Фрэнк Ллойд Райт
Биография
«Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ».
Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать – сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с ранних лет гравюры и альбомы, книги Виолле-ле-Дюка сделала для формирования сознания будущего архитектора больше чем 2 года обучения в инженерном колледже Висконсинского университета, который Райт не смог окончить. Настоящим учителем стал для него Л. Салливен , в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887 году.
Уже в первых работах Райта под влиянием Г. Ричардсона симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение ( дом Чарли в Чикаго ). Романтические тенденции усилились в его творчестве в 1893 году, когда он строил серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развит принцип «органической архитектуры», воспринятый им у Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощена идея о непрерывности пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и отделке этих зданий архитектор применял контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. Наиболее значительными и интересными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллиса в Хайленд-парке, штат Иллинойс (1902 год) , Дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк (1904 год), дом Изабеллы Робертс в Ривер Форест, штат Иллинойс (1908 год). И завершается эта серия домом Роби в Чикаго (1909 год).
В 1909 году Райт едет в Европу, где проходят выставки, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре , которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах Вальтера Гропиуса, Миса ванн дер Роэ, группы «Стиль».
Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. Знаменитый Роби-хаус дирекция университета намеревалась снести. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм, который будет основной чертой на протяжении всего его творчества.
«Райт бы не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны. Он обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстаивать» (З. Гидеон).
1910-25 года, период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916-22 годы строит отель «Империал» в Токио . Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город.
Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению».
Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решение порождает ощущение отсутствия стилистической цельности. Сочетание современных мотивов горизонтальных членений, знакомых по «домам прерий», с сильно декорированными, монументальными формами древних японских сооружений. Не создавало единого гармоничного впечатления.
После возвращения в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых наиболее интереснее дом Миллард в Пассадене , облицованных плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.
В 1932 году открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «товариществом». Члены товарищества не только проектировали, но и обучались строительству, работая в качестве каменщиков, плотников по расширению висконсинской резиденции Райта.
К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера, как Ле Корбузье, Гропиус, Мис ванн дер Роэ, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.
В середине 30-х начинается второй период расцвета творчества Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании, построенный в 1936 году и известный в истории как «дом на водопадом», и административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (1936-39 года) . Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана, который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это еще один блестящий пример «органичной архитектуры». Система смелых, нависающих друг на другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал на лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.
В здании фирмы Джонсона светящийся потолок и лес стройных колонн создают яркий необычных художественных эффект.
Как писал Генри Рассел Хичкок: «Создается иллюзия неба, просматривающегося со дна аквариума».
С годами индивидуализм Райта усиливается.
Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения . «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», — утверждал он, называя функционалистические постройки «ящиками на ходулях». Считая внутренне пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», использованную в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943-46, построе в 1956-59 годах). Это наиболее интересное и значительное произведение Райта. Мощная пластика этого сооружения, похожего на абстрактную скульптуру, своим крупным масштабом не давала ему раствориться в чаще небоскребов Манхэттена. По новому в нем решена и экспозиция музея. Движение посетителей происходит сверху вниз по спирали отлогой рампы.
Большой интерес представляют и высотные постройки Райта. Это лаборатория фирмы Джонсона в Расине и «Башня Прайса» в Бартсвилле , построенные в 50-х года. В них Райт осуществил идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий.
Сохранив верность идее о жизни среди природы ( проект «города широкого простора» — Бродэйкрсити , 1934-35 годы) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В его творчестве, основанном на американской традиции, органичном восприятии мира и способности находить отвечающие духу времени художественные формы, прогрессивные поиски в архитектуре конца XIX столетия напрямую связаны с архитектурой 20-х и 50-х годов XX века.
Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, как Мис ванн дер Роэ, но за 70 лет своего творческого пути сделала для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру: один из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, ставшую основой широко используемого в современном зодчестве приема так называемого свободного плана. Он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX – первой половины XX века.
Всего спроектировал около 360 объектов. На настоящий момент сохранилось порядка 300 из них.
На все времена – американская классика Френка Ллойда Райта
Стиль Райта – это, пожалуй, единственное архитектурное направление, названное именем своего основателя. Названия всех остальных стилей в архитектуре происходят либо от исторической эпохи, либо от географической местности, либо обозначают какое-то абстрактное понятие, связанное с самой характерной чертой дизайна.
Чем же так уникален стиль Френка Райта, что смог выделиться в отдельное масштабное архитектурное направление, совершенно особенное и отличное от всех других? Существуют ли внутри этого стиля отдельные течения и тренды, или все же это очень цельная и завершенная концепция? Что позволило стилю Райта стать настоящей классикой жанра, актуальной и морально не устаревающей до сегодняшнего дня?
Кто такой Райт?
Создатель популярного архитектурного стиля был очень разносторонним человеком – инженером, писателем, философом, коллекционером. Райт родился в 1867 году в небольшом американском городке штата Висконсин. Когда талантливый архитектор основал собственную фирму, он практически сразу стал востребованным и популярным. В чем же был секрет его успеха?
Новаторство архитектурного стиля Райта заключалось в естественности и органичности. Здание должно не выделяться на фоне окружающей среды, а максимально гармонично вписываться в нее, становиться частью природного рельефа и как говорил сам Райт «украшать ландшафт». При этом геометрия дома может быть самой разной, в зависимости от конкретного участка.
Дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись, они могли быть самых разных, порой очень причудливых конфигураций, но его манеру до сих пор нельзя спутать с чьей-либо другой.
Разновидности стиля Райта
Стилистика наиболее типичных загородных домов в стиле Райта имеет второе название – стиль прерий. Эти жилища были изначально придуманы для американских степей, поэтому здания имеют явно выраженную горизонтальную направленность. Они будто прижимаются к земле, несмотря на то, что обычно состоят из 2 этажей.
Крыши на домах прерий всегда с минимальным углом уклона и большими выносами края. Конструкция здания может быть довольно разветвлённой, в зависимости от ландшафта, поэтому в структуре легко визуализируются отдельные вертикальные блоки-пристройки. Строгий угловатый силуэт дома прерий не лишен изящества, фасад обычно украшен отдельными декоративными элементами – колоннами, вставками из натурального камня, узорными панелями, часто с явными восточными мотивами и др.
Но Райт знаменит не только своими загородными жилыми домами для людей среднего класса. По мере его развития, как архитектора, в портфолио стали появляться более вычурные и затейливые здания. Он проводил бесконечные эксперименты с формой и содержанием, создавая очень неординарные проекты. Но всегда центральным элементом его философии, исходной точкой, от которой он отталкивался, оставалось слияние с природой.
Пожалуй, самый знаменитый дом Райта – это дом над водопадом в Пенсильвании. Ярчайший пример органической архитектуры, ставший визитной карточкой архитектора и достопримечательностью, которую до сих пор ежегодно посещают 120 тысяч туристов. Заказ на проектирование загородного дома для семьи американского предпринимателя Кауфмана Райт получил в 1935 году. Ему достался участок со скалистым выступом и небольшим водопадом. И вместо того чтобы поставить дом рядом с водой, Райт принял решение строить его непосредственно над водопадом, а фрагмент скалы сделать одним из элементов интерьера.
Еще одним знаковым проектом Райта является здание музея искусств Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, строительство которого продолжалось более 16 лет. Дом представляет собой два разновеликих круглых объема на общем стилобате. Основная часть конструкции выглядит как наслоение круглых бетонных пластов, диаметр которых сужается книзу.
В самые поздние периоды своего творчества Райт совсем отказался от прямых углов и ровных стен, полагая, что они не являются природными. Он стал проектировать здания круглых, спиральных и других пластичных форм.
Тем не менее, когда сегодня говорят о «стиле Райта», чаще всего подразумевается именно та архитектура загородных частных домов, которая называется стилем прерий. На протяжении многих десятилетий этот дизайн остается одним из самых актуальных и востребованных. Главный секрет заключается в универсальности стиля Райта. Дома такой архитектуры применимы для разных стран и континентов, а конструкция зданий и дизайн фасада легко адаптируются под моду разных лет.
При всей своей лаконичности дома могут быть весьма обильно декорированными или наоборот минималистичными, одноуровневыми или высотой несколько этажей, с большими панорамными окнами или закрытыми фасадами. Стиль Райта очень вариативен, но это всегда слияние с ландшафтом, натуральные строительные и отделочные материалы, приземистые крыши, множество горизонтальных линий, отдельные конструктивные блоки, открытые внутренние планировки.
Нам очень близка архитектура Райта, а вам?
Vesco Constuction: podryady.ru (84952152643)
- Купить готовый проект
- Заказать индивидуальное проектирование
- Рассчитать стоимость строительства вашего дома
Два дома Фрэнка Ллойда Райта из текстильных блоков
Отец американского архитектурного модернизма Фрэнк Ллойд Райт /Frank Lloyd Wright (1867-1959) говорил: «Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентами, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ.» [The New York Times Magazine, 1953]
Как строились textile block houses Фрэнка Ллойда Райта «Миниатюра» и Дом Эннисов.
Если верить журналу Robb Report Россия, 5’2013, самым дорогим в мире модульным домом называют The Millard House, он же La Miniatura, расположившийся в Пасадене, штат Калифорния. Это вилла с гостиной, столовой и четырьмя спальнями спрятана в укромной лощине среди эвкалиптов и воспринимается как неотъемлемая часть пейзажа. Построена она для антикварного дилера Элис Миллард в 1923 году по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Здесь архитектор впервые использовал блоки из бетона с рельефным узором. В 2013 году вилла продавалась за 4,5 млн долларов.
Дом Миллард – «Миниатюра», интерьер. Пасадена, Калифорния. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Построен в 1923 г., достроен в 1926 году Ллойдом Райтом. Source
Райт считал этот дом первым «юсонианским» зданием, отразившим мечту архитектора об идеальной Америке. «Юсонианский» или «юсоновский», «североамериканский» стиль Фрэнка Ллойда Райта – от Usonia, аббревиатуры U.S.O.N.A. /Unites States of Nothern America. Начиная с 1936 года Фрэнк Ллойд Райт спроектировал и построил в юсонианском стиле около 50 домов: одноэтажные, окруженные садами строения; компактные, экономичные и технологичные с плоскими крышами. Такие дома предназначались для граждан со средним достатком. Непосредственно «юсоновский» период Райта – это позже – 1930-е годы, а La Miniatura – произведение 20-х, тогда Райт построил четыре дома в подобном текстильно-блочном исполнении.
2.
Дом Миллард или «Миниатюра». Пасадена, Калифорния. Строительство 1923 г. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт / The Millard House. Architect: Frank Lloyd Wright and Lloyd Wright. Year built: 1924. Sq. Ft.: 4230. Beds/Baths: 3/3. Source
В начале 1920‑х годов великого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта посетила глубокая печаль за судьбу бетонных блоков. “Так что же бетонный блок? Годами он оставался самым дешевым и уродливым предметом в строительном мире. Он ютился на задворках архитектуры – ему приходилось имитировать текстуру камня. Неужели нельзя изменить судьбу этого изгоя?” – писал Райт. Идея его заключалась в следующем: он предлагал делать бетонные блоки нестандартной кубической формы, полыми внутри, с отверстиями сверху и снизу, и нанизывать их на арматурные стержни, как бусины на нитку. Или как на поперечную нить в плетении ткани – не случайно Райт называл свои блоки “текстильными”. При такой конструкции цементного раствора нужно было гораздо меньше, поверхность стены выглядела опрятнее и могла восприниматься как единая декоративная плоскость. Потому что Райт, конечно, не удовлетворился одной только конструктивной идеей – он превратил бетонные блоки в эстетическое заявление. Видимые поверхности куба он придумал покрыть орнаментом в духе индейцев майя.
3.
Фрэнк Ллойд Райт и его «Миниатюра» / This photograph shows Frank Lloyd Wright walking past his residential design La Miniatura, also known as the Millard House. La Miniatura was the first of Wright’s four «textile block» houses—all built in Los Angeles County in 1923 and 1924. Photo Credit: Robert Carroll May, 1940. The Frank Lloyd Wright Foundation Archives. The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York. Source
Первым домом, который Райт построил во вновь изобретенном стиле, был дом Милларда в Пасадене. Там декор был не особенно майяским – просто крестик и четыре дырочки. Для дома Сторера на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе Райт придумал рисунок, больше напоминающий романский крест. Именно этим домом владел одно время продюсер “Матриц” Джоэл Силвер. Оба эти дома и еще особняк Фриманов в Лос-Анджелесе Райт построил в 1923 году.
4.
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Через год, в 1924, он приступил к возведению дома Эннисов – самого крупного и с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков.
Однако, по порядку. Вначале о Доме Миллард La Miniatura.
5.
The Millard House
Каждое художественное произведение – портрет своего создателя. Вот и автор статьи в Architectural Digest Russia Владимир Паперный нашел черты великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта в доме La Miniatura в Калифорнии.
6.
The Millard House
Наши недостатки – продолжение наших достоинств. Эта расхожая мудрость полностью применима к жизни Фрэнка Ллойда Райта. Богатое воображение оборачивалось пренебрежением к фактам – автобиографию он наполовину придумал, начиная с даты рождения (1869 вместо 1867), роста (174 вместо 170 см) и образования (учился, но не окончил ни школы, ни университета).
7.
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) — наверное, самый знаменитый архитектор Америки и символическая фигура в профессии вообще
Его бескомпромиссность и презрение к буржуазным условностям иногда заставляли друзей порывать с ним отношения. Чего стоит хотя бы эпизод 1909 года, когда Фрэнк, оставив жену с шестью детьми, уехал в Европу с женой клиента. С такой же бесцеремонностью он обращался с деньгами. Поиски новых конструкций и материалов помогали находить неожиданные решения, но эксперименты иногда приводили к катастрофическому удорожанию строительства. Доверие к собственной интуиции (а не к инженерным расчетам) вели к переделкам и перестройкам, иногда даже за его собственный счет. Калифорнийский период карьеры архитектора прекрасно иллюстрирует все плюсы и минусы характера Райта.
8.
The Millard House — La Miniatura
В 1920-х годах апельсиновые рощи Южной Калифорнии превращались в съемочные площадки Голливуда. Началось массовое переселение актеров, режиссеров и писателей с Восточного побережья на Западное. Разбогатевшие на киноиндустрии пришельцы стали строить себе дома на Голливудских холмах. Вот тут-то им и понадобилась архитектура. Первой калифорнийской постройкой Райта был дом Элин Барнсдол (1921), нефтяной наследницы, меценатки, неудавшейся актрисы и “салонной большевички”. Здесь Райт впервые использовал стиль “калифорнийская романтика” (California Romanza): коллаж из элементов архитектуры Египта и доколумбовой Мексики с добавлением некоторой формальности стиля боз-ар.
9.
The Millard House — La Miniatura
Именно в Калифорнии Райт изобрел так называемые текстильные блоки. У идеи было два источника: они напоминали Фрэнку его детские строительные кубики Froebel Gifts и казались способом удешевить строительство с помощью стандартизации. Железобетонные блоки (примерно 40 × 40 × 20 см) отливались в формы со стилизованным орнаментом. Из них возводились двойные стены с небольшим зазором для тепло- и звукоизоляции. Теоретически для отливки блоков не требовалась квалификация, это мог делать кто угодно за минимальную плату. Сочетание ручного труда со стандартизацией должно было придать дому уникальную фактуру и сделать его финансово доступным для масс. В теории всё было замечательно, на практике возникали проблемы. Блоки, отлитые неумелыми рабочими, часто приходилось переделывать по нескольку раз. Арматура внутри блоков начинала ржаветь, и через несколько лет блоки трескались и иногда разваливались.
10.
The Millard House — La Miniatura
La Miniatura (1923) считается абсолютным шедевром Райта, хотя и там не обошлось без технических проблем. Заказчица, коллекционер редких книг и антиквариата Элис Миллард, проявила чудеса терпения, щедрости и доверия к архитектору. Как позднее с “Домом над водопадом”, Райт выбрал живописное место, казавшееся неподходящим для строительства, – глубокий овраг с двумя живописными эвкалиптами.
11.
The Millard House — La Miniatura
Для создания органической архитектуры, выражающей “дух места” и находящейся в цветовой гармонии со средой, в состав бетона Райт добавлял песок и гравий со строительной площадки. К счастью, в этот раз блоки были изготовлены без металлической арматуры, поэтому хорошо сохранились.
12.
The Millard House — La Miniatura
Уникальность дома понимаешь, когда поднимаешься по лестнице с выходящего к пруду нижнего уровня (столовая, кухня, помещение для прислуги) на средний (гостевая комната и двухэтажная гостиная с камином и балконом), а потом на верхний (спальня хозяйки с выходом на антресоль над гостиной и ванная). Движение вверх происходит по спирали и по часовой стрелке.
13.
The Millard House — La Miniatura
В этом уже заложено зерно идеи райтовского Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Одно из условий Элис Миллард – встроить объекты из ее коллекции в архитектуру – Райт добросовестно выполнил: редкий случай, когда он отказался от тотального контроля. Продажа книг и антиквариата росла, хозяйке понадобилось дополнительное помещение. Им стала студия, которая находится слева (если смотреть со стороны пруда). Она была пристроена в 1926 году, причем не самим Фрэнком, а его сыном, Ллойдом Райтом, который сумел точно повторить стиль отца.
14.
The Millard House — La Miniatura
Нынешний владелец вложил много денег в реставрацию дома, но сейчас там никто не живет и он выставлен на продажу через ArchitectureForSale.com. Уникальный дом магически привлекателен, но мало кто из местных жителей слышал о нем. Найти его трудно, но я советую каждому, кто окажется в Лос-Анджелесе, ввести в навигатор адрес: 645 Prospect Crescent, Pasadena, California 91103 – и отправиться на поиски. Уверяю, вы не пожалеете.
15.
The Millard House — La Miniatura
16.
Frank Lloyd Wright. Millard House – La Miniatura, Pasadena, California. Source
Характерно, что на сайте millardhouse.com, посвященном дому и его продаже, в разделе History+Press из прессы представлены только две журнальные статьи – обе из российских журналов: Robb Report Россия, май 2013 – журнал категории «luxury lifestyle» и Architectural Digest Russia. Совершенно не удивительно.
17.
Frank Lloyd Wright. Millard House – La Miniatura, Pasadena, California. Source
18.
Frank Lloyd Wright. Millard House – La Miniatura, Pasadena, California. Source
19.
Frank Lloyd Wright. Millard House – La Miniatura, Pasadena, California. Source
21.
Frank Lloyd Wright. Millard House – La Miniatura, Pasadena, California. Source
Последним из четырех особняков в «текстильном» стиле, которым архитектор увлекся в 1920-х, стал Дом Эннисов.
22.
Дом Эннисов по проекту Фрэнка Ллойда Райта. На черно-белой фотографии 1940-х годов ясно видно майяское происхождение строгих геометричных объемов Дома Эннисов.
В 1924 году дом строился. А сразу после окончания строительства Дом Эннисов стал знаменитым.
23.
Чертеж Райта, изображающий план и перспективу дома. Райт делал такие презентационные рисунки для всех своих проектов.
Заказчиками Райта были Чарлз Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, и его жена Мейбл. Эннис живо интересовался культурой майя, поэтому, собственно, и заказал такой необычный проект. Большой бюджет и общие с заказчиком вкусы позволили Райту развернуться – масштаб здания нельзя назвать иначе, как грандиозным. Снаружи оно не производит жилого впечатления – скорее похоже на древний храм. Неприступный образ отчасти смягчает текстура бетонных блоков: они делят высокие стены на мелкие клеточки, сами клеточки тоже расчерчены декошными скобками. В результате фасад дома, особенно в лучах заходящего солнца, кажется роскошной узорчатой тканью с легким рельефом – эффект, из-за которого термин «текстильные дома» часто ошибочно относят не к конструктивным, а к декоративным решениям Райта.
24.
Неприветливое впечатление, которое производит фасад дома Эннисов, смягчается текстурой бетонных блоков и мягким песочным цветом стен.
Внутри дом производит двойственное впечатление. Его огромность и торжественность никуда не исчезают: высоченные потолки, длинные коридоры, двадцать семь витражных окон – временами кажется, что ты зашел в собор, а не в жилое пространство. Однако в целом Райту в этом проекте удалось обуздать стремление к гигантомании, прежде всего потому, что он отказался от своей любимой свободной планировки. Дом Эннисов четко поделен. Есть парадная часть: гостиная с балконом, откуда открывается вид на Лос-Анджелес, симметричная столовая, которую украшает редчайшее в творческом наследии Райта золотистое панно из стеклянной мозаики, бассейн во внутреннем дворе. Бассейн этот, впрочем, появился в доме только в 1940-х, хотя спроектировал его Райт сразу – он идет вдоль длинного коридора, соединяющего парадные комнаты с гораздо более скромными и сдержанными спальнями. И по всем помещениям Райт очень деликатно играет с масштабом, «разбивая» пустые и гулкие пространства членениями и деталями: то перепадом высот в две-три ступеньки, то рядом ширм-перегородок, то нишей, то бронзовым панно, то мозаикой над камином.
25.
Дом Эннисов в Лос-Анджелесе великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил в 1924 году. В салоне — антикварная мебель ар-деко.
Как обычно в своих домах, Райт спроектировал для Эннисов все, от архитектурных объемов до самых мелких деталей, вроде электрических выключателей. Однако интерес Энниса к культуре майя привел в конце концов к конфликту: клиент не внимал покорно каждому слову Райта – он высказывал собственное мнение, и Райт со скандалом покинул стройку. Так что теперь исследователи, изучающие дом Эннисов, гадают, какие именно детали и правда райтовские, а какие придумал уже после его ухода сам Чарлз Эннис. В первоначальном проекте не было, к примеру, ни мраморных полов, ни кованой решетки на лестнице, ни люстр Tiffany, ни мебели ар-деко – мебель, спроектированную Райтом, Эннис заказывать не стал. Тот факт, что все эти вещи в результате вписались в интерьер дома вполне органично, лишний раз показывает, как хороша структура здания: красивое лицо, как известно, даже самый неудачный макияж не испортит.
26.
Столовая на первом этаже дома Эннисов. Кованая люстра в стиле позднего ар-нуво появилась здесь, конечно, без одобрения Райта.
Судьба дома Эннисов оказалась довольно драматичной. Он стал последним произведением Райта в «текстильном» стиле: конфликты с Эннисом заставили его отказаться от идеи орнаментальных бетонных блоков. Несмотря на споры с Райтом, хозяева особняк любили и жили в нем довольно долго – только в 1968 году его перекупил некто Августус Браун. В 1980 году Браун передал дом в Общество по сохранению культурного наследия. Этот добрый поступок общество отметило, переименовав памятник в «дом Эннисов-Брауна».
27.
Столовая. В простенке — стеклянная мозаика, созданная по эскизам Райта.
Даже перестав быть частной собственностью, великолепное здание жило полной жизнью – оно постоянно снималось в кино. На самом деле процесс пошел еще в 1959 году – именно дом Эннисов был главным героем легендарного ужастика «Призрак дома на холме» с Винсентом Прайсом. В фильмографии дома больше двадцати названий – от компьютерной фантазии «Тринадцатый этаж» до боевика «Час пик» с Джеки Чаном. Ридли Скотт использовал дом дважды – в «Бегущем по лезвию бритвы» (1982) и «Черном дожде» (1989). Дэвид Линч сказал о нем: «Войти в дом Эннисов – все равно что попасть в рай». Красивая фраза, хотя у мрачноватого создателя «Твин Пикс» представления о рае, конечно, не совсем обычные.
28.
Хозяин дома сам придумал решетку на лестнице.
Но и в раю бывают неприятности, и для дома Эннисов-Брауна они начались в 1994 году – он пострадал во время разрушительного землетрясения. Сбор средств на его реставрацию тянулся исключительно медленно – через десять лет, в 2004, дом все еще находился в «уязвимом» состоянии. И высшие силы нанесли зданию новый удар: зима 2004 года выдалась в Калифорнии необычно дождливой, и поврежденный дом Эннисов пострадал от влаги и ветра. Подобных напастей Райт предусмотреть не мог – в его время калифорнийская погода так не капризничала. Дом полностью закрыли для посещения публикой и срочно взялись организовывать некоммерческий Ennis House Foundation – заметную роль в нем играет сын Райта, Эрик Ллойд Райт, который тоже стал архитектором. Фонд оценил работы по консервации здания в пять миллионов долларов. На полную реставрацию нужны были все пятнадцать. Полтора миллиона, полученные от правительства штата Калифорния, пошли на то, чтобы сделать дом Эннисов безопасным для туристов и таким образом собрать еще немножко средств на реставрацию.
29.
Спальня. Хозяева отказались от мрачной мебели, созданной Райтом, в пользу уюта.
До 2011 года восстановительные работы в доме Эннисов (фонд «отрезал» от названия памятника упоминание о Брауне) шли полным ходом, но денег все равно не хватало. Поэтому четыре года назад [? от какого года считать] бизнесмен-миллиардер Рональд Беркл приобрел дом за 4,5 млн долларов, чтобы продолжить начатую фондом реставрацию.
30.
Бассейн во дворе был спроектирован Райтом в 1924, но построен только в 1940-х.