- В Росреестре рассказали, какие гаражи не удастся оформить в собственность
- Зачем нужна «гаражная амнистия»?
- О каких гаражах идет речь?
- Гараж обязательно должен быть отдельным зданием?
- Куда обращаться для легализации гаража?
- Какие нужны документы?
- А если первый владелец гаража уже скончался?
- Сколько это стоит?
- Сколько продлится «гаражная амнистия»?
- Кому откажут в амнистии гаража?
- А что с «ракушками»?
- Чужие в гараже
- Гаражная амнистия: кому разрешат оформить старый гараж в собственность и как это сделать
- Зачем это нужно
- Что не так с гаражами сейчас
- Сколько таких гаражей в России
- Кого коснётся амнистия
- Как оформить гараж
- А если оформил, то точно не снесут?
В Росреестре рассказали, какие гаражи не удастся оформить в собственность
Зачем нужна «гаражная амнистия»?
В России, по предварительным данным, насчитывается около 3,5 млн неоформленных гаражей. Зарегистрировать свои права на них сейчас можно только по решению суда, это долго и неудобно.
Новый закон предлагает понятный механизм регистрации прав на гаражи.
О каких гаражах идет речь?
Под «амнистию» попадают гаражи, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то есть до 31 декабря 2004 года. Речь идет, в первую очередь, о капитальных сооружениях, у которых есть фундамент и стены.
Строения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками.
Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства.
Не попадают под «гаражную амнистию» самострои и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах.
В некоторых случаях можно оформить в собственность и землю под некапитальным гаражом — если такой гараж был возведен до 2005 года, а участок под ним был предоставлен владельцу как члену гаражного кооператива.
Гараж обязательно должен быть отдельным зданием?
Не обязательно. Гараж, попадающий под амнистию, может иметь с другими гаражами общие стены, крышу, фундамент и коммуникации. А может быть и отдельно стоящим.
Кстати, в законе оговаривается, что граждане, использующие гаражи, собственники гаражей вправе использовать земельные участки общего пользования для прохода и проезда к гаражам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать их доступ к гаражам.
Куда обращаться для легализации гаража?
Обращаться нужно в органы местного самоуправления, можно в том числе через многофункциональные центры. Туда нужно подать заявление о предоставлении участка под существующим гаражом с приложением любого документа, который подтверждает факт владения гаражом. Заявление на регистрацию и участка, и гаража далее будет подавать орган местного самоуправления.
Какие нужны документы?
Необходимо предоставить документ, подтверждающий владение гаражом, например:
— о предоставлении или ином выделении земельного участка либо о возникновении права на использование участка по иным основаниям;
— договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к инженерным сетям;
— договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража;
— документ, подтверждающий оплату коммунальных услуг;
— документ, подтверждающий проведение государственного технического учета или технической инвентаризации гаража до начала 2013 года, где есть указание на правообладателя гаража либо заказчика изготовления документа и на год постройки;
— документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка гаражному кооперативу, организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства;
— документ, подтверждающий приобретение кооперативом или организацией права на использование земельного участка по иным основаниям;
— решение общего собрания членов гаражного кооператива или иной документ о распределении гражданину гаража или земельного участка;
— выданный гаражным кооперативом документ, подтверждающий выплату гражданином паевого взноса или подтверждающий факт строительства гаража кооперативом или гражданином
Регионы вправе утверждать дополнительные перечни документов, которые позволят приобрести право на землю под гаражом.
А если первый владелец гаража уже скончался?
«Гаражная амнистия» распространяется на наследников граждан, получивших или построивших гараж, а также на граждан, которые приобрели гараж по соглашению (в том числе по возмездным сделкам).
Сколько это стоит?
В законопроекте предусмотрено, что региональные власти и муниципалитеты наделяются полномочиями по обеспечению кадастровых работ по объектам, попадающим под «гаражную амнистию». Это позволит снизить финансовую нагрузку на самих владельцев гаражей.
Владельцам гаражей не придется также платить госпошлину за регистрацию прав, так как заявление от их имени будет подавать муниципалитет.
Сколько продлится «гаражная амнистия»?
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября нынешнего года. Бесплатно получить в собственность землю под построенным когда-то гаражом можно будет до 1 сентября 2026 года.
Кому откажут в амнистии гаража?
Например, владельцам гаражей, построенных позже 2004 года или тем, кто не найдет хоть каких-то документов, подтверждающих право на гараж. Кроме того, в предоставлении участка будет отказано, если гараж признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Если земельный участок является ограниченным в обороте, его предоставят не в собственность, а в аренду. При этом арендная плата должна быть не выше размера земельного налога за такой участок.
А что с «ракушками»?
Законом устанавливается, что некапитальные гаражи могут размещаться на основании утвержденной муниципалитетом схемы, без предоставления земельного участка и за плату. При этом региональные власти могут определить категории льготников, которые вправе использовать землю для некапитальных гаражей бесплатно.
Инвалиды могут вне очереди получать участки для строительства гаражей, размещения некапитальных гаражей или стоянки своего транспорта около места жительства.
Чужие в гараже
Проблема эксплуатации автостоянок, расположенных в подземельях жилых домов, становится одной из весьма актуальных. Особенно в больших городах. Сегодня трудно найти современный многоквартирный дом без подземной парковки. Это очень удобно. Как правило, единый комплекс в доме — квартиры, лестницы, лифты, крышу и подвал — обслуживает одна управляющая компания, выставляя счет жильцам. Но возникают и коллизии, судебная практика по разрешению которых еще не наработана.
Поэтому представляется своевременным решение Верховного суда. Нередко так называемое место в подземном гараже покупают не только граждане, имеющие собственную квартиру именно в этом доме, но и посторонние.
Очень часто местные управдомы стараются содрать с «чужаков» как можно большую плату за подземную парковку.
Так произошло и в нашем случае, когда некий гражданин купил два машино-места на подземной парковке многоквартирного дома. Естественно, счет ему коммунальщики выставляли одинаковый с его соседями по парковке — собственниками квартир в доме. Но гражданин не согласился с расчетами управляющей компании и банально перестал платить. Появился долг и он рос от месяца к месяцу. Итог — коммунальщики обратились в суд с иском к хозяину двух машино-мест.
Сначала районный суд, а позже и городской просто встали на сторону управляющей компании, обязав владельца парковочных мест оплатить долг с учетом пени плюс судебные издержки и стоимость госпошлины.
Несогласный с решением местных судов ответчик дошел до Верховного суда. Там дело изучили и заявили, что обе судебные инстанции «нарушили нормы материального и процессуального права».
Вот как рассуждал при разборе этого случая Верховный суд. Итак, гражданин купил два машино-места на подземной парковке многоквартирного дома. На юридическом языке это означало, что человек приобрел в собственность сначала 3/300 доли нежилого помещения, а спустя пару месяцев еще столько же. Подчеркнем, подземная автостоянка многоквартирного дома считается нежилым помещением.
Управляющую компанию выбирало общее собрание собственников жилья. По смете расходов и доходов на обслуживание этого дома для собственников жилья на собрании высчитали сумму, сколько собственникам придется платить за обслуживание одного квадратного метра. Получилось 22 рубля 30 копеек. Правда, вопрос о площади обслуживания в доме на том общем собрании не рассматривали вообще.
Спустя три года после утверждения суммы в 22 рубля 30 копеек на собрании собственников жилья проголосовали за новую смету расходов на содержание общего имущества уже с учетом собственников парковки. Цена за метр стала больше — 26 рублей. Правда, это решение собрания, повышающее плату, было оспорено в суде несогласными жильцами и признано незаконным.
Кроме того, суд признал незаконным самовольное увеличение управляющей компанией площади обслуживания. Наш ответчик не платил именно за тот период, когда была увеличена стоимость обслуживания.
Районный суд, когда рассматривал этот спор, заявил, что нежилое помещение — это часть многоквартирного дома, которое технически связанно с общим имуществом и инженерными коммуникациями. Так что собственник обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме, «соразмерно своей доле в праве общей собственности». В итоге суд насчитал владельцу гаражного места невыплаченные долги за три года повышенной оплаты за коммунальные услуги и еще придуманную коммунальщиками загадочную услугу под названием «администрирование района». Сюда добавили пени за неуплату, и вышла очень солидная сумма.
Апелляция с расчетами согласилась, подчеркнув, что общим собранием собственников может быть определен размер оплаты за содержание общего имущества за прошлое время с учетом уже понесенных коммунальщиками расходов, а то, что потом эту сумму признали неправильной, неважно, ведь на момент спора ее еще не признали таковой.
Вот с такими расчетами и не согласился Верховный суд. Суд напомнил, что по Жилищному кодексу (статья 154) плата за жилье и коммунальные услуги для собственников делится на два вида. Первое — плата за содержание и ремонт жилого помещения. Сюда же входят текущий и капитальные ремонты общего имущества дома. И второе — это, собственно, плата за коммунальные услуги.
Есть такой документ — Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Его утверждало правительство страны своим постановлением (N 491 от 13 августа 2006 года). В правилах перечислено то, что входит в содержание и ремонт жилого помещения.
По Жилищному кодексу (статья 156) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, в которых не созданы товарищества собственников жилья или жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей компании не меньше чем на один год.
Из материалов дела видно, что за спорный период в доме прошло три общих собрания жильцов, где утвердили размер оплаты. На первом собрании установили, сколько платить за квадратный метр обслуживания общего имущества. Управляющая компания, выставляя счет собственнику гаражей, исходила из общей цифры жилых и нежилых помещений в доме.
В смете коммунальщиков вообще не предусмотрено существование собственников нежилых помещений. Спустя три года новая, увеличенная смета расходов значительно выросла за счет обслуживания площади парковки. Но это увеличение суд признал незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда заявила, что из этой завышенной платы «невозможно определить, какие исходные данные были применены для определения размера спорной платы». Поэтому высокий суд отменил все решения местных судов и велел пересматривать иск коммунальщиков по новой.
Гаражная амнистия: кому разрешат оформить старый гараж в собственность и как это сделать
В сентябре в России начнёт действовать закон о так называемой «гаражной амнистии». Владельцы гаражей получат возможность оформить правоустанавливающие документы, чтобы пользоваться строениями на законных основаниях и получать адекватную компенсацию, если гаражи по каким-то причинам придётся снести. Впрочем, это вовсе не значит, что все нынешние постройки обретут легальный статус.
Зачем это нужно
Проблема гаражей особенно остро стоит в крупных городах, где их сносят из-за нового строительства, не считаясь с интересами владельцев. А если разбирательства доходят до судов, то те чаще всего встают на сторону государства или строителей, потому что юридически многих гаражей просто не существует!
До декабря 2004 года, когда был принят нынешний Градостроительный кодекс, законодательство не содержало определения гаража и никак не регламентировало деятельность гаражных кооперативов и объединений.
Новый закон даст владельцам гаражей шанс закрепить юридический статус для своей недвижимости и право отстаивать эту собственность в суде, если она попадёт в сферу интересов государства или застройщиков. Кроме того, гараж можно будет продать, подарить, завещать и так далее. Возможность оформить гаражи будет действовать до 1 сентября 2026 года.
Что не так с гаражами сейчас
Проблема в том, что значительная часть гаражей не имеет вообще никакого юридического статуса: они не оформлены. Это касается как отдельных строений, так и боксов в гаражно-строительных кооперативах, пользователи которых в лучшем случае имеют членскую книжку или старый советский документ о выделении гаража — например, ветерану или инвалиду.
При этом ни сам бокс, ни земля под ним никогда не оформлялись в собственность или аренду, а пользователь гаража обычно оплачивал лишь электричество и копеечный налог на землю. В итоге государство или владелец земли вправе просто снести мешающие строения, а могут даже обязать сделать это фактического пользователя.
Новый закон вводит описания гаражей и гаражных объединений. Например, индивидуальным гаражом будет считаться одноэтажное сооружение для хранения автомобиля и сопутствующих вещей. Есть понятие некапитального гаража без предоставления права собственности на участок земли, а также коллективного гаража, то есть здания с машиноместами, которые и сами по себе являются отдельными объектами недвижимости.
Сколько таких гаражей в России
По данным чиновников, в России насчитывается до 3,5 миллиона незарегистрированных гаражей, а в реальности их может оказаться на миллион или два больше: существенная часть таких строений не поддаётся никакому учёту. Впрочем, объявленная «амнистия» вовсе не гарантирует легализации всем желающим. Каждый случай будет изучаться индивидуально с правовой точки зрения, и вовсе не факт, что получится оформить гараж, которым владельцы пользуются на протяжении, например, последних сорока лет.
Кого коснётся амнистия
Легализовать (точнее, попытаться!) можно будет гараж, построенный до 29 декабря 2004 года — предполагается, что после этой даты такие строения уже возводились в соответствии с положениями нового Градостроительного кодекса. Гараж должен быть получен легально, а его владельцу надлежит иметь хоть какие-то документы, подтверждающие законность распоряжения этим строением.
Это могут быть решения местных властей о выделении земли, документы о членстве в гаражном кооперативе, договор купли-продажи, бумаги о технической инвентаризации и даже чеки об оплате налоговых платежей. Тем, у кого нет никаких документов, придётся идти в суд со свидетелями и уже там доказывать факт многолетнего владения гаражом.
Про «ракушки» и другие металлические тенты придётся забыть. Впрочем, они и сейчас остались только как некапитальные укрытия на открытых стоянках. Точно не будут регистрировать гаражи, построенные самовольно. Наконец, вне закона окажутся надстроенные и переоборудованные для жилья гаражи, которые не вписываются совершенно ни в какие нормы. Их не оформят и, скорее всего, просто снесут.
Как оформить гараж
Собрав документы, нужно будет обратиться в Росреестр или местный центр Государственных услуг с заявлением о регистрации права собственности. Если пакета документов хватит, то ведомство оформит собственность, поставит объект на кадастровый учет и вышлет владельцу выписку из Единого реестра недвижимости (ЕГРН). Это если речь идёт об отдельном строении. В случае с ГСК заявку придётся подавать от кооператива с приложением протоколов собраний и подписями всех членов объединения.
Помимо права собственности на гараж, владелец может получить собственность и на землю, но только если она не имеет ограничений. А они при выделении земли под гаражи встречались сплошь и рядом. Например, землю давали под линиями электропередач, над теплотрассами или, например, рядом с вентиляционными павильонами метрополитена. В таком случае на землю могут оформить аренду (а могут и не оформить, если статус не позволяет).
Звучит хорошо, но на практике всё это едва ли будет работать легко и быстро — в большинстве случаев у владельцев гаражей может не найтись никаких документов, а земля наверняка будет иметь обременения или кому-либо принадлежать. В этом случае на легализацию гаража шансов мало.
А если оформил, то точно не снесут?
Не факт! Всё будет зависеть от статуса земельного участка. Если земля под гаражом (или гаражным кооперативом) оформлена в собственность, то этот участок защищён законом примерно так же, как жилой дом. То есть является почти неприкосновенным. «Почти» потому, что при необходимости, например, строительства дороги, участок всё-таки смогут изъять — но только при условии выплаты адекватной рыночной компенсации.
Если же земельный участок находится в аренде (или временном пользовании), то все права на него закончатся по окончании срока аренды, а он может составлять как 50 лет, так и один-два года. После этого владелец земли вправе выгнать арендатора, причём убирать строение тому придётся за свой счёт. Ещё один вариант — выкупить землю у государства с переводом из муниципальной в частную (или долевую в случае с ГСК) либо у собственника, который вправе назначить любую цену.