Красивый фасад дома с колоннами

Все о домах с колоннами

Оформление зданий колоннами встречается в мире практически повсеместно. Архитекторы разных стран и эпох довольно часто применяли этот строительный элемент в проектировании своих сооружений. Дворцы оформляли пилонами, начиная с древних времен, в Египте, Греции, Китае. В настоящее время такие постройки тоже не редкость. Сохранившиеся особняки XIX века, административные здания XX века в Америке, Европе, России – яркое тому подтверждение. Не стал исключением и XXI век. Всё чаще владельцы частных домов обращаются к идее возведения колонн для оформления своего жилища.

Описание

При возведении частных малоэтажных жилых домов применяются колонны разного типа: круглые, прямоугольные, пилястры (полуколонны, объединенные со стеной), выполненные из разных материалов: кирпича, бетона, камня, металла и даже дерева. При этом они не только выполняют декоративную функцию, но и являются опорами для стен, то есть играют роль несущей конструкции.

Декоративные опоры могут быть расположены по периметру фасада, поддерживать балконы и галереи вокруг здания, украшать парадный вход и служить опорой для крыши крыльца.

Помимо оформления фасадов, вертикальные столбы нередко встречаются и в интерьере домов. В этом случае они могут иметь 2 варианта расположения:

  • вдоль стен или в углах помещения – снимают часть нагрузки со стены;
  • на свободной площади или по центру комнаты – поддерживают потолок, часто применяются в вариантах домов с мансардой.

Идеи проектов

Колонны вписываются в самые различные архитектурные ансамбли, они отлично смотрятся в сочетании с одноэтажными постройками даже в деревенской и современной стилистике.

Классический особняк

Пожалуй, сложно представить классический особняк, не оформленный колоннами. Эти архитектурные элементы придают зданию торжественный и аристократичный вид, создают ощущение роскоши и респектабельности. Особняки в классическом стиле, как правило, проектируются с колоннами монолитного типа, четких геометрических форм (чаще всего круглых). Выполняются декоративные опоры из железобетона, они служат надежной вертикальной опорой и снимают существенную часть нагрузки со стен.

Нередки варианты, в которых колонны поддерживают массивный бетонный балкон второго этажа.

Дом в стиле кантри

Разнообразие деревенских стилей поражает воображение, будь то строение, выполненное в духе американского ранчо, русской избы или альпийского шале. И в каждой из этих стилистик найдется место для оформления жилища колоннами. Вертикальные опоры, поддерживающие часть крыши при входе в дом – это олицетворение надежности и добротности. Выполняются они в том же стиле, что и само строение:

  • деревянные – резные, в виде срубов;
  • каменные – из натуральных камней, выложенных вертикально, либо из кирпича, облицованного, к примеру, дагестанским камнем;
  • железобетонные – оформленные декоративной фасадной штукатуркой.

Современные постройки

Помимо традиционных стилистик, колонны нашли свое применение и в современных урбанистических вариантах домов. Это может быть хай-тек, лофт, минимализм. В этих случаях опорные столбы приобретают ярко выраженную стилистическую направленность.

  • Хай-тек – опоры футуристического вида, могут быть зигзагообразных форм, стеклянными или акриловыми с неоновой подсветкой. Нередко играют роль несущей конструкции для большого балкона-площадки, далеко выступающего за пределы фасада.

  • Лофт – урбанистический стиль диктует свои правила, поэтому здесь чаще всего присутствуют колонны из необлицованного кирпича.

  • Минимализм – поскольку стиль предполагает простоту и изящество, колонны не должны быть массивными. В этой стилистике они чаще всего выполняют именно практическую функцию: могут служить опорой потолка в просторном жилище без внутренних стен.

Из чего можно построить?

Материал для создания колонн выбирается в зависимости от нескольких факторов:

  • общей стилистики здания;
  • материала, из которого возведено само строение;
  • предполагаемой нагрузки (будут ли опоры удерживать балкон, несущие стены или козырек крыльца).

Рассмотрим самые распространенные варианты.

Железобетонные

Колонны такого типа также называют монолитными. Они представляют собой конструкцию из арматурного каркаса и бетона, возводятся довольно быстро, не требуют особых финансовых затрат, отлично выдерживают повышенную нагрузку. Еще один существенный плюс – именно такие декоративные столбы лучше всего смотрятся в декоре массивных строений классического стиля. Благодаря повышенной вертикальной жесткости нередко служат основной опорой в двухэтажных постройках с широкими балконами.

Однако при строительстве стоит учитывать соотношение длины колонны к диаметру, так как оно будет отличаться для несущих и декоративных конструкций.

Из минусов можно отметить, что железобетонные опоры нуждаются в дополнительном декоре – облицовке.

Металлические

Эти элементы представляют собой цельную трубу круглого, прямоугольного или квадратного сечения. Монтаж стальных колонн не занимает много времени, но сам материал в финансовом плане выходит дороже других вариантов. Кроме того, для транспортировки и выставления данных опор потребуется грузоподъемная техника.

Применяются металлические опоры для зданий, имеющих не более 2 этажей, так как стальные конструкции не обладают достаточной прочностью для удержания массивных сооружений. Кроме того, металлические колонны требуют обязательной обработки антикоррозийными составами. Чаще всего стальные опоры встречаются в современных урбанистических стилях лофт или хай-тек.

Кирпичные

Сооружения из кирпича – довольно распространенный вариант в современном строительстве частных малоэтажных домов. Кирпич выдерживает повышенные нагрузки, является достаточно прочным материалом. Колонны из кирпича для усиления конструкции часто оснащают стальной трубой, вокруг которой и выполняется кирпичная кладка.

Для возведения колонн используют цельные и половинчатые кирпичи, однако они обязательно должны быть без видимых дефектов: сколов или трещин.

Деревянные

Идеальное решение для домов, выполненных из древесины. Для изготовления деревянных опор, как правило, применяются оцилиндрованные бревна или брус с прямоугольным сечением. Древесный материал экологичен, легок в обработке. Деревянные колонны можно оформить замысловатой резьбой и цветными орнаментами. Такое решение прекрасно впишется в деревенский русский стиль, с его помощью можно создать необыкновенный сказочный терем.

Отлично будут смотреться и опоры без декора. Древесная фактура сама по себе довольно красива и легко впишется в брутальный рустик или в ориентированные на природу этно и экостиль. Для стиля минимализм деревянные колонны можно окрасить в однотонный цвет, например, черный или красный.

Такая окраска подойдет и для элементов в восточных стилях: японском или китайском.

Примеры красивых фасадов

Красивых примеров много.

  • Особняк в классическом стиле. Круглые белоснежные колонны позволяют широкому балкону словно парить в воздухе.

  • Русский деревенский стиль. Настоящий купеческий терем, как будто из сказки.

  • Урбанистический лофт. Стальные колонны внутри помещения служат и элементом декора, и опорой для навесного потолка.

  • Кирпичные колонны – отличное решение для дизайна загородного дома.

  • Дом с колоннами в китайском стиле создает таинственную атмосферу Востока.

О домах с колоннами смотрите в видео.

Классические элементы декора фасада.

Украшать свои дома, так называемыми архитектурными излишествами, люди стали тогда, когда у них появилось свободное время и чувство защищённости, а так же возникло желание и возможность выражать свою индивидуальность, через оформление образа своего жилища, демонстрировать свой статус и вкус. То есть архитектура, как искусство, появилась довольно давно.

Фасады дома архитекторы обычно маркируют по осям, буквами и цифрами. Отдельно стоящие дома имеют 4 вида на фасады с разных сторон и маркируются 1- (N цифра осей заложенных архитектором, например 2) и буквами от «А» до последней буквы, количество которых равняется количеству осей в проекте, если осей 2 то, соответственно это будет буква «Б». Элементы декора фасада вычерчивают ближе к концу Архитектурной части проекта, после планов и разрезов.

Главным выбирается фасад где расположен парадный вход.

В широком смысле элементами декора фасада называют и фронтон, большую крупную часть фасада и маленький кронштейн, который сам по себе может быть составной частью того же фронтона. Для удобства общения, разберём что и как называется в этой статье. Ведь очень часто для того что бы быстро понимать друг друга, просто не хватает знания каких-то специальных терминов.

Декор для украшения фасада дома давным-давно не являлся тем, чем он стал теперь — то есть просто декором, деталью убранства фасада. Когда-то любой декоративный ныне элемент был элементом конструкции здания. Так декоративные ныне колонны, ставят на произвольном расстоянии, как хочется хозяину или архитектору, так как железобетонные балки позволяют создавать очень широкие пролёты, в отличие от балок каменных, именно ограничением длины каменных перекрытий и определялось столь частое местоположение колонн в ордере.

С этой точки зрения очень интересна история мутации углового руста, который изначально был массивным грубо отёсанным краеугольным камнем в углу замка или крепости, никак не выступавшим наружу, а лишь выделявшийся визуально своим объёмом.

Так выглядят рустовые камни на углу старинного аббатства в Лондоне.

Разбирать элементы декора фасада абстрактно от архитектурного стиля невозможно, но тем не менее, если подойти к разбору элементов с функциональной точки зрения, то колонна, например, останется колонной от Древнего Мира до наших дней.

Колонны Древнего Мира. Это два самых известных храма древности: Карнакский храм в Луксоре и Афинский Акрополь.

Но расскажем о всех элементах подробно и по очереди:

Если посмотреть на фото колонн выше, то внимательному зрителю, станет очевидным, что пропорции этих колонн сильно отличаются. И действительно, они построены по разным канонам. Но это не декоративные колонны, это детали строительной конструкции.

Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито микенской архитектуре , однако лишь в Древней Греции была впервые выработана строгая система , основанная на пропорциональном соотношении всех частей здания, получившая название «Ордерная система.»

Ордер архитектурный (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Ордер архитектурный — один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн) и горизонтальных несомых частей.

Обладая общей исходной конструкцией, все три основные греческие ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат).

Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями (от латинского capitellum — головка). Верхняя часть капители – плита абак или абака (от греческого слова стол, доска) – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис.

Стволы колонн могли быть обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами. На данном рисунке канелюры отсутствуют.

Разберём детально, что представляют 3 части антаблемента в структурном плане, ведь все эти элементы изначально были несущими.

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части:

и верхнюю – карниз.

Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.

Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.

В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.

Расстояния между колоннами (интерколумнии), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.

Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.

Названия и местоположение профилей.

Измерения в архитектурных ордерах.

Каждый ордер пропорционален диаметру колонны, который взят за основу в определении размеров других элементов. Единицей измерения в архитектурных ордерах является «модуль», который равен радиусу колонны.

Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 частей (парт), модуль ионического, коринфского и сложного — на 18.

Обозначение модуля — м., парты — п.

Во всех существующих пяти ордерах пьедестал составляют одну третью высоты колонны, включая базу и капитель.

Римские архитектурные ордера в массах.

Элементы декора фасада в классическом стиле, как мы воспринимаем их сегодня, безусловно отличаются от строгих ордерных систем прошлого, новые технологии позволяют строить из других материалов здания практически любых пропорций, больше нет смысла выдерживать определённые небольшие расстояния между колоннами, например. Поэтому декор стал абсолютно не функциональным элементом отделки, за исключением некоторых случаев и технологий. Теперь пропорции карнизов определяются произвольно, на вкус и цвет хозяина и архитектора, сегодня вполне можно обойтись без любого элемента, например без карнизной плиты, заменив её подшивкой из софита. Но тем не менее, классические элементы фасада генетически связаны с ордером и если вы хотите построить действительно красивый дом, то без архитектора тут не обойтись. Именно для понимания объёма всех существующих нюансов заказчиком, мы проделали довольно большой труд, по сбору самых актуальных материалов про элементы декора фасада.

Ещё больше материалов по ордерной системе на сайте http://kannelura.info/

Возникновение ордеров — это историческая загадка, где, когда и кто первым придумал ордерную систему неизвестно. По этому поводу был высказан различнными исследователями целый ряд догадок, но достоверных сведений крайне мало.

Дорический ордер.

Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.

Фриз антаблемента содержит в себе особого рода опорные части в виде каменных массивных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифов, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго метрично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок расположения триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами. Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами.

В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе.

Есть свидетельства о том, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют базы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания).

При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости.

  • Высота капители дорического ордера, стержень которого имеет 1 2/3 м., равен 1 м. и выступает на 5 ½ п.
  • Антаблемент равен ¼ высоты колонны, т.е. равен 4 м. и выступает на 2 м.

Римско-дорический ордер

Как видно даже из названия, в Римский период Дарический ордер претерпел заметные изменения.

Элементы декора различаются даже внутри разновидностей одного ордера.

Колоннада дорического ордера

  • Общая высота дорического ордера без пьедестала равна 20 м. Она подразделяется на базу колонны, равную 1 м., стержень – 14 м., капитель – 1 м., архитрав – 1 м., фриз – 1 м. 6 п. и карниз, равный 1 м. 6 п.
  • Междуколонное пространство равно 5 м. 6 п., а расстояние между осями колонн равно 7 м. 6 п.
  • Метопы равны 1 м. 6 п., также как и фриз. Триглифы равны 1 м.
  • Между осями колонн помещается три метопа и три триглифа.

Междуколонное пространство дорического ордера с аркой

  • Высота междуколонного пространство дорического ордера с аркой и без нее остается тою же – 20 м.
  • Между двумя пилястрами – 7 м., ширина пилястры равна 3 м. Таким образом расстояние между осями колонн равно 10 м.
  • Из этих измерений получается, что имеется четыре метопа и четыре триглифа; они расположены таким образом, что один подходит к вершине арки, остальные к оси капителей.
  • Импост имеет 1 м. высоты и 4 п. выступа. Он состоит из полочки – 1 п., четвертного вала – 2 ½ п., валика – 1 п., полочки – ½ п., широкого пояса – 4 п. и более узкого – 3 п.
  • Капельки под триглифами имеют коническую или пирамидальную форму.

Междуколонное пространство дорического ордера с аркой и пьедесталом

  • Треть 16 модулей, имеющихся в колонне, равна 5 м. 4 п. – это высота пьедестала.
  • Расстояние между осями колонн – 15 м.; между двумя пилястрами – 10 м. и ширина каждого пилястра – 5 м. Таким образом между осями пилястров помещается 6 метоп и 6 триглифов, а ширина просвета равна двум ширинам пилястра.
  • Общая высота равна 25 ½ м.
  • Импосты в междуколонном пространстве у арок имеют 1 м. высоты.
  • Архитрав может иметь одни или два пояса, в общей сложности всегда в 1 м.

Общая характеристика Ионического ордера

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Эрейхтеон

Эрехтэйон в Афинах.

Коринфский ордер.

Происхождение , символика, легенды

Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».

На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.

Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.

Коринфский ордер отличается от дорического и ионического б’ольшим пластическим разнообразием форм.

Все убранство капители располагается в строгом соответствии с осями, в определенном ритмическом порядке. Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и колокол. В состав декора коринфской капители вошел растительный орнамент в виде декорирующих колокол стилизованных листьев южного растения акант, а также большие и малые волюты. К счастью, символика этих элементов ясна и сегодня, благодаря тому, что коринфский ордер сформировался в более близкий к нам период времени и процесс его создания хорошо задокументирован. Эта ясность выгодно отличает третий ордер от двух «старших ордеров» (дорического и ионическом), где все из-за отсутствия каких-либо письменных источников, сводиться к догадкам и гипотезам. (О происхождении и символики коринфского ордера)

Читайте также:  Обшивка внутренних стен дома доской
Оцените статью