- Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
- Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ
- Предельные размеры земельных участков
- Индивидуальное жилое строительство
- Сфера действия правовых положений по оформлению недвижимости
- Где не применяется определение предельно допустимых значений?
- Правовые акты
- Как устанавливаются предельные размеры земельных участков?
- Размер земельного участка в 2021 году: количество соток под дом
- Минимальная площадь участка
- Максимальная площадь земельного участка
- Как и где получить точную информацию?
- Территориальные зоны под некоммерческие, религиозные образования
- Подача заявки на земельный надел: как не получить отказ?
- Перераспределение уже существующего участка
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 38 Градостроительного кодекса РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ в часть 1 статьи 38 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) утратил силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ статья 38 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ статья 38 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 459-ФЗ статья 38 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1
2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
СТ 38 ГрК РФ.
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) утратил силу с 1 января 2017 г.
1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ
1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.
Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.
С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.
Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).
Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».
3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.
Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.
Предельные размеры земельных участков
Для того, чтобы купить готовый дом или надел под его строительство, необходимо определиться с размерами территории. При этом стоит ориентироваться на минимальные и максимальные размеры земельных участков, закрепленные на законодательном уровне.
Индивидуальное жилое строительство
Речь идет о земельных территориях, предназначенных для частных лиц. Признаки, закрепленные в законе:
- Назначение – под строительство жилого коттеджа или дачного домика.
- Коттедж для одной семьи (не многоквартирный).
- Максимально разрешенная высота – не более трех этажей.
- Строение отдельно стоящее, не совмещенное с другими.
Дополнительно выделяемый приусадебный надел разрешен для землепользования:
- Фермерского хозяйства (КФХ) – разведения животных, выращивание культур с целью получения дохода.
- Личное подсобное (ЛПХ) – используется для пропитания семьи.
- Садоводство – выращивание плодовых деревьев и кустарников, ягод и проч.
- Огородничество – растениеводство не промышленных масштабов, для использования одной семьей.
При этом участок с коттеджем и хозпостройками, находящийся в собственности граждан, может располагаться:
- В городской черте.
- За границами города (пригород).
- В сельской местности.
Сфера действия правовых положений по оформлению недвижимости
Рассматриваемые параметры касаются видов наделов под постройку:
- Приобретение нового и целого участка.
- Выдается доля из земель государства или муниципалитета.
- Производится раздел площади, уже принадлежащей гражданам страны.
Правила не относятся к покупке частного строения и территории.
Где не применяется определение предельно допустимых значений?
Рассматриваемые нормативы минимума и максимума не относятся к случаям:
- Приобретение за плату территории, которая находится в ведении государства или муниципалитета.
- Планирование и строительство учреждений и предприятий федерального или местного значения.
При этом на участке допускается расположение:
- Дороги для движения транспорта – частные, региональные, федеральные.
- Отопительных объектов, либо снабжающих водой, электроэнергией, и принадлежащих субъекту федерации.
Правовые акты
Минимальная и максимальная площадь земельного участка устанавливается законодательными актами, на федеральном уровне:
Цель регулирования размеров – почему граждане не могут получать сколько угодно земли – сделать ее использование оптимальной и полезной по максимуму. Кодексы – первая инстанция, которая дает общие требования к решениям, принимаемым на региональном уровне.
Конечным пунктом, где устанавливаются параметры наделов, является муниципалитет конкретного района. Он издает нормативные акты, где четко прописаны цифры. Местная администрация использует в работе градостроительные регламенты и «Правила землепользования и застройки».
На практике в законодательстве используется такой порядок:
- Акты Правительства страны регулируют правоотношения, связанные с землями, принадлежащими федерации.
- Региональные нормативные документы касаются льгот, которые относятся к индивидуальному строительству.
- Постановления местных административных органов действуют по отношению к ИЖС в целом.
Правило, которое должно соблюдаться во втором и третьем случаях – отсутствие противоречий между федеральными законами и актами муниципальных образований.
Как устанавливаются предельные размеры земельных участков?
В итоге размер земли под ИЖС устанавливает администрация области. Факторы, которые учитываются при регулировании границ наделов под застройку:
- Размер территории субъекта Федерации, которая еще не занята жилыми домами и приусадебными площадями.
- Общее количество заявок, поданных в территориальные органы власти гражданами, претендующими на регистрацию и строительство в районе.
- Состояние экономики и социальной сферы в регионе (в том числе количество жителей на квадратный метр общей территории субъекта).
- Состав семьи заявителя (сколько несовершеннолетних детей, пожилые лица на попечении и т.п.).
- Цель использования – ферма или ЛПХ, насколько это перспективно.
- Особенности проекта здания.
Так города федерального значения с плотной застройкой (Москва, Санкт-Петербург) не относятся к субъектам, где можно получить участки под ИЖС – здесь проще купить квартиру. Напротив, в сельских местностях Московской и Ленинградской областей вполне реально приобрести наделы для личного подсобного хозяйства, размеры которых широко варьируются.
Размер земельного участка в 2021 году: количество соток под дом
Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков в городах и поселках устанавливает государство.
Минимальная площадь участка
Минимум – это три сотки. В том случае, если семья соберется приобрести меньший надел, он не будет зарегистрирован в Росреестре как объект под ИЖС. Аналогично соответствующие органы не выдадут разрешение под строительство дома или дачи. Это следует учитывать на стадии выбора земли под будущую застройку.
Некоторые регионы устанавливают гораздо больший показатель – шесть соток (Ленинградская область, Новосибирск и проч.). В Подмосковье, Екатеринбурге и Краснодарском крае значение равняется четырем.
Максимальная площадь земельного участка
Нормативы максимум могут варьироваться, это зависит от условий в конкретном регионе. Средний показатель – тридцать соток. Точные цифры необходимо уточнить в администрации региона, где планируется выделить надел в собственность. Даже если удастся получить большую территорию, зарегистрировать ее уже не получится.
Минимальные показатели также сильно разнятся:
- Санкт-Петербург – 15 сот, Ленинградская обл. – 25 сот.
- Москва – не выдается, Подмосковье – 30 сот.
- Новосибирск и Краснодар – 10 сот.
- Екатеринбург – 25 сот.
Как и где получить точную информацию?
Подробности можно узнать в виде консультации:
- Лично на приеме в местной кадастровой службе.
- Задать вопрос по телефону – позвонить на горячую линию администрации.
- На сайте местных органов самоуправления – данные опубликованы под значением «параметров землепользования и застройки». Для их поиска нужно найти общие правила, касающиеся ИЖС.
В любом из трех случаев необходимо указать, что интересует зона Ж1, т.е. надел для коттеджа с малым количеством этажей и личного пользования. Важно учесть и то, что все указанные ограничения по площадям касаются безвозмездного приобретения недвижимости. Проблему можно решить путем покупки объекта.
Минимальный размер участка под иные нужды (не ИЖС)
Порядок определения минимума территории для наделов прочего назначения будет иным. Вопрос касается фермерской деятельности и дачных массивов. Это также указано в нормативных документах конкретного субъекта России. Для примера – данные по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
- Под сад – от 200 кв. м до 0,05 гектар.
- Под огород – от 200 кв. м до 0,1 гектар.
- Для разведения животных – от 0,01 до 5 гектар.
- Для строительства гаража – 18 кв. м.
- Ферма – от одного до 50 гектар.
Средний минимальный показатель по стране – 6 соток, максимальный – 0,15 гектар. Пределы уменьшаются в зависимости от того, какими площадями обладает муниципалитет в целом, имеет ли место их дефицит.
Общее требование к земле под сельское хозяйство – не более 10 процентов от общей территории, которой владеет муниципальное образование.
Территориальные зоны под некоммерческие, религиозные образования
Основные правила, касающиеся пределов и застройки:
- Расстояние от здания до границы – три метра. На практике правило носит рекомендательный характер, т.к. некоторые, уже построенные храмы (речь идет о реконструкции) располагаются краю территории.
- Максимально площадь не должна быть застроена более, чем на 80 процентов.
- Разрешено сооружение до двух этажей.
- Можно делать пристрой.
Допустимо использовать двор храма под:
- Жилой дом для служащих.
- Подсобные помещения.
- Гостиницу для паломников.
- Торговую точку.
- Посадку деревьев и кустарников.
Подача заявки на земельный надел: как не получить отказ?
Для того, чтобы избежать ошибок и сэкономить время на процедуры оформления, необходимо:
- Изучить регламент градостроения: найти материалы по конкретным размерам земельного участка.
- Ознакомиться с законами, касающимися ИЖС данного региона, уточнить основные требования.
- Подать заявку в местный геодезический отдел. Специалисты составят план межевания с точным указаниям границ надела.
Начинать строительные работы можно только после процедуры регистрации в кадастровой службе – на отрезок земли будет получен паспорт.
Документы, которые необходимы для выделения земли в собственность:
- Паспорт РФ и свидетельство ИНН.
- Паспорт из кадастровой службы.
- План межевания.
- Чек, подтверждающий оплату госпошлины.
Перераспределение уже существующего участка
Процедуру регулирует Земельный кодекс РФ – статья 39. Речь идет как о частной, так и муниципальной собственности.
При этом установлены ограничивающие правила:
- Является обязательным общее соглашение между собственниками об изменении уже имеющихся границ надела.
- Не допускаются излом, вклинивание и расположение одного участка на другом.
- Увеличить территорию можно только до максимально допустимой в регионе.
После того, как заключено соглашение, обязательной является процедура межевания – после этого составляются акт и схема новых границ, участникам выдаются новые кадастровые паспорта.
Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!