- Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души
- Популярные сегодня темы
- Интерьер Собакевича – описание дома в поэме “Мертвые души”
- Гостиная Собакевича
- Картины для украшения
- Столовая дома
- Интерьеры по книгам: анализ поэмы «Мертвые души»
- Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”
- Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”
- Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”
- Собакевич — “средней величины медведь”
- Плюшкин — “прореха на человечестве”
Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя
В своей великой поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь повествует о том, как чиновник Чичиков ездит от одного уездного помещика к другому, скупая мертвые души. Для раскрытия характера каждого барина, посещаемого Чичиковым, автор также детально описывает убранство в поместьях представленных нам героев.
Интерьер в доме помещика Собакевича прекрасно дополняет образ его хозяина. Михаил Семёнович неуклюж, крепок, нескладен, но при этом очень практичен. Все предметы в его доме отлично подчеркивают эти качества, так как обладают пугающей схожестью с барином: “каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»“. Люди, изображённые на портретах, висящих у Михаила Семёновича в гостиной, выглядят совсем так же, как и он. Видимо, Собакевич хотел «чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые». Единственной представленной на картинах персоной, кажущейся совсем лишней и не вписывающейся в интерьер, является худощавый Багратион «с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Даже дрозд, сидящий у помещика в клетке, напоминает его своим видом. Гоголь часто говорит о том, что Собакевич крайне похож на медведя, из-за чего и убранство в поместье выглядит словно «совершенный медведь».
Несмотря на то что интерьер дома не обладает изысканностью и изящностью, он выдаёт очень важное качество Михаила Семёновича — расчётливость, а также говорит о том, что Собакевич — бережливый, но при этом нескупой хозяин, ставящий удобство во главу угла. Именно из-за доходящей до крайности практичности помещика все предметы в доме хоть и не отличаются эстетичностью, но зато надежны, созданы специально для их практического применения, а не для красоты, кажущейся Собакевичу бессмысленной. Удивительно то, что барин не только сам живёт в крепком доме без архитектурных излишеств и украшений и, не скупясь, сполна удовлетворяет свои потребности, но и то, что дома его крестьян тоже построены из толстых брёвен, прочны, что всё в них «пригнано плотно и как следует». Собакевич достоин уважения за то, что обеспечивает своим мужикам достойную жизнь.
Таким образом, с помощью описания убранства в доме Михаила Семёновича автор дополняет образ своего героя, подчеркивая его неуклюжесть, нескладность, но имеющиеся при этом расчётливость и практичность. Этим Гоголь ещё раз показывает нам, что Собакевич «неладно скроен, да крепко сшит».
2 вариант
Величайшее произведение «Мёртвые души» Гоголя Н.В., написанное в 1842 году, вызвало бурю эмоций у поколения золотого века литературы. До сегодняшних дней продолжаются споры по поводу творческого гения Гоголя с его странностями в описании национального характера. Писатель часто задумывался о прошлом и будущем России, поэтому часто его творения воплощали в себе мрачную действительность российской бытности. Каждого персонажа произведения Гоголь описал детально, каждый обладает рядом уникальных черт. Характер персонажей произведения «Мертвые души» проявляется в первую очередь во внешнем виде, повадках героев и обстановке домов, в которых они проживают.
Например, в усадьбе Манилова отсутствовала мебель, ремонт сломанных вещей откладывался на долгое время. Это позволяет сделать вывод о легкомысленном и безответственном поведении хозяина, одухотворенности натуры.
Обстановка дома Плюшкина, известного в миру ключника и патологического накопителя, состояла из всевозможного старья, которое он тащил в свой дом со всех дворов.
Но из всех описанных в книге героев наибольшей широтой русской души обладал помещик Собакевич. Деревня, которой он по родовому праву владел, показалась Чичикову большой и богатой. Деревня была всесторонне окружена березовым и сосновым лесом, из которого в основном и создавались все строения помещика. Конюшни, кузница, амбары все было создано из толстых брёвен, без затесей и узоров, что с одной стороны поразило Чичикова своей самобытностью, а с другой серостью и типичностью архитектурного стиля.
Дом помещика был добротный, монументальный с крышей из мезонина, грубо обтёсанный, который мог выстоять любые стихии. Такие постройки обычно возводятся для военных поселений и колоний. Везде чувствовалась твёрдая рука русского мужика.
В доме Собакевича существовала какая-то дикая русская самобытность, сравнимая с животностью образов. Здесь не было уточенных узоров и стиля, деревянной резьбы, богатства мебельной обстановки. Все было сделано из дуба, березы и сосны. Стол, стулья и кресла гостиной стояли на толстых ножках, они были самого «тяжелого и беспокойного свойства». Пузатое ореховое бюро, было удивительно хорошо похоже на хозяина дома, а вернее «совершенного медведя». Отапливались помещения при помощи чугунной печи. Пейзажей не было, как и украшений в виде скульптур. В гостиной висели картины известных полководцев, которые по характеру были близки самому Собакевичу и глубоко ему симпатичны. В произведении также указывается, что в доме Собакевича был дрозд в клетке, который мерно щебетал и клевал пшеничные зерна.
На этом описание интерьера дома Собакевича писатель заканчивает, однако, его основная мысль была понятна читателю.
Перед нами возникает прообраз Александра III с типично русским характером, когда качество преобладает над внешней мишурой.
Также читают:
Картинка к сочинению Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.
Прочитав «Слово о полку Игореве», я очень проникся симпатией и сочувствием к главному герою повествования. Князь Игорь — человек страстей, желавший лучшей доли для своей родины, но, к сожалению
В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.
В начале произведения Иван Васильевич, в прошлом бойкий малый, рассуждает с собеседниками о том, как события, происходящие с человеком, могут повлиять на его дальнейшую судьбу. Иван Васильевич, выступающий в качестве рассказчика
Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.
Интерьер Собакевича – описание дома в поэме “Мертвые души”
Медвежий характер сказался на внутреннем убранстве дома помещика. Интерьер Собакевича выглядит схоже с владельцем. Все в доме по-медвежьи неуклюжее, грубое и крупное.
Гостиная Собакевича
Интерьер внутреннего убранства дома помещика описан глазами Чичикова. Павел Иванович с интересом рассматривает оформление дома. Он не может с первого взгляда охватить всю комнату: очень крупное, не умещающееся в одном образе. Все в комнатах имело «странное сходство с самим хозяином». В гостиной мебель была прочной и по-особенному неуклюжей. Каждый предмет интерьера как будто гордо произносил: «И я тоже Собакевич!». Спорить с этим было бессмысленно. Описание интерьера Собакевича в поэме «Мертвые души» нельзя назвать полным. Классик описывает только отдельные предметы мебели, те, которые привлекли внимание гостя:
- Бюро. Письменный стол с полками и ящиками – украшение гостиной. Форма стола – пузатое на четырех ногах изделие. Ножки были, по мнению Чичикова, пренелепые. Такое описание напоминает о порядке, с которым ведет хозяйство помещик.
- Стол, кресла, стулья – тяжелые и беспокойные. Эпитет, подобранный автором, делает мебель живой. Как стул может быть беспокойным?
Наверное, он неправильно стоит, мешает ходьбе, передвижению о гостиной.
В гостиной стоит клетка с дроздом. Птица не была исключением в интерьере комнаты. Она тоже напоминала внешне Собакевича. Темное оперение, белые крапины и постоянное постукивание клювом. Дрозд собирал хлебные зерна на днище деревянного домика. Его стук прерывает молчание, которое воцаряется в доме после плотных приемов пищи. От птицы никто не ждет пения, только тупой монотонный стук.
Картины для украшения
Стены комнаты для гостей украшены картинами. На них изображены исторические личности – полководцы. Богатыри возвышаются во весь рост:
- Маврокордато;
- Миаули;
- Канари;
- Багратион.
Имена полководцев во времена Чичикова не требовали объяснений. Это были герои освободительных восстаний и войн греческого народа. Маврокордато руководил восстанием, Колокотронис – движение партизан, Миаулис – адмирал, Канари – министр. Среди греческих героев расположился один русский полководец Багратион – участник суворовских походов, герой войны 1812 года.
Греческие военные были крепкими фигурой, статные и мощные, выгравированные четкими правильными линиями. Яркими красками были выделены толстые ляжки, огромные усы. От картин гость чувствовал дрожь во всем теле. Удивительным было изображение Багратиона. Он среди исполинов был маленьким, тощим. Рядом с ним и пушки, и знамена тоже терялись, стояли в зауженных рамках.
За Багратионом следовала картина с женским образом. Это была греческая героиня. У Бобелины только одна нога по размерам была больше туловища живых щеголей, гуляющих по балам. Понятно, каким мизерным чувствовал себя гость на фоне таких гигантов.
Собакевичу нравились картины. Он как будто хотел показать гостям: я здоров, и украшают мою комнату крепкие люди.
Выдающиеся персонажи прошлого, отдавшие жизнь за свободу и независимость, украшали стены гостиной человека, который мог заботиться только о себе. Его не интересовали интересы страны. Он мошенник и обманщик. На фоне картин низменность души хозяина становится ярче и отвратительнее.
Столовая дома
Время, которое семья Собакевича проводит за едой, занимает большую часть дня. Поэтому нельзя было не описать столовую. Но здесь автор почему-то выбирает прием контраста. Стол для любителей поесть небольшой по размерам, на нем умещается посуда на четыре персоны. Для чего выбран такой размер мебели? Возможно, чтобы подчеркнуть огромные блюда для трапезы семьи, сменяемые быстро и незаметно. Еда исчезает в животах, а небольшой стол остается прочно стоять в столовой.
Ограниченные духовные интересы Собакевича видны на фоне созданного им интерьера. Он приближен к материальной сути вещей. Написать сочинение «Интерьер Собакевича», используя предложенный материал, станет гораздо проще.
Интерьеры по книгам: анализ поэмы «Мертвые души»
“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”
Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям.
Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено.
Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым.
Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”
Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”.
“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.
Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью.
“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «
Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.
«. Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.
“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени. «
Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба пусты.
Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”
Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.
“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями. » Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.
“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. «
Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.
“В гостиной Коробочки также есть картины. картины с какими-то птицами. «
«. на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”
Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.
Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”
Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке.
“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги. «
«. висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков». «
«. Вслед за тем показалась гостям шарманка. ” Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:
«. Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею. «
«. вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“ В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву.
“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти. «
Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.
Собакевич — “средней величины медведь”
Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.
«. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. «
“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения — простой и совсем не нарядный. посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. «
Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.
«. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. «
Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”.
«. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!». «
Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.
Плюшкин — “прореха на человечестве”
“Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком”.
Дом Плюшкина похож на странный длинный замок:
«. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. «
В своем стремлении сэкономить на всем помещик пренебрегает ремонтом в доме:
«. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. «
Хозяин не выкидывает ничего — вся старая, сломанная мебель хранится прямо в комнатах, из чего складвается впечатление, что это не жилое помещение вовсе.
«. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. «
“. Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы. ”
«. Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель: на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. «
В доме Плюшкина даже самое прекрасное становится безобразным.
«. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. » Весь дом героя — кладбище старых и не нужных вещей. Такое мрачное, холодное жилище является прямым отражением его безжизненной скупой души.
Как и характер Плюшкина, его дом убогий, скудный и мертвый. Он завершает портретную галерею помещиков. Плюшкин образец бесчувственности, жадности и накопительства доходящего до абсурда. Он, в какой то мере, и есть мертвая душа.
Интересно, не правда ли? Все-таки дизайн интерьера — не просто расстановка предметов, покупка мебели и трата времени и денег. Это то, что является частичкой нас, сложный и важный процесс. Ведь не только в реальной жизни, но и как мы увидели в литературных произведениях интерьер может рассказать много о хозяине дома, о его увлечениях, вкусах, предпочтениях.
Не бойтесь творить, создавать, экспериментировать как в дизайне, так и в жизни, ведь как говорил Гоголь: “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!”