Ноздрев описание дома портрет интерьер

Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ

Вещи, которые окружают человека, многое могут рассказать о его характере, привычках и предпочтениях. Целостному восприятию и правильному пониманию образа Ноздрёва способствует описание дома этого помещика.

Жилище Ноздрёва нельзя назвать ни красивым, ни комфортным. Причём хозяина данный факт совершенно не беспокоит. Он без стеснения привозит гостей в дом, где к их приезду ничего не готово и царит беспорядок. Например, в столовой мужики белят стены, стоя на деревянных козлах, и поют долгую заунывную песню. Пол весь забрызган белилами. Видя чужих людей, рабочие даже не думают прекращать побелку, пока помещик не приказывает им вынести козлы и убраться прочь.

Перед обедом Ноздрёв повёл Чичикова и зятя по своим владениям. Конечно же, он показал и собственный кабинет, обстановка которого мало соответствует названию. Там нет ни книг, ни деловых бумаг. Однако есть много разного оружия: кинжалы, ружья, сабли. Ноздрёв заявляет, что кинжалы турецкие. Но на одном из них почему-то выгравированы имя и фамилия русского мастера. Ружья дорогие. За одно помещик заплатил триста рублей, а за второе – восемьсот.

Также в кабинете находится изготовленная из красного дерева шарманка, которой помещик тоже не упускает случая похвастаться. Она играет приятно, но, вероятно, из-за какой-то неисправности мелодии звучат хаотично и не до конца. И даже когда Ноздрёв перестаёт вертеть её ручку, шарманка никак не хочет угомониться и издаёт непонятные свистящие звуки.

Читайте также:  Портфолио autocad дизайн загородного дома

Увидели гости в кабинете и коллекцию всевозможных курительных трубок: глиняных, деревянных, пенковых, обтянутых замшею и прочих. Их дополнял чубук с мундштуком из янтаря и вышитый кисет, якобы подаренный влюблённой графиней.

Ноздрёв не следит за чистотой дома. К примеру, утром следующего дня Чичиков обнаруживает в столовой следы не только вчерашнего невкусного ужина, но и обеда. Скатерть запачкана табачной золой. Пол усыпан хлебными крошками. На грязном столе стоит чайный прибор и бутылочка крепкого рома. То есть слуги и не помышляют делать уборку. Да и хозяин не даёт соответствующих распоряжений. Нарушая правила приличия, он появляется перед гостями лишь в полураспахнутом халате, накинутом на голое тело.

Вряд ли у кого-то из знакомых возникнет желание снова добровольно посетить жилище Ноздрёва. Да и сам он редко в нём бывает, поскольку не чувствует там тепла и домашнего уюта.

2 вариант

Только проанализировав описания особняка Ноздрева может сложится полное впечатление. В доме творится хаос, что является символичным, потому что в душе героя такой же хаос.

Первое впечатление

Ноздрев не очень добросовестный и аккуратный домовладелец. Он пустил все дела на самотек. Ему не было дела до всех его дел. Его дому не был присущ уют, красота и комфорт. И возможно это связано с тем, что ему нарвилось ездить в гости к другим помещикам и у него просто не хватало времени занимается домашним бытом и делами. Когда к нему с визитом приезжает Чичиков, то замечает, что в доме ничего не готово к принятию гостей. Ноздреву совершенно не важно было, что о нем подумают окружающие люди, что скажут. Он совершенно не замечал упадка и разрухи в делах.

Обстановка кабинета

Вообще комната отведенная под так называемый кабинет была условной. Потому как в ней не было никакого признака присущего настоящему кабинету. В комнате отсутствовали бумаги, книги и другие принадлежности, которые требуются для работы. Но зато в комнате присутствовали сабли и ружья, кинжалы. Это указывает на качество героя постоянно лгать и приувеличивать, который был настоящим хвастуном. Ноздрев был обладателем самых разных трубок, автор дает очень четкое описание материалов из которых они были сделаны. В кабинете присутствовала шарманка, которая не исправна, поэтому играла как попало. Также описывается кисет, который ему был подарен какой — то графиней, которая питала к нему нежные чувства. Но из рассказа героя стало ясно, что это очередная неправда.

Описание столовой

Эта комната была настоящим достоянием каждого помещика. Но вот Ноздрев не уделял никакого внимания ей. Гостей в столовой встречали мужики, которые стояли посередине комнаты. Они белили комнату, поэтому весь пол был испачкан белилами. И даже не известно сколько это длилось. О чистоте никто не заботился. После того как он поужинал, никто ничего не прибирал в комнате. Бутылка рома и столовые приборы находились на столе с прошлого вечера. На полу были раскиданы хлебные крошки, на скатерти лежала зола от сигарет. Это говорит, что у хозяина не было брезгливости и его отношение к гостям было равнодушное.

Что означают описания комнат?

То, какой образ жизни ведет этот герой, указывают предметы и окружающая обстановка в доме. Во всем доме полный хаос, что характеризует внутренний мир героя, который другими словами совершенно не похож на нормальный. Кабинет, в котором есть только оружие, а также любовь к собакам, свидетельствует об увлечении охотой. Также в кабинете нет бумаг, что свидетельствует о равнодушном отношении хозяина ко всем делам. Лучшим образом характеризует характер Ноздрева шарманка, которая проигрывает мелодии. Ноздрев тоже непредсказуем и его характер постоянно изменяется.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ

Популярные сегодня темы

В конце августа интрига всего лета наконец разрешилась. Вишневый сад, а вместе с ним имение оказывается проданным, его купил купец Лопахин. Для всех обитателей неожиданно наступило будущее

Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына

В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе.

Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Каждому человеку с детства прививают определенные жизненные ценности. Наши родители учат нас определенным нормам и правилам поведения в обществе. Зачем нам это и о чем гласит

Описание дома Ноздрева и роль интерьера в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

Описание дома Ноздрева и интерьер в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» играют важнейшую роль в характеристике персонажа. Поместье героя отображает его жизнь, характер и внутреннее состояние. Как это происходит, рассмотрим подробней на примере описания дома Ноздрева.

Ноздрев – один из помещиков, который появляется на пути главного героя Чичикова. Это персонаж, которого, за словами Гоголя, легко можно встретить на улице и в наши дни. Ноздрев приглашает Чичикова к себе домой, проявляя якобы гостеприимство. Тем не менее, у него дома никто не готовился к приему гостей, поэтому Чичикову приходится ждать угощений. Как же выглядит дом Ноздрева и о чем это нам говорит?

Гоголь не вдается в подробности, описывая интерьер, но все-таки заостряет внимание на некоторых деталях. Как выглядит сам дом, в поэме не сказано, но автор заводит читателя внутрь и раскрывает двери некоторых комнат. По общей картине описания становится понятно, что Ноздрева не особо беспокоит домашний уют.

У него есть двое детей, которыми занимается няня. Жена его умерла, а сам Ноздрев не интересуется своими же детьми. Этот бардак вокруг говорит о том, что ему вполне комфортно жить в таких условиях. Ноздрев – заядлый игрок. Все, что есть в его имении, – временное, даже если речь идет о его личных вещах. Он что-то приносит домой, потом проигрывает и уносит все, даже оставляет свою бричку. Здесь все временное и находится в упадке.

Хозяин показывает Чичикову свой кабинет. Гоголь сразу же предупреждает, что это не обычный кабинет, ведь в нем нет никаких книг или же бумаг. Этот факт характеризует Ноздрева как необразованную личность. Он совсем не читает книг и не развивается. Отсутствие каких-либо бумаг в кабинете говорит о том, что помещик не интересуется делами своего имения. Обычно такие люди имеют кипы бумаг с делами и отчетами о прибыли или же убытках в хозяйстве, контролируют расходы. Ноздреву это совсем не интересно, поэтому не удивительно, что дом находится в таком плачевном состоянии.

Вместо привычных объектов в кабинете Ноздрева находится оружие: кинжалы, охотничье ружье, сабли. Эти предметы рассказывают нам о характере хозяина. Понятно, что он любит охотиться. Как игроку Ноздреву необходимы все эти разбойничьи предметы. Как говорит Гоголь, это «человек-история». С ним все время что-то случается. В играх он всегда азартен, но никогда не бывает честным. Ему частенько доставалось од опытных игроков, которые распознавали все его махинации.

Также наличие оружия характеризует Ноздрева как вспыльчивого. Он мог в один вечер познакомиться с человеком, быстро перейти на «ты», поругаться с ним и помириться. Таков был его характер. Таким мы его видим и с Чичиковым.

Также в кабинете находилась шарманка. С ней явно что-то было не в порядке. Ноздрев с удовольствием играл на ней, но мелодия звучала невпопад. После того, как помещик оставил инструмент, он долго еще выдавал звуки, не прекращая свою странную мелодию. Эта шарманка – образ самого Ноздрева. Он очень любит поговорить, вот только речь его не всегда складная и пригодная для нормальных диалогов. Все его разговоры сходились на играх, проигрышах и выигрышах. Если же он говорил о чем-то другом, то, скорее всего, это было вранье.

Ноздрев – мастер лжи. Все его слова это либо неправда, либо половина правды. Вспомним хотя бы кисет, о котором он рассказывает Чичикову. За словами Ноздрева, этот кисет подарила ему одна влюбленная барышня. Естественно, Гоголь развенчивает этот миф. Он обманывал в игре и разукрашивал свою жизнь мастерски созданными языком подвигами.

Еще одна комната, которую нам описывает Гоголь, является столовая. Когда они прибывают с Чичиковым, то в столовой рабочие белят стены. Судя по ироническим замечаниям автора, этот ремонт столовой затянулся уже на пару лет. Ноздрев угощает гостя различными видами алкогольных напитков. Сразу видно, что этот человек пристращается к алкоголю и знается на нем. Еда же была не так важна, она подгорела и вообще была невкусной. Наверное, хозяин редко ел дома, но совершенно точно часто пил.

На следующий день Чичиков отмечает, что под столом остались крошки со вчерашней трапезы, а на столе до сих пор находились бутылки, столовые приборы и табачная зола. Эта неряшливость и халатность повсюду бросалась в глаза.

Таким образом, дом Ноздрева дает ему полную характеристику. Это помещик, который совсем не интересуется тем, что происходит вокруг него в силу своей азартной натуры. Унылость и запущенность его дома свидетельствует об его хаотичном характере. Судя по тому, в какие неприятные ситуации попадает все время этот герой, можно сделать вывод, что порядка нет не только в его доме, но и в голове. Он живет в мире иллюзий, что когда-нибудь все само по себе придет в норму, о чем свидетельствует затянувшийся ремонт столовой. Гоголь рассказывает о своих героях поэмы «Мертвые души», используя красочные картины интерьера. Это очень интересный литературный прием. Так же происходит и в жизни: наше жилье как нельзя лучше дает нам характеристику. Недаром говорят, что наш дом – это наше истинное лицо.

Образ и характеристика Ноздрёва — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образ Ноздрёва представлен в четвёртой главе поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». С этим помещиком Чичиков случайно встретился в придорожном трактире, когда направлялся от Коробочки к Собакевичу.

Портрет: описание внешности, речь и манеры

Ноздрёву 35 лет. Портрет его напоминает фольклорного добра-молодца. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Зайдя в трактир, Ноздрёв сбросил на стол свой картуз, молодцевато взъерошил рукой свои густые чёрные волосы и, увидев Чичикова, расставил руки и вскричал: «Ба, ба, ба! Какими судьбами? Куда ездил?» Затем сразу, не дождавшись ответа, сказал, что едет с ярмарки с зятем Мижуевым, и начал рассказывать о своих кутежах на ярмарке.

К Чичикову он обращался на «ты», как к старому знакомому, хотя видел его раньше только один раз, называл его «брат», «братец». Речь его восторженная, со многими восклицаниями, он нисколько не сомневается, что его разглагольствования о кутежах интересны Чичикову. Его фамильярность дошла до того, что он назвал Чичикова свинтусом за то, что тот не приехал на ярмарку.

Узнав, что тот едет к Собакевичу, Ноздрёв звонко расхохотался и затем предложил: «Послушай, братец: ну к чёрту Собакевича, поедем ко мне!»

В речи Ноздрёва много бранных слов, жаргонизмов лошадника и картёжника.

Описание усадьбы, деревни и дома

Привезя Чичикова и зятя к себе в гости, Ноздрёв повёл их осматривать свою деревню. Они осмотрели конюшню, пруд, псарню, водяную мельницу, кузницу. Хозяин привёл гостей к самой границе, где оканчивалась его земля. Эта экскурсия показала, что собакам здесь живётся привольно, комфортно. Ноздрёв их очень любит, они заменяют ему семью: жена его умерла, а двумя детьми, за которыми присматривает нянька, помещик совсем не интересуется.

В столовой дома Ноздрёва был ремонт — мужики белили стены. В кабинете гости увидели не книги и бумаги, а множество трубок, сабель, кинжалов, и два ружья. Там была и неисправная шарманка.

Обед у Ноздрёва был невкусный, видно было, что он не составлял главного в его жизни, зато хозяин больше обращал внимание на разнообразные вина.

Характер

Одним определением обозначить характер Ноздрёва трудно, пожалуй, и невозможно. Казалось бы, этот человек имеет замечательные качества — энергию, удаль, но у него они чрезмерны и, главное, бесцельны, поэтому стали пародией на русское богатырство. Понятия чести, совести, человеческого достоинства, а также жизненные цели у Ноздрёва полностью отсутствуют.

Этот помещик в 35 лет остался таким же, как в 18:

  • он непоседа, не может усидеть дома больше дня (поэтому своё хозяйство совершенно запустил, в отличном состоянии у него только псарня);
  • очень общителен, быстро знакомится, начинает говорить новому знакомому «ты» и зачастую, в этот же день подерётся с ним на дружеской пирушке;
  • кутила, «охотник погулять»;
  • буян — ни одно собрание, где он присутствовал, не обходилось без истории: либо его выведут, либо он напьётся, либо «проврётся»;
  • хвастун и враль, причём врёт часто без всякой нужды;
  • любитель карточной игры, шулер;
  • мот, любит менять что угодно на что угодно, но не для того, чтобы что-то выгадать: это происходит из-за «неугомонной юркости и бойкости характера». Над ним нет власти денег и собственности. Если ему удавалось на ярмарке выиграть в карты деньги, он покупал на них всё, что попадалось ему на глаза, но редко свои покупки довозил до дома, так как в этот же день мог проиграть их.

Отношение Ноздрёва к предложению Чичикова

Реакция на просьбу Чичикова перевести умерших крестьян Ноздрёва на его имя, у Ноздрёва была соответствующей его характеру. Он принялся выпытывать у гостя, для чего это ему нужно. Когда тот назвал выдуманные причины, Ноздрёв воскликнул: «Врёшь, врёшь!» — и обозвал его мошенником. Тогда Чичиков предложил купить эти души, на что Ноздрёв назвал его подлецом и не согласился, так как был уверен, что тот хочет купить их дёшево.

Вдохновившись, Ноздрёв стал предлагать Чичикову купить жеребца и в придачу обещал отдать души бесплатно. Чичиков отказался, тогда неутомимый Ноздрёв стал предлагать купить кобылу, затем собак, шарманку. Получив отказы, он назвал Чичикова двуличным человеком и предложил играть на души в карты. Получив и тут отказ, он снова обозвал гостя подлецом, но поужинал с ним вместе, сказав однако, что не хочет желать ему доброй ночи.

Наутро хозяин, как ни в чём не бывало, по-дружески приветствовал гостя и предложил играть на души в шашки. Чичиков, недурно игравший в шашки, согласился. Увидев, что Ноздрёв плутует, Чичиков отказался кончить партию. Дело дошло до того, что хозяин чуть не влепил гостю пощёчину, но тот успел схватить его за руки. Тогда Ноздрёв призвал двух дюжих слуг и исступлённо закричал: «Бейте его!» Он кричал таким голосом, будто призывал солдат взять крепость. Если бы, на счастье Чичикова, в это время не приехал капитан-исправник, он был бы изрядно побит. Капитан-исправник объявил Ноздрёву, что он находится под судом за то, что нанёс помещику Максимову личную обиду розгами в пьяном виде. Мятежный Ноздрёв закричал, что капитан врёт, и Чичиков поскорее вышел вон, «сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».

Отношение Чичикова к Ноздрёву

Эти люди познакомились в городе, и Ноздрёв сразу стал говорить Чичикову «ты», хотя тот не подавал никакого повода к такой фамильярности. Встретив помещика в придорожном трактире, Чичиков решил принять его предложение и заехать к нему, так как надеялся выпросить у такого разбитного человека мёртвые души даром.

Когда Ноздрёв принялся в ответ на его просьбу настойчиво предлагать купить всякие не нужные для Чичикова вещи, и только тогда дать в придачу мёртвые души, Чичиков стал досадовать на себя. Он жалел, что предложил ему сомнительную сделку, ведь «Ноздрёв человек-дрянь», он может распустить сплетни. Такое безрассудство Чичикова чуть не стало причиной того, что его чуть не побили дюжие слуги Ноздрёва, разъярённого тем, что он отказался играть в шашки, уличив его в плутовстве. Вся эта история с поездкой к Ноздрёву показала непростительное безрассудство Чичикова, он и сам понял, что заговорив с этим помещиком о своём деле, «поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак».

Заключение

Гоголь в повести «Мёртвые души» подчеркнул, что образ Ноздрёва, одного из основных её героев, во многом типичен, так как среди русских людей нередко можно встретить таких разбитных малых. «В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое», многие из них действительно обладают открытой душой. Особенность Ноздрёва состоит в том, что, несмотря на его неугомонный, бойкий характер, у него мёртвая душа, поэтому он превратился в какую-то пародию удалого и боевого доброго молодца.

Характеристика образа Собакевича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Оцените статью