Социальный проект «Тепло добрых сердец»
Проект детского дома, направленный на развитие духовно- нравственных качеств личности у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt_teplo_dobryh_serdec.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект социальной направленности
«Тепло добрых сердец»
С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.
Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения .
Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».
В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».
Основные положения концепции:
- Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
- Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
- Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной культуры русского народа.
В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:
1. Гендерное воспитание.
2. Духовно — нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.
Особенность воспитательной системы учреждения состоит в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.) .
Такие мероприятия способствуют духовно — нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.
Духовно-нравственное воспитание так же включает в себя:
- физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
- трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
- интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
- гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
- эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
- нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
- эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
- благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)
Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.
Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и помощи нуждающимся.
Цель проекта : гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.
- Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
- Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
- Формировать потребность в саморазвитии
- Развитие творческих способностей.
Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в доме ветеранов п. Прохоровка, дети — инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.
Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации: совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.
Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект дает возможность детям детского дома проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость в решении социальных проблем.
Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.
Данный проект может быть реализован только при наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.
Имеющиеся средства, ресурсы и условия
В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог — психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец» в детском доме имеется цифровой фотоаппарат.
Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:
- приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
- закупки книг детям — инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
- изготовления фотоальбома «Тепло добрых сердец».
- приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
- приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для детей и совместных мероприятий воспитанниц и детей- инвалидов,
- закупки канцелярских принадлежностей,
- оплаты транспортных расходов,
- организации чаепития,
- закупки интеллектуальных игр.
Срок реализации проекта
На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года — май 2012 года).
Социально-педагогический проект как форма взаимодействия педагогов НОО по достижению социальной компетентности обучающихся в условиях детского дома-школы
Мы переживаем период переоценки ценностей. «Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе» — все это ставит ребенка в тяжелое положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества.
Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Основой организации воспитательной работы в условиях детского дома актуальными являются:
- понятие о «социализации», как процессе вхождения ребенка в социальную среду;
- усвоения им социального опыта;
- освоение и приобретение системы социальных связей.
Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
- в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением,
- в условиях «социального сиротства»,
- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности,
- в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоение детьми социального опыта.
- У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.
- Бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину.
- Поверхность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви.
- Неразвитость механизмов управления своим поведением.
- Иждивенческая позиция, отсутствие бережливости и ответственности.
- Инфантилизм, замедленное самоопределение.
- «Перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Чем в большей мере выражены признаки неблагополучия у ребенка, тем в большей мере он нуждается в активной дифференцированной помощи.
Младший школьный возраст характеризуется социальной ситуацией развития, вводящей ребенка в строго нормированный мир отношений (мир взрослого).
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
В начале зарождения фестивального движения школьный тур интеллектуального марафона был представлен набором мероприятий: конкурсы, викторины, творческие предметные недели, олимпиады.
В связи с введением государственного образовательного стандарта (национально-регионального компонента) видение проблемы стало иным. Интеллектуальные игры приобрели надпредметную направленность. В своей практике мы стали использовать сюжетно-ролевые игры.
Но анализ областных контрольных работ показывал, что учащиеся начальной школы имеют:
- невысокий уровень владения культурой работы с информацией;
- низкий уровень социализации;
- в виду недостаточных практических умений затрудняются применять знания к реальной жизненной ситуации.
Поэтому стали искать новые формы и методы работы.
В 2004-2005 учебном году коллектив учителей начальных классов вышли на метод проектов. Считаем, что одной из форм совместной деятельности и социального взаимодействия является социально-педагогический проект. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на формирование таких умений:
- выбирать лучшее решение,
- сотрудничать, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы,
- оценивать результат своей деятельности и деятельности других,
- самостоятельно или с помощью взрослого осуществлять поиск нужной информации,
- выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности,
- отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»,
- планировать деятельность-время, ресурсы; принимать решение.
Эти умения необходимо формировать в этом возрасте, так как в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Коллектив учителей начальных классов ГКОУ СО «Серовского детского дома-школы» вот уже несколько лет, как реализует социально-педагогические проекты во внеурочной деятельности. Нами созданы следующие проекты:
- 2004-2005 уч.г. – «Здоровому всё здорово»
- 2005-2006 уч.г. – «Без ученья – нет уменья»
- 2006-2007 уч.г. – «Душа – мой внутренний мир»
- 2007-2008 уч. г. – «Здесь наша пристань. Здесь наш общий дом».
- 2008-2009 уч.г. – «Мой Серов, мой любимый город».
- 2009-2010 уч.г. – «Этих дней не смолкнет слова».
- 2010-2011 уч.г. – «Дорога в космос».
Данные проекты имеют долговременный характер и реализовывались в течение одного учебного года.
Участниками проектов являются обучающиеся, воспитанники, учителя начальных классов, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Тему проектов выбираем совместно с детьми путем анкетирования, исходя из проблем обучающихся, воспитанников. И начали мы с проблемы физического здоровья детей, целью которого стало расширение представлений обучающихся, воспитанников о социальном значении своего здоровья, здорового образа жизни. Результатом явилось написание журнала «Здоровому всё здорово». (Приложение 1)
Целью проекта «Без ученья – нет уменья» являлось расширение представлений обучающихся, воспитанников о роли знаний в жизни человека. Результатом этого проекта стало создание сборника «Учить-учиться», куда вошли пословицы, поговорки, развивающие игры, подборка литературных произведений, раскрывающие роль знаний. (Приложение 2, Приложение 3)
Реализация проекта «Душа – мой внутренний мир» осуществлялась по 4 направлениям:
- Умей делать добрые дела;
- Чем сердиться – лучше помириться;
- О привычках полезных и вредных;
- Твои достижения – твой жизненный успех.
Целью данного проекта стало воспитание у обучающихся, воспитанников нравственных качеств личности.
В каждом классе, группе была создана копилка добрых дел, ребята заводили трудовые книжки, где записывали «добрые» дела, поступки. Ежемесячно подводились итоги.
Итогом работы над I этапом работы был проведен театрализованный праздник «Будем делать хорошо, а не будем плохо».
В рамках реализации проекта на II его этапе были проведены занятия по этикету, организована выставка книг по теме, проведены игры-драматизации, открытая педагогическая форма «Передай добро по кругу», конкурс чтецов.
На III этапе проекта был проведен конкурс рисунков «Я представляю вам себя», беседы «О привычках полезных и вредных», рыцарский турнир «Вперед, мальчишки!». Этап закончился праздником «Наши достижения».
IV этап работы включал:
— Марш-бросок «Земля – наш дом родной», где ребята нарисовали плакаты на экологическую тему, придумали лозунги, листовки расклеивали по улицам, прилегающим к школе, а затем приняли участие в экологическом субботнике; круговая беседа-представление «Я и мои таланты».
Заключительным мероприятием и итогом работы за год стала «Ярмарка талантов», где каждый класс представил творческий отчет о работе в своем коллективе.
Тема следующего проекта была определена знаменательной датой в истории детского дома-школы – 80-летие со дня его основания, целью которого было воспитание нравственной компетентности личности обучающихся, воспитанников, чувство патриотизма, гражданственности к родной школе, педагогам, сотрудникам детского дома-школы.
Ребята с большим желанием приняли участие в акции «80-летию детского дома-школы – 80 добрых дел».
Реализация проекта осуществлялась по 4 направлениям:
- Из истории школы;
- Ими гордиться школа;
- Юбилей опять в наш дом пришел;
- Пусть о школе каждый год
Слава добрая растет.
Ребята познакомились с историей детского дома через мультимедийные проекты «Наша школа», «Наша школа вчера и сегодня», встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками детского дома-школы.
II этап работы над проектом включал школьный тур интеллектуального марафона «Навстречу юбилею», который проходил в два этапа:
I этап – предметные олимпиады в 1-4 классах, содержание заданий состояло из материалов о детском доме.
II этап – «Это наша с тобой биография».
В рамках интеллектуального марафона прошел конкурс чтецов «Малой родине посвящается…».
Учащимися была представлена портретная галерея-вернисаж «Мой любимый педагог».
В рамках проекта прошло блиц-интервью у работников детского дома-школы «Ваше мнение», учащиеся писали сочинения «Моя школа», проходил конкурс «Приглашение на вечер старых друзей», была организована выставка «Наши достижения».
Учащиеся начальной школы были активными участниками торжеств, посвященных 80-летию детского дома-школы. Они читали стихи, танцевали на главной сцене города.
Заключительным мероприятием работы над проектом стал праздник «Прощание с начальной школой» — церемония вручения премии «Звездный час», на котором были представлены учащиеся 4 класса в разных номинациях, а представляли их ребята всех классов.
Проект «Мой Серов, мой любимый город» был посвящен 115-летию со дня рождения города Серова. (Приложение 4)
Этапы работы.
- Подготовительный: (сентябрь)
а) постановка проблемы;
б) составление маршрутной карты реализации проекта. - Основной:
- История города (октябрь)
- Серов – город металлургов! (ноябрь-декабрь)
- Серов – это нация! (январь-февраль)
- Серов – культурный центр (март-апрель)
- Аналитический:(май)
Защита проекта в форме мультимедиа – шоу.
В рамках проекта прошел конкурс рисунков «Мой Серов», проводили исследовательскую деятельность по изучению истории улиц города, прилегающих к детскому дому. Данная работа позволила расширить знания об источниках информации – мы побывали в городском архиве (Приложение 5).
Также в рамках проекта проходило познание ребенком самого себя, своих близких и родных, живущих в городе Серове. Полученная информация была оформлена в виде стенгазеты “Все мы родом из Серова”.
Еще одним видом работы стала поисковая деятельность по теме “Серовцы – герои Великой Отечественной войны”. За информацией мы обращались в городской военкомат, совет ветеранов, Центр детского творчества. По результатам работы была оформлена стенгазета.
Результатом стало создание мультимедийного фильма о городе Серове.
Тема следующего проекта была определена знаменательной датой нашей страны — 65-летие со дня Победы над фашизмом.
Большую исследовательскую работу провели мы с ребятами на одном из этапов проекта «Серов в годы войны» (Презентация 1): познакомились с мемориалами, которые есть в городе, узнали, где располагались госпиталя, какой вклад внесли предприятия города в борьбе с фашизмом; организовывали встречи с ветеранами войны, ветеранами труда, с теми, кто во время войны был ребенком. Результатом работы над данным проектом стало участие в областной эрудит-игре «Интеллектуальная радуга» среди воспитанников учреждений государственного воспитания, где ребята заняли одно из призовых мест.
В прошлом учебном году мы реализовывали проект «Дорога в космос», посвященный 50-летию со дня первого полета человека в космос.
Данный проект стартовал 15 ноября 2010 года. I этап проекта – «Первооткрыватели космоса», в ходе которого ребята расширили знания по астрономии, узнали о достижениях в области космонавтики, о жизни первого космонавта Ю. А. Гагарина.
В связи с этим каждый класс стал экипажем Центра подготовки и испытания юных космонавтов, ребята придумали название, девиз. Было организовано соревнование между членами экипажа.
В нашем Центре подготовки были приняты космические правила, велся бортовой журнал, где описывалась вся проделанная работа ребятами, их достижения (Приложение 6).
Считаем, что повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения и воспитания возможно с помощью проектной деятельности обучающихся, воспитанников.
Результатом работы над проектами стало участие учащихся I ступени:
- в городском туре фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (за последние 5 лет практически занимаем призовые места);
- в областном образовательном проекте «ОКР» учащихся 4 класса, которые подготовили экскурсию по любимым местам города Серова;
- в региональной игре среди воспитанников учреждений государственного воспитания;
- достаточный уровень подготовленности учащихся коррекционно-развивающего обучения к переходу на П ступень.
В результате совместной деятельности детей и взрослых рождается новое для ребёнка, выделенное и построенное им самим. Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» находят силу и уверенность.