- Когда не нужна экспертиза проектной документации
- Экспертиза документации в строительстве: когда, кем проводится и для чего нужна
- Цель экспертизы документации в строительстве
- Цели проведения экспертизы сметной документации в строительстве
- Законодательная база проведения экспертизы проектной документации строительства
- Объекты строительства, подлежащие проведению экспертизы проектной документации
- Отличия государственной и негосударственной экспертизы документации на строительство
- Стоимость экспертизы проектной документации на строительство
Когда не нужна экспертиза проектной документации
Поверка проектной документации это необходимый этап, который проходит любой проект еще до начала строительных работ. Сегодня получить экспертное заключение можно как в государственных, так и в коммерческих организациях. Экспертное заключение является гарантией безопасности и качества проекта. Без такого заключения дальнейшая реализация проектных работ просто не возможна.
Экспертиза проектной документации подразумевает оценку ее соответствия техническим, санитарно-эпидемиологичес ким, экологическим нормам и правилам, а также требованиям пожарной, промышленной, радиационной или ядерной безопасности, и соответствовать правилам государственной охраны культурных объектов.
Для упрощения выдачи экспертных заключений существует ряд случаев, когда проведение экспертизы проектной документации не является обязательным или не требуется вообще. Такие случаи регулируются федеральным законодательством Российской Федерации.
Результатом проведения экспертизы является выдача соответствующего заключения. Такое заключение может быть как положительным, так и отрицательным. Срок проведения экспертизы зависит от сложности проекта, но обычно он не превышает трех месяцев.
Проведение экспертизы проектной документации не является обязательной в следующих случаях:
- При проведении ремонтных, реконструкционных или работ по модернизации производственных зданий и сооружений, зданий общественного или жилого назначения, при котором основные инженерные решения проектной документации не будут затрагивать основные несущие способности зданий, сооружений или конструкций.
- При проведении работ по реконструкции или ремонту тепловых, водопроводных или канализационных сетей на уже существующих трассах с применением более современных материалов.
- При выполнении текущих ремонтных работ автомобильных трасс, которые в установленном порядке относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
- Сметная документация, изготавливаемая в установленном порядке для проведения любых текущих ремонтных работ.
- Сметная документация с дополнениями и изменениями, которые были внесены в соответствии с установленными требованиями или ограниченными затратами на производство работ.
- Проектная документация на строительство объектов, которые относятся к третьему уровню ответственности согласно техническим нормативам и актам (одноэтажные, двухэтажные жилые дома; временные, вспомогательные и сезонные постройки, такие как парковки, павильоны, склады, опоры для линий освещения или связи, ограждение и др.; отдельно стоящие объекты агропромышленного комплекса, имеющие подсобное или вспомогательное назначение).
- Проектная документация для содержания различных гидротехнических и судовых сооружений и конструкций, которая необходима для обеспечения их надежной работы, выполнения путевых работ и безопасности судоходства.
- Техническая документация для замены или проведения ремонтных работ промышленного, технического и иного оборудования, машин, механизмов или агрегатов, которая разработана и утверждена специально уполномоченными для этого органами в определенной области в соответствии со всеми необходимыми нормативно-правовыми актами, и которая не требует проведения каких-либо строительных работ.
- Проектно-сметная документация, в которую внесены изменения каких либо строительных материалов, оборудования или изделий на аналогичные и замена которых не повлияет на основные несущие конструкции.
- Проектная документация по привязке типовых проектов или проектов, которые повторно применяются для строительства индивидуальных жилых домов или объектов социального назначения.
Согласно федеральному законодательству проектная документация следующих объектов капитального строительства не нуждается в проведении государственной экспертизы:
- отдельные жилые дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания не более чем одной семьи;
- многоквартирные жилые дома, не выше трех этажей, которые могут состоять не более чем из четырех секций с квартирами, помещениями для общего пользования и отдельными подъездами;
- отдельно стоящие жилые дома, не выше чем в три этажа, которые могут состоять не более чем из десяти блоков, каждый из которых предназначен для проживания только одной семьи и имеют одну или несколько общих стен без проемов;
- отдельно стоящие непроизводственные объекты, которые не предназначаются для проживания граждан, не более двух этажей и общей площадью не более 1500 квадратных метров (исключением являются технически сложные или опасные объекты);
- отдельно стоящие производственные объекты, высотой не более двух этажей и общей площадью до 1500 квадратных метров, для которых нет необходимости устраивать санитарно-защитные зоны (исключением являются технически сложные или опасные объекты).
Не смотря на то, что все вышеперечисленные случаи не требуют строгого проведения экспертизы проектной документации и выдачи экспертного заключения, тем не менее, разработка технической, проектной и сметной документации необходимо.
Экспертиза документации в строительстве: когда, кем проводится и для чего нужна
В этой статье мы расскажем:
- Цель экспертизы документации в строительстве
- Законодательная база проведения экспертизы проектной документации строительства
- Объекты строительства, подлежащие проведению экспертизы проектной документации
- Отличия государственной и негосударственной экспертизы документации на строительство
- Стоимость экспертизы проектной документации на строительство
- Цели проведения экспертизы сметной документации в строительстве
Экспертиза документации на строительство включает в себя проверку проектной документации, результатов инженерных изысканий. Может проводиться как государственными специалистами, так и негосударственными компаниями. За исключением некоторых случаев всегда возможно проведение негосударственной экспертизы, имеющей ту же правовую силу.
Помимо проектов, также проводится проверка сметной документации. Из нашего материала вы узнаете, какие строительные объекты подлежат только государственной экспертизе, какова стоимость и сроки ее проведения.
Цель экспертизы документации в строительстве
В строительстве любые проектные решения непременно фиксируются в соответствующей технической документации. А далее проводится экспертиза разработанной проектной документации объекта капитального строительства. То есть выполняется ряд специальных мероприятий, цель которых — определить, насколько качественные были приняты решения и учтено ли в них следующее:
- требования технического задания;
- нормы безопасности;
- соответствие действующему нормативному законодательству;
- выполнение существующих стандартов (ГОСТ, СНиП);
- соблюдение предписаний, содержащихся в иной руководящей документации.
Эксперты в ходе проверок обращают внимание на следующие моменты:
- достаточно ли обоснованны предложенные в проекте решения касательно конструктивных и объемно-планировочных аспектов;
- каковы результаты экспертизы проектно-сметной документации строительства (плюс проводится оценка всех используемых в проекте данных);
- не нарушены ли действующие нормы безопасности (пожарные, санитарные, экологические, взрывные, а также правила техники безопасности);
- отвечает ли проект требованиям касательно функционального назначения выделенного под строительство участка, не идут ли предложенные решения вразрез с нормами градостроительства и распоряжениями контролирующих органов.
Вот перечень ошибок, которые вы рискуете допустить, если не проведете вовремя грамотную экспертизу документации в строительстве:
- неправильный расчет накладных расходов и себестоимости объекта;
- слишком большие издержки по транспорту и трудовым ресурсам;
- растянутые сроки на проведение строительных работ;
- просчеты в конструкционных решениях, которые сделают объект аварийно опасным.
По закону можно проводить негосударственную либо государственную экспертизу проектной документации для строительства. Это прописано в Градостроительном кодексе. Требования и выполняемые мероприятия в любом случае будут одинаковы (либо почти одинаковы).
При этом экспертиза (государственная она или негосударственная) не гарантирует, что все одобренные ею технические решения будут идеально верными (хотя многие заказчики именно так и полагают).
Задача экспертизы — выявить несоответствия действующим нормам. А вот отвечает ли проект требованиям технического задания, это забота проектировщика. Проверяет и отслеживает все сам заказчик либо привлекает себе в помощь грамотных экспертов.
Цели проведения экспертизы сметной документации в строительстве
Экспертиза проектно-сметной документации строительства необходима для того, чтобы дать объективную оценку заявленной стоимости объекта. То есть эксперты проверяют, учтены ли в представленной документации действующие технические, архитектурные и инженерные нормы, соблюден ли технический регламент. Плюс отслеживаются цены на выполнение строительно-монтажных работ, их соответствие средним значениям на рынке.
Это один из самых часто проводимых видов строительных экспертиз (имеется в виду по смете). Никто не заинтересован в лишних расходах, сбоях в оплатах и прочих неприятных нюансах. Своевременная грамотная экспертиза проектно-сметной документации строительства позволит сберечь финансы, не заплатить слишком высокую цену, сэкономить средства на случай, если придется по ходу дела исправлять какие-то ошибки. Вот что делают эксперты:
- высчитывают оптимальную сметную стоимость, чтобы не допустить перерасхода ресурсов;
- точно определяют необходимый объем работ;
- выполняют анализ математических моделей;
- проверяют ценообразование;
- сверяют, верно ли подобраны материалы для заявленных видов работ;
- по результатам экспертизы составляют итоговое техническое заключение.
Экспертиза документации в строительстве дает возможность обнаружить следующее:
- неверные цифры в смете (из-за случайных или намеренных ошибок в расчетах);
- завышенные цены;
- ошибки технического характера или отсутствие некоторых важных данных;
- навязанные услуги (необязательные, но добавленные с целью вытягивания из заказчика денег);
- разбежки между показателями в нормативных актах и проектных документах.
Законодательная база проведения экспертизы проектной документации строительства
Проектная документация — обязательная и неотъемлемая часть любого строительства, гарант его законности и безопасности. Когда по закону нужна экспертиза проектной документации на строительство? Тогда, когда от предложенных в проекте решений будут зависеть такие показатели, как безопасность, надежность, прочность постройки. Кроме того, если предполагается использование несущих конструкций.
В статьях 48 и 49 Градостроительного кодекса РФ изложен порядок выполнения проверки документов по проекту и инженерным изысканиям.
В экспертную организацию пакет документов подает сам застройщик. Это прописано в п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса. Если по результатам выносится одобрительное решение, то документы утверждаются. В противном случае они не могут быть утверждены.
Существуют иные правовые акты, поддерживающие и поясняющие положения Градостроительного кодекса. Правила проведения негосударственной экспертизы изложены в постановлении Правительства РФ № 272, а государственные проверяющие организации действуют в соответствии с постановлением № 145. Плюс есть еще правительственное постановление № 87, в котором описано, какая документация подлежит экспертизе в строительстве и как она должна правильно оформляться.
Формат подачи документов на экспертизу — электронный. Исключение составляют данные, представляющие собой государственную тайну.
Что касается проверки результатов инженерных изысканий, то ее можно выполнить заранее либо вместе с экспертизой по проектным документам.
Объекты строительства, подлежащие проведению экспертизы проектной документации
На вопрос, когда нужна экспертиза проектной документации на строительство, дает ответ п. 2 статьи 49 Градостроительного кодекса. Здесь прописано, что проверка обязательна для всех капитальных и линейных строящихся комплексов. Исключение составляют:
- индивидуальные дома (предназначенные для проживания людей) высотой максимум в три этажа;
- блочные дома, предназначенные для проживания людей (некоторые варианты, к примеру, типа таунхаусов), высотой максимум в три этажа;
- многоквартирные жилые дома (некоторые варианты, не выше трех этажей);
- некоторые виды зданий либо сооружений, стоящих по отдельности (если их площадь не превышает 1500 м², а высота — два этажа, не более и если в этих постройках не будут проживать люди или размещаться какое-либо производство);
- стоящие по отдельности здания либо сооружения, отвечающие следующим условиям: площадь — до 1500 м²; высота — два этажа, не более; размещать производство в них планируется, но для этого не понадобится обозначение санитарно-защитных зон (либо зоны нужны, но они не будут выходить за пределы выделенного под строительство земельного участка);
- буровые скважины (большая часть существующих разновидностей);
- объекты, которые по закону можно возводить без специального разрешения.
Опять же если перечисленные объекты будут возводиться вблизи охранных зон трубопроводов или в них предполагается массовое присутствие людей, то проверка пакета проектных документов нужна.
Стоит указать, что застройщик может сам изъявить желание провести государственную либо негосударственную экспертизу документации (даже если по закону она необязательна).
Отличия государственной и негосударственной экспертизы документации на строительство
Итак, различают государственную и негосударственную экспертизу. Первый вариант по закону не обязателен абсолютно для всех возводимых объектов. И если имеет место как раз такой необязательный случай, то заказчик сам решает, какую именно проверку заказать.
Государственное исследование непременно предписано для опасных, редких (единственных в своем роде) либо сложных по техническому исполнению объектов. Все они перечислены полностью в ст. 48.1 Градостроительного кодекса.
Плюс еще в статье 49 (части 3-4) есть список объектов, для которых в обязательном порядке назначается именно государственная проверка. Это:
- объекты, возведение или реконструкция которых выполняется по проектам, используемым уже не в первый раз;
- объекты, строящиеся на государственные средства (целиком или частично);
- строящиеся или реконструируемые объекты, расположенные в пределах особых территорий (в отношении использования которых действуют нестандартные правила);
- объекты, представляющие собой культурное наследие;
- строящиеся либо реконструируемые объекты, расположенные в пределах охранных природных зон;
- буровые скважины (большая часть существующих видов);
- хранилища отходов I–V классов опасности и объекты по их обезвреживанию.
К примеру, по ОЗРЗ проведение государственной экспертизы обязательно для всех объектов, находящихся в пределах культурного центра Санкт-Петербурга и на его культурных окраинах. Равно как и для СЗЗ, охраняемых территорий зон культурного наследия, водоохранных зон и проч.
Обратите внимание, что государственная экспертиза проектной документации по строительству выполняется именно в том регионе, где располагается объект. Однако географическая привязка необязательна, если для объекта допустимо выполнение негосударственной проверки, а государственная была выбрана как альтернативный вариант.
При этом имейте в виду, что проведение экспертизы в другом регионе может стать причиной проблем, потому что везде есть свои градостроительные и законодательные нюансы, которые не всегда известны в полной мере экспертам из других районов. То есть вы можете получить по итогам и положительное решение, но начинать строительство вам все равно не разрешат. В отказе напишут что-то вроде «несоответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка».
Как должна выполняться государственная экспертиза, изложено в постановлении Правительства РФ № 145 от 25.03.2007, а для негосударственной действует постановление № 272 от 31.03.2012.
Максимальный срок для выполнения государственной экспертизы проектной документации на строительство — 60 дней. Если объект довольно простой, экспертиза выполняется быстрее. Для некоторых случаев установленный максимум — 45 дней. Это касается неуникальных жилых зданий или сооружений, расположенных в особых экономических зонах. Допускается продление срока еще на 30 дней (не более), если заказчик обратится с соответствующим заявлением.
В случаях, когда документы отправляются на повторную экспертизу, а закон перед этим как-то изменился (и результаты экспертизы из-за этого могут уже оказаться другими), допускается новое одновременное проведение оценки и проектного пакета документов, и результатов инженерных изысканий.
Стоимость экспертизы проектной документации на строительство
Схема подсчета стоимости экспертной проверки четко изложена в законе, а именно в постановлении Правительства № 145 от 05.03.2007 (в части VIII). Однако государственные и частные специалисты нередко называют свои, отличающиеся расценки. Это связано с тем, что правовое регулирование деятельности отличных друг от друга структур может быть организовано по-разному.
Что касается проверок, проводимых государственными организациями, то здесь должен соблюдаться установленный административный регламент. А негосударственным коммерческим структурам разрешено работать с клиентами на договорной основе, а значит, более гибко подстраиваться под их интересы. Так что стоимость негосударственной проверки может быть выше либо ниже государственной.
На сегодняшний день расчеты стоимости государственных проверок производятся с учетом следующих данных:
- Для нежилых объектов цену на проведение экспертизы вычисляют, отталкиваясь от того, сколько заказчик заплатил за проектные работы (берется процент от этой цифры). Минимальное значение — 0,58 %, максимальное — 33,75 %. Плюс добавляется коэффициент инфляции. В постановлении Правительства № 145 есть готовая таблица процентных соотношений. Застройщик подает экспертам пакет обязательных документов, в том числе сметы, на основании которых и выполняются все расчеты.
- Для жилых построек предусмотрена своя схема. Здесь отталкиваются от площади и самого здания, и территории застройки. Стоимость проектных работ значения не имеет.
- В отношении типовых проектов тоже отдельный подход. Здесь плата взимается лишь за экспертизу той части документации, которая была видоизменена.
Если говорить о негосударственной экспертизе, то на ее стоимость могут влиять следующие факторы:
- тип исследования (то есть оно было первичным, повторным либо дополнительным);
- масштабность проекта и его индивидуальные особенности;
- необходимость быстрого проведения экспертизы.
Окончательная сумма зависит от целого ряда конкретных обстоятельств, поэтому необходимо уточнять цену. В разных экспертных организациях она, скорее всего, будет неодинакова.
В любом случае экспертиза проектно-сметной документации по строительству необходима и заказчику (либо инвестору), и исполнителю. Здесь одни приобретают возможность более рационально распределить имеющиеся финансы, а другие — получить за свою работу денежное вознаграждение.