Интерьер и вещь в доме. Презентация, план и видеоролик. 7 класс
Презентация и план к уроку изобразительного искусства.
Это внедренный файл Microsoft Office на платформе Office.
Автор презентации: Ямашева Диана Рафаэльевна, учитель ИЗО Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Ширингушская средняя общеобразовательная школа», село Ширингуши, Зубово — Полянский район, Республика Мордовия. Автор плана: Масалитин Николай Иванович, учитель ИЗО и Технологии, Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Успенская средняя общеобразовательная школа №2 имени Ю. А. Гагарина, село Успенское, Успенский район, Краснодарский край
ИЗО 7 класс Урок №23 МАОУСОШ №2 Масалитин Н. И.
Тема урока: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера».
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с дизайном как средством создания пространственно – вещной среды интерьера.
- Дать представление об историчности и социальности интерьера.
- Дать определения дизайна и интерьера.
- Ознакомить с требованиями к интерьеру, с композицией интерьера, функциональными зонами, с ролью цвета в интерьере.
- Показать пример выполнения эскиза интерьера.
- Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности.
- Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.
- Развивать умения ориентироваться в мире вещей.
- Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера.
- Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира.
Ход урока.
Слово учителя.
1.Вступление. Задачи.
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы Дизайн сред. Это один из четырех видов дизайна наряду с индустриальным, графическим и дизайном имиджа человека.
На прошлом занятии мы говорили о роли архитектурного дизайна в формировании городской среды и вы создавали эскизы макетов пешеходных зон в городе.
Сегодня мы обратимся к дизайну как средству создания пространственно — вещной среды интерьера. Результатом работы должен стать дизайн — проект интерьера одного из общественных мест в определенном стиле.
2.1. Определение дизайна.
Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»
2.2. Определение интерьера.
Интерьер (фр. intérieur
2.3. Требования, предъявляемые к интерьеру :
- функциональные — каждая комната служит своему назначению. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным.
гигиенические — звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно- гигиенического оборудования и т.д. •
эстетические — гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность
2.4. Композиция интерьера.
Композиция интерьера — это особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования
2.5. Функциональные зоны.
Функциональные зоны — это отдельный участок помещения, где проходят определённые жизненные процессы: сон, отправление личной гигиены, питание, обучение, отдых.
ЗОНИРОВАНИЕ — это разделение пространства на отдельные зоны
2.6. Цвет в интерьере.
- Отделка стен должна сочетаться с цветом мебели, портьер и соответствовать назначению помещений. Например, для спальных комнат рекомендуется выбирать спокойные цвета, так как пестрота действует раздражающе. Слишком тёмный цвет также не пригоден – помещение кажется мрачным.
- В комнатах с окнами на северную сторону хорошо смотрятся кремовые, оранжево-розовые, жёлтые, золотистые, светло-зелёные тона. Холодные тона – голубовато-зелёные, голубовато-серые, зеленовато-серые – хороши для комнат, окна которых выходят на юг.
2.7. Рисование интерьера.
Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер, каким бы он ни был сложным по конфигурации, всегда приближен к этим объемам, поскольку преобладающее большинство помещений прямоугольно в плане. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллелепипеда, отграничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические формы в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению.
Любое изображение начинается с определения линии горизонта
• В интерьере комнаты ее принято изображать на уровне взгляда стоящего человека (примерно 1,5 м от пола), т.е. приблизительно в середине изображения (в зависимости от высоты потолков).
Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Все это лишний раз подтверждает специфику и особенности рисунка интерьера как объекта архитектуры. Вместе с тем, из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее.
В рисовании интерьера особое значение приобретает метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисования предметных форм, здесь также требуется определенная сумма знаний и навыков, необходимых в искусстве рисования.
3. Работа учащихся. Построение простого эскиза комнаты по видеоролику.
4. Задание на дом: выполнить эскиз интерьера своей комнаты
Информация о файле. Формат: ppt/doc. Размер папки с презентацией, планом и видеороликом: 6.53 МВ. Слайдов в презентации: 19
Интерьер и вещь в доме
Дизайн пространственновещной среды интерьера
Настоящим миром вещей является не город, а здание. Внутри помещения вещи — главные действующие лица. Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т. е. интерьера, определяются его архитектурным решением.
Замысел здания не сводится лишь к созданию его внешнего вида — экстерьера, не менее значимо конструирование внутреннего пространства. Поэтому интерьер и стиль наполняющих его вещей во многом диктуются архитектурой (например, форма дверного проёма, придуманная архитектором, определяет вид и стиль двери и, соответственно, дизайн дверной ручки; потолок с его лепниной определяет облик светильников и т. д.).
Интерьер — синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды.
Архитектурное решение помещения (планировка, окна, двери, лестницы и пр.) определяет стиль дизайна интерьера.
Назначение помещения определяет стиль интерьера и дизайн вещей, находящихся в нём. Поэтому интерьеры офисов и театров, вокзалов и больниц, научных лабораторий и заводских цехов, станций метро и стадионов, не говоря уже о жилых помещениях, столь непохожи друг на друга.
В понятие дизайн интерьера входят оформление и декорирование (цветовое и фактурное) стен, потолка, пола, оконных и дверных проёмов с помощью обоев, штор, жалюзи, а также организация удобной и комфортной среды для работы, отдыха, сна и бытовых нужд.
Вещь и интерьер историчны и социальны. В каждом обществе в каждую историческую эпоху существует своё понимание красоты и устройства интерьера. Мебель и убранство, например, интерьеров эпохи барокко отличаются от мебели и убранства эпохи классицизма или модерна. Интерьер и вещи одного и того же назначения совершенно непохожи в дворянском и буржуазном доме, в купеческом и крестьянском, артистическом и обывательском. К тому же они столь различны, сколь различны их владельцы. Эстетические пристрастия, понимание красоты и удобства так или иначе проявляются в оформлении интерьера.
В вещах, во всей атмосфере и обстановке интерьера отпечатывается «душа дома» и его хозяина. Вещи и пространство концентрируют в себе характер и суть жизни дома.
Интерьерная галерея в Санкт-Петербурге
В обстановку интерьера входит множество элементов дизайна, которые не только определяют его облик, но и формируют пространство помещения. Интерьеры прошлого, например, часто переполнены вещами, вещицами, и скорее это царство вещей, нежели человека.
Активную роль в разные эпохи играет деталь в создании стиля комнаты. Вещи неотрывны от художественных тенденций и вкусов эпохи, от развития всего искусства и в особенности архитектуры.
Впитывая мировой художественный опыт, школа русского декора и отечественный дизайн создали уникальные образцы вещей — от пышных и изысканных фарфоровых посудных сервизов, ножей, вилок и светильников до конструктивистской мебели рабочих клубов и интерьеров московского метро.
Стиль помещения и его пространственное решение зависят от расстановки в нём мебели: стульев, столов, диванов, шкафов и др.
Понимание красоты и организации пространства интерьера у людей разных народов в прошлом и настоящем различны, как и понимание комфорта и удобства среды для жизни человека.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи возникает в совокупности архитектурно-пространственной и вещной среды, включающей в себя интерьер и мебель, одежду и хозяйственную утварь.
В этом выражается облик времени и образ жизни людей будь то в дворянском обществе XVIII в. или в социалистическом XX в.
Мебель не только формирует облик интерьера, но, в свою очередь, и сама конструктивно определяется функцией и назначением помещения.
Так, одни и те же по своей функции предметы интерьерного дизайна (светильники, стулья, шкафы, столы и пр.) имеют различный вид в аэропорту, кафе, учреждении или жилой квартире.
Истоки отечественной мебели — в традициях европейского мебельного искусства. Так, в России стул впервые упоминается в допетровских письменах, но только с конца XVII — начала XVIII в. можно говорить о развитии отечественной мебели. С течением времени выработался и распространился не только тип русского стула, но и вообще стиль отечественного мебельного искусства.
Дизайн современной мебели — это результат развития искусства создания мебели с самых давних времён. Так, стул явился результатом эволюции древних седалищ, лавок, а шкаф ведёт своё начало от простейших хранилищ — сундуков.
Со временем сундук поставили на «попа», и возник прообраз шкафа. Затем по прошествии времени возникли полки и дверцы, появились выдвижные ящики. Всё это были поистине революционные события в мире мебели. Интересно наблюдать, как в череде художественных стилей и форм менялся во времени облик шкафа: от прабабушкиного комода до современных шкафов-купе.
Развитие формы спальной мебели характеризуется стремлением к её большей трансформации: от раскладушки и кресла-дивана до откидной кровати.
Не менее интересна эволюция стола: от простейших форм к конторке (прообраз нынешних секретеров) и до оригинальнейших столов в эпоху ампира и модерна.
Ансамбля в обстановке можно достичь за счёт гарнитура или за счёт разностильных вещей, композиционно объединённых друг с другом.
Многие вещи конструируются дизайнерами не штучно, а комплектами и в едином стиле. Стилевое единство вещей называется ансамблем. Понятие ансамбля может относиться как к мебели или посуде (мебельный гарнитур, посудный сервиз), так и к интерьеру. Ансамбль в интерьере складывается, если есть целостное решение всех составляющих его элементов. И не обязательно, чтобы это была единообразная целостность гарнитура. Сегодня понятие ансамбля расширилось и подразумевает художественное единство вещей разных стилей и эпох, которые сочетаются по форме, цвету и фактуре.
В сервизах объединена столовая посуда разного назначения (чайник, молочник, супница, тарелки, чашки и др.).
Дом, как говорили древние китайцы, «это не стены, а пространство между ними». Дом — это нечто сугубо личное, скрытое от других и одновременно некая витрина, демонстрация личных достижений и возможностей. И вещь тоже двулика. Казалось бы, вещь — помощник и слуга человека, но неожиданно она может приобрести власть над ним и превратиться в его хозяина. Завладев думами и стремлениями человека, вещь может стать целью его существования. А вещи не должны довлеть над человеком, какой бы это ни был суперкомпьютер или машина. Вещизм, т. е. тяга к приобретательству, — болезнь нашего века. Чтобы ни диктовала сиюминутная мода, всё равно вещь — всегда после человека, всегда лишь его слуга и никогда — господин!
В коллажах интерьер предстаёт как образ мира вещей, одежды, архитектуры в их стилевом единстве, отражающем эпоху. Образный портрет среды возникает благодаря подбору наиболее точно характеризующих её деталей. Композиция строится по принципу: «Целое передаётся через деталь».
В создании макетов отдельных элементов сервиза их форма и цвет определяются ощущением и пониманием единства стиля всего гарнитура.
Для изготовления фрагмента сервиза может быть использована одноразовая посуда или подобные исходные материалы с последующей декоративной обработкой.
Задания
Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера.
- Выполните упражнение на понимание стилевого единства интерьера. Подберите фотоматериал, отражающий стилевую общность архитектуры, мебели, вещей в соответствии с интерьером (например, избы, дворянского особняка, современной квартиры, автомастерской и т. д.), и сделайте:
а) образно-коллажную композицию или
б) реферат (устное сообщение), построенный на иллюстративном материале.
- Создайте конструктивное и декоративно-цветовое решение элемента сервиза по аналогии с остальными предметами. Исходя из стиля сервиза, сделайте макет одного предмета (чашка, ложка, нож, солонка) в натуральную величину в материале (глина, тесто и т. п.).
Материалы для реферата можно найти на сайте: «Архитектурные и художественные стили и направления».