадка: деревянный фасад здания будто оборачивается вокруг нее. Рядом находятся чисто белая начальная школа и часовня приходской церкви – архитектурный проект австрийских зодчих Feld72 органично вписывается и в природный, и в городской ландшафты. Интерьер подчеркнуто лаконичный, но уютный за счет активного использования архитекторами сложно обработанной местной древесины. Широкие окна в большом количестве пропускают естественный свет и дают наслаждаться местными пейзажами. По большому счету, это и есть главное украшение пространства, которое компенсирует сдержанную палитру интерьера.
Черно-белый детский сад в Копенгагене, COBE
Вдохновленный детскими рисунками домиков (даже окна бескаркасные, такие, как их рисует ребенок), проект архитекторов COBE это еще и мини-деревня с разными строениями, игровыми площадками и зелеными садами. «Поселение» рассчитано как минимум на 180 маленьких жителей. Пространство организовано вокруг главного здания, к которому примыкают всевозможные строения: раздевалки, игровые комнаты и спальни. Для неофициальных встреч родителей, воспитателей и детей придумали атриумы, они же соединяют между собой этажи и групповые комнаты. «Сегодня часто проектируют просторные детские сады, – говорят архитекторы, – мы же, напротив, хотели создать камерное пространство, маленький мир, где дети будут развиваться и расти в своей среде».
Российские школы с необычными зданиями
До сих пор по всей России большинство школ, гимназий и лицеев «на одно лицо». Точнее, на два-три лица – по числу типовых советских проектов школьных зданий.
Но есть среди них такие, что стали местными, а иногда и мировыми достопримечательностями. Это и старинные особняки с богатой историей, и уникальные современные здания, причем последних с каждым годом становится все больше .
Познакомимся с несколькими из таких школ России, в которые интересно войти даже тем, кто давно вышел из школьного возраста. И помечтаем, что со временем каждая школа станет неповторимой во всех отношениях!
Школа № 10 г. Ногинск, Московская область
Этой школе, больше похожей на красивый изящный дворец, уже 112 лет, и почти все эти годы в ней учились дети!
Построено это здание было в 1908 году как двуклассное училище при Богородско-Глуховской мануфактуре Арсения Морозова. Здесь учились только крестьянские мальчики, дети цеховых рабочих — на фабрике нужны были грамотные работники. Обучение было бесплатным, детям выдавались чернила, линейки, набор инструментов.
По замыслу строителей, училище должно было выглядеть храмом науки, чтобы внушать уважение ученикам. И сейчас здание сохранило свой первоначальный облик. В нем чугунные перила, высокие потолки с лепниной, а на стенах – фрески с сюжетами на тему образования разных эпох и государств: Древний Египет, Греция, Русь.
В 1914 году школа стала восьмилетней, и учиться в ней стали также и девочки. А с 1935 года это средняя школа. Лишь в годы войны школа закрывалась – в ее стенах размещался госпиталь.
Сейчас здесь учится около 800 человек.
Школа № 1270, г. Москва
Проект, по которому построена эта школа в Центральном округе столицы, точно не назовешь типовым. К главному входу в здание, напоминающее замок, ведет высокая арка, а с правой стороны от него — башенка с винтовой лестницей (предположительно, архитектор С. Гужев).
Школа, имевшая тогда № 477, открылась 1 сентября 1936 г. и была рассчитана более чем на тысячу учеников. В ней просторные классы, длинные коридоры, широкие лестницы.
Во время Великой Отечественной войны вместе с учебными классами в здании школы находились швейная и трикотажно-вязальная мастерские, производящие для фронта теплую одежду и обмундирование. Но занятия продолжались, школьники учились в три смены.
За свои 80 с лишним лет школа успела сменить номер, побывать и женской, и восьмилетней (в то время там училось много воспитанников соседнего детского дома), прославиться учебными, спортивными и общественными успехами своих учеников. Сейчас это весьма престижная школа с углубленным изучением английского языка.
Школа № 3, г. Новосибирск
Школа №3 имени Бориса Богаткова, что на ул. Октябрьской, 5 – одно из 12 школьных зданий, спроектированных знаменитым сибирским архитектором А. Крячковым. И только она сохранила и свой почти первоначальный внешний вид, и предназначение. Это одна из самых красивых школ города, и ей уже около 110 лет (дата открытия, по разным источникам — 1910 или 1912 г, прим. ред.)! До революции здесь было семилетнее женское училище.
Как и все школы Крячкова, здание училища из красного кирпича имело зеленую башенку на крыше, сейчас утерянную. По тем временам это было весьма современное здание – с канализацией, центральным отоплением (в подвале), водопроводом и электричеством.
С 1957 года школа № 3 носит имя своего самого знаменитого выпускника – поэта-героя Бориса Богаткова.
В 60-е годы к школе сделали пристройку со спортивным залом и несколькими кабинетами, после чего количество учеников увеличилось почти вдвое.
Школа № 106, г. Екатеринбург
Почти на окраине Екатеринбурга находится школа № 106, получившая в последние годы название «золотой». Обычная школа, построенная в 50х годах прошлого века, превратилась в настоящий дворец – с мраморным полом, позолотой на стенах, шикарными люстрами и «царскими» туалетами.
Этот необычный ремонт проводит самый известный выпускник школы, бизнесмен Андрей Симановский. В 2014 году его попросили всего лишь помочь отремонтировать спортзал, и бизнесмен не на шутку увлекся преображением родной школы.
Уже отремонтирована половина кабинетов на трех этажах, коридоры и холлы, а еще сделан великолепный двор, больше похожий на дворцовый парк. Есть в нем и большая горка, и огромная спортплощадка. Перед школой — кованые ворота с позолотой.
Если первый этаж напоминает дворец, то верхние отремонтированы в других стилях: сине-голубые панели, дерево, светодиодная подсветка. Фасад у школы пока стандартный, но есть планы поменять и его — школа должна окончательно стать дворцом с колоннами и балконами.
Школа № 5 «Обыкновенное чудо», г. Йошкар-Ола
А это, пожалуй, самое известное школьное здание в нашей стране! Оно напоминает воплощенный в реальность сказочный замок. Построил его в 1998 году бизнесмен Сергей Мамаев (архитектор А. Карасев) как подарок своей жене – психологу и сказкотерапевту (сейчас директору школы).
Тогда был задуман эксперимент по воспитанию культуры чувств и общения у детей. Проходил он на базе одной школы и соседнего с ней детского сада, однако вскоре его финансирование прекратилось. Супруги Мамаевы задумали концепцию новой школы, где для разных детей предполагалось создать разные условия. «Поможем детям оставаться разными» — девиз школы №5.
Сейчас это 11-летняя школа с детским садом. В огромных классах начальной школы есть учебная часть с регулируемыми партами (можно даже учиться стоя, если устал сидеть!) и игровая зона.
Рядом со школой конно-спортивный центр. Здесь проводят тренинги для родителей, работает три кабинета психолога, есть даже пещера для уединения! Работает много кружков, а для больших мероприятий есть настоящий амфитеатр с современной техникой. Есть даже настоящая типография, где можно научиться профессии полиграфиста.
Образовательный комплекс «Точка будущего», г. Иркутск
Уникальная школа, точнее, целый комплекс из 27 зданий, открыла свои двери всего три недели назад. В комплекс, построенный по проекту датских архитекторов, входят детский сад, начальная и старшая школы, спортивный комплекс, бассейн, футбольное поле (зимой каток), хозяйственные корпуса. Здесь будут учиться дети из обычных и из приёмных семей – рядом посёлок для приёмных семей.
Это благотворительный проект, основанный известными бизнесменами Сергеем Чемезовым и Альбертом Авдоляном для того, чтобы помочь адаптации детей из детских домов ко взрослой жизни. В образовательном комплексе каждому ученику помогут выбрать образовательное направление и индивидуальную программу. Тут будут изучать гончарное мастерство, писать музыку, выращивать растения.
В школе «Точка будущего» — максимум света и открытых пространств: окна в пол, прозрачные перегородки, а парты здесь можно делать индивидуальными или собирать для групп.
Школа № 548 г. Москвы, инженерный корпус (образовательный центр «Царицыно»)
Это отдельный корпус одной из московских школ, хотя и находится он формально за городом. Центр построили на деньги совхоза и частного инвестора и передали в собственность государства.
Инженерный комплекс школы № 548, наверное, самая прозрачная школа в мире: между коридорами, классами и даже вместо стен учительской – стеклянные перегородки. Поэтому вся школа просматривается насквозь, одновременно можно видеть до четырех уровней! Можно переносить занятия в коридор или холл-атриум – из класса или учительской будет всё видно; а можно вообще учиться на улице, в амфитеатре. Все переносится, трансформируется, изменяется по желанию учеников и учителей.
Старшие и младшие классы расположены в двух разных крылах здания, а в центре находятся столовая, библиотека, актовый зал, рекреации, учительская. В младшей школе есть горка, ведущая со второго этажа на первый, мягкий вулкан, скалодром. А у старшеклассников есть, например, свой бар!
Кстати, стекла в здании – особо прочные, разбить их не получится. Панели на стенах тоже использованы самые прочные. Ещё одно интересное решение – открытые коммуникации под потолком, чтобы будущие инжинеры наглядно видели, как все работает.
Лицей № 130, г. Новосибирск (новый корпус)
А в нашем новосибирском Академгородке открылся новый корпус знаменитого лицея 130 имени М.А. Лаврентьева. Он в два раза больше основного, старого здания. Построен он в рекордно короткие сроки, за два года, и его открытие позволит всем ученикам лицея учиться в одну смену.
В первую очередь корпус предназначен для начальной школы – поэтому он построен так, что в нем практически нет углов! При строительстве использовались необычные технологии, например, гнутое стекло.
Кроме классов для младших учеников, в новом корпусе, на четвертом этаже, расположено шесть лабораторий: для уроков физики, химии, биологии, робототехники, информационных технологий, гуманитарных исследований. Есть здесь кабинет музыки, рисования (под стеклянным куполом!), два спортзала, актовый зал, просторный амфитеатр и даже бассейн на шесть дорожек.
ТЕАМА,
3.10.20,
фото из открытых источников