- Гараж у многоквартирного дома: может ли это быть легально, но не стоить сотен тысяч?
- Что говорит закон?
- Портал Госуслуг: подать заявление можно
- А что на практике?
- Что будет с незаконно построенным гаражом?
- Как в реальности обстоят дела с гаражами в Москве?
- Резюме: гараж во дворе многоквартирного дома – утопия
- Гараж на участке
- Правила и нормативы
- Документы на строительство
- Проекты
- Отдельный
- Пристроенный
- Оптимальное расстояние
- От забора
- От других объектов
- Этапы строительства
Гараж у многоквартирного дома: может ли это быть легально, но не стоить сотен тысяч?
Гараж – это настоящая российская романтика. Сначала по ним бегают, потом возле них курят, чуть позже, внутри – познают устройство автомобилей. Должно быть, только на постсоветском пространстве культ гаража достиг такого размаха и глубины – в прямом смысле слова. Уважающий себя владелец должен иметь просторную смотровую яму, а ещё – целый подземный отсек, где при желании можно пережить небольшой апокалипсис.
Но то – в гаражных кооперативах. Самый шик – иметь гараж возле дома. Помните «ракушки», которые словно морской волной швырнуло на наши улицы в 90-е годы? Где же они теперь… Впрочем, часть гаражей уцелела, а кое-где – в полку прибыло.
Насколько это законно? Есть ли у владельцев документы на их здания, или это всё самострой? Попробуем разобраться, можно ли построить гараж во дворе многоквартирного дома на законных основаниях и сколько это будет стоить.
Что говорит закон?
В России действует Градостроительный кодекс, один из сложнейших и крупнейших нормативных актов страны. В ст.51 документа указано, что разрешение на строительство требуется для любых объектов, возводимых в населённых пунктах или за их пределами. Выдаче предшествует проверка бумаг и заявлений, подготовленных соискателем.
На выходе – внушительный перечень документов:
- проектная документация, соответствующая градостроительным требованиям;
- проекты межевания и планировки территории;
- отвод земельного участка.
Важный нюанс! Земельный участок должен отвечать целям строительства. Органом, который вправе дать разрешение, является местное самоуправление. Именно туда нужно обратиться ещё до того, как начать проектирование будущего гаража. Если на объект отсутствуют разрешительные документы, его невозможно зарегистрировать в Росреестре. А значит, снос такого сооружения – вопрос времени.
Итак, заплатить придётся за проектную документацию (несколько десятков тысяч рублей), отводы и межевания. А ещё – за аренду или покупку участка. В результате в большом городе вопрос строительства гаража по закону становится просто бесперспективным. Кто готов выложить несколько сотен тысяч рублей, если за эти деньги можно купить несколько боксов в кооперативе?
Портал Госуслуг: подать заявление можно
Ради интереса я обратился к интерактивному детищу и обнаружил, что предоставление участков для строительства (в том числе гаражей) имеет место. В одном случае ответственный орган – отдел градостроительства, а из документов понадобится только заявление.
Правда, когда жмёшь на вкладку «как получить услугу», ничего не происходит. Зато становится понятно, что обращаться нужно в администрацию населённого пункта, где находится интересующий нас участок. И между строк читается, что сначала надо бы сходить на приём и уточнить, насколько реально получить нужный кусок земли.
Но сразу хочется отметить, что универсальности здесь нет. Подобную услугу в других населённых пунктах оказывает отдел по управлению имуществом (в администрации гор.округа Пущино), администрация городского округа (г.Долгопрудный), управление правового регулирования земельно-имущественных отношений местной администрации (Клинский муниципальный район). Но это так, к слову.
Подать заявление можно, а каким будет результат – вопрос.
А что на практике?
Впрочем, обилие гаражей во дворах многоквартирных домов сеет сомнения, что всё написанное на бумаге соблюдается. Пойдём от противного: гараж уже есть, нужно его узаконить. В ст.222 ГК РФ указано, что самовольная постройка – это всякое сооружение, созданное без разрешения, с нарушением градостроительных и иных норм. В ч.3 нормы указано, что право на самострой может быть признано судом, если одновременно соблюдаются требования:
- «самостроитель» имеет право на участок, где находится сооружение;
- здание отвечает требованиям законодательства;
- сохранение объекта не противоречит интересам и правам иных граждан, не влияет на безопасность.
Значит, дело за малым: нужно обрести вещное право на участок, где стоит гараж. Необходимо выяснить, кто владеет этим «клочком земли», и в установленном законом порядке купить или взять в аренду недвижимость. Без выполнения этого пункта всё остальное лишено смысла. Соответственно, если есть желание построить гараж во дворе, нужно начать с аренды земельного участка.
Он может принадлежать городу, эксплуатирующей организации, компании. Придётся обратиться в местную администрацию для решения этого вопроса. Чтобы построить гараж, должна быть веская причина. Как правило, уступку делают только инвалидам или заслуженным пенсионерам. Я не смог отыскать свежей статистики по той же Москве, но насколько мне известно, в последние годы индивидуального строительства гаражей в столице не осуществлялось.
Исходя из записей многолетней давности, наряду с обретением права на землю собственники делали техпаспорта своих сооружений, заключения о безопасности конструкций. Затем подавали исковые заявления к местным органам власти о признании права на собственность. При положительном вердикте шли в Росреестр и там фиксировали право.
Сколько это стоит? Думаю, очень дорого.
Что будет с незаконно построенным гаражом?
Опять же, пойдём от противного и поинтересуемся, как власти реагируют на самострои? Чем дороже земля, тем расторопнее чиновники. Впереди всей России – Москва, где каждый год сносят десятки незаконно возведенных сооружений. Из последнего – в конце октября 2020 г. на Грузинском Валу снесли гараж, хотя по внешнему виду он больше напоминает боксы – склады.
На северо-западе Москвы произошёл ещё более показательный случай. Организация взяла в аренду складской комплекс по адресу: ул. Свободы, д. 35 стр. 12Б. К нему пристроили гараж, где обустроили автомойку и место для хранения грузовиков. Госинспекция по недвижимости Москвы выявила это вопиющее нарушение и оперативно приняла меры. Результат – гараж уничтожен, а территория «используется строго под складские цели».
В крупных городах самострою существовать недолго, он рано или поздно привлечёт внимание уполномоченных органов. Инициировать разбирательство может прокуратура, местная администрация, Госпожнадзор и много кто ещё. Строить без разрешения на частной территории проще, но даже сюда могут проникнуть щупальца государственного надзора.
Как в реальности обстоят дела с гаражами в Москве?
Разрешения на строительство индивидуальных гаражей могут выдаваться только в исключительных случаях. Золотая в прямом смысле слова столичная земля реализуется сугубо с аукционов. На торги выставляют участки, где можно возвести те или иные объекты: подземные гаражи и стоянки, СТО, автомойки. Эти зоны уже включены в планы развития территорий, и размещение там подобных объектов не противоречит замыслам архитекторов.
Да-да, у безудержного роста Москвы есть и планы, и архитекторы. Есть даже ГУП «Дирекция гаражного строительства» столицы. На сайте ведомства видно, что раньше организация активно возводила новые объекты. Машино-места и боксы продавались по весьма приличным ценам: сотни тысяч и миллионы рублей (в докризисные ещё годы). Есть ли новые объекты сейчас – вопрос: на сайте информации маловато.
Резюме: гараж во дворе многоквартирного дома – утопия
Итак, чтобы обрести право собственности на участок и разрешение на строительство, потенциальному собственнику нужно пройти круги бюрократического ада. Или располагать связями в местной администрации, что куда более реально. Советы, написанные в интернете, в том числе на площадках уважаемых юридических компаний, выглядят комичными. Но без помощи правоведов не обойтись – это факт.
За соблюдением законодательства в крупных городах бдительно следят Комиссии по пресечению самостроев, которые в шутку называют КПСС. Сложный порядок и фактическая невозможность узаконить здание демонстрирует, что в мегаполисах обзавестись подобной недвижимостью практически нереально.
Но выход есть: можно взять в аренду гараж в кооперативе неподалёку от дома. Или отказаться от машины и пользоваться каршерингом.
Гараж на участке
Гараж на участке – удобное сооружение, позволяющее укрывать личное транспортное средство от погодных воздействий, хранить инструменты для ремонта и средства ухода за автомобилем. Тип постройки и ее корректное расположение зависят от нескольких обстоятельств начиная от удобства обитателей дома и заканчивая размещением на своем и соседнем участках остальных объектов. Есть нормативы, соблюдение которых обязательно для гаражной постройки, если она расположена отдельно от жилого строения.
Правила и нормативы
Всегда есть искушение построить отдельно гараж на участке, но это означает не только решение вопроса технологий постройки, но и проблемы с его размещением. Нормативы расстояний, обозначенных в СНиП, предусмотрены для удобства въезда и выезда, препятствий для передвижения по территории, удаленности от улицы, красной линии и построек соседей. Особенно сложно соблюдать предписанные нормы на земельных наделах небольшой площади – например, на дачном, со стандартными 6-ю сотками.
Согласно СНиП расстояние до забора не должно быть менее метра. Но это правило нуждается в уточнении: такое удаление возможно при условии, что у соседа нет построек напротив выбранного места, или их пока нет, вообще.
Можно договориться о параллельно расположенных аналогичных постройках (задней стеной к тыльной стенке), но при условии, что на них нет никаких вентиляционных отверстий, и вода со ската крыши не стекает к соседу.
Возможность обойти правило появляется, если взять у владельца соседнего участка письменное разрешение на постройку вплотную к его забору – и заверить его нотариально. Тогда не будет претензий, если у соседнего участка сменится владелец.
Не спрашивая разрешения и не превышая положенного по СНиП метрового удаления можно в том случае, если до ближайшей соседской постройки выдержано противопожарное расстояние в 6 м.
Утверждение плана застройки позволит избежать распространенных ошибок, допускаемых в планировании, нареканий от соседей, штрафов, а нередко и требований о переносе от надзирающих инстанций.
Нельзя забывать и о правилах, требующих размещать большие деревья и гараж на расстоянии 4-х метров. Это позволит избежать повреждений постройки развитой корневой системой или вероятных повреждений от веток при природных катаклизмах.
Документы на строительство
После внесенных в законодательство изменений застройщик должен утверждать схему расположения объектов на своем земельном наделе. Схема планирования территории во многом зависит от расположения жилого дома, соблюдения расстояний, предписанных строительными правилами, противопожарными и санитарными требованиями. В местных органах власти есть архитектурный отдел, созданный специально для проверки соблюдения расстояний и правильности планировки.
После утверждения документации и указаний на допущенные ошибки, нуждающиеся в исправлении, можно корректировать неточности на бумаге, а не заниматься сносом и перенесением уже готовых построек. В некомпетентных источниках утверждается, что гараж относится к хозпостройкам, и на него не нужны дополнительные документы. Однако это правило работает, только если речь идет о временной постройке, которую можно легко демонтировать и перенести на другое место, или о размещенной под одной крышей с домом.
Если запланировано возведение гаража капитального типа, на фундаменте, потребуется разрешение от надзирающих органов. Поэтому при проектировании участка следует заранее определиться с местом расположения гаража.
Проекты
Возведение жилого дома оставляет широкий простор для фантазии застройщика, особенно если земельный надел с хорошей площадью. Разрешение строить капитальные дома на стандартных 6 сотках означает, что постройка сопряжена с дефицитом площади, поэтому планировка затрудняется и требует готового проекта или всестороннего обдумывания. Если использовать индивидуальный проект или один из бесплатных, размещенных во всемирном информационном пространстве, открывается широкий простор для фантазии, нетривиального или конструктивного решения дефицита пространства, имеющегося в распоряжении.
Для одноэтажного дома прекрасный вариант – пристроенный бокс, имеющий с домом общую стену. Его считают оправданным, если жилой дом расположен недалеко от въезда на участок, тогда можно совместить подъезд к гаражу с дорожкой, ведущей ко входу в жилое строение.
- Можно построить дом со встроенным гаражом и на 2 машины – он легко размещается на участке и подходит для постоянного проживания. Подкупает простота проекта, отсутствие сложностей в возведении.
- Для узкого участка подойдет двухэтажное строение с цокольным этажом, где над гаражным боксом можно разместить любое помещение, кроме спальни – от зимнего сада и санузлов до спортзала и бильярдной.
- Строительство дома с цокольным гаражом оправдано, если участок со склоном, сложным рельефом, с уклоном, облегчающим ведение строительства. Единственная сложность – подземный бокс потребует участия землеустроителей, учета залегания грунтовых вод.
- Двухэтажный дом можно оборудовать внутри с зоной отдыха, расположенной прямо над гаражной пристройкой. Но такое расположение оправдано, если в распоряжении есть свободные метры.
- Если постройка производится рядом с улицей, удобно делать выезд, минуя земельный участок, сразу на проезжую часть. Однако здесь потребуются дополнительные расчеты и разрешения.
Самый простой проект – отдельно стоящий.
Строительство разборного металлического практически не ограничивается в расположении, если его можно быстро разобрать и переместить на другое место, но кирпичный, на фундаменте и с капитальной крышей потребует разрешения, затрат стройматериалов и времени на постройку.
Отдельный
Капитальный гараж, выстроенный на участке и оборудованный фундаментом, крышей, водостоками, не только подлежит регистрации, но и облагается налогом. Его необходимо узаконить в Росреестре, собрав необходимые документы. Если построить такое сооружение с нарушением правил, можно заполучить сложности с продажей, а при нарушении санитарных или противопожарных норм – признание самовольно выстроенной постройкой, которая подлежит сносу. Если же речь идет о металлическом, то, как и каждое временное, без фундамента, строение, можно не заботиться о регистрации, не платить налог и без особых затруднений переместить, если это потребуется.
Пристроенный
Модный тренд, который востребован в современном архитектурном решении. Позволяет избежать определенных сложностей, выглядит эстетично и составляет неотъемлемый элемент дома. Есть варианты, обеспечивающие дополнительные преимущества, если на улице непогода, или экономящий небольшую площадь землевладения.
Можно сделать въезд с тыльной стороны дома для придания большей эстетичности фасадной части. Выбор вариантов остается за хозяином дома.
Оптимальное расстояние
Дачное строительство, как и возведение ИЖС на небольших участках земельной собственности, всегда проходило с судебными тяжбами или конфликтами, вызванными несоблюдением положенного расстояния до границы участка или до соседнего дома, выяснением, какое должно быть удаление от забора, хозпостроек, санитарно-гигиенических сооружений. С момента официального разрешения строительства на дачных участках капитальных домов для постоянного проживания корректное размещение построек разного типа приобрело особенно важное значение.
Утвердить план в архитектурном отделе означает не просто получение законного разрешения, где лучше на законных основаниях разместить намеченные постройки.
Составление схемы может производиться с ошибками из-за неосведомленности в законодательных тонкостях. Специалисты подскажут, как правильно расположить предполагаемые здания, какой отступ нужно сделать по строительным правилам, каким должно быть минимальное расстояние, что можно расположить рядом.
Во избежание судебных тяжб и конфликтов с соседом, можно заранее договориться поставить гаражи на одном уровне, расположив их задними стенками друг к другу – тогда не придется отступать от забора.
Расположение строений на земельном участке, даже находящемся в собственности, не означает, что их можно ставить по собственной прихоти на красной линии без соблюдения положенной дистанции, на меже, располагать выезд или вентиляционные отверстия со стороны, где расположены окна соседского жилого дома.
От забора
Есть несколько вариантов, и в каждом из них норма расстояния зависит от дополнительных нюансов. Например, если делать его в 1 м, вода со ската не должна стекать на участок соседа, а между гаражом и забором должно оставаться место для свободного прохода. Как уже говорилось, боковое примыкание возможно при обоюдной договоренности, заверенной нотариально, при том же условии о ливневке. В любом случае гаражная постройка не должна закрывать соседский огород от солнца.
От других объектов
Расстояние от дороги варьируется от 3-х до 5 м и зависит от того, какая она по назначению – боковая или центральная. От красной линии, трубопровода и ЛЭП – не менее 5 м. От крупных деревьев нужна дистанция 4 м, а от кустарников – не менее 2-х. Это обстоятельство нужно учитывать не только при уже имеющихся деревьях, но и если планируются зеленые насаждения.
Этапы строительства
Несмотря на различия в выбранном проекте, пристроенном или отдельном, разборном или капитальном, постройка гаража начинается с составления схемы расположения будущих основных или вспомогательных зданий и разрешения в местном архитектурном отделе. Далее начинается возведение дома, в котором гараж – один из немаловажных этапов.
Сначала осуществляется заливка фундамента на месте, предварительно размеченном колышками, или сборка временного железного, за который не нужно платить налоги и заботиться о регистрации. Этапы строительства, их количество и длительность, зависят от выбранного проекта. А он, в свою очередь, определяется разными обстоятельствами – от площади участка до финансового благополучия землевладельца.