Отклонение от проекта при строительстве дома судебная практика

Решение

Дело: 2-997/2015

Дата опубликования: 17 февраля 2015 г.

Октябрьский районный суд г. Новороссийска

Именем Российской Федерации

13 февраля 2015г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Схудобеновой М.А.,

при секретаре Щербаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Анюшина ФИО12, Анюшиной ФИО13 к администрации муниципального образования об обжаловании отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров строительства индивидуального жилого дома

У С Т А Н О В И Л :

Заявители обратились в суд с заявлением к АМО об обжаловании отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров строительства индивидуального жилого дома, указав в обоснование, что являются сособственниками жилого дома и земельного участка .

В обоснование заявления указали, что принадлежащий им земельный участок имеет треугольную форму и перепад высот порядка четырех метров. На основании ст. 40 ГрК РФ обратились в АМО по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, установленным градостроительным планом, без отступа от домовладения ответчика. Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания, на которых комиссия решила, что возможно дать разрешение на отклонение от предельных параметров строительства, но по причине возражения соседей ФИО9, в выдаче разрешения было отказано.

Поскольку домовладение полностью подпадает под формулировку ст. 40 КрК РФ, возражения соседей о предполагаемых нарушениях инсоляции основаны на мнении, более того соседи являются правопреемниками бывшего владельца, который дом построил самовольно, без отступа от смежной границы, при оформлении земельного участка его границы были согласованы при условии, в свою очередь, строительства ими дома без отступа, действия ответчика нарушают их права и создают препятствия на строительство дома на своем земельном участке без сноса единственного жилья, имеющего 1947 год постройки и жилую площадь 22 кв.м..

Просят суд признать незаконным отказ в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров строительства и обязать выдать разрешение на строительство нового дома с отклонением от предельных параметров, установленных градостроительным планом, по меже без отступа от соседнего домовладения и по фасадной линии участка.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Анохин Г.В. и Анохина Е.В..

В судебном заседании Анюшин М.А. и Анюшина МЯ. На удовлетворении заявления настаивали и суду пояснили, что ранее домовладение и земельный участок представлял одно целое. Сособственником был ФИО6, который снес свою часть дома и без их согласия, построил дом площадью 209 кв.м.. Они судились с ним, но в иске было отказано. В целях узаконивания своей части дома, по их просьбе, и с учетом согласования и ими строительства на меже, они подписали ему акт согласования границ земельного участка, что позволило ему зарегистрировать право собственности на самовольную постройку. В последствии ФИО9 купили у Наумено домовладение, следовательно письменные договоренности в порядке универсального правопреемства перешли к ним. Поскольку имеют старое домовладение, решили улучшить жилищные условия, но в отличие от соседей, сделать это законным способом и получить разрешение на строительство. Подготовив необходимые документы обратились в АМО за получением разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, поскольку земельный участок имеет треугольную форму и большой перепад высот, были проведены публичные слушания, но АМО им отказала ввиду отсутствия согласия соседей. Считает, что при такой форме земельного участка. Перепаде высот, отсутствия возможности снести старое домовладение и с учетом ранее состоявшихся договоренностей по границам земельного участка, отказ не законен. Мнение соседей не является обязательным. Прав их не нарушают, поскольку инсоляция соблюдается. Более того, их правопредшественник, не заботился об инсоляции и построил самовольной дом на меже.

Представитель АМО против удовлетворения заявления возражала, считая отказ законным ввиду отсутствия согласия соседей.

Заинтересованные лица Анохин Г.В. и Анохина Е.В. против удовлетворения заявления возражали, пояснили, что им ничего не известно о договоренностях с предыдущим собственником о строительстве на меже. Считают, что при таком строительстве будет нарушена инсоляция, по крайне мере в одной комнате. Расчетов не производили, это их мнение.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ч.ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.255 ГПК РФ и ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

Как следует из содержания заявления, ФИО8 обжалуют отказ в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

В соответствии со ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Порядок проведения публичных слушаний установлен Приложением к решению городской Думы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N 266 «О порядке проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «.

Частью 3, 4 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено, что заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных ст. 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Частью 5, 6 статьи предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Постановлением АМО № от ДД.ММ.ГГГГ назначена дата проведения публичных слушаний по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ФИО8 для земельного участка с КН 23:47:0305051:35 расположенного по адресу в части: размещение объекта капитального строительства от границы смежного земельного участка №20а по — без отступа, от границы по фронту — без отступа, на ДД.ММ.ГГГГ г..

Публичные слушанию были проведены ДД.ММ.ГГГГ с участием смежных землепользователей, заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» от ДД.ММ.ГГГГ № 38-39.

Решением АМО , выражены в письме от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства для земельного участка в , до урегулирования спора со смежным землепользователем.

Согласно пункту 7 статьи 40 ГрК РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Принятый ответчиком обжалуемый ненормативный правовой акт вопреки требованиям ч. 6 ст. 40Градостроительного кодекса РФ не содержит мотивированных причин, по которым заявителю отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного

Указанный немотивированный отказ не позволяет заявителю определить конкретные нарушения, препятствующие получению разрешения, а также в целях их устранения представить в полном объеме весь необходимый пакет документов для получения положительного решения.

Согласно тексту решения, единственным основанием к отказу послужило мнение смежного землепользователя. При этом судом учитывает, что указанное мнение объективными доказательствами, свидетельствующими о нарушениях прав, в случае строительства с отклонением от параметров строительства, не подтверждены, напротив, опровергается Схемами расчета продолжительности инсоляции предоставленными заявителями.

Судом учитывается, что земельный участок заявителей имеет треугольную форму, и перепад высот порядка четырех метров. На земельном участке заявителей имеется жилой года постройки, жилой площадью 22 кв.м., расположенный без отступа от межи, поскольку земельный участок образован в результате его раздела, после осуществления смежным землепользователем строительства жилого дома без разрешительной документации, что установлено решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г.. Судом так же учитывается акт согласования границ со смежным землепользователем, который был согласован в существующих границах, с условием строительства ФИО8 по смежной границе.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ не основан на действующем законодательстве и заявители вправе улучшить свои жилищные условия за счет строительства жилого дома на принадлежащем им земельном участке с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Заявление Анюшина ФИО14, Анюшиной ФИО15 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования в выдаче ФИО2, ФИО1 разрешение на отклонение от предельных параметров строительства для земельного участка с КН 23:47:0305051:35 расположенного по адресу в части: размещение объекта капитального строительства от границы смежного земельного участка №20а по — без отступа, от границы по фронту — без отступа и обязать устранить допущенные нарушения закона.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.02.2015 г.

Энциклопедия судебной практики. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (Ст. 40 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Ст. 40 ГрК)

1. Нормы ст. 40 ГрК РФ обязывают правоприменителя находить разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды

По своему смыслу в системе действующего правового регулирования [нормы ст. ст. 39, 40 ГрК РФ] обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае — с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов — разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере — с другой. Иное расходилось бы с конституционными принципами гуманизма, верховенства права и ответственности за сохранение исторического и культурного наследия перед будущими поколениями.

По своему смыслу в системе действующего правового регулирования [нормы ст. ст. 39, 40 ГрК РФ] обязывают правоприменителей, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае — с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов — разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере — с другой.

2. Выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должна предшествовать самому строительству

Выдача разрешения на строительство, осуществляемая на основании положительного заключения государственной экспертизы, должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. Застройщик вправе приступить к осуществлению строительных работ только при условии получения разрешения на строительство.

3. Комиссия, уполномоченная принимать решения в порядке ст. 40 ГрК РФ, — это комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации

Исходя из системного толкования норм действующего градостроительного законодательства, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, следует, что под комиссией, уполномоченной принимать решения в порядке ст. 39, 40 Градостроительного кодекса РФ, является комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации.

4. Проведение публичных слушаний в порядке ст. 40 ГрК РФ является обязательным, а их результат подлежит учету главой местной администрации

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

По смыслу положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается по результатам публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

5. Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер

Итоговое решение принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения). Поэтому возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит указанной норме Градостроительного кодекса.

Из содержания пункта 6 статьи 40 Градостроительного кодекса следует, что при наличии итогового документа о даче разрешения и соответствующих рекомендаций глава администрации вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении такого разрешения.

Возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит вышеприведенным нормативным положениям.

Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и не относится к правовым актам, обязательным для исполнения, а несоответствие процента застройки земельных участков максимальному проценту, установленному правилами, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса о предоставлении ему разрешения на отклонение в отношении этих земельных участков, но не влечет обязанность администрации выдать такое разрешение.

По смыслу положений ст. 40 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступившего заключения о результатах публичных слушаний. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения). При этом любое заинтересованное лицо, не согласное с принятым органом местного самоуправления решением по вопросу о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вправе обжаловать его в судебном порядке. Поэтому возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное наличием заключения по результатам публичных слушаний противоречит указанной норме Градостроительного кодекса.

Заключения о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления

Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органа местного самоуправления и не относятся к правовым актам, обязательным для исполнения. При этом, как указано выше о проведении публичных слушаний население муниципального образования извещалось заблаговременно.

6. Принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречит ст. 40 ГрК РФ

Является правильным вывод суда первой инстанции о том, что принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречило бы взаимосвязанным положениям статьи 40 ГрК РФ с учетом их смысла, выявленного Конституционным Судом РФ, а вывод апелляционного суда об обратном не соответствует нормам материального права, применимым к данному правоотношению.

7. В решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства необязательно указывать причины вынесения такого решения

Статья 40 ч. 5 Градостроительного кодекса РФ не содержит обязательного указания в решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства причин такого решения, поскольку изданию указанного постановления предшествует работа компетентных органов в соответствии с действующим законодательством.

8. Отсутствие в градостроительном регламенте минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков не препятствует обращению лица с заявлением в порядке ст. 40 ГрК РФ

Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие в градостроительном регламенте города минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков не препятствует обращению предпринимателя с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

9. Для подачи заявления в порядке ст. 40 ГрК РФ необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащем реконструкции

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно указал, что с учетом правовых норм, которыми закреплено, что при обращении за разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции и проведении самой реконструкции, в результате которой происходит уменьшение общего имущества, возможно только с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, и установленных обстоятельств, администрация города обоснованно отказала собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе заявителю, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.

10. Закон не запрещает отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение

Ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение.

Как правильно указал суд, ни Кодексом, ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение.

11. Несоответствие площади земельного участка правилам землепользования и застройки само по себе не обязывает администрацию города выдавать разрешение на отклонение этого земельного участка от минимальных размеров

Несоответствие площади земельного участка минимальной площади, установленной градостроительными регламентами для зоны Ж-1 в составе Правил землепользования и застройки города, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешение, учитывая лишь факт несоответствия площади земельного участка правилам.

12. Суд не вправе принимать на себя функции по выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства

Арбитражный суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров.

Исходя из положений статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров.

13. Заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации комиссии должны быть подготовлены с учетом мнения участников публичных слушаний

Подобное регулирование — при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке, — призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование — при том, что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, — призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.

Градостроительный кодекс предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование — при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, — призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.

14. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления

Из статьи [40 Градостроительного] кодекса следует, что предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты соответствующими отклонениями.

15. Возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента

Установленная Правилами землепользования и застройки возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, с учетом положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента. Соответствующие отклонения допускаются лишь в установленном законом порядке при получении необходимого разрешения, которое, в свою очередь, должно содержать мотивированные причины несоблюдения установленных параметров строительства.

Иное означает умышленное нарушение предпринимателем установленных градостроительным законодательством норм и правил, в том числе локального характера.

16. ГрК РФ не содержит норм, ограничивающих уполномоченные государственные органы в изменении параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и связывает его возможность с соблюдением требований по порядку принятия соответствующего решения

Положением части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Системное толкование приведенных норм права позволяет судебной коллегии придти к выводу о том, что, несмотря на то, что действующее законодательство связывает возможность использования земельного участка непосредственно с установленными в отношении него градостроительным регламентом параметров использования, такие параметры могут быть изменены.

При этом градостроительное законодательство не содержит в себе каких-либо норм права, ограничивающих уполномоченные государственные органы в таком изменении, но связывает его возможность с соблюдением требований по порядку принятия такого решения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на июль 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.

Читайте также:  Варианты каркасных домов с мансардой
Оцените статью