Как можно огородить территорию жилого дома

МКД вправе «отгородиться» забором, даже если жители соседних домов лишатся при этом удобных и коротких путей перемещения по микрорайону

claudiodivizia / Depositphotos.com

Вправе ли МКД огородить свою придомовую территорию и закрыть свой двор, если через него проходит короткая «народная» тропа к остановке, гипермаркету и другим объектам городской инфраструктуры? Вправе – если при этом останутся и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства, даже если путь по этим иным маршрутам займет больше времени (Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 1522-О, Определение Брянского областного суда от 10 апреля 2019 г. по делу № 33-1447/2019).

На это указали суды, разбирая дело о сносе забора в бывшем «проходном дворе».

Собственники помещений в МКД, фасад которого выходит на оживленную улицу, провели ОСС и решили поставить вокруг дома забор со шлагбаумом, калиткой и домофоном. Таким образом, доступ во двор всех иных лиц – не собственников помещений и не их гостей – был исключен. Пожарная охрана получила собственный пульт управления от шлагбаума и выдала заключение, что в таком случае шлагбаум не препятствует проезду пожарной техники, и нарушений норм пожбезопасности нет.

Ограда прошла – большей частью – в пределах своего собственного земельного участка, и немножко «зашла» на соседний.

Однако жители ближайших домов – тех, которые расположены в глубине спального района, – обнаружили, что привычные утренние маршруты «на автобус», «в садик» и «за молоком» стали длиннее и неудобнее. Это, в конце концов, обрушило цены на аренду жилья в районе!

Читайте также:  Схема отопления для частного дома с верхней разводкой

Самые активные из обиженных соседей потребовали через суд демонтировать «неудобный» забор, калитку и шлагбаум, и даже выиграли в первой инстанции. Райсуд счел, что забор нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети (об этом имелось заключение экспертизы), и предписал снести спорное ограждение.

Однако областной суд такое решение отменил:

  • в силу ст. 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а в силу ст. 43 ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению;
  • следовательно, действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка сами по себе противоправными не являются;
  • решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к МКД территории в границах предоставленного земельного участка принято на ОСС в установленном порядке, данное решение ОСС недействительным не признавалось;
  • спорное ограждение не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором оно находится, то есть и не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к МКД, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории МКД. Следовательно, в силу ст. 135 Гражданского кодекса, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения, не относится к объектам капитального строительства и не требует специальных разрешений для его возведения;
  • спорное ограждение относится к элементам благоустройства согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр;
  • ни федеральное, ни региональное законодательство не запрещают возведение металлических ограждений на придомовой территории. Пункт 6.3.2 упомянутых Методических рекомендаций Минстроя России лишь рекомендует применять декоративные ажурные металлические ограждения;
  • кроме того, согласно городским правилам землепользования и застройки, одним из основных видов разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами является благоустройство придомовых территорий;
  • правда, согласно местным правилам благоустройства, возведение объектов благоустройства разрешено только на основании согласованных с муниципалитетом проектов, чего в данном случае сделано не было. Однако поскольку привлеченный в качестве третьего лица муниципалитет никаких требований относительно спорного забора не заявлял, ранее демонтировать забор не требовал, то отсутствие согласования проекта установки спорного забора само по себе не может служить основанием для его демонтажа;
  • истцы утверждают, что спорное ограждение нарушает их право беспрепятственного доступа к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Но доказательств этому в деле нет. Заключение эксперта, на которое сослался районный суд, действительно, содержит выводы об ограничении такого права (доступа по кратчайшему направлению). Однако это заключение составлялось исходя из требований СП 59.13330.2012 Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при этом эксперт исходил из необходимости организации прохода с учетом возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Согласно п. Б.18 приложения к Своду правил «СНиП 35-01-2001, к маломобильным группам населения относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. При этом истцы не доказали, что кто-то из них принадлежит к указанным группам населения. Значит, и нет оснований полагать о нарушении их прав в результате отсутствия прохода через придомовую территорию соседнего МКД;
  • кроме того, эксперт в своем исследовании исходил из прекращения возможности пользоваться существующим ранее пешеходным маршрутом, связывающим жителей спорных домов по кратчайшему направлению с основными точками притяжения. Но не указал документа, который бы подтверждал наличие указанного им пешеходного маршрута. Значит, вывод эксперта в данной части необоснован;
  • наконец, существуют и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ истцов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Большая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию МКД-«ответчика» сама по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истцов;
  • но учитывая, что небольшая часть спорного забора все-таки прошла по «чужой» территории, то вот эту самую «часть», действительно, нужно демонтировать;
  • заявленные истцами требования по сути не связаны со сносом забора, калиток и шлагбаума, а являются по своей правовой природе требованиями об установлении сервитута (права беспрепятственного доступа – прохода, проезда) к принадлежащим истцам помещениям, как для самих истцов, так и для иных лиц, через земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений МКД – «ответчика». Вместе с тем, для установления сервитута Гражданским кодексом РФ предусмотрен иной порядок.
Читайте также:  Для эксплуатации жилого дома госпошлина

Расстроенные истцы попытались пожаловаться в Конституционный Суд РФ, отмечая, что ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и п. 1 ст. 43 ЗК РФ нарушают ряд положений Конституции РФ, поскольку позволяют собственникам помещений в МКД устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с ОМСУ, и возлагают на граждан обязанность доказывания в суде, что такие ограждения не соответствуют установленным нормам и правилам.

Однако КС РФ отказал в рассмотрении и отметил, что законодательство не содержит общего запрета на возведение ограждений на придомовой территории, а в данном деле не доказано, что спорное ограждение не соответствует требованиям пожарной безопасности, нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к транспортно-пешеходной среде, другим элементам благоустройства города или создает препятствия для доступа оперативных служб к МКД. При этом вопрос распределения бремени доказывания обстоятельств дела между сторонами в рамках гражданского судопроизводства, отношения в сфере благоустройства территории, а также требования, предъявляемые к созданию ограждающих конструкций, регламентируются иными правовыми нормами.

Как отгородить двор своей многоэтажки забором? Расписываем процесс по этапам

Обустройство ограждения вокруг придомовой территории поможет защитить свой двор от любителей припарковаться на чужой территории. Еще это не даст доступа во двор шумным компаниям и любителям оставлять после себя мусор. Но просто взять и отгородиться от всех нельзя. Нужно соблюдать закон и действовать по установленному порядку.

Что разрешает сделать закон

Желание владеть собственной землей свойственно многим россиянам. У нас любят отгородиться от соседей и прохожих, отсюда возникают двух-трехметровые сплошные заборы. Отчасти это желание свойственно и жителям многоэтажек в городах.

Некоторое время назад в Москве и некоторых других городах власти начали активно бороться с самовольно установленными заборами вокруг многоэтажек. Жители устанавливают их по разным причинам – чтобы посторонние не мусорили, не парковали автомобили и не отвлекали жильцов от своих дел.

Но дело в том, что возможность легально установить забор вокруг двора многоквартирного дома существует. Да, это не так просто и весьма затратно, но ограждение вокруг двора выполняет свои функции.

Главное требование к заборам, воротам, калиткам и шлагбаумам – их можно устанавливать только на тех участках, которые выделены в общую долевую собственность жильцов дома (то есть когда двор в собственности жителей дома). Соответственно, с установкой ограждения должны согласиться жители дома, а точнее 2/3 из них или более.

Ограждение должно быть согласовано с некоторыми государственными инстанциями, а также соответствовать ряду требований.

Установка ограждения вокруг двора не противоречит законам, в частности это подтверждают такие документы:

  • Жилищный кодекс : статья 36 (раскрывает право собственности на общее имущество), 44-48 (полномочия общего собрания жильцов и порядок его проведения);
  • Гражданский кодекс : статья 209 (поясняет общие вопросы права собственности);
  • Земельный кодекс : статья 26 (раскрывает документы, подтверждающие право собственности на землю);
  • Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года: пункт 67 (указывает, кто может распоряжаться земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом);
  • региональные нормативные акты , которые регулируют вопросы ограждения придомовой территории.

В целом эти нормативные акты являются основой существующего порядка распоряжения землей, на которой расположен дом и придомовая территория. Так, законодательство признает право жителей дома на этот земельный участок и позволяют устанавливать ограждение на нем.

Однако сам порядок имеет ряд особенностей.

Этапы оформления

Выделение придомовой территории

Как мы писали в материале о выделении участка под парковку, жители многоквартирного дома могут распоряжаться придомовой территорией только если она выделена в кадастре как отдельный земельный участок и оформлена в общую долевую собственность жителей.

Поэтому первым этапом является оформление участка в собственность, если это не было сделано ранее. Обычно дворы домов старой постройки не оформлены в собственность жильцов, так как Жилищный кодекс, обязывающий это делать, вступил в силу только в 2005 году.

Проверить, выделен ли участок под домом, просто – нужно зайти на публичную кадастровую карту России (сайт https://pkk5.rosreestr.ru) и найти на карте свой двор:

Если территория двора обведена красной линией, он выделен в виде участка. Нажав на него, можно узнать информацию об участке. Тут главное – его статус. Если он «временный» – участок начали оформлять, но не закончили работу. Обычно это бывает, когда муниципальные власти поделили территорию на дворы, но эта территория еще не передана в собственность жильцов. Если же статус «ранее учтенный» – участок передали в собственность до 2008 года, «учтенный» – его оформили после 2008 года.

Для относительно старого фонда, если дом не относится к ТСЖ, участок, скорее всего, потребуется выделить и оформить в собственность. Порядок действий такой:

    провести общее собрание жильцов дома по вопросу выделения участка. За это должно проголосовать большинство жильцов, что оформляется протоколом собрания.

Еще на собрании нужно выбрать человека, который будет заниматься с документами. Чаще всего выбирают старшего по дому (если он есть) или того, кто в этом разбирается и имеет свободное время.

  • имея протокол собрания жильцов, нужно обратиться в местную администрацию для формирования участка;
  • когда администрация сформирует участок, нужно провести межевание (составить межевой план). Это делает кадастровый инженер, чаще всего за деньги. План представляет собой набор файлов на компакт-диске;
  • далее все имеющиеся документы (включая правоустанавливающие на право собственности жильцов), квитанция об уплате 200 рублей госпошлины и имеющийся компакт-диск нужно подать в Росреестр для регистрации права собственности жильцов на земельный участок.
  • Выделить участок в собственность можно даже если последующих планов нет. Это даст жильцам возможность самостоятельно распоряжаться своей дворовой территорией и не зависеть от решений местного органа самоуправления.

    Что касается налогообложения придомовых земельных участков, уже несколько лет как они не облагаются налогом на землю.

    Поэтому на первом этапе проблем возникнуть не должно (разве что у местной администрации будут вопросы по заполнению протокола собрания жильцов).

    Проведение собрания собственников

    После проведения собрания, межевания участка и регистрации его в Росреестре жильцы дома могут распоряжаться своим двором по своему усмотрению (но в рамках закона). И одно из их прав – установить по периметру двора ограждение.

    Так как двор находится в общей долевой собственности, принимать решение снова должны на общем собрании жильцов дома. На него должны прийти более половины жильцов, а за решение об установке ограждения должны проголосовать 2/3 или больше жильцов.

    Для дальнейшего согласования нужно иметь протокол собрания жильцов. На этом же собрании можно обсудить технические вопросы – тип ограждения, фирму-подрядчика, стоимость, порядок оплаты.

    Проблемы на этом этапе связаны только с нежеланием отдельных жильцов ставить ограждение. Кому-то это не нужно, а для кого-то слишком дорого. Угрожать и запугивать соседей нельзя, если человек не хочет голосовать за инициативу, это его право, которое нужно уважать.

    В целом, это такое же собрание, как и в других случаях, и каких-то особенных требований к нему не выдвигается.

    Проект и его согласование

    Когда жильцы проголосуют за установку ограждения, нужно составить проект. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем, составление проекта лучше всего поручить специализированной фирме. С учетом стоимости возведения забора расходы на проект будут не такими высокими.

    Нигде не указано, что проект должна выполнять специализированная фирма, но требования к нему очень жесткие: нужен генеральный план проекта на актуальной топографической карте, чертеж фрагментов ограждения и ворот, фотографии предполагаемого места установки и т.д. Работа сложная и неподготовленный человек с ней не справится.

    Проект должен соответствовать существующим санитарным нормам и правилам, в том числе по высоте забора и степени его прозрачности. Для примера приведем требования к заборам в Екатеринбурге (в каждом городе они свои):

    • обычная многоэтажная и среднеэтажная застройка: прозрачные ограждения не выше 0,9 метров, ограждающие элементы не выше 0,75 метров;
    • замкнутая квартальная застройка: прозрачные ограждения не выше 1,6 метров, ограждающие элементы не выше 0,75 метров;
    • дома блокированной застройки: ограждения вдоль общего фасада не выше 0,9 метров, между участками – ограждения или живая изгородь не выше 1,6 метров.

    Проект обязательно должен соответствовать всем требованиям местного нормативного акта, иначе его не согласует местная администрация.

    Когда проект составлен, до начала работ по строительству забора нужно получить согласования. Это такие ведомства:

    • инспекция по государственному архитектурно-строительному надзору. Такая инспекция есть в каждом регионе и проверяет проект на соответствие строительным нормам;
    • региональное управление МЧС, которое должно удостовериться, что после обустройства забора останется свободный въезд для автомобилей экстренных служб;
    • местный отдел ГИБДД, который проверяет проект на соответствие правилам дорожного движения (которыми запрещается перекрывать шлагбаумом или воротами сквозные проезды);
    • местное подразделение скорой медицинской помощи.

    В каждом из ведомств могут предъявить свои замечания к проекту, тогда придется его дорабатывать. Обычно экстренные службы требуют, чтобы для их автомобилей был организован беспрепятственный доступ во двор, что достаточно трудно организовать на практике.

    Строительство забора

    После согласования проекта можно приступать к строительству. Чтобы все соответствовало проекту, нужно будет нанимать строительную фирму. Сейчас много компаний (особенно в крупных городах) предлагают строительство заборов «под ключ».

    Жильцам остается только выбрать материал, из которого построят забор:

    • деревянный частокол – относительно дешево, но не очень долговечно без соответствующей обработки;
    • заборы из стальной сетки – считаются оптимальным выбором. Сетка-рабица уже устарела (а для ограждения двора в городе она не везде разрешена), и лучшим выбором будет так называемый 3D-забор:
    • кованый забор – более дорогой вариант, применяется в элитных жилых комплексах. Цена зависит от сложности и количества отдельных элементов;
    • пластиковый забор – собирается из ПВХ или поликарбонатных панелей. Если материалы качественные, а сборка правильная, такой забор простоит десятки лет;
    • забор из древесно-полимерного композита – современный материал, который хорошо выдерживает разные погодные условия. Минус – не везде разрешено ставить сплошное ограждение:
    • живая ограда – подходит не для всех регионов, стоит дорого и требует постоянного ухода. Но при правильном выборе и своевременном уходе выглядит лучше всего.

    Дополнительно нужно выбрать, будет ли ограничиваться вход и въезд во двор и какими средствами этого добиться:

    • шлагбаум;
    • откатные ворота;
    • обычные ворота;
    • выдвижные столбы, и т.д.

    Далее жильцы должны определиться, как будет осуществляться контроль над въездом. Так как экстренные службы требуют беспрепятственный доступ в любой двор, нужно посадить на въезде охранника или организовать постоянное видеонаблюдение (с возможностью дистанционно открывать въезд).

    Вариантов много, они отличаются ценой и удобством. Вообще выбор нужно делать еще на первом собрании жильцов, когда решается вопрос ограждать двор или нет. Тогда же нужно обсудить цену вопроса и последующие ежемесячные расходы.

    Можно ли поставить шлагбаум

    Ставить забор вокруг дома, но оставлять открытым въезд почти не имеет смысла, поэтому вместе с забором обычно согласовывают установку шлагбаума или другого средства перекрыть въезд.

    Этот вопрос чуть более сложный, чем просто установка ограждения, ведь после установки шлагбаума нужно обеспечить беспрепятственный проезд экстренным службам. Еще нужно предусмотреть свободный проход клиентов в расположенные в доме магазины и предприятия сферы услуг.

    То есть, просто поставить шлагбаум и раздать жильцам ключи (пульты) от него не получится. Решают этот вопрос по-разному:

    • пишут на шлагбауме номер телефона охраны;
    • ставят пост охранника прямо возле шлагбаума;
    • устанавливают видеонаблюдение с удаленным открытием шлагбаума;
    • поручают открывать въезд консьержу близлежащего дома.

    Вариант «раздать ключи пожарным и скорой помощи» не пройдет, ведь дворов в городе могут быть тысячи и экстренные службы не будут их возить с собой и искать нужный.

    С точки зрения закона обязанность согласовывать порядок въезда на федеральном уровне установлена только в отношении автомобилей МЧС. Порядок въезда для автомобилей полиции, скорой помощи, газовой службы, аварийной службы управляющей компании оговаривается уже на уровне муниципального образования.

    В итоге согласовывать шлагбаум нужно в трех инстанциях:

    1. МЧС – чтобы всегда была возможность беспрепятственного въезда пожарному автомобилю;
    2. ГИБДД – чтобы установка не нарушала Правила дорожного движения;
    3. городские власти – чтобы установка соответствовала требованиям Правил благоустройства или других местных документов.

    Пока что вопрос установки шлагбаума или ворот во дворе решить непросто. В МЧС и ГИБДД не всегда идут навстречу жильцам, справедливо полагая, что это затруднит въезд спецавтомобилей во двор.

    Получить одобрение местной власти тоже сложно, так как вопрос выносится на сессию местного совета, а они бывают не чаще раза в месяц, и не факт, что депутаты согласятся с решением жильцов.

    Относительно понятный порядок установки шлагбаума предусмотрен только в Москве. Там достаточно отметить на карте места установки шлагбаума и подать документы в совет депутатов района.

    Более того, если двор находится возле улицы с платной парковкой, город даст до 50 тысяч рублей субсидии на каждый шлагбаум.

    Возможно, в скором времени порядок установки ворот или шлагбаумов на въезде во двор будет пересмотрен на федеральном уровне. Одна из идей – раздать экстренным службам универсальные ключи.

    Цена вопроса

    Стоимость оформления и установки забора вокруг дома складывается из нескольких частей:

    • кадастровые работы, если территория не выделена в собственность жильцов;
    • работы по составлению проекта;
    • стоимость самого ограждения и его установки;
    • постоянные затраты на охрану или видеонаблюдение за въездом.

    Расходы на выделение участка и проведение кадастровых работ, если они необходимы, составит порядка 10-20 тысяч рублей, плюс в Росреестр нужно уплатить 200 рублей госпошлины. Иногда с этим помогает город за счет средств бюджета, но тогда решение вопроса затянется на месяцы.

    Затраты на составление проекта везде оговариваются индивидуально. Цена услуг проектной фирмы зависит от сложности проекта и размеров будущего ограждения.

    Непосредственно материалы и установка тоже обойдутся в разную сумму. Цена устанавливается за погонный метр забора и составляет в среднем от 1000 до 2000 рублей за метр.

    Например, здесь само ограждение обойдется в 406 рублей за погонный метр без установки:

    А здесь более широкий выбор, а также есть возможность заказать установку под ключ:

    Самый оптимальный вариант – «3D забор» – будет дешевле всего. Он нормально выглядит, а благодаря порошковому или лакокрасочному покрытию простоит несколько лет без покраски.

    Дальше идет установка ворот или шлагбаума (цены для примера из Екатеринбурга):

    • распашные ворота стоят от 29 тысяч рублей (но их нужно открывать-закрывать руками, или установить сервоприводы);
    • шлагбаум обойдется в 39 тысяч рублей минимум;
    • откатные ворота обойдутся минимум в 49 тысяч рублей;
    • калитка для пешеходов стоит от 3 до 6 тысяч рублей.

    Во всех случаях стоимость автоматики для открывания въезда не включается в цену, но кое-где ее предлагают бесплатно. Но расходы будут все равно – это и монтаж электропроводки, и подключение ворот к системе связи, и настройка всей системы. Ключей-пультов нужно закупить по числу автомобилей во дворе, и это тоже дорого.

    Но самые высокие затраты будут на обустройство будки охранника или систему видеонаблюдения. Напомним, что без этого ставить шлагбаум или ворота нельзя, так как у экстренных служб должна быть возможность беспрепятственного проезда.

    После установки нужно будет платить либо ежемесячную плату за видеонаблюдение с контролем открывания ворот, или нанимать охранника (точнее, 3 охранников, работающих сутки через двое). Это уже сотня тысяч рублей в месяц.

    Вывод: ограждение двора и установка шлагбаума или ворот – дорогое удовольствие. Если дом управляется ТСЖ, у него могут быть денежные резервы для этого, но управляющая компания вряд ли даст на это деньги. Тогда придется собирать их с жильцов.

    Оцените статью