Описание интерьера дома васнецова

Дом-Музей Васнецова

Дом-Музей Васнецова Виктора Михайловича

Он не игрушечный и не сказочный, этот дом в центре Москвы, среди кварталов нового жилого массива. Он просторен и светел, в нем удобно было жить. Здесь все соразмерно человеку. Логично сочетаются простые объемы, соответствующие основным значимым частям здания, например, одноэтажная жилая часть и высокая мастерская. Над входом — угловая башенка из темных бревен с узенькими оконцами. Над башенкой, крытой «бочонком»,— высокая цветная кровля «в шашечку». Витые наличники окон, напоминающие резные белокаменные украшения, серо-голубые изразцы, идущйе по фризу, придают дому сходство с теремом. В этом доме с 1894 по 1926 год жил и работал Виктор Михайлович Васнецов Уроженец Вятского края, он любил Москву.

Интерьер дома-музея Васнецова

Пожалуй, ни один город не соответствовал больше его душевному настрою, чем древняя столица, атмосферу которой он считал необходимой для себя и для художника русского. Москва привлекала В. М. Васнецова своим тихим, патриархальным укладом жизни, архитектурными памятниками старины. В Москве жили его близкие друзья — семьи Мамонтовых и Третьяковых. Уже будучи зрелым мастером, известным художником, «историком несколько на фантастический лад», на 45-м году жизни В. М. Васнецов смог приобрести в Москве небольшой участок земли и построить этот дом по собственному проекту.
Все в доме русское, знакомое художнику с детства, вошедшее в плоть и кровь его еще в родном селе Рябове. Внутреннее убранство сурово, просто и строго. Оно выдержано в темно-коричневых и темно-зеленых тонах. Бревенчатые стены, толстые балки потолка потемнели от времени. Узенькая винтовая деревянная лестница ведет наверх. Печи в доме все разные и все выполнены по рисункам В. М. Васнецова. Они украшены поливными изразцами с выпуклым цветочным орнаментом, напоминающими изразцы XVII века. Большая розовая печь в столовой подобна терему с глубокими оконцами, килевидной белой арочкой над дверцей и «белокаменными» украшениями. В музее сохранился эскиз этой печи, где видно, как от не характерных для него декоративных колонн шел В. М. Васнецов к своему любимому древнерусскому декору. Золотисто-коричневые майоликовые вазы и пепельницы в форме ладьи, утицы или братины стоят на основательных, прочных, как архитектурные сооружения, буфетах.
Мебель в основном выполнена в абрамцевских мастерских, частично по рисункам В. М. Васнецова. В ней отразилось увлечение живописца стариной и прямое влияние народного декоративного искусства. Мебель украшена то характерной плоскостной, то, наоборот, сочной, рельефной резьбой, с гирляндами плодов и цветов, с дыньками, балясинками, петлями-жаковинами. Тонированный черным и коричнево-красным, шкафчик на стене сделан по эскизу Елены Дмитриевны Поленовой.
В доме сохранились три мемориальные комнаты, где все оставлено так, как было при Викторе Михайловиче. Это зал, столовая и кабинет-спальня, или «светелка», как ласково называл ее Виктор Михайлович. В зале и столовой висят портреты родных и близких художнику людей. В «светелке» каждая вещь — целая история из жизни Виктора Михайловича, рассказывающая о его интересах, знакомствах, о его работах. Здесь хранится, например, реликвия: палитра с автографом художника, которой он пользовался, расписывая Владимирский собор. В. М. Васнецов ее очень берег. Все эти предметы, некогда окружавшие мастера, помогают проникнуть в его внутренний мир, лучше понять творческие устремления.
На втором этаже (дверь в дверь со «светелкой») — просторная, высокая мастерская, о которой долгие годы мечтал В. М. Васнецов. Живя в Москве с 1878 года, он только в 1894 году сумел построить удобную для работы мастерскую. Здесь писал он «Снегурочку», «Царя Ивана Васильевича Грозного», свою последнюю картину на былинную тему «Баян». Сейчас здесь экспонируются картины, отражающие последний период творчества художника, и его незаконченные работы. Написаны они на сюжеты русских сказок. В тех комнатах, убранство которых не сохранилось,— музейная экспозиция. Здесь несколько ранних жанровых работ художника и картины на исторические сюжеты. С большим настроением написана картина «Брынский лес» (1884), где Виктор Михайлович показал себя прекрасным мастером-пейзажистом. О разносторонности интересов, многогранности таланта художника свидетельствуют хранящиеся в музее орнаменты и эскизы к монументальным росписям, наброски и исторические композиции, архитектурные проекты, работы в области книжной иллюстрации. Экспозиция невелика. Огромные исторические полотна, многометровый фриз «Каменный век», занимающий зал Государственного Исторического музея, росписи и мозаики Владимирского собора в Киеве, фасад Государственной Третьяковской галереи—в эскизах, проектах, вариантах — все это нашло отражение в экспозиции музея.
Коллекция музея, собравшая лишь отдельные частицы большого наследия, интересна тем, что соседствует с вещами, сохранившими тепло рук художника, вещами, в которых запечатлелись его вкусы, его привязанности. Предметы народного быта, произведения народного искусства как-то особенно ненавязчиво, скромно наполняют дом Виктора Михайловича, позволяя глубже почувствовать смысл всей его жизни.
Немного сохранилось уголков на земле, которые бы позволили так близко соприкоснуться с внутренним миром художника-творца, как этот дом, что стоит в бывшем Троицком переулке. О нем упоминал В. В. Стасов, писал Ф. И. Шаляпин. Дорогу сюда хорошо знали и Максим Горький и A. П. Чехов. Бывали здесь и И. Е. Репин, B. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин. А позже, в двадцатые годы, младший брат Аполлинарий Михайлович приходил сюда с молодыми художниками уже иного склада и направления. Дом помнит и творческий подъем и расцвет таланта художника, помнит, как отсюда в Третьяковскую галерею «уезжали» знаменитые «Богатыри», помнит и годы заката и тяжелые дни утрат, и 23 июля 1926 года — день смерти художника.
В 1948 году к столетию со дня рождения Виктора Михайловича его дочь Татьяна Викторовна Васнецова передала дом, картины и многие личные вещи художника государству, а в 1953 году здесь был открыт мемориальный музей.

Читайте также:  Отделка фасадов частных домов сайдингом под кирпич

ПОРТРЕТ АПОЛЛИНАРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА 1872 (?) Холст, масло

ПОРТРЕТ АПОЛЛИНАРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА 1872. Холст, масло

В. М. Васнецов известен больше как исторический живописец п как автор работ на сюжеты русских былин. Картины этого жанра широко представлены в экспозициях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. В. М. Васнецов создал также и немало портретов. В его мемориальном музее хранится множество портретных произведении живописца. Среди них один из самых ранних — портрет брата А. М. Васнецова. Юноша в темно-коричневой одежде с белой полоской воротничка, оттеняющей лицо, изображен на нейтральном темном фоне. Молодое одухотворенное лицо задумчиво. В. М. Васнецов рано заметил и оцепил тонкую художественную натуру младшего брата, талант которого он бережно развивал.

A. ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО 1884 Бумага, акварель

A. ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО 1884 Бумага, акварель

Как и все сказочные образы, созданные В. М. Васнецовым, «Подводное царство» не столько плод фантазии, сколько живо наблюденная и поэтически претворенная воображением художника картина природы. Подводное царство с его изумрудными раковинами, причудливыми кораллами, все пронизанное лучами льющегося сверху света, производит впечатление прозрачной зыбкой среды.

ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ПОЛЕТАЕВОЙ 1912 Холст, масло

ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ПОЛЕТАЕВОЙ 1912 Холст, масло

Ольга Полетаева (ум. в 1961 году) —жена сына художника Михаила Викторовича Васнецова.
В портрете удачно переданы юная грация и чистота молодой женщины. Мягко, плавно очерчена вся ее фигура, особенно пластична линия нлеч и опущенных рук. Преобладает бело-розовая гамма красок. Большой высокий лоб, гладко зачесанные русые волосы, мягкие серьезные глаза, чуть удлиненный овал лица, прямой нос. В портрете чувствуется теплое отношение живописца к модели. Этим портретом завершается серия лиричных одухотворенных женских образов В. М. Васнецова, лучшими из которых являются портреты — Е. А. Праховои (1894), принадлежащий Третьяковской галерее, и В. С. Мамонтовой (1896), хранящийся в музее-усадьбе «Абрамцево».

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА ФРАГМЕНТ 1900—1926 Холст, масло

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА ФРАГМЕНТ 1900—1926 Холст, масло

На полотнах В. М. Васнецова, как и в фольклоре., всегда переплетаются фантастическое и реальное, вымысел и жизненная правда. Художник работал над картинами подолгу, оставляя их ради новых замыслов и снова возвращаясь к прерванной работе. Первый эскиз «Спящей царевны» художник пишет еще в 1882 году, в период большого творческого подъема. В других музеях хранятся эскизы 1914 и 1920-х годов. И все- таки картина осталась не подписанной, незавершенной.
В «Спящей царевне» многое идет от театральных декораций, от знаменитых «Палат царя Берендея»… Это чувствуется и в композиции, и в использовании архитектурных мотивов, и в орнаментах.
На фоне высоких древних теремов, окруженных волшебным дремучим лесом, спит царевна. Ложе ее украшено затейливым орнаментом из полевых цветов. В орнамент вплетены изображения фантастических чудищ, львов, русалок. Вокруг царевны гусляры и скоморохи с «козой», стражники, нянька с кошкой на руках, сенные девушки-подружки. У ложа, склонив головку на книгу, спит девочка. Семилеточка, маленькая «Аленушка». Звери, герои многих русских бытовых сказок, стерегут сон царевны. Спят птицы на деревьях и рыбы в пруду. Живет природа; сквозь пол терема проросли ромашки и маки, а вокруг вырос огромный лес, в котором потонуло, потерялось волшебное царство.
Стремление передать светлые волшебные грезы определяет и выбор художником цвета. Как прозрачный голубовато-зеленый ручеек, струится покрывало царевны. Нежно-розовые, голубые, тепло-желтые тона создают общий, очень тонкий, изысканный колорит картины. Только в некоторых местах даны яркие цветовые акценты (красная кофточка Семилеточки, одежды скоморохов). Все это сливается в единую перламутрово-изумрудную гамму. Как и многие картины, находящиеся в музее, «Спящая царевна» впервые экспонировалась на посмертной выставке художника, открытой в доме В. М. Васнецова в 1927 году.

Дом-музей В.М. Васнецова

Московский дом — музей Васнецова примечателен большим количеством подлинников картин, выполненных этим художником. Внутренний интерьер помещений оформлялся во многом по наметкам самого живописца, наружный облик здания придумал также лично Васнецов. В подобном сказочному терему жилище художник жил и создавал свои произведения в пору творческой зрелости, в течение более чем трех десятков лет.

К моменту приобретения земельного участка и начала строительства дома Васнецов прожил более половины отпущенного ему срока, и прожил очень насыщенно. Он обучался в Вятской духовной семинарии, где изучал и иконопись, поступил в Академию художеств Петербурга.

Учебу пришлось прерывать из-за кончины отца – нужно было помогать четверым младшим братьям (мать их умерла совсем рано). Поэтому формальное окончание Академии у Васнецова затянулось, хотя впоследствии он стал профессором живописи и действительным членом Академии художеств.

Кроме классической живописи, Васнецов занимался и другими видами изобразительного искусства. Это были портретные работы, изучение итальянских фресок и роспись киевского собора Святого князя Владимира, театральные декорации для спектаклей в театре Мамонтова. Архитектурные пробы начал с церкви и беседки на курьих ножках в усадьбе того же Мамонтова, продолжил участием в проектировании здания Третьяковской галереи.

Склонный в своем творчестве к сказочно – былинному стилю, Васнецов и собственный дом представил на эскизах как нечто из области народных сказаний. Сыграла свою роль и пора детства, проведенная в Вятской глубинке, где даже простонародные избы строились с выдумкой и подражанием сказкам.

Дом Васнецова состоит из нескольких сообщающихся зданий разной конструкции, среди которых выделяется настоящий деревянный терем с фигурной крышей.

Современный облик дома художника, особенно на виде сверху, кажется слишком миниатюрным среди многоэтажных зданий. Дом художника просто утопает в зелени и находясь в его дворе, забываешь что ты в центре мегаполиса.

Внешний вид музея Васнецова

Вблизи музей Васнецова выглядит вполне гармоничным, хотя и неординарным зданием. Затейливая конструкция особняка производит впечатление смеси нескольких построек. Выделяется в музее Васнецова деревянный терем с фигурной крышей, будто перенесенный из сказки. Типичный деревянный забор рядовой московской усадьбы с входными воротами, неброское каменное здание с минимумом декоративных деталей контрастируют с резным теремком из бревен с узорчатой крышей.

Васнецов по личному архитектурному опыту познал многообразие русских строений и на малой площади своей усадьбы создал почти полное собрание различных конструкций. В раскрытые ворота виден внутренний двор музея Васнецова, представляющий большой интерес своим оформлением.

На маленьком слайдере можно видеть парадное крылечко скромного исполнения, украшенное кованым навесом из металла. Неброско, но достойно и красиво оформлены даже дверные створки и обрамления проемов.

Разнообразно выполнено мощение площади внутреннего дворика усадьбы, наличие канализационных люков позволяет определить назначение отдельного здания – русской бани.

Приверженность традициям деревенской глубинки Васнецов сохранил наравне с привязанностью к народному стилю изобразительного искусства. Никакие профессиональные отличия и звания не превратили художника в оторванного от масс творца.

Жилые помещения

Оформленные в народных традициях общие помещения жилища небогатого семейства московских интеллигентов представлены на первом этаже музея Васнецова. Центральная комната достаточно просторна, в центре прямоугольный большой стол под белоснежной скатертью. Семейная столовая выходцев из крестьян и семьи священника Вятской губернии оформлена в простонародном стиле. Это самое скромное помещение музея Васнецова.

Самовар и заварочный чайник на подносе, несколько тарелок символизируют скромность и непритязательность обитателей жилища. Часть стены помещения обшита деревянными панелями, по верхней части украшенными узорчатой резьбой.

Уюта добавляет ковер на полу, веет теплом от протопленной печи либо это фантазии, навеянные простой и приветливой обстановкой.

В гостиной музея Васнецова также обстановка очень простая, не содержит модных тогда предметов обстановки европейского производства. Стены оставлены без отделки, как в деревенских избах родной для хозяина дома Вятской губернии. Межкомнатные перегородки выполнены из строганых досок, из обычной древесины выполнены предметы меблировки.

Гостиная в музее Васнецова может принять одновременно всю группу экскурсантов. Обстановка в помещении простая и скромная, мебель сделана либо своими руками, либо по эскизам художника. Простая лавка для сидения соседствует с оригинальным небольшим креслом, украшенным орнаментальной резьбой по рисунку Васнецова. Даже маятниковые часы заключены в резной корпус из дерева, без всякой бронзы и позолоты. В тон ковру и стенам подобраны шторы, декорирующие зарешеченные оконные проемы.

Другой угол этой же комнаты – так называемый красный, в котором по крестьянскому обычаю размещена семейная икона, оставленная в музее Васнецова навечно. Рядом с иконой цветущие вербы, освященные по православному обычаю в ближайшем храме в канун Пасхи.

Продольная стена выбрана для размещения некоторых камерных работ Васнецова – детских портретов и пейзажей вятских лесов. Меблировка представлена диваном простейшей конструкции и небольшим столиком.

Обычай украшать жилище комнатными растениями поддерживается персоналом музея Васнецова, заботливо вырастившим довольно крупную драцену.

Некоторые образцы мебели, выполненной на заказ по собственноручным эскизам Васнецова, совершенно уникальны. Обычные бытовые предметы выполнены настолько индивидуально, что оставляют впечатление сказочных ларцев из древних преданий.

Хозяин помещения привык обращать внимание на детали интерьера, сказался опыт оформления сцены для спектаклей в театре мецената Мамонтова. Некоторые образцы мебели в музее Васнецова созданы им самим по детским воспоминаниям или срисованы с музейных старинных предметов. По эскизам Васнецова мебельщики создавали эти уникальные изделия. Посетителям стоит внимательно рассмотреть детали резьбы на каждом предмете, даже петли крепления распашных дверок шкафов – и они разработаны мастером лично и неповторимы в своем роде.

В углу помещения нижнего этажа музея Васнецова рядом с резной деревянной полочкой внимание посетителей притягивает женский портрет, выполненный в нехарактерной для Васнецова живописной манере. Картина изображает супругу художника Александру Владимировну, в девичестве Рязанцеву. Женат он был на землячке из Вятской губернии Александре Владимировне Рязанцевой.

Женился Виктор Михайлович в 1877 году на землячке из Вятской губернии, также происходящей из скромного патриархального рода. Скромность и чувство собственного достоинства легко просматриваются на портрете, написанном сдержанными красками.

Наряд и даже выражение лица изображаемой олицетворяют простую и чарующую красоту русской женщины, ставшей верной спутницей жизни художника.

Отдельного упоминания заслуживают некоторые предметы меблировки гостиной. Просторный стол украшен инкрустированным гербом Российской империи, хозяйское кресло выполнено в стиле епископских сидений. Лавочка и тумбочка возле печки выполнены явно не серийным производством. Бронзовая люстра старинной работы создает впечатление именно музейной обстановки и предвкушения новых впечатлений.

Особый интерес вызывает оригинальной конструкции винтовая лестница, ведущая на второй этаж музея Васнецова. Резко закрученные угловые ступеньки позволяют обойтись при сооружении минимальной площадью, а подъем по ней похож на карусель. Ограждение лестницы украшено богатырскими атрибутами облачения, которые часто срисовывал художник.

Ограждение лестницы декорировано подлинной старинной кольчугой и другими богатырскими атрибутами облачения – шлемом, щитом, секирой и мечом. Эти предметы Васнецов достаточно часто изображал на своих картинах, так что натура всегда была под рукой.

Мастерская художника

Рабочая мастерская Васнецова была реально громадных размеров, высота потолков не менее 6 метров. Такие габариты требовались для написания крупных полотен, которых у художника было немало. В помещении мастерской сохранена подлинная мебель, которую художник использовал для краткого отдыха при перерывах в достаточно утомительной работе. Для посетителей музея Васнецова предлагаются специальные сиденья, раритетная мебель ограждена от прикосновений.

На стенах мастерской размещены только подлинные произведения художника, написанные именно в этом помещении. Посетительницы с ребенком учат малыша определять в натуре картины из буклета музея, мужчина в дальнем углу рассматривает один из немногочисленных портретов – коллеги Васнецова по Товариществу передвижников М.В. Нестерова.

Помещение подобных габаритов нуждалось зимой в индивидуальном отоплении, и печь из белого камня здесь была предусмотрена. На перекрытии для украшения помещена скульптура всадника, борющегося с драконом – скорее всего, это собственный опыт Васнецова, охотно пробующего свои способности в смежных областях искусства.

У печной топки, которая после внедрения в доме центрального отопления осталась только декорацией, установлена длинная крестьянская деревянная скамья. Справа к печи прислонены современная металлическая стремянка для ухода за картинами. Здесь же старинные раскладные лестницы, которые использовал сам художник при работе над самыми масштабными картинами.

В просторной мастерской музея Васнецова собраны многие подлинники его картин, написанных в период проживания в собственном московском доме. Здесь можно видеть поздний вариант полотна Ковер-самолет, законченный в 1926 году. Впрочем, такие даты окончания стоят на многих картинах, находящихся в мастерской, и это дата смерти художника. Он имел обыкновение вносить изменения в свои произведения постоянно, тем более здесь они были совершенно ему доступны. Васнецов иногда договаривался с хорошо ему знакомым Третьяковым о поправках на уже выставленных на обозрение посетителей галереи произведениях.

Так вот, этот Ковер-самолет иллюстрирует сюжет известного сказания, где царевич Иван бежит с возлюбленной из плена. С таким же названием Васнецов написал еще одну картину, в 1912 году, для кабинета мецената и промышленника Мамонтова (хранится в художественном музее Нижнего Новгорода). Там Иван летит один, освещая дорогу огромным фонарем. Здесь сюжет сказки не использовался, картина символизировала паровоз – Мамонтов в этот период строил российские железные дороги.

Сюжет другой сказки – основа расположенной рядом картины Сивка-бурка, где Васнецов старался добросовестно выразить быстрое движение. Однако знатоки его творчества отмечают, что именно движение стало хуже удаваться Васнецову после 1922 года, когда большевики начали активно пропагандировать атеизм и притеснять священников. Предполагают, что в этом проявились скрытые разногласия и недовольство художника Советской властью.

Музей Васнецова демонстрирует наиболее выразительные картины, побывавшие на выставке в США. В мастерской посетителям предстают картины на сюжеты известнейших русских сказок – Царевна-Несмеяна и Кощей Бессмертный, которые переданы с большим мастерством. Картины, написанные в канун революционных событий, еще прописаны достаточно филигранно, достоверно преподносят многочисленные детали обстановки и сами сказочные сюжеты.

Вместе с другими работами Васнецова эти картины побывали в 1924 году в Америке на выставке русского искусства и имели большой успех у тамошней публики. Молодая страна, многим обязанная еще царской России в достижении независимости, пока положительно воспринимала и новую российскую власть, и ее культурные мероприятия.

В плане отношения Васнецова к революционным событиям толкуют искусствоведы и изобразительный стиль картины Баба-яга, написанной в 1917 году. Здесь художник прекрасно передает стремительность движения отрицательной героини народных преданий, ее хищнические повадки.

Однако ужас сюжета с похищенным ребенком, костями на болоте и даже красный цвет юбки Бабы-яги почему-то трактуются как неприятие Советской власти, мотивируют это происхождением Васнецова из семьи священника и приверженностью патриархальному укладу жизни.

Картина Царевна-лягушка также вызывает подобные комментарии, уже в плане некой отстраненности всего окружающего и от танцующей царевны, и от аккомпанирующих ей музыкантов. Все эти идеологические изыскания вызывают глубокое сомнение. Их авторы упорно стараются найти оппозиционеров революции там, где их нет.

Совершенно не оправдывая октябрьский переворот 1917 года, хотелось бы от искусствоведов слышать объективную оценку произведений искусства, а не подтасовки.

Одна из самых масштабных работ Васнецова, представленных в его мастерской – Спящая царевна, писать которую художник начал ровно с началом прошлого века. Здесь ставить датой окончания картины год смерти автора уже не вполне логично, даже если мастер вносил какие-то правки, то ведь не переделывал принципиально.

Многие справедливо считают эту картину одной из вершин творчества Васнецова, здесь слились его художественные способности живописца и талант театрального декоратора. Весь изображенный антураж – готовый эскиз декорации на сюжет, объединяющий сказки Пушкина и Шарля Перро с похожими названиями.

Поразительная тщательность передачи деталей и проработка образов просто завораживает посетителей музея Васнецова.

Призывать читателей обзора посетить музей Васнецова кажется совершенно излишним, само перечисление демонстрируемых здесь произведений – вполне достаточный анонс. Такая концентрация произведений одного автора в одном месте крайне редко встречается, и этим нужно обязательно пользоваться. Это относится не только к любителям живописи, но и ко всем любознательным и просто культурным людям.

Оцените статью