Карлсон олег проект одноэтажного дома

Как Доктор House исправляет ошибки в проектировании загородных домов

Архитектор Олег Карлсон рассказывает о «трагедии первого дома», комментирует недостатки типовых проектов и дает рекомендации к их исправлению.

Материал подготовила: Елена Ефремова

Фото и графика: пресс-служба

Проект коттеджа с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект коттеджа с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Олег Карлсон, глава бюро «АСБ Карлсон и К», ведет Youtube-канал, где устраивает разборы самых разных проектов загородных домов: от роскошных дворцов, усадеб и вилл до самых простых и бюджетных.

Архитектор Олег Карлсон.

Архитектор Олег Карлсон.

«Проблема в том, что наши признанные архитектурные звезды не берутся за массовую застройку — поясняет Олег, — а редкие грамотные архитектуры, которых я время от времени нахожу на просторах интернета, как правило, не умеют себя рекламировать. А между ними пропасть, наполненная безграмотными, уродливыми проектами типовых домов от застройщиков. Это наблюдается и в Подмосковье, и Ленинградской области, и в российской глубинке. На своем канале я по мере сил пытаюсь это исправить. И хорошо, когда люди обращаются ко мне на стадии проекта, когда есть шанс сразу помочь».

Вот перечень главных ошибок, которые озвучил архитектор.

1. Стремление сэкономить

Самая главная ошибка на первом этапе — любовь к халяве, зачастую она объясняется проблемой нехватки денег, но по итогу оборачивается еще большими тратами. Не скачивайте типовые проекты домов в интернете, не покупайте типовые проекты домов за 20-30 тысяч рублей. Эти деньги лучше отдать на благотворительность, потому что это очень плохие, ужасные проекты.

Модульный принцип проектирования позволяет даже меленькие постройки создавать гармоничными. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Модульный принцип проектирования позволяет даже меленькие постройки создавать гармоничными. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

2. Отсутствие индивидуального проекта

Если вам понравился готовый типовой проект его можно взять за основу по набору основных помещений, но обязательно обратиться к профессиональному архитектору, чтобы переделать проект под себя на 50%, 70% а иногда и 100%.

Совместный проект бюро «АСБ Карлсон и К» с компанией финских деревянных домов Rovaniemi. Индивидуальный жилой дом в Пермском крае.

Совместный проект бюро «АСБ Карлсон и К» с компанией финских деревянных домов Rovaniemi. Индивидуальный жилой дом в Пермском крае.

Как правило, обычные люди не умеют читать планы помещений, особенно если там нет расстановки мебели. Им нравятся красивые картинки, эффектные визуализации. Но когда такой дом построен, они пытаются расставить там мебель, а у них ничего не получается. Тогда они приглашают дизайнеров интерьера, а те пытаются спасти бездарный проект цветом стен и занавесками на окнах. Зачастую приходится заказывать мебель нестандартных размеров, а это снова траты. И в итоге жить в таком доме все равно будет неудобно.

Пример неудачной планировки дома и исправленной версии от бюро «АСБ Карлсон и К».

Пример неудачной планировки дома и исправленной версии от бюро «АСБ Карлсон и К».

Если вы строите дом в первый раз — не стоит экспериментировать и рисковать. Да, при строительстве второго дома вы сможете учесть большинство ошибок и недочетов. Но к первому дому отношения трепетнее, и разочарования сильнее. Грамотный индивидуальный проект позволит сделать жизнь в доме комфортной и хорошо сэкономить.

Реализованный проект маленькой усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Реализованный проект маленькой усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

3. Расположение дома на участке

По важности этот пункт должен быть первым. Но если соблюсти первые два правила, то такой проблемы можно избежать. Планировка дома напрямую связана с расположением по сторонам света и с тем, какие виды будут открываться из будущих окон. Мало иметь хороший проект с удобными планировками: нужно понимать, как максимально выгодно посадить дом на участок.

Пример посадки посадки здания на плане участка с учетом рельефа. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Пример посадки посадки здания на плане участка с учетом рельефа. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Понятно, что спальни должны инсолироваться, что кухня, столовая и гостиная должны выходить в сад, а с северной стороны дома лучше разместить входную группу, подсобные помещения, санузлы и гардеробные. Это все надо делать совместно с архитектором. И тут возникает еще один очень важный вопрос, какой квалификации этот архитектор.

Проект дачного домика под Фрязино. Б юро «АСБ Карлсон и К».

Проект дачного домика под Фрязино. Б юро «АСБ Карлсон и К».

Проект дачного домика под Фрязино. Посадка на участке. Б юро «АСБ Карлсон и К».

Проект дачного домика под Фрязино. Посадка на участке. Б юро «АСБ Карлсон и К».

4. Как же найти хорошего архитектора?

Сейчас наблюдается катастрофическая деградация профессии и ремесла, усугубленное демпингом цен. Не понятно, кто занимается проектированием: цены на эти услуги упали, и качество — к сожалению, тоже. Хорошего архитектора найти очень сложно! Это как выбрать мужа или жену. Лотерея!

Еще один пример модульного проектирования для нестандартных по габаритам построек. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Еще один пример модульного проектирования для нестандартных по габаритам построек. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Прислушивайтесь к рекомендациям своих друзей, уже построивших дом. Наступайте на собственные грабли, анализируйте ошибки, включайте голову! Выбирайте архитекторов из тех, кто читает книги, любит Палладио и Райта, учится у них, и использует модульный принцип проектирования домов.

В работах великих архитекторов заложены основные принципы гармонии. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

В работах великих архитекторов заложены основные принципы гармонии. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

5. Поиск сложных путей вместо модульного принципа в проектировании

Все давным давно уже придумано! Существует модульный принцип в проектировании домов. Например, 2100х2100 мм — это минимальный размер санузла, 4200х4200 мм — минимальный размер комфортной спальни (где вы поставили двуспальную кровать, и не возникло ощущения, что ноги упираются в стенку).

Проект «Усадьба Варвариха» в стиле русской усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Усадьба Варвариха» в стиле русской усадьбы. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Для большого дома (или дворца) размер спальни скорректирован до 6300х6300 мм. Можно взять модуль поменьше 800Х800 мм и из него составлять кратные размеры, определяя пропорции будущих комнат.

Проект «Усадьба Ильинское». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Усадьба Ильинское». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Это удобный инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Все русские усадьбы, которыми восхищаемся, построены по этому принципу. Ваш архитектор должен знать ордер, не важно какой по стилю будет дом «от барокко до барака». В классическом архитектурном ордере заложены пропорции близки к пропорциям человека, а человек — мера всех вещей.

Проект деревянного дома с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект деревянного дома с бассейном. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

6. Следование модным веянием, а не рациональному расчету

Хорошо бы пропускать популярные идеи через сито критического мышления. Например, сейчас наблюдается мода на одноэтажные дома и бум такого строительства. И если в сегменте премиум-класса его можно объяснить, то в домах с более скромным бюджетом — это не выглядит хорошей идеей.

Проект «Японский домик». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Японский домик». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Так, например, дом с минимум тремя спальнями, кухней, гостиной, санузлами расппластывается на участке, отнимая место у палисадника и сада. И если площадь участка меньше 10-12 соток, то это катастрофа — дом стоит от забора до забора. Стоимость изготовления такой большой крыши сопоставима с постройкой второго этажа. А ведь есть еще дорогой фундамент для всей площади застройки.

Проект «Пятница». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Пятница». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Почему бы одноэтажный дом площадью, например, 150 квадратных метров не превратить в дом с мансардой, на которой можно разместить 3-4 спальни или детских. Правильной, удобной лестницей можно безопасно пользоваться до старости. Зато сохранится сад и лужайка — то, ради чего люди и переезжают жить за город.

Дом в стародачном стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Дом в стародачном стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Северный модерн» . Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Проект «Северный модерн» . Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

По мнению Олега Карлсона, правильно и гармонично спроектированный дом как правило симметричен. Его фасад и планировки подчинены осям. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

По мнению Олега Карлсона, правильно и гармонично спроектированный дом как правило симметричен. Его фасад и планировки подчинены осям. Проект бюро «АСБ Карлсон и К».

Если основной объем дома спроектирован правильно, то в таком случае и фасад, и интерьер могут быть любыми по стилю. Гостевой дом для проекта «Вилла Евгения». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Если основной объем дома спроектирован правильно, то в таком случае и фасад, и интерьер могут быть любыми по стилю. Гостевой дом для проекта «Вилла Евгения». Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Реализованный проект загородной усадьбы в английском стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Реализованный проект загородной усадьбы в английском стиле. Автор: бюро «АСБ Карлсон и К».

Уникальный усадебный комплекс в стиле модерн, построенный в Подмосковье. Главный архитектор: Олег Карлсон; архитекторы: Александр Куликов, Денис Кармановский, Марат Лукманов, Сергей Ильин; художник: Павел Оринянский. Фото: Алексей Князев.

Уникальный усадебный комплекс в стиле модерн, построенный в Подмосковье. Главный архитектор: Олег Карлсон; архитекторы: Александр Куликов, Денис Кармановский, Марат Лукманов, Сергей Ильин; художник: Павел Оринянский. Фото: Алексей Князев.

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.

Олега Карлсона знают как автора уникальных частных домов, знатока деревянного домостроения. Весной этого года его архитектурное бюро и компания GOOD WOOD, славящаяся своим опытом в строительстве загородных домов по типовым, серийным проектам, выпустили совместную линейку домов. Новые проекты уже вышли в продажу и вызывают интерес потенциальных заказчиков.

О сотрудничестве с компанией GOOD WOOD в интервью Олега Карлсона.

– Далеко не каждый заказчик способен платить за авторскую архитектуру. Большинство людей обращаются в компании, возводящие дома по типовым проектам, и становясь заказчиками, выбирают по ним свое будущее жилище.

– Понятно, что типовой проект – это не авторская архитектура, где, например, мы делаем все до гвоздя и ландшафтного дизайна, и где заказчик готов ждать несколько лет пока создается проект и строится дом, готов платить за авторское проектирование и надзор столько, сколько оно действительно стоит. Большинство заказчиков ищут типовой проект и фирму, которая построит по этому проекту дом быстро и недорого.

– Ваше критическое отношение к типовым проектам хорошо известно. Какие в них встречаются недостатки?

– Проблема типовых проектов в том, что их архитекторы нередко увлекаются рисованием фасадов, при этом дом на участке может быть расположен не оптимальным образом, логистика дома не вполне удобна для передвижения внутри, присутствуют лишние площади. В результате мы можем увидеть изрезанные планы, неоправданно сложные кровли, которые потом каждый год надо будет ремонтировать, нет места при входе, где можно снять уличную одежду, кухню в противоположном от входа углу кухня, куда хозяевам придется тащить сумки через весь дом, ступени лестниц, на которые придется карабкаться из-за их неправильной высоты. Все это, конечно же, не в одном проекте, это общий список недостатков, кочующих в разном наборе по разным проектам.

– Почему так происходит?

– С моей точки зрения тому есть две причины. Первая заключается в том, что типовые проекты создаются людьми, которые не понимают, что у загородного дома другое устройство. Загородный дом – это ведь не малогабаритная квартира с кухней 5 метров, отгороженной дверью, чтобы запахи не распространялись, со спальней девять-десять метров. Это загородный дом. Здесь требуется тамбур и входная зона, где можно оставить уличную одежду и обувь без того, чтобы влага и грязь оказались потом в «чистой» зоне. Кухня в правильном загородном доме располагается рядом с входом, чтобы не приходилось таскать покупки через весь первый этаж в противоположный угол. Ценность загородного дома и в том, что он позволяет создать большое общее пространство, где собирается семья. Для этого кухню объединяют с гостиной и столовой, и тогда у всех членов семьи появляется возможность проживать в этом пространстве общую жизнь. Правильной планировкой задается и достаточная площадь спальных комнат. Понимание устройства загородного дома – ключ к удачным планам и красивой архитектуре.

А второй причиной проблемных проектов часто становятся сами заказчики, убежденные, что знают, как должен быть устроен их будущий дом, и требуют выполнить проект согласно своим представлениям.

Возьмите любой регион России и найдете там дома, построенные по типовым проектам, с очень низким уровнем архитектурных решений. Такие дома подлежат демонтажу или реконструкции.

Но ведь любой покупатель индивидуального жилья заслуживает того, чтобы жить в красивом, удобном, теплом доме. И он рассчитывает на это, обращаясь в компании, подобные GOOD WOOD.

– А как получилось, что вы, занимаясь уникальными домами, начали сотрудничать с компанией, строящей дома по типовым проектам?

– Первое знакомство с GOOD WOOD состоялось на конференции Ассоциации деревянного домостроения, куда меня пригласили выступить. Конференция проходила в потрясающем новом офисе компании в Зеленограде – деревянном многоэтажном здании GOOD WOOD PLAZA, первом здании такого масштаба у нас в России, построенном из дерева. Я выступил и сказал все, что думаю о типовых проектах, и о домах, которые строятся по этим проектам.
Потом меня пригласил уже GOOD WOOD – выступить перед своими заказчиками и архитекторами. Вот там мы и познакомились с собственником компании Александром Дубовенко. Моя жесткость в оценках того, что проектируют строительные компании, зацепила Дубовенко, и он приехал ко мне в мастерскую, в поселок Сокол, с камерой и снял два видео, которые многие видели.

– В этих видео на примере деревянных домов поселка вы объясняете разницу между тем, что сейчас строят, и хорошей архитектурой. По итогам съемок и общения решили посотрудничать?

– У нас возникло много направлений сотрудничества. Например, GOOD WOOD планирует рядом с GOOD WOOD PLAZA строить демонстрационные дома. Меня попросили проанализировать проекты. Все проекты имели те или иные недоработки в планах и фасадах. Мы с Александром решили проекты переделать. Два дома уже сделали, на очереди третий – в классике.

Еще мы создали целую линейку типовых проектов по комбинированной технологии. Четыре варианта, которые сейчас уже выведены в продажи. Посмотрим на отклики людей. Их уже можно увидеть на сайте gwd.ru со ссылкой на АБ «Карлсон и К».

– Ваше сотрудничество с GOOD WOOD направлено на создание качественно новых типовых проектов. Для чего это нужно GOOD WOOD, понятно, они хотят научиться у вас делать очень хорошие проекты. А зачем это вам?

– Наверное, для меня это миссия. Звезды нашей архитектуры занимаются звездной архитектурой, они не занимаются средним уровнем. Кто-то должен был начать заниматься архитектурой типовых проектов. Для этого был создана рубрика «Доктор Хауз», где я рассказываю, как делать дом, начиная с того, как посадить его на участке, анализирую построенные дома и перерабатываю проекты, по которым они были построены, показывая, что было и как стало.

– Почему именно с GOOD WOOD?

– Александр Дубовенко создал замечательную компанию, очень активную, развивающуюся и стремящуюся стать лидером деревянного домостроения. И у него получается качественно строить и все время совершенствовать технологии, получается продвигать себя на рынке: 30 новых заказов в месяц это хороший уровень. Но чтобы быть лидером надо быть безупречным во всем, то есть привести в соответствие с высоким строительным уровнем архитектуру. Дело ведь не только в том, чтобы каждый месяц получать 150 новых заказов, а в том, чтобы строить хорошие дома. Пусть GOOD WOOD станут первыми, а за ними, глядишь, потянутся и остальные.

– Какова цель переработки типовых проектов, что именно в них меняется?

– Цель – усовершенствовать существующие проекты самых популярных у заказчиков домов. На тех же площадях, в тех же осях мы делаем максимально функциональное пространство, уменьшая транзитные зоны, увеличивая полезную площадь.

– Каким образом вы это делаете? Поделитесь мастерством.

– В работе мы опираемся на схему. Схема в архитектуре, как нотная азбука в музыке – всего семь нот, из которых складывается множество музыкальных произведений, как двенадцать сюжетов в литературе, на которых построены все литературные произведения. Так и дом: существует несколько схем, на основе которых можно делать совершенно разную архитектуру. В основе – модульный принцип проектирования, придуманный задолго до нас. На этом принципе строится вся предшествующая архитектура, все храмы возводились по этому принципу. Ничего случайного в архитектуре быть не может.

– Вас наверняка спрашивают, как сделать красивый фасад без пилястр и резаных крыш?

– Все время спрашивают. И здесь приходится объяснять, что классика – это не портик с колоннами, это ордер, это особая логика построения пространства. Классика в дереве очень интересна. Вся Москва до пожара была в дереве.

Дерево универсальный, очень пластичный материал – из него можно строить в классике, в модерне, в современной стилистике. А красоту и гармонию надо искать в простоте. Схемы всех палладианских домов просты, а какое при этом разнообразие архитектуры.

Если дома GOOD WOOD будут сделаны правильно, то заказчики увидят, как можно сделать красиво и просто. И чем больше будет хороших домов, тем лучше. Тем выше поднимется уровень культуры заказчика и планка массовой архитектуры.

Читайте также:  Проекты внутренних отделок дома
Оцените статью