- Гараж в доме или отдельно стоящий? Все за и против!
- 1. ГЕОМЕТРИЯ И ГАБАРИТЫ УЧАСТКА
- 2. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ГАРАЖА
- ГАРАЖ В ДОМЕ
- ПРИСТРОЕННЫЙ ГАРАЖ
- ГАРАЖ В ЦОКОЛЕ
- ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ ГАРАЖ
- Себестоимость строительства гаража на 2 машиноместа площадью 56 кв.м.
- Гараж в доме или отдельно стоящий гараж?
- Встроенный гараж
- Недостатки встроенного гаража и их устранение
- Постройка гаража вместе с домом или отдельно — что выбрать
- Плюсы и минусы гаража в доме
- Гараж как пристройка к дому
- Особенности гаража под навесом
- Плюсы и минусы отдельно стоящего гаража
- Критерии выбора
Гараж в доме или отдельно стоящий? Все за и против!
Дискуссия по поводу хранения автомобиля владельца загородного дома ведется обычно в плоскости сравнения типов гаражей. Встроенные и пристроенные, отдельно стоящие или навесы — все они имеют свои достоинства, и каждый — свой шанс стать единственно правильным решением в данном конкретном случае.
Из этого ряда стоит, пожалуй, сразу исключить навес — упрощенную версию отдельно стоящего гаража: он вне конкуренции по стоимости и эстетичности. Легко «прирастающий» дополнительными секциями, такой «гараж» мобилен, эффектно смотрится на любом участке и качественно выполняет основные защитные функции.
Эффективность выбора между отдельно стоящим гаражом и пристроенным к жилому дому определяют несколько факторов.
1. ГЕОМЕТРИЯ И ГАБАРИТЫ УЧАСТКА
При центральном расположении или смещении пятна застройки дома к дальней границе логичней рассматривать отдельно стоящий гараж (или навес), устроенный у ближней его границы. При смещении к ближней — встроенный или пристроенный тип гаража. При таком расположении зеленая зона «не травмируется» подъездными путями, местами разворота и разъезда машин, однако при солидных размерах участка это рассуждение не принимается в расчет, наоборот, эффектная разворотная площадка в центре может стать отправным элементом в концепции ландшафтного дизайна.
ПРИМЕР размещения гаража на участке
А. Пристроенный к дому гараж: внутренний двор — 3,78 сот.
Б. Отдельно стоящий гараж: внутренний двор — 2,3 сот.
2. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ГАРАЖА
С точки зрения экономичности лидирует встроенный гараж, он экономит полезную площадь участка, не требует дополнительных средств на возведение «коробки» и проведение коммуникаций: водоснабжение, освещение и отопление во встроенных гаражах осуществляются за счет инженерных сетей, имеющихся в доме.
ГАРАЖ В ДОМЕ
Потеря площади первого этажа при устройстве встроенного гаража не более чем миф: грамотное планировочное решение всегда позволит эффективно распределить помещения по уровням. Другое дело, что над гаражом предпочтительнее размещение тренажерного зала, бильярдной, мастерской или кабинета, нежели жилой комнаты. По этим же соображениям основные помещения отделяются от гаража вентилируемым тамбуром, а сам гараж размещают в технической зоне дома смежно с котельной, кладовой или гостевыми санузлами.
1. Проект Сан Тропе-1 (313 кв.м.)
Гараж на 2 машиноместа расположен на уровне пола первого этажа, отделен от основных помещений вентилируемым тамбуром и примыкает к топочной, санузлу и хозкомнате. Над гаражом размещен кабинет.
2. Проект Лимбург (350 кв.м.)
Гараж на 2 машиноместа расположен ниже уровня пола первого этажа на уровне земли, отделен от основных помещений вентилируемым тамбуром и примыкает к бойлерной, кухне и санузлам.
ПРИСТРОЕННЫЙ ГАРАЖ
Пристроенный гараж занимает полезную площадь участка, однако с точки зрения экономии ресурсов тоже имеет свои плюсы: как минимум, одна его стена общая с домом, а инженерные сети можно продлить от «центральной» системы (Схемы 3, 4). Пристроенный гараж предпочтительней с точки зрения пожарной безопасности, а по удобству пользования не уступает встроенному.
1. Проект Соната (324 кв.м.)
Одноэтажный пристроенный гараж на 2 машиноместа расположен ниже уровня пола первого этажа (на уровне земли) и отделен от основных помещений вентилируемым тамбуром. Может быть неотапливаемым.
2. Проект Лион-1 (302 кв.м.)
Пристроенный гараж на 2 машиноместа расположен ниже уровня пола первого этажа (на уровне земли) и изнутри сообщается с помещениями 2 этажа, предназначенными для обслуживающего персонала. Остается много свободной поверхности стены вместо гаража (как минимум 6,5 м в ширину), а значит появляется больше места, чтобы сделать окна или дверь на улицу. Кроме того, не нужно делать лестницу и тамбур в дом из гаража.
ГАРАЖ В ЦОКОЛЕ
Для участков с выраженным перепадом высот целесообразно объемно-планировочное решение дома со смещенными уровнями (Схема 5). В этом случае гараж устраивается в технической зоне в уровне цокольного этажа (полуподвальное помещение). Расположение гаража ниже уровня земли влечет за собой более жесткие требования к гидроизоляции и отводу воды. В связи с вероятностью обледенения съезда в гараж желательно устройство системы обогрева пандуса.
Проект Мокка (283 кв.м.)
Встроенный гараж на 1 машиноместо расположен в цокольном этаже. В этом случае одно из архитектурных решений — условное разделение дома на 2 части и их расположение друг относительно друга не строго горизонтально, а с небольшим смещением в уровне пола. Это обуславливает определённую привязку лестничных площадок по уровням между первым и вторым этажами.
Для рассматриваемых типов гаражей действуют следующие правила:
- В случае использования пространства над гаражом перекрытие (а во встроенном варианте — и общие с другими помещениями стены) должны обеспечивать герметичность и звукоизоляцию;
- Для снижения риска коррозии автомобиля, связанной с повышенной влажностью, рекомендуется устройство гидроизоляции и принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Также необходимо предусмотреть устройство системы водоотведения с умывальником и сливной решеткой для стока воды;
- В случае с устройством «холодного» гаража необходимо утепление капитальной стены, разделяющей гараж и основные помещения;
- Гараж как техническое помещение рекомендуется оснастить системой пожарной безопасности.
ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИЙ ГАРАЖ
Самый дорогостоящий — отдельно стоящий гараж (независимая постройка) — не загрязняет дом автомобильными выхлопами, лидирует по пожаробезопасности и при расположении на линии застройки (в случае, если гараж стоит в 1 м от забора со стороны дороги) позволяет автомобилю попадать в гараж, не заезжая на участок.
Из преимуществ — отдельно стоящий гараж, если он строится на полноценном фундаменте, что чаще всего и бывает, можно потом дополнить вторым полноценным или мансардным этажом и использовать его как для проживания прислуги и охраны, так и для приема гостей.
Ниже представлено несколько планировочных решений гаража.
Вариант 1. Гараж на 1 машиноместо
Минимальный размер гаража — 3 х 5,5 м, однако для более комфортного содержания автомобиля чаще используется размер 3,5 (4)*6 (7) м с высотой 3 м.
Вариант 2. Гараж на 2 машиноместа (минимальный и оптимальный вариант)
Вариант 3. Гараж на 2 машиноместа (бизнес-класс)
Наиболее комфортные габариты с точки зрения открывания дверей и дополнительного пространства для хранения шин и прочих крупногабаритных предметов.
Именно этот вариант в 56 кв.м. (7*8м) является основой для сравнительного анализа стоимости строительства гаражей разных типов.
Себестоимость строительства гаража на 2 машиноместа площадью 56 кв.м.
Базовая комплектация:
Полная комплектация:
* Минимальная комплектация: Dorhan (50 000 рублей за 1 систему, вкл. монтаж), Hoermann — от 100 000 руб.
** Условно 200 000 руб. / 1 фасад
Детализация комплектации:
Ориентируясь на приведенные выше таблицы, несложно определиться с типом гаража в каждом конкретном случае. Выбор за вами, уважаемые покупатели!
Гараж в доме или отдельно стоящий гараж?
Встроенный гараж
Недостатки встроенного гаража и их устранение
К сожалению, при всех достоинствах современных автомобилей, они все еще выделяют запахи и издают шум. Запахи могут проникать в соседние помещения как по горизонтали (находящиеся на одном уровне), так и по вертикали (находящиеся над гаражом).
Однако грамотно спроектированный дом с гаражом позволит во многом избежать вышеуказанных негативных последствий. Бороться с распространением гаражных запахов по дому призвана хорошая система принудительной вентиляции. В стенах и перекрытиях смежных с гаражом необходимо предусмотреть звукоизоляцию. Для усиления звукоизоляции и шумоизоляции в доме проектируют тамбур, который располагают между гаражом и основными помещениями дома.
Кроме этого важно расположить гараж в технической зоне дома, рядом с котельной, кладовой, гостевыми санузлами, подальше от гостиной и спален. Дополнительную защиту от запахов и шума придает двойной каскад дверей (между гаражом и тамбуром, между тамбуром и холлом).
Есть распространенное неверное мнение, что встроенный гараж необходимо отапливать одинаково с домом, чтобы избежать конденсата на поверхности общих стен. Отопление гаража — это действительно и лишние затраты, и не очень полезно для автомобиля. Однако гараж может быть и неотапливаемым (или отапливаемым гораздо меньше основного дома). Для этого необходимо утепление смежных с гаражом стен.
Постройка гаража вместе с домом или отдельно — что выбрать
Гараж на участке можно сделать по-разному. Кто-то предпочитает обустраивать его в доме, кто-то строит отдельный бокс, кто-то сооружает навес. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Чтобы выбрать для себя оптимальный, нужно оценить все факторы.
Плюсы и минусы гаража в доме
Гараж в частном доме может быть 2 видов: пристроенный и находящийся непосредственно в здании. Несмотря на сходство, это разные постройки и обладают разными преимуществами и недостатками.
Встроенный гараж – часть здания. Он стоит на общем фундаменте с домом и имеет общую с ним крышу. Помещение обогревается за счет отопления жилой части. Вытяжка здесь выступает общим элементом вентиляции, сюда намного проще провести электричество или другие коммуникации.
Различают цокольный и надземный гараж в доме.
- Цокольный – место для автомобиля представляет собой подвальное или полуподвальное помещение. Такой вариант не уменьшает площадь первого этажа. Однако для спуска сюда нужно сделать лестницу, чтобы обеспечить выезд машины – соорудить протяженный пандус под уклоном, что обойдется недешево.
- Надземный – встроен в 1 этаж. Сохранять здесь нормальный температурно-влажностный режим намного проще. Чтобы поддерживать оптимальную для автомобиля температуру, не нужно отапливать собственно гаражный бокс. Для заезда не нужно оборудовать специальную площадку под наклоном, владельцу не требуется спускаться по лестнице.
Гараж – источник неприятных запахов и шумов. Кроме того, это помещение пожароопасное. Вне зависимости от того, как его отделывают и какая изоляция выбрана, рекомендуется обустраивать не жилые, а технические помещения, наподобие кладовой, террасы, спортзала.
Преимуществ у такого способа размещения множество:
- Стабильная температура и влажность. Режим поддерживается за счет отопления и проветривания всего здания и не требует затрат.
- Если гараж в доме, владелец не оказывается в непогоду на улице.
- В таком боксе намного проще организовать домашнюю мастерскую, хранить велосипеды, спортивный и детский инвентарь.
- Нередко такой проект комбинируют с котельной, с другими хозяйственными помещениями.
- Автомобиль, по сути, хранится в доме. А здесь система безопасности лучше, чем на участке.
- Нет нужны изыскивать место для стоянок и переходов на участке. Это не так-то просто, поскольку гаражный бокс нужно устанавливать с учетом множества правил СНиП.
Деревянные строения считаются пожароопасными
Аргументы против тоже есть:
- Гаражное помещение относится к пожароопасным. Здесь хранят масло, горючее, дополнительные материалы. Гараж, совмещенный с жилым домом, оборудуют пожарной сигнализацией и огнетушителями.
- Обязательно нужно установить отдельную вытяжку, так как выхлопные газы не должны проникать в дом.
- Помещения рядом с местом хранения автомобиля нужно дополнительно шумоизолировать, что увеличивает расходы.
- Оптимальная влажность для хранения автомобиля – 50–80%. В жилом здании она нередко больше, что увеличивает опасность коррозии.
Гаражный бокс перекрывают ворота большой площади. При открывании внутрь дома попадает большой объем холодного воздуха. В холодных регионах помещение превращается в «слабое звено» и теряет много тепла.
Гараж как пристройка к дому
Современный пристроенный гараж в частном доме представляет собой постройку, стоящую на своем фундаменте. Одна из стен становится для жилого здания и пристроенного общей, но выполняет только роль опорной конструкции. Кровля у постройки собственная, даже вход в дом через гаражное помещение делать необязательно.
Гараж, пристроенный к дому, имеет свои плюсы и минусы. От преимуществ встроенного помещения они отличаются:
- Такой бокс – не просто отдельное помещение, а отдельная постройка. Риск попадания выхлопных газов, неприятных запахов в дом значительно меньше.
- Не требуется обустраивать дополнительную шумоизоляцию, особенно если гараж сообщается с жилой частью здания.
- Пожароопасность тоже уменьшается.
Такой вариант обладает всеми остальными достоинствами встроенного. Недостатков у него меньше:
- Гараж вместе с жилым домом занимает большую площадь, чем со встроенным, но меньше, чем отдельно стоящий.
- Если из бокса в жилую часть дома нет перехода, владельцу придется выходить в непогоду на улицу, чтобы добраться до дома и принести покупки.
Хотя у пристройки есть собственная кровля и она не нуждается в красивой облицовке, на деле придется использовать те же материалы, что и для отделки дома. Иначе жилой комплекс будет выглядеть неряшливо.
Особенности гаража под навесом
Навес – легкое простое сооружение. Чаще всего это каркасная конструкция, облицованная легким кровельным материалом и установленная на металлические или деревянные опоры. На дачных участках навес нередко играет роль «летнего» гаража. Он защищает машины от дождя, перегрева и прямых солнечных лучей. При этом заметно облегчается парковка автомобиля, поскольку расположение навеса регламентируется не так строго, как гаражного бокса.
Такой вариант имеет немало преимуществ:
- В первую очередь привлекает низкая цена. Возведение навеса обойдется намного дешевле, чем возведение капитального сооружения со стенами.
- Монтаж занимает 2–3 дня. С работой своими руками может справиться и новичок.
- Навес легко демонтировать и перенести в любое другое место. Не менее просто изменить размеры.
- Конструкция не загромождает участок. Не затрудняет доступ к автомобилю и не ограничивает его размеры.
- Навес может служить отличной площадкой для отдыха.
- Автомобиль под навесом хорошо проветривается, что снижает опасность коррозии.
- Навес защищает от прямых лучей и обычного дождя, но становится неэффективным при косом дожде или сильном ветре.
- Не защищает от холода и снега.
- Нет возможности хранить здесь инструменты и материалы для обслуживания. Их придется складировать в кладовой или бытовке.
- Если участок со склоном, площадку под навесом нужно предварительно выравнивать.
- Машина покрывается пылью при таком хранении.
В северных регионах нельзя оставлять автомобиль под навесом на зиму.
Плюсы и минусы отдельно стоящего гаража
Гараж, стоящий отдельно от дома, может быть как капитальной постройкой из кирпича, бетона, так и легкой, без фундамента – металлический бокс. Расположение первого регламентируется СНиП, второй можно поставить в любом месте участка.
Такой вариант практичен по следующим причинам:
- для постройки отдельно стоящего строения нет надобности использовать те же дорогие материалы для кровли и отделки, что и для жилого здания;
- разместить гараж можно прямо за воротами, то есть машина с улицы попадает прямиком в бокс;
- не требуется дополнительная шумоизоляция или вытяжка, чтобы предупредить попадание в дом запахов и грязи;
- снижается общая пожаробезопасность.
- даже небольшая постройка занимает место на участке;
- размещение регламентируется СНиП, это накладывает немало ограничений;
- стоимость гаража рядом с частным домом выше, если речь не идет о металлическом боксе;
- к постройке нужно проложить как минимум электричество, если понадобится отопление, то расходов будет еще больше;
- необходимо организовать подъезд к гаражу, что тоже не всегда просто.
Гараж не стоит ставить в саду подальше от дома. Это неудобно. С другой стороны, если постройка оказывается на виду, ее дизайн должен хоть в какой-то степени соответствовать оформлению жилого здания.
Критерии выбора
Основные рекомендации по выбору:
- Если нужно экономить каждый десяток метров, встроенный цокольный гараж – лучшее решение.
- Чем больше транспорт, тем меньше годится он для хранения в пределах дома. Если владелец дачи водит микроавтобус, лучше строить отдельно стоящий бокс.
- Если помещение используется и как автомастерская, выбирают отдельно стоящую конструкцию или хотя бы пристроенную. Иначе затраты на шумоизоляцию будут огромными.
- Если дом используется только в теплое время года, сооружают навес.
Конструкцию гаража – отдельно стоящий, навес, пристроенный – выбирают с учетом многих факторов. Плюсы и минусы есть у любого решения, но важно выбрать оптимальный для конкретных условий.