- Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ
- 2 вариант
- Первое впечатление
- Обстановка кабинета
- Описание столовой
- Что означают описания комнат?
- Также читают:
- Картинка к сочинению Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ
- Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Ноздрёва — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
- Портрет: описание внешности, речь и манеры
- Описание усадьбы, деревни и дома
- Характер
- Отношение Ноздрёва к предложению Чичикова
- Отношение Чичикова к Ноздрёву
- Заключение
- Интерьеры по книгам: анализ поэмы «Мертвые души»
- Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”
- Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”
- Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”
- Собакевич — “средней величины медведь”
- Плюшкин — “прореха на человечестве”
Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ
Вещи, которые окружают человека, многое могут рассказать о его характере, привычках и предпочтениях. Целостному восприятию и правильному пониманию образа Ноздрёва способствует описание дома этого помещика.
Жилище Ноздрёва нельзя назвать ни красивым, ни комфортным. Причём хозяина данный факт совершенно не беспокоит. Он без стеснения привозит гостей в дом, где к их приезду ничего не готово и царит беспорядок. Например, в столовой мужики белят стены, стоя на деревянных козлах, и поют долгую заунывную песню. Пол весь забрызган белилами. Видя чужих людей, рабочие даже не думают прекращать побелку, пока помещик не приказывает им вынести козлы и убраться прочь.
Перед обедом Ноздрёв повёл Чичикова и зятя по своим владениям. Конечно же, он показал и собственный кабинет, обстановка которого мало соответствует названию. Там нет ни книг, ни деловых бумаг. Однако есть много разного оружия: кинжалы, ружья, сабли. Ноздрёв заявляет, что кинжалы турецкие. Но на одном из них почему-то выгравированы имя и фамилия русского мастера. Ружья дорогие. За одно помещик заплатил триста рублей, а за второе – восемьсот.
Также в кабинете находится изготовленная из красного дерева шарманка, которой помещик тоже не упускает случая похвастаться. Она играет приятно, но, вероятно, из-за какой-то неисправности мелодии звучат хаотично и не до конца. И даже когда Ноздрёв перестаёт вертеть её ручку, шарманка никак не хочет угомониться и издаёт непонятные свистящие звуки.
Увидели гости в кабинете и коллекцию всевозможных курительных трубок: глиняных, деревянных, пенковых, обтянутых замшею и прочих. Их дополнял чубук с мундштуком из янтаря и вышитый кисет, якобы подаренный влюблённой графиней.
Ноздрёв не следит за чистотой дома. К примеру, утром следующего дня Чичиков обнаруживает в столовой следы не только вчерашнего невкусного ужина, но и обеда. Скатерть запачкана табачной золой. Пол усыпан хлебными крошками. На грязном столе стоит чайный прибор и бутылочка крепкого рома. То есть слуги и не помышляют делать уборку. Да и хозяин не даёт соответствующих распоряжений. Нарушая правила приличия, он появляется перед гостями лишь в полураспахнутом халате, накинутом на голое тело.
Вряд ли у кого-то из знакомых возникнет желание снова добровольно посетить жилище Ноздрёва. Да и сам он редко в нём бывает, поскольку не чувствует там тепла и домашнего уюта.
2 вариант
Только проанализировав описания особняка Ноздрева может сложится полное впечатление. В доме творится хаос, что является символичным, потому что в душе героя такой же хаос.
Первое впечатление
Ноздрев не очень добросовестный и аккуратный домовладелец. Он пустил все дела на самотек. Ему не было дела до всех его дел. Его дому не был присущ уют, красота и комфорт. И возможно это связано с тем, что ему нарвилось ездить в гости к другим помещикам и у него просто не хватало времени занимается домашним бытом и делами. Когда к нему с визитом приезжает Чичиков, то замечает, что в доме ничего не готово к принятию гостей. Ноздреву совершенно не важно было, что о нем подумают окружающие люди, что скажут. Он совершенно не замечал упадка и разрухи в делах.
Обстановка кабинета
Вообще комната отведенная под так называемый кабинет была условной. Потому как в ней не было никакого признака присущего настоящему кабинету. В комнате отсутствовали бумаги, книги и другие принадлежности, которые требуются для работы. Но зато в комнате присутствовали сабли и ружья, кинжалы. Это указывает на качество героя постоянно лгать и приувеличивать, который был настоящим хвастуном. Ноздрев был обладателем самых разных трубок, автор дает очень четкое описание материалов из которых они были сделаны. В кабинете присутствовала шарманка, которая не исправна, поэтому играла как попало. Также описывается кисет, который ему был подарен какой — то графиней, которая питала к нему нежные чувства. Но из рассказа героя стало ясно, что это очередная неправда.
Описание столовой
Эта комната была настоящим достоянием каждого помещика. Но вот Ноздрев не уделял никакого внимания ей. Гостей в столовой встречали мужики, которые стояли посередине комнаты. Они белили комнату, поэтому весь пол был испачкан белилами. И даже не известно сколько это длилось. О чистоте никто не заботился. После того как он поужинал, никто ничего не прибирал в комнате. Бутылка рома и столовые приборы находились на столе с прошлого вечера. На полу были раскиданы хлебные крошки, на скатерти лежала зола от сигарет. Это говорит, что у хозяина не было брезгливости и его отношение к гостям было равнодушное.
Что означают описания комнат?
То, какой образ жизни ведет этот герой, указывают предметы и окружающая обстановка в доме. Во всем доме полный хаос, что характеризует внутренний мир героя, который другими словами совершенно не похож на нормальный. Кабинет, в котором есть только оружие, а также любовь к собакам, свидетельствует об увлечении охотой. Также в кабинете нет бумаг, что свидетельствует о равнодушном отношении хозяина ко всем делам. Лучшим образом характеризует характер Ноздрева шарманка, которая проигрывает мелодии. Ноздрев тоже непредсказуем и его характер постоянно изменяется.
Также читают:
Картинка к сочинению Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ
Популярные сегодня темы
Свой досуг мы чаще всего проводим за просмотром любимого фильма или телепередачи. У каждого свои интересы и предпочтения, именно поэтому существует множество различных телешоу
Прочитав повесть Николая Васильевича Гоголя Тарас Бульба можно окунуться в каждодневный быт казаков, их традиции, ценности, и всё об их жизни во время войн и походов.
Есть множество писателей, которые описывают множество различных проблем. Некоторые используют символизм, чтобы передать оттенок своего произведения, другие имажинизм
Делу — время, потехе — час известная русская поговорка. Она создана, чтобы напоминать человеку, что время быстро уходит и нужно правильно распределять время. Время всегда нужно проводить с пользой
Рахманинов Сергей Васильевич – известный российский композитор и музыкант. Среди множества советский композиторов он особенно выделяется своим творчеством. О таких людях всегда хочется узнать как можно больше интересного.
Образ и характеристика Ноздрёва — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Образ Ноздрёва представлен в четвёртой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». С этим помещиком Чичиков случайно встретился в придорожном трактире, когда направлялся от Коробочки к Собакевичу.
Портрет: описание внешности, речь и манеры
Ноздрёву 35 лет. Портрет его напоминает фольклорного добра-молодца. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Зайдя в трактир, Ноздрёв сбросил на стол свой картуз, молодцевато взъерошил рукой свои густые чёрные волосы и, увидев Чичикова, расставил руки и вскричал: «Ба, ба, ба! Какими судьбами? Куда ездил?» Затем сразу, не дождавшись ответа, сказал, что едет с ярмарки с зятем Мижуевым, и начал рассказывать о своих кутежах на ярмарке.
К Чичикову он обращался на «ты», как к старому знакомому, хотя видел его раньше только один раз, называл его «брат», «братец». Речь его восторженная, со многими восклицаниями, он нисколько не сомневается, что его разглагольствования о кутежах интересны Чичикову. Его фамильярность дошла до того, что он назвал Чичикова свинтусом за то, что тот не приехал на ярмарку.
Узнав, что тот едет к Собакевичу, Ноздрёв звонко расхохотался и затем предложил: «Послушай, братец: ну к чёрту Собакевича, поедем ко мне!»
В речи Ноздрёва много бранных слов, жаргонизмов лошадника и картёжника.
Описание усадьбы, деревни и дома
Привезя Чичикова и зятя к себе в гости, Ноздрёв повёл их осматривать свою деревню. Они осмотрели конюшню, пруд, псарню, водяную мельницу, кузницу. Хозяин привёл гостей к самой границе, где оканчивалась его земля. Эта экскурсия показала, что собакам здесь живётся привольно, комфортно. Ноздрёв их очень любит, они заменяют ему семью: жена его умерла, а двумя детьми, за которыми присматривает нянька, помещик совсем не интересуется.
В столовой дома Ноздрёва был ремонт — мужики белили стены. В кабинете гости увидели не книги и бумаги, а множество трубок, сабель, кинжалов, и два ружья. Там была и неисправная шарманка.
Обед у Ноздрёва был невкусный, видно было, что он не составлял главного в его жизни, зато хозяин больше обращал внимание на разнообразные вина.
Характер
Одним определением обозначить характер Ноздрёва трудно, пожалуй, и невозможно. Казалось бы, этот человек имеет замечательные качества — энергию, удаль, но у него они чрезмерны и, главное, бесцельны, поэтому стали пародией на русское богатырство. Понятия чести, совести, человеческого достоинства, а также жизненные цели у Ноздрёва полностью отсутствуют.
Этот помещик в 35 лет остался таким же, как в 18:
- он непоседа, не может усидеть дома больше дня (поэтому своё хозяйство совершенно запустил, в отличном состоянии у него только псарня);
- очень общителен, быстро знакомится, начинает говорить новому знакомому «ты» и зачастую, в этот же день подерётся с ним на дружеской пирушке;
- кутила, «охотник погулять»;
- буян — ни одно собрание, где он присутствовал, не обходилось без истории: либо его выведут, либо он напьётся, либо «проврётся»;
- хвастун и враль, причём врёт часто без всякой нужды;
- любитель карточной игры, шулер;
- мот, любит менять что угодно на что угодно, но не для того, чтобы что-то выгадать: это происходит из-за «неугомонной юркости и бойкости характера». Над ним нет власти денег и собственности. Если ему удавалось на ярмарке выиграть в карты деньги, он покупал на них всё, что попадалось ему на глаза, но редко свои покупки довозил до дома, так как в этот же день мог проиграть их.
Отношение Ноздрёва к предложению Чичикова
Реакция на просьбу Чичикова перевести умерших крестьян Ноздрёва на его имя, у Ноздрёва была соответствующей его характеру. Он принялся выпытывать у гостя, для чего это ему нужно. Когда тот назвал выдуманные причины, Ноздрёв воскликнул: «Врёшь, врёшь!» — и обозвал его мошенником. Тогда Чичиков предложил купить эти души, на что Ноздрёв назвал его подлецом и не согласился, так как был уверен, что тот хочет купить их дёшево.
Вдохновившись, Ноздрёв стал предлагать Чичикову купить жеребца и в придачу обещал отдать души бесплатно. Чичиков отказался, тогда неутомимый Ноздрёв стал предлагать купить кобылу, затем собак, шарманку. Получив отказы, он назвал Чичикова двуличным человеком и предложил играть на души в карты. Получив и тут отказ, он снова обозвал гостя подлецом, но поужинал с ним вместе, сказав однако, что не хочет желать ему доброй ночи.
Наутро хозяин, как ни в чём не бывало, по-дружески приветствовал гостя и предложил играть на души в шашки. Чичиков, недурно игравший в шашки, согласился. Увидев, что Ноздрёв плутует, Чичиков отказался кончить партию. Дело дошло до того, что хозяин чуть не влепил гостю пощёчину, но тот успел схватить его за руки. Тогда Ноздрёв призвал двух дюжих слуг и исступлённо закричал: «Бейте его!» Он кричал таким голосом, будто призывал солдат взять крепость. Если бы, на счастье Чичикова, в это время не приехал капитан-исправник, он был бы изрядно побит. Капитан-исправник объявил Ноздрёву, что он находится под судом за то, что нанёс помещику Максимову личную обиду розгами в пьяном виде. Мятежный Ноздрёв закричал, что капитан врёт, и Чичиков поскорее вышел вон, «сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».
Отношение Чичикова к Ноздрёву
Эти люди познакомились в городе, и Ноздрёв сразу стал говорить Чичикову «ты», хотя тот не подавал никакого повода к такой фамильярности. Встретив помещика в придорожном трактире, Чичиков решил принять его предложение и заехать к нему, так как надеялся выпросить у такого разбитного человека мёртвые души даром.
Когда Ноздрёв принялся в ответ на его просьбу настойчиво предлагать купить всякие не нужные для Чичикова вещи, и только тогда дать в придачу мёртвые души, Чичиков стал досадовать на себя. Он жалел, что предложил ему сомнительную сделку, ведь «Ноздрёв человек-дрянь», он может распустить сплетни. Такое безрассудство Чичикова чуть не стало причиной того, что его чуть не побили дюжие слуги Ноздрёва, разъярённого тем, что он отказался играть в шашки, уличив его в плутовстве. Вся эта история с поездкой к Ноздрёву показала непростительное безрассудство Чичикова, он и сам понял, что заговорив с этим помещиком о своём деле, «поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак».
Заключение
Гоголь в повести «Мёртвые души» подчеркнул, что образ Ноздрёва, одного из основных её героев, во многом типичен, так как среди русских людей нередко можно встретить таких разбитных малых. «В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое», многие из них действительно обладают открытой душой. Особенность Ноздрёва состоит в том, что, несмотря на его неугомонный, бойкий характер, у него мёртвая душа, поэтому он превратился в какую-то пародию удалого и боевого доброго молодца.
Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Интерьеры по книгам: анализ поэмы «Мертвые души»
“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”
Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям.
Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено.
Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым.
Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”
Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”.
“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.
Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью.
“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «
Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.
«. Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.
“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени. «
Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба пусты.
Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”
Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.
“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями. » Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.
“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. «
Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.
“В гостиной Коробочки также есть картины. картины с какими-то птицами. «
«. на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”
Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.
Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”
Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке.
“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги. «
«. висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков». «
«. Вслед за тем показалась гостям шарманка. ” Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:
«. Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею. «
«. вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“ В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву.
“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти. «
Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.
Собакевич — “средней величины медведь”
Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.
«. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. «
“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения — простой и совсем не нарядный. посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. «
Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.
«. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. «
Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”.
«. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!». «
Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.
Плюшкин — “прореха на человечестве”
“Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком”.
Дом Плюшкина похож на странный длинный замок:
«. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. «
В своем стремлении сэкономить на всем помещик пренебрегает ремонтом в доме:
«. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. «
Хозяин не выкидывает ничего — вся старая, сломанная мебель хранится прямо в комнатах, из чего складвается впечатление, что это не жилое помещение вовсе.
«. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. «
“. Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы. ”
«. Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель: на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. «
В доме Плюшкина даже самое прекрасное становится безобразным.
«. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. » Весь дом героя — кладбище старых и не нужных вещей. Такое мрачное, холодное жилище является прямым отражением его безжизненной скупой души.
Как и характер Плюшкина, его дом убогий, скудный и мертвый. Он завершает портретную галерею помещиков. Плюшкин образец бесчувственности, жадности и накопительства доходящего до абсурда. Он, в какой то мере, и есть мертвая душа.
Интересно, не правда ли? Все-таки дизайн интерьера — не просто расстановка предметов, покупка мебели и трата времени и денег. Это то, что является частичкой нас, сложный и важный процесс. Ведь не только в реальной жизни, но и как мы увидели в литературных произведениях интерьер может рассказать много о хозяине дома, о его увлечениях, вкусах, предпочтениях.
Не бойтесь творить, создавать, экспериментировать как в дизайне, так и в жизни, ведь как говорил Гоголь: “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!”