Оборудовать жилые дома общедомовыми приборами учета

Порядок установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в МКД. Что нужно знать?

1. Порядок установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в МКД.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В многоквартирном доме (далее – МКД) установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные). Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее — ОПУ) представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абз. 8 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила содержания общего имущества)) и обеспечивается силами управляющей организации.

Читайте также:  Котлы отопительные универсальные для частного дома длительного горения

Как следует из содержания п. 38 (1) Правил содержания общего имущества, оплата установки ОПУ осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании счетов и в размере, указанных в абз. 2 п. 38 (1), за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения (и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества). Граждане — собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Аналогичные разъяснения приводятся в Письме Минстроя России от 09.04.2014 № 5792-МС/04 «Об оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета».

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. В силу пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества.

В рамках управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 56038 и предоставления коммунальных услуг исполнитель обеспечивает в том числе: установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, индивидуальных, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в соответствии с ГОСТ 8.156, Правилами предоставления коммунальных услуг. Класс точности общедомового прибора учета должен соответствовать классу точности приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, и наоборот (п. 7.2 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 544-ст).

Читайте также:  Вариант крыши для частных домов

Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Приборы учета следует устанавливать согласно их техническому паспорту. В техническом паспорте содержатся требования к установке и эксплуатации прибора учета.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в жилом доме включает в себя (п. п. 41, 52 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, п. 5.4 ГОСТ Р 56534-2015, п. 5.13 ГОСТ Р 56501-2015, п. 5.5 ГОСТ Р 56536-2015, п. 5.11 ГОСТ Р 56533-2015):

1) осмотр места установки прибора учета;

2) получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации);

3) разработку проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией);

4) согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией;

5) комплектацию узла учета в соответствии с проектной документацией;

6) установку прибора учета (врезка в действующие сети), пуско-наладочные работы (опытная эксплуатация);

7) ввод в эксплуатацию, установку пломб, сдачу установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

Оборудовать жилые дома общедомовыми приборами учета

Ответ: Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г.

Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома КПУ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».
В случае неисполнения собственниками обязанности по установке КПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома КПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

Как определяется стоимость КПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость КПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:
— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,
— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,
— от нюансов его установки.

Кто должен оплачивать расходы на установку КПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Одинакова ли плата за КПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 03.04.2013) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

Как определяется размер платы за КПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 03.04.2013) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников жилых помещений законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать равными долями, в течение пяти лет с даты установки КПУ, расходы указанных выше организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Получить рассрочку возможно в случае подачи соответствующего заявления.

Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из КПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исключение – плата за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год — исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку КПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в Сетевую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке КПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013))

Как будут выставляться счета за КПУ?

Ответ: Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей установку коллективного (общедомового) прибора учета, в платежных документах. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013)).
Для граждан – собственников жилых помещений – это Счета-извещения на оплату жилья и коммунальных услуг.

Во всех ли многоквартирных домах будут установлены КПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Каковы санкции за неоплату КПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими КПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Краткая справка об ОДПУ (общедомовые приборы учета)

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной. Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ. В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые приборы учета и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо. Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

  • объем ресурса, потребляемый домом;
  • тарифные ставки.

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию.

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

  • потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
  • между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
  • фиксируются факты потери ресурсов.

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.

Общедомовые приборы учета позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.
Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

  • направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
  • предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
  • организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

  • сразу всей суммой;
  • долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды. Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ. Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ. Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.11 и ЖК РФ.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

  • клейма;
  • отдельной наклейки;
  • написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

Вы читали статью «Общедомовые приборы учета»

Оцените статью