Графические зарисовки убранства фасада крестьянского дома

Как нарисовать избу карандашом, фломастером и красками — поэтапные мастер-классы для начинающих

Вдохновение многим художникам часто дарили неказистые русские избы и деревенские пейзажи. Это трогательная и ностальгическая тема, наполненная любовью к Родине. Простой эскиз легко наносится простыми линиями, а некоторые детали, тени помогут достичь хорошей реалистичности. Справиться с заданием смогут и дети.

Рисуем избу карандашом

Первый урок посвящается изображению деревянного дома анфас. Если вы собираетесь разукрашивать своё произведение, приготовьте фломастеры или краски. Поэтапные действия:

  1. Для начала надо нарисовать прямоугольную фигуру, у которой верхняя часть отсутствует.
  2. В этой точке будет находиться крыша, выглядящая пересекающимися вверху треугольными линиями, их обводим с двух сторон, придавая объём. Первоначальную отметку стираем.
  3. Подрисовываем фундамент.
  4. Теперь оформляем выход брёвен наружу по краям, имеющих облик кружков.
  5. Окон будет три штуки – два – основные, одно – чердачное. К последнему дорисовываем маленькие окошечки и плоский треугольник наверху.
  6. К нижним оконцам добавляются ставни, над рамами располагаются наличники, их можно исполнить любым узором.
  7. На крышу приделываем кирпичную трубу, из неё идёт дым.
  8. Вертикальными росчерками обозначаем бревенчатую кладку.

Рисунок можно заштриховать обычным карандашом, применяя светотени, или раскрасить в жизненные тона. Чтобы получить правдивую живописную картину, рядом пририсовываем забор из частокола, деревья, протекающую речку, травку зигзагообразными мазками.

Внутреннее убранство

Вначале займёмся намёткой перспективы комнаты. Нарисовав большой прямоугольник, вмещаем в него такой же поменьше, соединив их углы. Ход работы:

  • полученные стены надо расчертить вертикальными линиями под брёвнышки, вещи будем расставлять чётко параллельно им;
  • в удалённой проекции стоит печка;
  • лавку определим под окно справа;
  • слева – проём двери, над которым на полочке хранится кухонная утварь.
Читайте также:  Прямая терраса от дома

Не возбраняется менять составляющие местоположением по своему усмотрению и даже экспериментировать, подвешивая люльку, занавески, устанавливая самовар и прочие бытовые приспособления.

Русская печь

Приступая к заданию, обведите фигурку, похожую на крупную низкую бутылку, чьё горлышко труба, уходящая в потолок. Пользуясь законом перспективы, придайте ей объёмность. Начиная от основы горла, вносим задний силуэт, схожий с округлым вагончиком. Его верх – это лежанка, к которой ведёт трёхступенчатая лестница. Полусфера, обложенная кирпичом, по центру – место, где готовят пищу, такой же вырез в нижней области – это топка с дровами. Рядом находится ухват, кочерга, кадка из дерева.

Красный угол

В прошлом это главный район помещения, где помещался иконостас. Наносим угловую перспективу с намётками бревенчатых параллелей. В верхней точке рисуем одну под рушником или несколько иконок на полке. Слева под окошком поставим стол и скамью возле него. Всё получится без труда, если следовать точной расстановке предметов относительно проведённых стеновых разметок.

Дом с углового ракурса

Над данным вариантом придётся потрудиться, он посложнее, но поняв принцип перспективы, задача окажется вполне выполнимой. Пошаговый процесс:

  1. Рисуем на листе крест, где вертикальная черта это бок стены.
  2. От неё чертим две линии влево в наклонном положении, чтобы они соединились на горизонтальной полосе.
  3. То же самое делаем с правой стороны.
  4. Пришло время крыши, с выступающими наружу брёвнами, и фундаментной основы. Все элементы внедряем соразмерно проекционных линеек.
  5. Обозначаем окна.
  6. На углах кружочки брёвнышек, на переднем плане их видно в два ряда.
  7. Крепим кирпичную трубу.
  8. Прочерчиваем всё жилище, выделяя бревенчатую структуру.

Стерев всё ненужное, продолжаем творить, вписывая окружающий пейзаж. В этом вопросе доверьтесь своей фантазии.

Сказочная избушка

Дремучий лес скрывает жильё Бабы-яги на курьих ножках. Наверное, оно засело на болотистых кочках, и окружено мухоморами, но это вы додумаете потом, сейчас займёмся рисованием:

  • чертим конфигурацию корыта, то есть дно уже верха;
  • сверху добавляем высокую крышу треугольник, по его краешкам наносим волнообразные украшения;
  • снизу одно оконце повторяет очертания домика, другое – любой формы на чердаке и под ним козырёк;
  • по уголкам располагаем, как обычно, кругляши, их оформляем спиралями;
  • дорисовываем ставни и трубу с дымком, горизонтали брёвен выделяем;
  • к полу приросли толстые ноги с куриными лапками.

Вокруг изображают лесную чащу, можно посадить ворону на конёк. Раскрашивают шедевр на свой вкус, придав картинке зловещий оттенок или яркий весёлый вид. Если выйдет коряво, ничего страшного, ведь избёнку мастерила нечистая сила. Так что смело устраивайте презентацию своего творения перед домочадцами или в школе.

Рисовать избы очень интересно, получив начальные навыки, можно идти дальше, создавая целую деревню с уютным домашним образом на фоне природы. Времена года внесут новую чарующую атмосферу в полотна – в зимний период их накроет снегом, в дождливую погоду они будут окутаны тонкой ностальгией. Подобное занятие понравится и взрослому человеку и ребёнку. Творите сами и учите этому своих детей!

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Графические зарисовки убранства фасада крестьянского дома

Творческая работа: Нарисуй в верхнем, среднем и нижнем ярусах знаки — символы четырех стихий согласно народному представлению о мироздании. Выполни по наблюдению зарисовки фасада дома, резных наличников с символами небосвода, земли, воды. Нарисуй в альбоме народный костюм, украшенный орнаментом со знаком мироздания.

Вид изобразительной деятельности: Рисование по наблюдению (материалы по выбору).
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать формированию у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма.
2. Создавать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
3. Закреплять у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

Примерный ход урока

1. Беседа с детьми об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, о его символическом значении, об отражении в нем модели мироздания с опорой на произведения вернисажа «Узоры из глубины веков».
2. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о символике элементов орнамента.
3. Выполнение четвероклассниками зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках и народном костюме.
4. Подведение итогов: обобщаем представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента.

Тема этого урока, как и тематика многих предыдущих, вновь обращает внимание учащихся на символику народного искусства. На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментике крестьянского жилища и народного костюма. Картина мира, модель мира уже рассматривались на примерах символики древа жизни, резной и расписной прялки, и детям будет не сложно по аналогии попытаться раскрыть символический смысл конструкции и декора избы и костюма.
В ходе беседы можно вернуться к материалу уроков 2 и 7 (У., с. 11—15, 40—43) и вспомнить о народном мировосприятии, о трехчастной картине мира, которая так или иначе отражалась в художественных образах народного искусства. В диалоге с учащимися по произведениям вернисажа «Узоры из глубины веков» полезно использовать вопросы (У., с. 113, 116) и материалы рубрики «Возьми на заметку» (У., с. 117). Предложите четвероклассникам самостоятельно прочитать текст учебника, найти ответы и подтверждение основных положений в произведениях вернисажа, а затем организуйте обсуждение-обобщение увиденного и сказанного. Обратите внимание на символику конструкции: верх — крыша, потолок (изба), головной убор (костюм) — символизирует небесный свод; средняя часть — сруб избы, средняя часть рубахи, сарафана — земной мир; низ — подпол (изба), кромка (подол сарафана, рубахи) — подземный мир. Предложите учащимся привести примеры орнаментики в разных частях конструкции жилища и костюма. Включите в обсуждение-обобщение сведения из краткого справочного материала (с. 227—230).
Предложите детям фломастером (черным или коричневым) выполнить зарисовки знаков-символов на резных наличниках (Т., с. 56—57), а в альбоме или на отдельном листе — зарисовку костюма со знаками мироздания. Изображение здесь может быть выполнено как с помощью знаков (графически), так и вполне реалистическими графическими или живописно-декоративными изображениями.
Подводя итог урока, обсудите вместе с детьми их работы, отметьте, насколько соответствует расположение изображений символов в детских рисунках народной картине мироздания, насколько фантазия учащихся согласуется с фольклорным мировосприятием.

Краткий справочный материал

Орнамент — это музыка. Ряды линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры — какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша Древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной обоз», что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.
Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина».
Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему: «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего».
Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути. (Есенин С. Ключи Марии / С. Есенин // Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. — М., 1995. — Т. 5. — С. 186—213.)
Символика внешнего убранства крестьянского дома. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, столь щедро представленная в крестьянском искусстве: конек на крыше, резные причелины с громовыми знаками, наличники окон и т. п. Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.
Чем же были защищены хоромы от повсеместно разлитого «на злых ветрах» губительного начала? Это прежде всего доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора: изображения солнца, «громовые знаки», фигура богини на вершине строения, конские головы в качестве «кнеса», подковы у дверей и т. п.
Обратим внимание на то, что и в архитектуре, и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента. Орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.
В народной архитектуре декоративные (а в свое время магически-заклинательные по своему смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное священное изображение (конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши. Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для навий убежище всех членов семьи. Внутри дома (на случай проникновения злыдней) все обиходные предметы также были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Важно отметить, что архитектурный декор не был простой суммой отдельных знаков, даже таких значительных и могущественных, как знак Солнца. Это была защита при помощи макрокосма, тщательно воспроизведенного во всех своих основных элементах в декоре жилища, которое становилось микрокосмом семьи. Этот, созданный руками человека, микрокосм повторял картину мира, возникшую в представлениях предков славян (да и многих других народов) где-то в глубинах бронзового века. Внизу была священная земля предков, освященная специальным аграрно-магическим обрядом. Наземный ярус мира, тот, в котором жили люди, был в изобилии снабжен магическими охранительными знаками.
Выше этого человеческого, жилого яруса воспроизводились небеса, два неба, как и положено в древней картине мира, где среднее небо, облекающее землю, небо светил и воздуха, отделено от верхнего голубым куполом придуманной древними «тверди». (Рыбаков Б. А.Язычество Древней Руси. Ч. 3. — Гл. 10, 11.)
Народный костюм как образ мироздания. Обильный этнографический материал позволяет построить такую схему женского восточнославянского наряда в целом.
Головной убор. Идея неба; изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо. Изображения птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от «кокошь» — петух, кур), кика, кичка, (утка), сорока и т. п. Частые в археологическом материале головные венчики, окружающие голову, могут рассматриваться как символ «кругозора» — горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей. Подвески к головному убору. В этнографии и в материалах XVI—XVII вв. широко известны рясны, вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц, а в бисерных ряснах, как бы имитирующих дождевые струи, обязательны «пушки», изготовленные из лебяжьего или гусиного пуха. В археологическом материале в качестве таких подвесок к ряснам служили так называемые колты с изображениями русалок, семарглов или грифонов, т. е. во всех случаях посредников между небом и землей. С головным убором связаны височные кольца, хорошо известные в археологическом материале. Кроме того, по этнографическим и археологическим данным, известны декоративные сетки (бисерные, серебряные), которые пришиваются к головному убору сзади и, опускаясь вниз на плечи, закрывают шею женщины сзади.
«Гривная утварь» — ожерелья, украшения шеи и груди. Известны наборы бус, мониста из старых монет; специальных украшений мало. Кроме шейных металлических гривен, разнообразных импортных бус, обнаружено множество ожерельных подвесок разнообразного содержания. Есть солярные знаки, есть изображения луны, крестовидные подвески (не связанные с христианством), подвески с изображениями зверей и птиц и подвески-крины. Самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Голова, лицо и сердце являются главной сущностью человека — здесь сосредоточено все важнейшее: и центр жизнедеятельности (сердце), и все средства познания многообразия мира человеком: органы зрения, слуха, вкуса, обоняния. Сердце прикрывалось целым набором амулетов, а на шее и около нее сосредоточивалось у каждой женщины множество бус, ожерелий, подвесок с несомненным магическим содержанием.
Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь — наименее защищенная часть тела.
Голова покрыта кокошником (или его обыденной заменой), корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой. Поэтому женщины стремились обезвредить этот опасный участок изобилием подвесок.
Вышивка на предплечьях рукавов. Она нередко содержала архаичный символ возделанного поля, нивы: косо поставленный квадрат разделен на четыре части и в каждом малом квадрате помещена точка — знак зерна. Помещение идеограммы нивы именно в этом месте рукава прекрасно объясняется самим содержанием знака: нива требует труда, рук, и вышивальщицы когда-то сознательно, а в XIX—XX вв. уже по традиции изображали на рукаве рубахи в том месте, где он облегает главные мышцы, знак поля, как точку приложения мускульной силы.
Такие же знаки нивы (и идеограмму дома, сруба) вышивали на шерстяных поневах вдоль бедер и ног, стремясь этим магическим узором придать большую силу корпусу и ногам.
Подол одежды. Здесь в вышивке господствует, естественно, идея земли: небольшие растения, ходящие по земле птички, цветы. Изредка встречается идеограмма засеянного поля.
Такова в самых общих чертах схема заклинательного содержания женского наряда и убора.

Оцените статью