Интерьер дома помещицы коробочки

Интерьер в поэме Мертвые души Гоголя

Приём характеристики героев через предметы, окружающую их обстановку доведен Гоголем в поэме «Мёртвые души» до такого совершенства, что каждый образ выступает в памяти не сам по себе, а один – на фоне клубов табачного дыма, другой – кучи хлама, третья – среди подушек и перин с разлетающимися во все стороны перьями, четвёртый – сидящим на сработанном на века стуле.

Проследим, как через предметы интерьера писатель создаёт свой паноптикум бывших когда-то живыми героев, но ставших мёртвыми душами из-за утраты подлинных человеческих качеств.

Дом Манилова

Манилов ещё сохраняет человеческий облик и не одичал, но давно утратил реальную связь с жизнью и её смысл. Он существует в каком-то иллюзорном мире, ему достаточно на обычной беседке сделать надпись «Храм уединённого размышления», чтобы вообразить себя философом. Среди его обитой шёлком мебели стоит много лет два кресла, обтянутые рогожею, а рядом с изящным бронзовым подсвечником соседствует медный засаленный и скособоченный инвалид. В некоторых комнатах вообще нет мебели.

Читайте также:  Отделка русских деревянных домов

Очевидно, на момент женитьбы была попытка достойно обставить дом, но прошло восемь лет, и что было не сделано, таким и осталось. Кабинет хозяина меньше всего соответствует своему названию. Это какая-то комната для курения, в ней во всех местах хранится табак, а книга заложена на 14 странице второй год.

И дом Манилова, построенный на продуваемом всеми ветрами холме, и его обстановка говорят, что напрасно было бы ожидать от этого героя умных решений в ведении хозяйства. Всё идёт само по себе. Так живёт и помещик, и его крестьяне.

Дом Коробочки

Дом Коробочки тоже под стать своей хозяйке. В нём растыкана по углам, как по коробочкам, разная бесполезная мелочь. На всём лежит отпечаток скопидомства: на стенах с обветшалыми обоями висят в тёмных рамах зеркала, и за каждым из них или лежат старые карты, или заложено давнишнее письмо, или припрятан чулок.

Все вещи прожили со своей хозяйкой всю её жизнь и состарились. Часы не бью, а «собираются бить», прежде наполнив комнату хрипом, похожим на шипенье змей. Взбитая перина опустилась под Чичиковым до самого пола.

Коробочка по привычке продолжает хлопотать о продаже пеньки, перьев, сала, мёда. Но, если спросить её, что она думает о смысле жизни, ради чего она живёт, героиня, пожалуй, откроет от удивления рот и не поймёт вопроса, который прежде всего и должен интересовать человека.

Дом Собакевича

Не задаётся им и Собакевич, но зато существует в полной гармонии с вещами, которыми себя окружил. Сам герой похож на медведя, он раздался из-за неумеренности в еде. Такие же греческие полководцы с толстыми ногами и гигантскими усами смотрят с картин в его гостиной. Такого же вида и мебель, прочная и неуклюжая. В углу на нелепых ногах стоит пузатое бюро из ореха, как медведь. Есть что-то от Собакевича-медведя и в столе, и в диване. И каждый стул тоже будто говорит, что и он Собакевич.

Мысли же и рассуждения самого героя связаны только с едой. Его обеденный стол говорит о животном аппетите Собакевича и о том, что он утрачивает человеческий облик, способность рассуждать, сострадать или хотя бы о ком-то сказать доброе слово.

Жилье — Ноздрёв и Плюшкин

Завершают галерею помещичьих образов Ноздрёв и Плюшкин, у которых интерьер становится условным или приобретает символические черты. Таковы и сами герои, обрисованные автором как крайние проявления в человеке чудовищной безалаберности и нескончаемой бессмысленной лжи (Ноздрёв с остановившимся ремонтом и разбрызганной извёсткой) и жадности, скаредности (Плюшкин с его покрытой пылью кучей хлама посреди комнаты).

Сочинение 2

Интерьер как средство психологизма позволяет дать дополнительную характеристику хозяину дома. В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь мастерски использует этот приём, оставляя для читателя ключи к пониманию внутреннего мира своих героев.

Первым местом, которое Чичиков посетил в поисках мёртвых душ, становится усадьба Манилова, помещика-мечтателя. В каждой детали обстановки чувствуется претензия на изящество: английские клумбы, прекрасная новая мебель, щегольской подсвечник. Тем не менее эти предметы вынуждены соседствовать с чем-то неуклюжим: медным самоваром, креслами, обтянутыми рогожей. Во всём наблюдается неорганизованность, недоделанность: в некоторых комнатах нет мебели, книга вечно заложена на 14-ой странице, в кабинете рассыпан табак. Хозяйство шло как-то само собой, в то время как Манилов пребывал в сладких грёзах, рисуя в воображении будущие преобразования.

В усадьбе помещицы Коробочки наоборот прослеживается забота о довольстве хозяйства, экономность и практичность его обладательницы. В доме много мешочков и ящичков, куда хозяйка, жалуясь на неурожай и отсутствие средств, потихоньку складывает деньжонки. Везде встречаются мелкие вещицы: колода карта, чулок, письмо. На стенах особенно выделяются картины с птицами. Вся обстановка жилья свидетельствует о страсти Настасьи Петровны к накопительству, бережливости.

Поместье Ноздрёва – это царство хаоса, говорящее о неуёмной энергии своего владельца. Стихийность характера этого человека отразилась в затяжном ремонте дома и благоустройстве прилежащей территории. Демонстрируя хозяйство гостям, Ноздрёв не забывает приврать о количестве лошадей в конюшнях, собак на псарне и рыбы в пруду. В доме валяется табак и хлебные крошки, на стенах висит оружие. Всё подчёркивает любовь Ноздрёва к азартным развлечениям.

Собакевич не отличается особым эстетическим вкусом, но всё в его владениях отличается прочностью и порядком. При этом каждый элемент обстановки не лишён неуклюжести и своим видом напоминает самого хозяина: пузатое ореховое бюро, картины с греческими полководцами, тяжёлые кресла и стулья. Каждый предмет будто говорил: «И я тоже Собакевич!». Крепость и неуклюжесть, свойственные вещам Михаила Семёновича, становятся определяющими чертами его характерами.

Внешнее изобилие последнего помещика Плюшкина при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией. В усадьбе властвует разруха, а сам хозяин в силу жизненных обстоятельств опустился до крайней степени скупости, подбирая каждую соринку и складывая в огромную кучу посередине комнаты. Множество ненужных вещей, в большинстве грязных и старых, говорят о страшной алчности хозяина, ужасающей мелочности и жажде наживы.

Интерьер дома героев произведения помогает дополнить психологический портрет каждого из указанных лиц.

Также читают:

Картинка к сочинению Интерьер в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Всем нам известный великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин написал необычайно интересную повесть «Выстрел», которая открывает цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

М.М. Пришвин — писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения

Одной из главных тем произведений советских писателей стала тема Великой Отечественной войны. Многие из них были не только военными корреспондентами, но даже принимали непосредственное участие в боевых действиях

Больше всего на свете Некрасов любил охотиться. И вот во время одной из них ему в голову и пришла мысль создать поэму «Коробейники». И частенько вместе с ним охотились крестьяне

Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.

Господский дом Коробочки в поэме «Мертвые души», описание интерьера

«Минуту спустя вошла хозяйка».
Художник А. Лаптев

Помещица Коробочка является одной из центральных героинь поэмы «Мертвые души».

Господский дом Коробочки в поэме «Мертвые души», описание интерьера

«. Бричка, въехавши на двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. «

«. Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку. «

«. Чичиков вышел в гостиную, где провел ночь. «


Гостиная Коробочки: описание интерьера

Интерьер гостиной Коробочки просто наполнен стариной. Почти все вещи в этой комнате — старые. На стенах гостиной висят старые обои:

«Да у тебя-то, как у борова,
вся спина и бок в грязи!»
Художник А. Афанасьев.

«. Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями. «

«. на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче. «

«. между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев;

«. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. «

На стене в гостиной Коробочки висят старинные часы, которые издают пугающие звуки:

«. стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…»

«. странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить.

За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и, наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево. «

«. Часы опять испустили шипение и пробили десять. «

«. Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. «

«. В гостиной давно уже было все прибрано, роскошные перины вынесены вон, перед диваном стоял покрытый стол. «

Интерьеры по книгам: анализ поэмы «Мертвые души»

“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”

Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям.

Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено.

Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым.

Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”

Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”.

“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.

Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью.

“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «

Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.

«. Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.

“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени. «

Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба пусты.

Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”

Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.

“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями. » Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.

“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. «

Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.

“В гостиной Коробочки также есть картины. картины с какими-то птицами. «

«. на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”

Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.

Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”

Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке.

“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги. «

«. висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков». «

«. Вслед за тем показалась гостям шарманка. ” Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:

«. Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею. «

«. вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“ В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву.

“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти. «

Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.

Собакевич — “средней величины медведь”

Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.

«. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. «

“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения — простой и совсем не нарядный. посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. «

Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.

«. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. «

Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”.

«. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!». «

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.

Плюшкин — “прореха на человечестве”

“Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком”.

Дом Плюшкина похож на странный длинный замок:

«. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. «

В своем стремлении сэкономить на всем помещик пренебрегает ремонтом в доме:

«. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. «

Хозяин не выкидывает ничего — вся старая, сломанная мебель хранится прямо в комнатах, из чего складвается впечатление, что это не жилое помещение вовсе.

«. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. «

“. Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы. ”

«. Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель: на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. «

В доме Плюшкина даже самое прекрасное становится безобразным.

«. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. » Весь дом героя — кладбище старых и не нужных вещей. Такое мрачное, холодное жилище является прямым отражением его безжизненной скупой души.

Как и характер Плюшкина, его дом убогий, скудный и мертвый. Он завершает портретную галерею помещиков. Плюшкин образец бесчувственности, жадности и накопительства доходящего до абсурда. Он, в какой то мере, и есть мертвая душа.

Интересно, не правда ли? Все-таки дизайн интерьера — не просто расстановка предметов, покупка мебели и трата времени и денег. Это то, что является частичкой нас, сложный и важный процесс. Ведь не только в реальной жизни, но и как мы увидели в литературных произведениях интерьер может рассказать много о хозяине дома, о его увлечениях, вкусах, предпочтениях.

Не бойтесь творить, создавать, экспериментировать как в дизайне, так и в жизни, ведь как говорил Гоголь: “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!”

Оцените статью