Казаков архитектор проекты домов

Архитектор Казаков Матвей Фёдорович: биография, известные работы. Здание Сената в Московском Кремле

Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.

Предыстория

В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.

Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.

Биография архитектора

М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.

Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром – к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.

С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером – Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.

Читайте также:  Технический план дома с мансардой

Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.

Любимой формой построек архитектора становится ротонда – цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.

Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.

Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.

В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.

Проекты выдающегося мастера

Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:

  • Пречистенский собор в Москве.
  • Церковь митрополита Филлипа.
  • Старый корпус МГУ.
  • Благородное собрание.
  • Храм Вознесения.
  • Павловская и Голицынская больницы.
  • Дома-усадьбы Губина, Демидова и Барышникова.

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.

Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.

В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената – Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.

Строительство Пречистенского дворца

Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.

За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно – нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался — государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.

Храм Филиппа, Митрополита Московского

В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.

После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.

Университет на Моховой в Москве

Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.

Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.

К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.

Благородное собрание

Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.

Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.

Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.

Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.

Храм Вознесения

Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем – все, что характерно для работ архитектора Казакова.

В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).

После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.

Голицынская больница

Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.

В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.

Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.

В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.

Усадьба Барышникова

Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.

Хозяин особняка – Иван Барышников — был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.

Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.

Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».

Казаков

Биография

Русский архитектор один из основоположников классицизма в русской архитектуре XVIII века.

Родился в Москве. Сын чертежника главного Комиссариата. Учился в школе Дмитрия Ухтомского в Москве (1751–60). В 1761 получил чин «архитектурии прапорщика» и был назначен в мастерскую главного городового архитектора Петра Никитина.

В 1763–67 работал в Твери под руководством Никитина, восстанавливая город после пожара. Участвовал в составлении плана города и построил Путевой дворец для Екатерины II. Несмотря на простоту общей композиции, дворец, принесший архитектору известность, был лучшим зданием в городе.

Получает заказ на создание проекта усадьбы Рай-Семеновское под Москвой (1767). Начиная с 1768 практически все время работал в Москве и Подмосковье. В 1768–74 был определен помощником к Василию Баженову в «Экспедицию строения Кремлевского Дворца» в должность «Заархитектора». Общение с Баженовым имело большое значение для творческого роста Казакова. К оформлению Ходынского поля к празднованию Куйчук-Кайнарджийского мира Казаков приступил уже как соавтор Баженова.

Это была их последняя совместная работа. Вслед за празднованием летом 1775 Казаков был произведен в архитекторы и получил самостоятельность.

В 70-е годы направлен в Коломну, где реконструировал Голутвинский и Бобраневский монастыри, придав им так называемые «псевдоготические» черты. Им же был разработан проект урегулирования города.

В конце 70-х Екатерина II поручила зодчему возведение путевого дворца (Петровский замок), в оформление которого Казаков внес черты восточной экзотики. Внешний вид дворца перекликался с сохранившимися тогда «турецкими» постройками Ходынского поля. В декоре дворца зодчим применены элементы древнерусской архитектуры.

Одновременно Казаков вел работы по сооружению основной постройки — Сената в Московском Кремле. Здание строилось на неудобном треугольном участке напротив Арсенала. Казаков сделал центром композиции грандиозный купольный зал. Венчающий его купол расположен между Никольской и Спасской башнями. Это было первое в России купольное здание, перекрывающее площадь такого большого размера. Здание пользовалось такой популярностью, что на воротах была укреплена доска с надписью: «Здание построено Ф.М. Казаковым в 1776–87 гг.». Сооружение этих двух построек сделало Казакова ведущим архитектором России.

В первой половине 80-х Казаков руководил возведением на Моховой двух крупных ансамблей: Московского Университета и дома Долгорукого-Крымского (ныне Дом союзов). Внутри дома был перекрыт парадный двор, над которым зодчим был создан легендарный Колонный зал. Используемый в нем прием коринфской колоннады, превращающий пространство зала в подобие античного перистиля, был развит Иваном Старовым в Таврическом дворце и Джакомо Кваренги в Актовом зале Смольного. Дом пострадал во время пожара 1812 года и был перестроен в 1814 архитектором Алексеем Бакаревым.

Расцвет деятельности Казакова пришелся на 80–90-е годы. В этот период он выполнил немало построек по заказу частных лиц. Им был переработан тип городского дома-усадьбы: трехэтажный дом с двумя симметричными флигелями по сторонам и оградой между ними выходит на красную линию (до этого усадебный дом отделялся от улицы парадным двором). Среди построек этого периода особое место занимает усадьба Демидова в Петровском (близ станции Алабино).

В качестве ведущего зодчего сменил Василия Баженова на строительстве усадьбы Царицыно (1786). Работа осталась незавершенной, совпав с началом новой русско-турецкой войны.

В 1790 по заказу Дмитрия Голицына строил больницу рядом с Калужским шоссе (Голицынская Больница). В 1800–04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Организовал при «Экспедиции кремлевского строения» школу, из которой вышли И. Еготов, А. Бакарев, И. Таманский, М. Казаков, Р. Казаков, О. Бове.

Последней крупной работой зодчего стал проект реконструкции Московского Кремля. Выполнив ее, Казаков ушел в отставку.

В работах Казакова органично сочетались широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений и возвышенность архитектурного образа. Казаков разработал ряд типов жилых домов и общественных зданий, которые организовывали большие городские пространства и определили масштаб и характер застройки Москвы.

В псевдоготических сооружениях Казаков сохранял классическую основу здания, используя элементы древнерусского зодчества в декоре.

Казаков, как никто из его современников, обладал тонким чутьем жизни и безупречным чувством реальности, умением трезво взвешивать все особенности, все условия строительного задания. Его выдающийся художественный талант и неутомимое трудолюбие сделали его наиболее плодовитым из русских архитекторов XVIII века. Неудивительно, что именно ему родной город обязан обновлением своего архитектурного облика, что можно говорить о «Казаковской Москве» как об определенном явлении русского зодчества.

Оцените статью