- Усадьба и деревня Коробочки (описание имения, поместья) в поэме Мертвые души
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Усадьба и деревня Коробочки (описание имения, поместья)
- Популярные сегодня темы
- Интерьер в поэме Мертвые души Гоголя
- Дом Манилова
- Дом Коробочки
- Дом Собакевича
- Жилье — Ноздрёв и Плюшкин
- Сочинение 2
- Также читают:
- Картинка к сочинению Интерьер в поэме Мертвые души
- Популярные сегодня темы
- Усадьба Коробочки
- Описание поместья
- Описание деревни
- Значение описания усадьбы
Усадьба и деревня Коробочки (описание имения, поместья) в поэме Мертвые души
Домик Коробочки был небольшим и частично освещенным, в темноте Чичиков не смог рассмотреть его детально. Коробочка, вероятно, экономила освещение. Дом охраняли несколько собак, лающих на разный манер.
Двор дома Коробочки, куда выходили окна Чичикова, был заполнен домашней птицей и другими животными. За забором виднелись просторные огороды с изобилием овощей, фруктовых деревьев, укрытых сеткой от птиц. Стояли огородные пугала, на одном из которых был надет головной убор самой хозяйки. У Коробочки ничего не расходовалось зря, и даже дождевая вода собиралась в бочку, для дальнейшего использования в хозяйстве. Скупая Настасья Петровна не могла себе позволить растрачивать воду.
Избы в усадьбе помещицы были разбросаны хаотично. Но они производили приятное впечатление: крепкие ворота, новые крыши и запасные телеги рядом с домами. Очевидно, все поломки сразу же чинились и исправлялись. Все здесь было добротным и ухоженным, видно, что хозяйка следит за своей усадьбой. Да и крепостные Коробочки не ленились, они занимались разведением пчел, скота, производили муку и крупы. Крестьяне жили по строгому распорядку. Деревня показалась Чичикову не маленькой, у помещицы было восемьдесят душ крепостных. Усадьба Коробочки, судя по всему, находилась в глуши, вдали от города и других зажиточных помещиков. Везде чувствовалась практичная рука помещицы, которая львиную долю времени отдавала хозяйству, от того и выглядела она сама немного неопрятно.
Интерьер комнаты, где жил Чичиков оказался довольно скромным. Стены оклеены старыми обоями в полоску, украшены картинами с изображениями птиц и портретами. Коробочка не обладала изысканным вкусом и вешала на стены все, что у нее было. У помещицы много старинных вещей – часы, хрипящие и шипящие от старости и зеркала. За рамками зеркал Коробочка хранила разные предметы, она вставляла туда письма, старые колоды карт и даже чулки. Сундуки помещицы были набиты вещами. Несмотря на старину, мебель в доме Коробочки оставалась в хорошем состоянии, и прослужила бы прижимистой хозяйке еще очень долго. Описывая домашнюю утварь, автор указывает на страсть помещицы к накоплению и стремлению собирать даже не нужные предметы.
В усадьбе помещицы царит чистота и порядок, но автор акцентирует внимание на множестве мух. Насекомые будят Чичикова утром, с этого момента начинается его знакомство с усадьбой Коробочки. Мухи олицетворят собой тот застой, в котором живет Настасья Петровна.
2 вариант
Коробочка Настасья Петровна – помещица из произведения Гоголя «Мёртвые души». К ней Чичиков попал случайно, заблудившись ночью. Поместье Коробочки находилось в глуши от всех. Всё в нём говорило о практичности хозяйки. Деревенька встретила героя лаем собак, то есть, надёжно охранялась. Перед входом в небольшой домик стояла бочка для стекающей с крыши воды после дождя.
Стены комнаты, которую хозяйка предоставила для Чичикова, были покрыты полосатыми обоями. Их украшали картины с птицами, а так же – портреты Кутузова и какого-то старика в мундире с обшлагами, вероятно, мужа Коробочки. Рядом с ними находились часы, с расписанным цветами циферблатом. Они своеобразно обозначали время. Комната наполнялась звуками, похожими на шипение змей, затем они переходили в хрипение и после этого, поднатужившись, часы начинали бить. Это было похоже на звуки ударов палок по разбитому горшку. Около окон висели небольшие старинные зеркала, обрамлённые в рамки в виде свернувшихся листьев. Из-под каждого из них выглядывали письма, карты или чулки.
Хозяйка встретила Чичикова гостеприимно. Служанка Фетинья приготовила ему постель на диване. Она пышно взбила перины, почти до самого потолка, на которые пришлось забираться со стула. Коробочка приказала Фетинье почистить от грязи одежду гостя.
Утром Чичикова разбудили назойливые мухи, которых было очень много. Окна комнаты, в которой находился гость, выходили на двор, заполненный множеством домашних птиц – индейками и курами. Рядом с ними прогуливалась свинья. За курятником простирались огромные огороды с картофелем, капустой, луком, свеклой и другими овощами. Между ними росли фруктовые деревья, прикрытые сетями от сорок и воробьёв. Для отпугивания птиц так же стояло несколько чучел, одно из которых красовалось в чепце хозяйки.
За огородами находилась крестьянская деревушка. Избы располагались не улицей, а были беспорядочно разбросаны. Тем не менее, дома крестьян были в хорошем состоянии, ворота – крепкими, во дворах стояли новые телеги.
Коробочка умело управляла своим небольшим, но крепким хозяйством, которое приносило ей неплохой доход. В распоряжении Настасьи Петровны было восемьдесят крепостных крестьян. Она знала их всех по именам и была хорошо осведомлена об их деловых качествах. Крестьяне производили различную сельскохозяйственную продукцию — мёд, муку, крупы, мясо, манильскую пеньку, птичьи перья и многое другое. Всё это Коробочка выгодно сбывала, торгуясь за каждую копейку, боясь продешевить.
Чичиков назвал помещицу за ограниченность ума «дубинноголовой». Жизнь Коробочки посвящена одной цели – накопительству, а духовный мир – мёртв.
Также читают:
Картинка к сочинению Усадьба и деревня Коробочки (описание имения, поместья)
Популярные сегодня темы
Среди мотивов полотен известнейшего художника Архипа Куинджи тесной линией проходит тема природы и её пейзажей. Одной из картин, подчёркивающих богатство природы, является «Радуга».
Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить
Моя родина — Беларусь. Мне очень повезло родиться в такой прекрасной и неповторимой стране. Интересное название Белая Русь говорит о чистоте и простоте этих мест, необычайных пейзажах
Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?
Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.
Интерьер в поэме Мертвые души Гоголя
Приём характеристики героев через предметы, окружающую их обстановку доведен Гоголем в поэме «Мёртвые души» до такого совершенства, что каждый образ выступает в памяти не сам по себе, а один – на фоне клубов табачного дыма, другой – кучи хлама, третья – среди подушек и перин с разлетающимися во все стороны перьями, четвёртый – сидящим на сработанном на века стуле.
Проследим, как через предметы интерьера писатель создаёт свой паноптикум бывших когда-то живыми героев, но ставших мёртвыми душами из-за утраты подлинных человеческих качеств.
Дом Манилова
Манилов ещё сохраняет человеческий облик и не одичал, но давно утратил реальную связь с жизнью и её смысл. Он существует в каком-то иллюзорном мире, ему достаточно на обычной беседке сделать надпись «Храм уединённого размышления», чтобы вообразить себя философом. Среди его обитой шёлком мебели стоит много лет два кресла, обтянутые рогожею, а рядом с изящным бронзовым подсвечником соседствует медный засаленный и скособоченный инвалид. В некоторых комнатах вообще нет мебели.
Очевидно, на момент женитьбы была попытка достойно обставить дом, но прошло восемь лет, и что было не сделано, таким и осталось. Кабинет хозяина меньше всего соответствует своему названию. Это какая-то комната для курения, в ней во всех местах хранится табак, а книга заложена на 14 странице второй год.
И дом Манилова, построенный на продуваемом всеми ветрами холме, и его обстановка говорят, что напрасно было бы ожидать от этого героя умных решений в ведении хозяйства. Всё идёт само по себе. Так живёт и помещик, и его крестьяне.
Дом Коробочки
Дом Коробочки тоже под стать своей хозяйке. В нём растыкана по углам, как по коробочкам, разная бесполезная мелочь. На всём лежит отпечаток скопидомства: на стенах с обветшалыми обоями висят в тёмных рамах зеркала, и за каждым из них или лежат старые карты, или заложено давнишнее письмо, или припрятан чулок.
Все вещи прожили со своей хозяйкой всю её жизнь и состарились. Часы не бью, а «собираются бить», прежде наполнив комнату хрипом, похожим на шипенье змей. Взбитая перина опустилась под Чичиковым до самого пола.
Коробочка по привычке продолжает хлопотать о продаже пеньки, перьев, сала, мёда. Но, если спросить её, что она думает о смысле жизни, ради чего она живёт, героиня, пожалуй, откроет от удивления рот и не поймёт вопроса, который прежде всего и должен интересовать человека.
Дом Собакевича
Не задаётся им и Собакевич, но зато существует в полной гармонии с вещами, которыми себя окружил. Сам герой похож на медведя, он раздался из-за неумеренности в еде. Такие же греческие полководцы с толстыми ногами и гигантскими усами смотрят с картин в его гостиной. Такого же вида и мебель, прочная и неуклюжая. В углу на нелепых ногах стоит пузатое бюро из ореха, как медведь. Есть что-то от Собакевича-медведя и в столе, и в диване. И каждый стул тоже будто говорит, что и он Собакевич.
Мысли же и рассуждения самого героя связаны только с едой. Его обеденный стол говорит о животном аппетите Собакевича и о том, что он утрачивает человеческий облик, способность рассуждать, сострадать или хотя бы о ком-то сказать доброе слово.
Жилье — Ноздрёв и Плюшкин
Завершают галерею помещичьих образов Ноздрёв и Плюшкин, у которых интерьер становится условным или приобретает символические черты. Таковы и сами герои, обрисованные автором как крайние проявления в человеке чудовищной безалаберности и нескончаемой бессмысленной лжи (Ноздрёв с остановившимся ремонтом и разбрызганной извёсткой) и жадности, скаредности (Плюшкин с его покрытой пылью кучей хлама посреди комнаты).
Сочинение 2
Интерьер как средство психологизма позволяет дать дополнительную характеристику хозяину дома. В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь мастерски использует этот приём, оставляя для читателя ключи к пониманию внутреннего мира своих героев.
Первым местом, которое Чичиков посетил в поисках мёртвых душ, становится усадьба Манилова, помещика-мечтателя. В каждой детали обстановки чувствуется претензия на изящество: английские клумбы, прекрасная новая мебель, щегольской подсвечник. Тем не менее эти предметы вынуждены соседствовать с чем-то неуклюжим: медным самоваром, креслами, обтянутыми рогожей. Во всём наблюдается неорганизованность, недоделанность: в некоторых комнатах нет мебели, книга вечно заложена на 14-ой странице, в кабинете рассыпан табак. Хозяйство шло как-то само собой, в то время как Манилов пребывал в сладких грёзах, рисуя в воображении будущие преобразования.
В усадьбе помещицы Коробочки наоборот прослеживается забота о довольстве хозяйства, экономность и практичность его обладательницы. В доме много мешочков и ящичков, куда хозяйка, жалуясь на неурожай и отсутствие средств, потихоньку складывает деньжонки. Везде встречаются мелкие вещицы: колода карта, чулок, письмо. На стенах особенно выделяются картины с птицами. Вся обстановка жилья свидетельствует о страсти Настасьи Петровны к накопительству, бережливости.
Поместье Ноздрёва – это царство хаоса, говорящее о неуёмной энергии своего владельца. Стихийность характера этого человека отразилась в затяжном ремонте дома и благоустройстве прилежащей территории. Демонстрируя хозяйство гостям, Ноздрёв не забывает приврать о количестве лошадей в конюшнях, собак на псарне и рыбы в пруду. В доме валяется табак и хлебные крошки, на стенах висит оружие. Всё подчёркивает любовь Ноздрёва к азартным развлечениям.
Собакевич не отличается особым эстетическим вкусом, но всё в его владениях отличается прочностью и порядком. При этом каждый элемент обстановки не лишён неуклюжести и своим видом напоминает самого хозяина: пузатое ореховое бюро, картины с греческими полководцами, тяжёлые кресла и стулья. Каждый предмет будто говорил: «И я тоже Собакевич!». Крепость и неуклюжесть, свойственные вещам Михаила Семёновича, становятся определяющими чертами его характерами.
Внешнее изобилие последнего помещика Плюшкина при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией. В усадьбе властвует разруха, а сам хозяин в силу жизненных обстоятельств опустился до крайней степени скупости, подбирая каждую соринку и складывая в огромную кучу посередине комнаты. Множество ненужных вещей, в большинстве грязных и старых, говорят о страшной алчности хозяина, ужасающей мелочности и жажде наживы.
Интерьер дома героев произведения помогает дополнить психологический портрет каждого из указанных лиц.
Также читают:
Картинка к сочинению Интерьер в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
Всем нам известный великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин написал необычайно интересную повесть «Выстрел», которая открывает цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».
М.М. Пришвин — писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения
Одной из главных тем произведений советских писателей стала тема Великой Отечественной войны. Многие из них были не только военными корреспондентами, но даже принимали непосредственное участие в боевых действиях
Больше всего на свете Некрасов любил охотиться. И вот во время одной из них ему в голову и пришла мысль создать поэму «Коробейники». И частенько вместе с ним охотились крестьяне
Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.
Усадьба Коробочки
В третьей главе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» описывается Настасья Петровна Коробочка, усадьба которой помогает точнее и подробнее раскрыть образ героини.
Описание поместья
Заблудившись ночью, Чичиков оказывается у небольшого по размерам домика, перед входом которого красовалась лужа, освещенная светом, исходившим из окон половины дома.
Крыша дома была деревянная, по ней стекали капли дождя, для чего была припасена бочка.
Поместье Коробочки охраняли псы, которые «заливались всеми возможными голосами». Автор особое внимание уделяет подробному описанию воя каждой собаки, в связи с этим он приходит к выводу, что деревушка довольно «порядочная».
Огромную роль играет комната, в которой остановился Чичиков. Она была обклеена старенькими полосатыми обоями, на стенах находились картины с нарисованными птицами. Однако при внимательном осмотре было заметно, что на этих картинах были не только птицы: был и портрет Кутузова, и портрет «какого-то старика с красными обшлагами на мундире», нарисованный масляными красками. Вероятно, это был портрет покойного мужа Коробочки, про которого она несколько раз упоминает.
На стене также висели часы, на циферблате которых были нарисованы цветы. Н. В. Гоголь этим часам отводит особую роль. То, как они показывали время, описывается несколько раз. Перед тем как часам приходила «охота бить», они издавали странное шипение, которое было схоже с наполняющими комнату змеями. Шипение, которое пугало гостей, сменялось на хрипение, после которого часы били нужное время, «понатужась всеми силами». Звук был похож на то, будто кто-то палкой бил по разбитому горшку. Вскоре часы приходили в обратное положение.
Рядом с окнами висели маленькие старинные зеркала, рамки которых были в виде темных свернувшихся листьев. За каждым из этих зеркал были заложены всевозможные предметы: письмо, старая колода карт, чулок.
Описание деревни
После разговоров с Коробочкой Чичиков понял, что он находится в «порядочной глуши», потому что поблизости нет ни одного богатого помещика. До города было целых шестьдесят верст.
Чичиков говорит героине, что у нее хорошая деревенька, однако делает он это для того, чтобы узнать, сколько крестьян находится в ее владении.
Эта «хорошая деревенька» выглядела следующим образом: окно комнаты, в которой находился главный герой, выходило прямо на узенький дворик, который, вероятно, служил курятником, так как он был весь заполнен птицами и домашней «тварью»: индейки и куры, которым «не было числа», петух, семейство свиней, цыплята.
За курятником были «пространные» огороды, на которых выращивались капуста, лук, картофель, свекла и другие овощи. Также стояли яблони и другие фруктовые деревья. Для их защиты от птиц были сооружены сети, а также поставлены чучела, на одном из которых был надет чепец самой хозяйки.
После огородов тянулись избы, в которых жили крестьяне. Эти строения, как отмечал Чичиков, «показывали довольство обитателей», так как дома не отличались своей обветшалостью. Ворота нигде не были покошенными, тес на крышах был новый, а где-то даже стояли новые телеги. Крестьяне разводят свиней, птиц и пчел, а также готовят муку, пеньку и различные крупы.
Чичиков приходит к выводу, что деревня Коробочки «не маленька».
Значение описания усадьбы
Н. В. Гоголь широко описывает усадьбу Коробочки, которую можно назвать хорошей хозяйкой. Имение ее ухожено, огород приносит огромные плоды. Избы крестьян не рушатся, они находятся в хорошем состоянии.
Однако писатель показывает, что, несмотря на умение вести хозяйство, героиня является скупой помещицей. Она умственно ограниченна, живет определенным распорядком дня, который полностью занимают хозяйственные дела.
Усадьба героини является «коробочкой» для нее. Жизнь Настасьи Петровны скучна и примитивна, в ней нет никаких событий, кроме самых обыденных, связанных с домашним хозяйством. Это указывает на то, что Коробочка духовна уже мертва.