Фасады домов с пилястрами

Фасадный декор: пилястры в декоре зданий

Фасадный декор зачастую включает в себя такой декоративный элемент как пилястра. Пилястры – это декоративные выступы на стене, зачастую выполнены в прямоугольной форме, с рустами либо без. В их основе лежит база, заканчиваются они капителью, что визуально очень похоже на колонну.

Пилястры представляют собой некую архитектурную форму для украшения зданий и дизайна экстерьера. Широко использовались они в Древней Греции. Но своей простотой при использовании и оригинальностью форм привлекают внимание архитекторов еще и в наши дни. Пилястры утратили свою популярность лишь в средневековье. Что явилось следствием потребностей в оборонительном и снижением потребностей в эстетическом качестве зданий. Свою популярность пилястры обрели вновь лишь только во времена итальянского Ренессанса.

Фасадный декор. Появление и распространение пилястр

Большой вклад в развитие такого вида декора внес Донато Браманте, то есть один из основных деятелей искусства в эпоху высокого Возрождения. Пилястры тогда стали одним из основных элементов архитектурного строительства. Учитывая тот факт, что данная конструкция никак не несет силовой нагрузки, они применялась для придания зданиям архитектурной выразительности. Использовались для выделения фасада зданий и акцентирования внимания на входной группе либо ансамбле декоративных элементов.

Наиболее часто использовалась в фасадном декоре пилястра прямоугольной формы. У нее ствол одной ширины по всему периметру, он не сужается к верху и расширяется к низу, чем сильно отличается от колонн. Для венчания пилястр использовался капитель, который снизу был обрамлен базой, причем он мог быть по высоте ниже самой базы, использованной для колонны.

Читайте также:  Системы ливневой канализации частного дома

Пилястры и колонны в фасадном декоре

Существует сейчас ошибочное мнение, что пилястры и колонны – это одинаковые элементы. Немаловажное отличие их заключается в том, что пилястры несут только декоративный характер, а колонны и полуколонны имеют форму полукруга, они маскируют собой несущие конструкции здания.

Наиболее часто сегодня применяют пилястры на фасадах. Используются для соединения этажей фасадов между собой, для оформления входной группы, для оформления углов зданий и для придания вертикальной линии.

Компания «Архитек» помимо самих работ по декору, предоставляет бесплатные консультации. Мы поможем сделать вам выбор данной продукции с учетом всех потребностей заказчика. Основным направлением деятельности нашей компании является архитектурный декор. Широкий выбор товаров представлен в наших каталогах на сайте, где каждый покупатель сможет воплотить в жизнь свою оригинальную идею. «Архитек» — это доступная роскошь.

Декоративное оформление фасадов зданий пилястрами

Пилястры являются составляющей частью декоративного ансамбля фасадов зданий, которые позволяют разделить их по вертикали. За счет коротким выступам, ограничивающим данные элементы снизу и сверху, они очень напоминают колонны. Основной функцией таких изделий архитектурного, фасадного декора, как декоративные пилястры, является украшение фасада, а также придание ему оригинальности и эстетичности.

Благодаря пилястрам современные архитекторы могут привнести в любой современный экстерьер тонкие нотки очарования и эстетического лоска. В современной практике помимо фасадного оформления пилястры достаточно часто используют и при необходимости оформить интерьер помещений.

Сегодня у большинства современных пользователей имеется возможность купить пилястры из пенопласта, отличающиеся высоким качеством исполнения и богатым разнообразием форм. Используемые материалы для изготовления пилястр позволяют без проблем окрашивать поверхность изделий, за счет чего готовые архитектурные элементы гармонично сочетаются с оформлением фасадом любых построек. Нередко они позволяют скрывать дефекты фасадов или же не совсем удачно проложенную проводку.

Небольшой экскурс в историю

Со времен античности появилось достаточно много специфических приемов, которые широко используются в мировой практике, и не утратили своей актуальности.

Основной элемент, который традиционно используется в рамках классического стиля оформления интерьеров и экстерьеров – колоннада, основной функцией которой в Древнем мире была исключительно опора постройки. Сегодня такие изделия, как пилястры, являются элементом, имитирующим колонны и выполняющим по преимуществу эстетическую функцию.

Основные разновидности пилястр и колонн были сформированы в рамках греческой, римской и египетской культуры.

Если говорить о египетских колоннадах, то они отличаются более строгими и массивными очертаниями, в сравнении с обычными капителями. В то же время греческая и римская культура Античности больше склонялась к приданию капителям изысканных и свободных форм. Вместе с тем базы для этих форм были более изящными.

Разновидности пилястр, широко применяющиеся в современной архитектуре

Если говорить о сечении ствола пилястр, то оно может иметь полукруглую, прямоугольную и сложную форму. Равно как и колонны, данные элементы имеют основание в нижней части, а также капитель, которая венчает изделие. Однако в отличие от колонны, пилястра не имеет характерного утолщения ствола.

Преимущество использования пилястр в современной архитектуре заключается в том, что Вы можете без проблем подобрать капитель, основание и базу для будущего украшения вашего здания самостоятельно, в соответствии с Вашими собственными предпочтениями. Изобилие всевозможных решений на современном рынке только способствует вариативности данных декоративных элементов для интерьеров и экстерьеров.

Какие функции выполняют пилястры в условиях наружного дизайна?

В рамках фасадного оформления такие декоративные элементы могут выполнять такие функции, как:

  • визуальное разделение различных участков фасада;
  • визуальное соединение этажей;
  • декоративное дополнение к колоннаде;
  • декорирование входов;
  • украшение фасадных углов.

Какие материалы используются для изготовления декоративных пилястр

До того как появились новые легкие материалы синтетического происхождения, для изготовления пилястр по преимуществу использовался натуральный камень (гранит, известняк и мрамор), а также гипс.

Эти материалы достаточно популярны и сегодня, но потягаться в отношении востребованности с такими решениями, как пенопласт (пенополистирол) они уже не в состоянии. И это не удивительно, поскольку инновационные материалы, в отличие от традиционных, чрезвычайно практичны, легки и надежны. Также к их характерным чертам можно отнести простоту обработки, длительный период эксплуатации и доступность в плане монтажа.

Пилястры из пенопласта имеют прекрасный внешний вид и проявляют отличную устойчивость к негативным атмосферным воздействиям.

Кроме того можно повысить сопротивляемость синтетического материала путем его обработки полимерами с примесью гранитной и мраморной крошки.

Таким образом, повышается устойчивость к механическому воздействию и продолжительность срока службы такой отделки. Если сравнивать пенопласт с гранитным камнем в контексте обработки, то первый более податливый. Это в свою очередь позволяет современным дизайнерам интерьеров и экстерьеров воплощать в жизнь самые смелые задумки, используя изделия на основе пенополистирола.

Еще одним преимуществом пенопластовых пилястр является их необыкновенная легкость, за счет чего весь процесс монтажа многократно упрощается и ускоряется.

Также поверхность стен, на которую планируется монтаж данных изделий, не требует какой-либо специальной подготовки. Одинаково просто пенопластовые декоративные конструкции крепятся к кирпичным, бетонным, деревянным, гипсовым и прочим стеновым поверхностям.

Продолжая рассматривать достоинства новых материалов для изготовления пилястр в виде пенопласта, следует отметить его исключительная способность к обеспечению влаго, шумо- и теплоизоляции. Этот материал отличается низкой стоимостью, что позволяет сократить бюджет на отделочные и декоративные работы по фасаду.

Вместе с тем четкость рельефа и эстетичность, которую эксклюзивный барельеф на пенопласте не теряет с годами, гарантированы поставщиками, которые используют современные технологии его производства.

Подведем итоги

Если Вы желаете придать своему дому оригинальный и эстетичный внешний вид, выполняя его отделку в любом архитектурном стиле, будь то ампир, рококо, классицизм и т. п., то сегодня у Вас есть прекрасная возможность сделать это, уложившись даже в скромный бюджет. Кроме того такие элементы архитектурного декора станут прекрасным дополнением любого современного интерьера и экстерьера, вписываясь в любые условия, будь то дачный поселок, или строгая городская застройка.

Пилястры

Пилястры на фасаде устанавливали еще во времена античности. Пилястры — это вертикальные выступы на стене, по своей конструкции напоминающие полуколонны, но обычно прямоугольные в сечении и с меньшим выступом относительно поверхности стены. Пилястры на фасаде имеют ствол, базу, капитель, которые соответствуют лепнине колонн. Выступы на стене, на которых отсутствуют эти элементы, называются «лопаткой».
Изначально пилястры выполняли несколько функций. Они укрепляли вытянутые по горизонтали фасады зданий, характерные для античной архитектуры, создавая ребра жесткости. Фасады с пилястрами имели определенную ритмичность, что определяло облик строения и впечатление, которое здание производило на зрителя. Лепнина пилястр использовалась для декоративного оформления зданий.

Декор пилястр на фасадах создавался архитекторами в соответствии с ордерной системой. Архитектурный стиль определял форму и расположение пилястр. Поперечное сечение пилястр диктовала архитектурная мода в тот или иной исторический период: его делали прямоугольным, округлым, многопрофильным.

Пилястры в античности изготавливали из тех же материалов, что и стены фасадов: камня, кирпича, дерева. Декоративные пилястры создавали из гипса, алебастра. Современные технологии позволяют производить пилястры из полимеров: пенопласта и полиуретана, а также из стеклофибробетона, искусственного камня. Сравнение характеристик различных материалов указывают на преимущества полиуретана — прочного, легкого, устойчивого к влаге, микроорганизмам, химикатам. Полиуретановым пилястрам с помощью окрашивания можно придать вид дерева, камня, гипса, алебастра, кирпича. Лепнина пилястр из полиуретана благодаря пластичности материала и новым технологиям может точно передавать самую сложную деталировку поверхности.

На нашем сайте можно подобрать профили пилястр по фото в каталоге. В режиме он-лайн вы сможете купить пилястры из полиуретана — изделия, представленные на странице каталога. Если у вас есть желание создать необычные формы пилястр или сделать этот декор по известным оригиналам, то наши специалисты сделают их для вас по индивидуальному заказу.

В оформлении современных домов используются пилястры, выполненные в стиле, соответствующем архитектурному направлению дизайна здания. С помощью пилястр подчеркивают обрамление окон и дверей, оформляют углы фасада. Если вы решили купить пилястры из полиуретана и украсить ими стены, стоит учитывать высоту и ширину фасада, так как этот декор зонирует вертикальное пространство.

Пилястры, которые предлагает наша компания, изготовлены из полиуретана. Этот материал позволяет создавать самые разнообразные варианты лепнины пилястр. Такой вид декора фасада можно составить из разных элементов, подобранных на сайте: капители, ствола, базы пилястр по фото из каталога. Выбор будет зависеть только от вашего вкуса.

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Оцените статью