Интерьер доходного дома 19 век

Форум

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Форум » Интерьеры старинных домов и квартир » Русский дворянский интерьер второй половины 19 века в фотографиях и ка

Русский дворянский интерьер второй половины 19 века в фотографиях и ка

Сообщений 1 страница 30 из 51

Поделиться110-05-2017 21:14:56

  • Автор: AllaA
  • Историк
  • Откуда: Северное Подмосковье
  • Зарегистрирован : 29-01-2017
  • Сообщений: 1814
  • Уважение: +6489
  • Позитив: +6350
  • Провел на форуме:
    1 месяц 14 дней
  • Последний визит:
    05-01-2021 02:06:28

Господа, предлагаю вашему вниманию подборку русских жилых интерьеров 19 в — начала 20 в.
Мне они интересны именно тем, что большинство материала — что это не фото из музеев — постановочные, восстановленные обставновки квартир и особняков ( конечно, встретятся и такие, если они привлекли внимание и понравились), а именно жилые, в которых проходила повседневная жизнь русских дворян.
Начну, как положено, со входа в квартиру.

и прихожей. Прихожая барона Икскуля, между прочим. Очень скромная и не слишком просторная.

А теперь- ванные комнаты. Довольно редкие фото. Видимо, не принято было тогда фотографировать ванные и кухни.



Спальни:




детская дочери актрисы:


столовая:


гостиные:


Поделиться210-05-2017 21:42:21

  • Автор: mazeka
  • Модератор
  • Откуда: Саратов
  • Зарегистрирован : 20-01-2017
  • Сообщений: 4916
  • Уважение: +11652
  • Позитив: +14697
  • Провел на форуме:
    2 месяца 12 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 18:48:23
Читайте также:  Стол для работы дома для маленькой комнаты дизайн

спасибо, алла, за такую чудесную тему! «багет», отделяющий кровать от кресла, удивил))) ну и, конечно, дивано-шкаф впечатляет!

Поделиться310-05-2017 22:40:08

  • Автор: Zvetik
  • Администратор
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован : 10-01-2017
  • Сообщений: 2247
  • Уважение: +5287
  • Позитив: +5843
  • Провел на форуме:
    1 месяц 25 дней
  • Последний визит:
    Вчера 20:11:16

Алла, спасибо! Очень интересно и познавательно.

Поделиться410-05-2017 23:25:39

  • Автор: Mittara
  • Администратор
  • Откуда: Ленинградская область
  • Зарегистрирован : 22-01-2017
  • Сообщений: 4660
  • Уважение: +10397
  • Позитив: +7510
  • Провел на форуме:
    2 месяца 1 день
  • Последний визит:
    22-03-2021 10:16:54

Интересно и познавательно. Спасибо огромное, Алла. Вот что меня всегда поражает, так это высокие потолки. Какой простор они дают.

Поделиться511-05-2017 17:13:28

  • Автор: AllaA
  • Историк
  • Откуда: Северное Подмосковье
  • Зарегистрирован : 29-01-2017
  • Сообщений: 1814
  • Уважение: +6489
  • Позитив: +6350
  • Провел на форуме:
    1 месяц 14 дней
  • Последний визит:
    05-01-2021 02:06:28

Продолжу:


и весьма любопытный диван:

Поделиться619-05-2017 16:29:34

  • Автор: AllaA
  • Историк
  • Откуда: Северное Подмосковье
  • Зарегистрирован : 29-01-2017
  • Сообщений: 1814
  • Уважение: +6489
  • Позитив: +6350
  • Провел на форуме:
    1 месяц 14 дней
  • Последний визит:
    05-01-2021 02:06:28

Несколько картин интерьеров из замка польского барона в Латвии
художник 19 в. Жуковский Станислав Юлианович









Отредактировано AllaA (19-05-2017 16:44:22)

Поделиться719-05-2017 16:56:15

  • Автор: Mist
  • Кладовщик
  • Откуда: Камбоджа
  • Зарегистрирован : 18-01-2016
  • Сообщений: 5825
  • Уважение: +13584
  • Позитив: +5788
  • Провел на форуме:
    2 месяца 8 дней
  • Последний визит:
    22-03-2021 17:49:21

Алла, спасибо! Очень нужная информация для миниатюристов!

Поделиться819-05-2017 16:57:38

  • Автор: Mittara
  • Администратор
  • Откуда: Ленинградская область
  • Зарегистрирован : 22-01-2017
  • Сообщений: 4660
  • Уважение: +10397
  • Позитив: +7510
  • Провел на форуме:
    2 месяца 1 день
  • Последний визит:
    22-03-2021 10:16:54

Слишком пестрые интерьеры смотрятся несколько странно, на мой взгляд, особенно первая картина, а вот некоторая мебель впечатлила. Столы, стулья, комоды есть интересные экземпляры. Алла,

Поделиться919-05-2017 17:07:17

  • Автор: AllaA
  • Историк
  • Откуда: Северное Подмосковье
  • Зарегистрирован : 29-01-2017
  • Сообщений: 1814
  • Уважение: +6489
  • Позитив: +6350
  • Провел на форуме:
    1 месяц 14 дней
  • Последний визит:
    05-01-2021 02:06:28

Да, колорит, я согласна, на любителя. Мне тоже больше нравится сдержанная цветовая гамма и реализм в деталях. Но это — явно творческая манера художника, и настроение картины, безусловно, передают.
Мне эти работы показались интересны, в первую очередь, с точки зрения построения жилого интерьера , а некоторые предметы мебели можно попробовать изобразить. Кто о чем, а мебельщик о своем-любимом. Как увижу что-то интересное, сразу мысль: а где-то у меня там несколько линеек завалялось.

А на первой картине, полагаю, кретоновая гостиная. Модный в последней четверти 19 в. ( точнее — наверное, в 1990-х годах ) набивной хлопок с цветочными узорами, который и на портьерах, и на мебели, ну и ковер шерстяной с глубоким ворсом подобрали под стать. Не обюссон, конечно, но что-то из той «оперы».

Отредактировано AllaA (19-05-2017 17:53:06)

Русский жилой интерьер XIX — начала ХХ веков

Когда будете в Павловском дворце, обязательно посетите экспозицию «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» – реконструкцию интерьеров жилых комнат высшего сословия России. Она находится на III этаже центрального корпуса, билет на нее покупается отдельно в кассе.

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Портретная, 1805-1810-е гг.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Кабинет, 1810-е гг.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Столовая, 1810-1820-е гг.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Спальня, 1820-е гг.

Спальня, 1820-е гг.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Будуар, 1820-е гг.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Гостиная, 1830-е гг.

Гостиная, 1830-е гг.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Кабинет молодого человека, 1830-е гг.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Гостиная, 1840-е гг.

Гостиная, 1840-е гг.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Желтая гостиная, 1840-е гг.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Кабинет-будуар, 1850-е гг.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Кабинет, 1880-е гг.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Столовая, 1880-90-е гг.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

Оцените статью