- Социальный проект «Тепло добрых сердец»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Образовательные проекты
- Социально — педагогический проект «Здравствуй, завтра!»
- Просмотр содержимого документа «Социально — педагогический проект «Здравствуй, завтра!»»
- Проект социализации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мой дом — моя крепость»
Социальный проект «Тепло добрых сердец»
Проект детского дома, направленный на развитие духовно- нравственных качеств личности у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_teplo_dobryh_serdec.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект социальной направленности
«Тепло добрых сердец»
С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.
Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения .
Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».
В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».
Основные положения концепции:
- Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
- Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
- Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.
В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:
1. Гендерное воспитание.
2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.
Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.) .
Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.
Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:
- физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
- трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
- интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
- гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
- эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
- нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
- эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
- благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)
Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.
Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.
Цель проекта : гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.
- Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
- Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Формировать потребность в саморазвитии
- Развитие творческих способностей.
Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.
Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.
Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.
Имеющиеся средства, ресурсы и условия
В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.
Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:
- приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
- закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
- изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
- приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
- приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
- закупки канцелярских принадлежностей,
- оплаты транспортных расходов,
- организации чаепития,
- закупки интеллектуальных игр.
Срок реализации проекта
На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).
Образовательные проекты
Образовательные программы «Детских деревень – SOS» реализуются в шести регионах: Московской (Томилино), Ленинградской (Пушкин), Мурманской (Кандалакша) и Орловской (Лаврово) областях, а также в Санкт-Петербурге, Пскове и Вологде.
Главная задача наших образовательных программ – это создать для каждого ребенка возможность получить качественное образование. Для того, чтобы у всех детей был доступ к такому образованию, которое позволит им успешно войти в самостоятельную жизнь, мы тесно работаем с детскими садами и школами, которые посещают наши воспитанники.
Мы не только улучшаем материальную базу образовательных учреждений, приобретая необходимое для ведения уроков оснащение, но и работаем напрямую с учителями и воспитателями. В рамках проектов проводится множество обучающих мероприятий для педагогов по наиболее актуальным в данном регионе темам.
Каждый ребенок индивидуален, имеет свои потребности и способности, отличающие его от других детей. В нашей повседневной работе нам необходимо это учитывать. Поэтому мы индивидуально работаем с каждым ребенком, чтобы помочь ему развить его собственные таланты и «подтянуть» по более сложным для него предметам. Кроме того, очень важно обеспечить потребности ребенка в услугах психолога, логопеда и других специалистов.
В качестве дополнительной деятельности мы организовываем внешкольную занятость детей – организуем их участие в разнообразных досуговых (праздничных, экскурсионных и других) мероприятиях вместе с их сверстниками. Все это делается для того, чтобы каждый наш воспитанник смог в будущем стать успешным и полноправным членом общества, реализуя все свои возможности.
Телефоны в Москве:
+7 495 718-99-18
+7 499 125-76-22 (факс)
По вопросам регулярных пожертвований:
+7 495 796-00-22
(с 10.00 до 18.00 в рабочие дни)
Социально — педагогический проект «Здравствуй, завтра!»
Проект направлен на социализацию и подготовку к самостоятельной жизни воспитанников детского дома.
Просмотр содержимого документа
«Социально — педагогический проект «Здравствуй, завтра!»»
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Автор: социальный педагог
ГБУ АО «Онежский детский дом»
Что такое проект, в двух словах – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.
Так как я работаю с воспитанниками, готовящимися к выпуску, для проекта была выбрана соответствующая тема «Здравствуй, завтра!» и составлен примерный план мероприятий.
Проект был направлен на воспитанников 8-9 классов.
Контроль за осуществлением проекта был возложен на зам. директора по УВР. В составлении календарного плана участвовали: соц. педагог, педагог – организатор, воспитатели старших групп.
темы интегрированных занятий, близких по содержанию с темами для выпускников.
В календарном плане было четко прописано: вид деятельности, время проведения, и ответственный.
Организация проектной деятельности и осуществление ее требовало от всех субъектов заинтересованности, инициативности, терпеливого отношения друг к другу. В ходе проекта воспитанники получали сначала теоретические знания по теме, затем эти знания применяли на практике.
Чтобы выяснить результат проектной деятельности были разработаны анкеты для участников: педагогов и воспитанников.
Описание социально — педагогического проекта
Наименование проекта: Здравствуй, завтра!
1. Постановка проблемы: дети – сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в детских домах, выходя из учреждения, имеют ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество и начала самостоятельной жизни.
2. Причины существования проблемы:
нет потребности (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений);
нет навыка принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее;
нет знания о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимания как действовать в незнакомой обстановке/ситуации.
Проблема будет решена, если, воспитанники детского дома будут более социализированы.
4. Цель проекта: развитие умений и навыков, необходимых для успешной социализации воспитанников детского дома.
— правильно заполнять почтовые конверты, составлять текст письма;
— определять срок годности продуктов, лекарств;
— измерять температуру тела.
Познакомить социально значимыми учреждениями: парикмахерская, магазин, почта, кафе, аптека, ЗАГС.
6. Календарный план/сроки реализации проекта
Проект социализации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мой дом — моя крепость»
«Родить ребенка – дело природы,
но образовать и воспитать
их в добродетели – дело ума и воли.»
Св. Иоанн Златоуст
В результате исследования проблемы, в рамках постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методами наблюдения и беседы, сделан следующий вывод: у детей недостаточны знания и умения в области бытового труда, а именно, по таким вопросам как — организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода; не полные представления об умениях пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи и др.); недостаточны представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми); также недостаточными являются экономико-бытовые знания. Таким образом, возникла необходимость в создании п роекта «Мой дом – моя крепость».
Данный проект нужен для решения проблем выпускников в организации самостоятельной жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом и др. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, выпускники детских домов часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей. И даже, если при выпуске из детского дома или учреждения профессионального образования, выпускник детского дома владеет собственным жильём, полученным в наследство или по социальной программе, то довольно часто, он не знает, как его содержать, как за ним ухаживать. В итоге он утрачивает жилую площадь в силу собственной социальной несостоятельности.
Эффективное проведение воспитательной работы с ребятами, начиная с младшего возраста, дает возможность подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.
Необходимо, начиная с младшего школьного возраста, формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в и, х жизни, установки на выбор будущей профессии. Развивать интерес к трудовой деятельности, творческий подход к процессу труда.
Срок реализации проекта — 3 года
Возраст воспитанников 7-12 лет
Счастлив тот, кто с полным сознанием может сказать о своем домашнем очаге: «Мой дом есть моя крепость».
Проект «Мой дом – моя крепость» предусматривает комплексную, систематическую работу по воспитанию подрастающего поколения. Он направлен на формирование у воспитанников ключевых компетенций православно-направленной личности, будущего хозяина, способного содержать, благоустраивать своё жилище, а также вести подсобное хозяйство. Все правила, навыки и привычки в поведении усваиваются в конкретных ситуациях. Активизация деятельности ребят реализуется путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс метода проектов и постановки перед ними “проблем”:
из чего состоит дом, квартира;
духовная чистота жилища;
назначение помещений и их оборудование;
коммуникации, их назначение;
бытовая техника, назначение, использование и уход;
одежда и обувь, уход и хранение;
вопросы бытовой и духовной безопасности;
формирование представлений о профессиях.
профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии;
формирование представлений об основах финансово — экономических отношений.
Формирование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, потребности в трудовой деятельности путём реализации метода проектов.
развивать трудолюбие, самостоятельность, ответственность и целеустремленность;
формировать трудовые навыки по уходу за собой, своим жилищем;
научить ведению домашнего хозяйства и ознакомить с миром профессий;
создать условия для овладения основами семейной экономики;
научить воспитанников создавать и реализовывать проекты, направленные на формирование навыков самостоятельной жизни.
Поставленные задачи предполагаемрешать через использование следующих форм работы:
Игра — дидактическая, сюжетно-ролевая;
Час общения — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
Экскурсия – коллективная поездка или прогулка. Экскурсии должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
Поручение — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Поручения могут быть простыми и сложными; разными по объему; коллективными и индивидуальными; эпизодическими, кратковременными и долговременными;
Дежурство — широко используется индивидуальное дежурство и дежурство микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Дежурство предполагает ответственность дежурных за самостоятельное выполнение определенного вида и объема работы в указанный отрезок времени;
Ручной творческий труд — рисование, выполнение аппликаций, лепка, плетение и другие виды деятельности;
Коллективный труд – позволяет объединить сразу всех воспитанников группы и выделяет три способа коллективной деятельности:
совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них;
совместно-взаимодействующий: дети выполняют разные виды труда, но их объединяет одно задание, они стремятся к получению общего результата работы;
совместно-последовательный (работа конвейером): все дети выполняют одно трудовое задание, но каждый — лишь его определенный этап.
— развитие критического мышления
Процесс накопления личного опыта осуществляется детьми за счет неоднократного прокручивания ситуации, поиска различных способов решения проблем, что становится возможным при внедрении в воспитательно-образовательный процесс метода проектов.
Формы и методы работы с детьми были выбраны, с учетом возраста, материально-технической базы учреждения, возможностей внутреннего и внешнего взаимодействия и специфики жизни в православном детском доме.
Направления трудового воспитания:
— Самообслуживание; — — Хозяйственно – бытовой, общественно полезный труд ; — Сельскохозяйственный труд; — Ручной творческий труд; — — Профессиональное самоопределение; — Семейная экономика
— уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи;
— уметь соблюдать личную гигиену в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;
— знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;
— уметь выполнять стирку мелких вещей вручную;
— уметь навести порядок в комнате, застелить постель, навести порядок в тумбочке, в шкафу, вытереть пыль, подмести полы
Хозяйственно – бытовой, общественно полезный труд
— уметь вытирать пыль в шкафу, со столов, в тумбочке, с подоконников, проводить влажную уборку класса, спальной, игровой комнаты;
— уметь подготовить столы к подаче пищи, разносить хлеб по столам, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в трапезной;
— уметь складывать по местам игрушки, подметать полы, убирать мусор, протирать перила (поручни);
— уметь подметать дорожки от листвы, от снега
— знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде;
— уметь правильно посадить лук, проводить уборку послеурожайных остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
— уметь проводить весенне-осенние работы в цветнике, проводить посадку,
сбор семян однолетних цветочных растений, уборку однолетних цветковых растений в цветнике;
— уметь ухаживать за комнатными растениями, проводить рыхление почвы.
Ручной творческий труд
— знать различные виды материалов, область их использования, область практического применения изделий из различных материалов;
— знать правила безопасности работы с различными материалами и инструментами
— уметь изготавливать изделия из различных материалов;
— уметь соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами;
-уметь находить практическое применение изделиям прикладного творчества
— знать о значении труда в жизни человека, о разнообразии профессий,
— знать профессии работников детского дома, основные профессии населения
— иметь представление о потребностях человека;
— знать о значении денег в жизни человека;
— знать, какие виды доходов и расходов существуют в семейной экономике;
— уметь экономить воду, электроэнергию
Этапы реализации проекта:
июль – сентябрь 2015 г.
-Изучение теоретических основ проблемы;
сентябрь 2015 г. — май 2018 г.
-анализ промежуточных результатов;
-корректировка дальнейшей работы
май 2018 г. — июль 2018 г.
— Оценка эффективности модели;
-анализ результатов, обобщение;
-планирование дальнейшей деятельности
Исследуя проблему социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни, я ознакомилась с презентацией проекта «Вместе – к успеху!» на базе Центра подготовки постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белгородской области «Расправь крылья», приняла участие в онлайн вебинаре МГПУ по теме: « Формы социализации и адаптации воспитанников организаций для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей », изучила, реализуемую в учреждении программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Дорога в будущее», а так же провела исследование проблемы в рамках постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, методом наблюдения и беседы.
В результате могу сделать следующий вывод: у детей недостаточны знания и умения в области бытового труда, а именно, по таким вопросам как – самообслуживание (уход за жилищем, за прилегаемой к нему территорией, одеждой, обувью и другими предметами обихода); отсутствуют навыки пользования бытовыми электроприборами, не полные представления об умениях пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи и др.); также недостаточными являются экономико-бытовые знания. У выпускников детских домов зачастую не сформировано профессиональное самоопределение. Они не знают, чем бы им хотелось заниматься в жизни, и выбирают будущую профессию необдуманно. В результате теряют интерес к учёбе и покидают учреждение профессионального обучения, не получив ни профессиональных навыков, ни документа о профессиональном образовании. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, выпускники детских домов часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.
В современных условиях особенно актуальна задача подготовки сирот к трудовой жизни вообще; нужно не привязывать его к одной профессии, а формировать работника нового типа, с хорошо развитыми коммуникативными, организаторскими навыками, умеющего работать в команде, приобретать опыт, необходимый для самостоятельной социальной жизни. В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса.
Специфика трудового воспитания детей-сирот обусловлена влиянием ряда факторов. Развитие детей-сирот характеризуется формированием специфических черт характера и поведения, учет которых необходим при организации трудовой деятельности. Ребенок, оставшийся без родителей, нуждается в том, чтобы ему создали такие условия, которые способствовали бы пробуждению личностных ресурсов саморазвития.
Среди эффективных методов обучения, выделяется метод проектов . Он дает возможность воспитаннику детского дома экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему более успешно адаптироваться к новым условиям при вступлении в самостоятельную жизнь.
Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, иногда знания, полученные обучающимися, остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-третьих, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.