Урок технологии по теме: «Интерьер жилого дома»
Разделы: Технология
Тема программы: Культура дома.
Тема урока: Интерьер жилого дома.
Цели урока:
- образовательная – познакомить учащихся с понятием “интерьер”, его историей, требованиями к оформлению помещений;
- воспитательная – воспитывать у учащихся чувство ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия;
- развивающая – продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать;
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентаций при объяснении нового материала, тестирование, практическая творческая работа, блиц-опрос (работа в группах).
Объекты труда: тетради, цветные карандаши, чертежные принадлежности, учебники.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, история, экология, биология, информатика.
Материально-техническое оснащение:
- Эскизы интерьеров и вариантов оформления окон.
- Таблички с новыми словами и профессиями.
- Тестовое задание.
- Черно-белые карточки-задания с эскизами окон.
- Презентации.
- Экран, компьютер, проектор.
Литература для внеклассного чтения учащихся: различные журналы с материалами по интерьеру жилого дома.
I. Организационная часть
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
II. Изложение нового материала
Этот этап урока проходит в виде беседы по следующим вопросам: понятие интерьера; история интерьера, требования к оформлению интерьера; цветовое решение оформления интерьера; зрительные иллюзии в интерьере; профессии дизайнера, стилиста, колориста, художника- модельера.
Дизайн – означает художественно проектную деятельность по созданию промышленных изделий и формированию целостной предметной среды, окружающей человека (в том числе квартиры).
Интерьер в переводе с французского – “внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома. Это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений (комнат, прихожей, кухни, санузла) и мебель, декоративное убранство и различное оборудование.
Декоративное убранство объединяет в себе утилитарные (необходимые в повседневной жизни) и декоративные элементы, украшающие быт человека: ковры и напольные покрытия, посуду, цветы, картины, музыкальное оформление.
При оформлении жилища особое внимание уделяется трем основным качествам:
Функциональным, когда жилище способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначении. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным.
Гигиеническим, совокупность которых учитывается при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования и т.д.
Эстетическим, то есть гармонии вещей и пространства, их целостность и согласованность.
Квартиры соответствуют характеру хозяина, его привычкам, мировоззрению. Это главное условие при разработке интерьера, который может строго соответствовать какому-нибудь уже сложившемуся историческому или этническому стилю.
Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств.
Исторические и современные стили интерьера (см. Приложение 3).
Готический стиль (2 пол.XII –XV вв.) – огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, гигантские ажурные башни.
Барокко (XVII – начало XVIII вв.) – величие, пышность, пространственный размах.
Классицизм (XVIII – начало XIX вв.) – спокойствие и утонченность, богатство и величие.
Минимализм – предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов, работа большими плоскостями, графичность.
Кантри – светлый, исключительно натуральные материалы (дерево, камень и т.д.), обилие текстиля.
Техно – сочетание современных технологий и особой атмосферы световых эффектов.
Цвет имеет громадное значение в жизни каждого из нас и оказывает большое влияние на зрительное восприятие. Цветовое решение Вашего дома – один из важнейших элементов интерьера.
Все цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый.
Хроматические цвета разделяются на “теплые” и “холодные”.
К теплым тонам относятся такие как: красный, оранжевый, желтый. Эти цвета являются “выступающими” и помещения, окрашенные в такие тона кажутся меньше. Под их воздействием настроение человека повышается, он становится жизнерадостнее, бодрее, появляется желание действовать. Поэтому их рекомендуют и считают подходящими для окраски тех помещений, в которых осуществляется активная деятельность, т.е. в которых человек проводит больше всего времени и работает: общей комнаты, “детской”, рабочего кабинета, столовой. Окрашенные в теплые цвета комнаты, окна которых выходят не на солнечную сторону, менее освещенные, кажутся солнечными и приветливыми.
К холодным (пассивным) относятся синий, зеленый, фиолетовый. Эти цвета и их производные тона не только успокаивают, но и создают впечатление большей просторности. Они подходят для окраски помещений, предназначенных для отдыха, а также для комнат, сильно освещенных и нагреваемых солнцем, внося некоторое успокоение.
Практические советы:
- при светлой окраске стен помещение кажется шире и выше;
- темные контрастные стены визуально сужают вашу комнату;
- потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен и ниже, если темнее;
- обои с вертикальными элементами узора, делают комнату более высокой.
Большую роль играет освещение дома. Наши глаза устроены так, что они видят предметы освещенными. При дневном солнечном свете – естественном освещении – этого достичь легко, практически в каждом помещении квартиры предусмотрено окно.
С наступлением сумерек искусственное освещение становится практически единственным источником света.
Среди многообразия осветительных приборов следует различать светильники общего (главного), местного, комбинированного, направленного освещения, декоративные и светильники-ночники.
Главным освещением является общее. Для такого освещения светильники помещают в центре потолка, если необходимо осветить одну какую-то зону, применяют местное освещение.
III. Первичное закрепление
IV. Изложение нового материала
Оформление оконных и дверных проемов.
Записать в тетради определения “портьеры”, “гардины”, “шторы”, “жалюзи”, “ламбрекен”.
Невозможно представить себе жилище, которое не имело бы связи с внешним миром. Главными проводниками наряду с входными дверями в нем являются окна.
Дизайн окна – один из основных элементов интерьера. Окна в помещении служат не только для освещения и вентиляции, но и несут декоративную нагрузку. Интерьер современного жилища многообразен и неисчерпаем фантазией того, кто его обустраивает. Порой одна единственная деталь может заставить интерьер заиграть по-новому. Речь идет о карнизах.
Сегодня карнизы можно разделить на два вида: декоративные (украшают окно и придают шторе законченный вид) и функциональные (служат для поддержки штор и обычно невидны за тканью).
Также важным элементом дизайна окна (да и помещения в целом), являются занавеси. Их длина может быть различной: до пола, чуть выше пола, до подоконника, чуть ниже подоконника. Для изготовления занавесей используют различные ткани по плотности, цвету, узору в зависимости от их функций. Плотные ткани обеспечивают оптическую, звуковую, тепловую изоляцию. Легкие, прозрачные ткани рассеивают солнечные лучи, смягчают резкость освещения, придают помещению уютный вид.
Часто в помещении, оклеенном одноцветными обоями, вешают занавеси с узором.
Большое значение для внешнего вида занавесей играет наличие мелких деталей и аксессуаров: каймы, карнизов, подхватов (шнуров, застежек, лент), а также различных драпировок.
Шторы – это занавеси из непросвечивающих тканей. Они бывают подъемными и раздвижными.
Гардины – это занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева, которые разнообразно и свободно драпируются.
Портьеры – занавеси на двери и окна из непросвечивающейся плотной ткани.
Ширина занавесей определяется в зависимости от ширины оконного проема и плотности ткани. Занавеси из очень тонкого материала должны быть в три раза шире окна, из более плотного – в два раза, а из самого плотного в полтора.
Ламбрекен – это широкая оборка, полоска ткани, форма которой должна соответствовать стилю занавесок и интерьера.
Занавеси могут быть симметричны и асимметричны по отношению к окну.
– Какими свойствами должна обладать ткань, из которой изготавливаются занавеси?
Варианты оформления окна.
V. Практическая работа
На этом этапе урока проводится работа с черно-белыми карточками-заданиями с изображениями эскизов окон.
Необходимо нарисовать и раскрасить оформление окна.
По окончании работы презентация лучших работ по следующим критериям: выбор цветового и орнаментального решения, модели занавесей
VI. Закрепление изученного материала в форме блиц-опроса
Класс делится на бригады. Вопросы задаются по очереди каждой бригаде. Если никто из ее членов не знает на него ответ, то вопрос переадресуется другой бригаде. Результаты блиц-опроса фиксировать на доске в таблице.
- Перечислите основные цвета.
- По какому признаку тона относят к теплым или холодным?
- Назовите ахроматические цвета.
- Что такое интерьер?
- Какой зрительный эффект оказывает яркий крупный рисунок на обоях?
- Какому рисунку следует отдать предпочтение, если вы хотите добиться, чтобы комната казалась шире и выше?
- Какого эффекта мы достигнем, если оклеим комнату обоями с рисунком, представляющим собой узкие вертикальные линии?
- Перечислите основные требования к оформлению интерьеров.
- Как называются занавеси из непросвечивающихся тканей на окнах?
- Как шторы светлых тонов влияют на размер комнаты? А темных тонов?
- Как называются занавеси на окне из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, кружева, сетки, которые разнообразно и свободно драпируются?
- Как называются занавеси на двери из непросвечивающейся плотной ткани?
- Для чего они используются?
- Как называется ряд пластин, соединенных между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться. Изолируя комнату от улицы?
- Какими качествами должен обладать дизайнер?
Подсчитывается количество правильных ответов каждой бригады. Учитель выставляет оценки, проводит мини-интервью о том, интересны ли были сведения, которые учащиеся узнали на уроке, где можно применить эти знания на практике, благодарит детей за продуктивную работу.
VIII. Домашнее задание
Изобразить в тетради оформление окна в цвете (Приложение 2):
- 1 бригада – общей комнаты;
- 2 бригада – кухни;
- 3 бригада – “детской”.
Продумать защиту своей идеи.
Литература:
- Технология. Учебник для учащихся 6 класса под ред. В.Д. Симоненко. – М. Ветана-Граф. 2004.
- Поурочные планы по учебнику “Технология. 6 класс” (В.Д. Симоненко). – Учитель-АСТ. 2003.
- Технология. Конспекты уроков, элективные курсы: 5 – 9 класс (Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова). – ООО “5 за знания”. 2006.
- Золотая коллекция хозяйки. Серия “О’кей. Ростов н/Д. (Э. Зацепина). – “Феникс”. 2003.
- Компакт-диск “Галерея современного интерьера”. “Новый ДИСК”. ООО “СофтКомпас”, 2004.
План-конспект урока по технологии : «Интерьер жилого дома»
Подготовила: Жукова Наталия Николаевна, учитель технологии МБОУ ОШ № 25.
Предмет: Технология, 6 класс.
Тип урока: комбинированный
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению интерьера и научить применять полученные знания на практике.
Задачи: расширить знания об интерьере, сформировать представление о зонировании помещения, роли цвета в оформлении интерьера; развивать чувство вкуса, умение творчески мыслить, планировать свою деятельность; воспитывать аккуратность и усидчивость, самостоятельность при выполнении работы.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная.
Основные понятия и термины: жилой дом, дизайн, дизайнер, зонирование.
Образовательные ресурсы: Н.Н. Синица, В.Д Симоненко Технология. Технология ведения дома, 6 класс.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, плакат «Цветовой круг»
Инструменты индивидуального пользования: рабочие тетради, ручки, линейки, угольники, циркули, листы формата А4, карандаши HB , ластики, цветные карандаши или акварельные краски, кисти.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: сформирован интерес к предметно-исследовательской деятельности, способность понимать значение предметно-практической деятельности в жизни человека.
Предметные: научатся понимать основные принципы оформления интерьера, называть зоны помещения; понимать информацию и использовать ее в практической работе; соблюдать технику безопасности во время работы.
Метапредметные: познавательные: научатся творчески подходить к решению учебных задач; формулировать устные сообщения, осуществлять практическую деятельность.
коммуникативные: научатся самостоятельно формулировать цели и задачи работы, вести дискуссию, взаимодействовать в парах; анализировать проделанную работу.
регулятивные: научатся контролировать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников .
Организационный момент. (1-2 мин)
Приветствие. Учитель проверяет готовность учащихся, отмечает отсутствующих.
Оценка самочувствия: ребята поднимают сигнальные смайлики соответствующего цвета.
Здравствуйте, ребята. Какой сегодня замечательный осенний день!
Беседа. Введение в тему. Актуализация знаний ( 2-3 мин)
Посмотрите, как в классе по-осеннему уютно (указывает на оформление доски, занавесок, классного уголка). Нравится ли вам класс технологии? Удобно ли в нем работать?
Ответы учащихся (класс просторный, места удобные, освещенность хорошая, цвет обоев приятный и т.д.).
Учитель подводит детей к формулировке темы урока. Что нам дает возможность чувствовать себя комфортно или некомфортно в помещении? Ответы учащихся (обстановка, организация помещения, удобная или не удобная мебель, красиво оформленные стены и так далее).
Ребята приходят к выводу, что немаловажную роль в ощущении комфорта играет интерьер.
Пропущенное слово в теме урока обозначено: “Интерьер жилого дома”. Ребята фиксируют тему урока в тетрадь, учитель записывает пропущенное слово на доске.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока, используя метод незаконченных предложений.
«Цель урока: узнать ( расширить знания, научиться) …»
«Задачи: изучить…., определить…., попробовать….»
“Что такое интерьер?” Актуализация опорных знаний. Ответы детей. (Интерьер – это внутреннее пространство здания, помещения в здании; обстановка внутри помещения.)
Каким современным словом можно назвать всё, что связано с украшением помещений, подбором материалов, расстановкой мебели, выбором цвета?
Дети формулируют основной термин урока – дизайн. А как называется человек, который разрабатывает дизайн интерьера? Какие еще профессии, связанные с оформлением интерьера вы можете назвать? Учащиеся оформляют записи в тетради под значком “знакомимся с профессиями”.
Изучение нового материала. ( 7 мин)
Замечательно! Ребята, вспомните, как выглядит ваша комната. Я сейчас буду перечислять элементы (предметы) интерьера: если этот предмет есть в вашей комнате, поднимите руку. Учащиеся в ходе работы отвечают, для чего нужен этот предмет и описывают его тремя прилагательными (или словосочетаниями). ( Например: У меня есть шкаф, он нужен для хранения одежды. Шкаф: зеркальный, вместительный, розовый.) Учитель перечисляет предметы: письменный стол, кровать, раковина, настенное зеркало, книжная полка, телевизор, стиральная машина. Далее — предлагает продолжить игру ученику, давшему последний ответ.
Какие интересные у вас комнаты: в чем-то похожие, в чем-то разные! Давайте подумаем, какие факторы влияют на обстановку (интерьер) в доме человека?
Учащиеся фиксируют ответы в тетрадь в виде схемы или таблицы. В ходе обсуждения приходят к выводу, что интерьер помещения (квартиры, дома, комнаты) соответствует потребностям, характеру и особенностям человека, живущего в нем. Мода, условия строительства также накладывают свой отпечаток на интерьер.
Актуализация знаний. В 5 классе мы изучали основные функции интерьера. Попробуем их перечислить. Ответы учащихся: ф ункциональность, безопасность, гигиеничность, эстетичность.
Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся, используя информацию учебника, отмечают необходимое требование к жилищу. ( Ж илище должно быть экологичным, то есть безопасным для здоровья человека. Этого можно достичь, применяя в строительстве и отделки экологически чистые материалы, обеспечивая нормальную влажность воздуха, температуры в помещении, соблюдая чистоту и порядок, обогащая воздух кислородом с помощью комнатных растений .)
Вводится новый термин – “ з онирование”. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать определение термина, выполнив задание на устранение несоответствий.
Работа в парах. (3 мин)
Учитель раздает “картинки с ошибками” (комнаты жилого дома, где присутствуют предметы интерьера, не соответствующие изображенным зонам). Посмотрите внимательно, что в картинке не соответствует обозначенным нами требованиям, что лишнее? Учащиеся исключают предметы интерьера и объясняют свой выбор (пример ответа: на кухне над плитой не должна находиться полка с книгами, так как это не соответствует технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям). Учащиеся дают устные ответы, отвечают на вопросы одноклассников.
Продолжается работа с учебником. Учащиеся выписывают зоны ( зона сна, зона приема пищи, зона приготовления пищи, зона отдыха, санитарно-гигиеническая зона и др .). Подводится итог: р азделение жилого помещения на зоны отвечает основным потребностям человека, создает комфорт, решает пространственные задачи.
Ребята, вы оцениваете свое настроение цветными смайликами – это здорово! Мне передается ваше настроение. А знаете ли вы, как цвет в интерьере влияет на человека? Ученые и дизайнеры интерьера научились использовать в своей практике особенности цвета .
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу с цветовым кругом. Что мы знаем о цвете? Актуализация знаний (связь с изобразительным искусством). Учащиеся вспоминают основные цвета, теплые и холодные, хроматические и ахроматические.
У каждого цвета есть своя волшебная способность . На доске учитель вывешивает различные характеристики цветов ( успокаивает, повышает настроение , понижает настроение, повышает работоспособность, повышает активность, вызывает ощущение тепла, вызывает ощущение холода, визуально уменьшает пространство, визуально расширяет пространство, активизирует внимание и т. д ). Попробуем найти волшебные способности цветов !
Поисково-исследовательский этап. (10 -12 мин)
Учитель предлагает перед началом дискуссии, разделиться на группы “по цветам” и провести аналитическую работу: попробовать найти связь между цветом и примерами использования цвета в быту, связанными с цветом фактами из истории и т.д. Каждая группа готовит опорные материалы для выступления с ответом : картинки-ассоциации, изображающие предметы выбранных цветов или цитаты, включающих в себя слово, обозначающее выбранный цвет. В ходе обсуждения, ребята вписывают подходящие характеристики в рабочие бланки.
П осле обсуждений, капитаны групп представляют результаты работы. Учащиеся внимательно слушают выступления капитанов, задают вопросы, предлагают свои варианты.
Учащиеся отмечают, что теплые цвета создают атмосферу уюта (ассоциации с Солнцем, отсылки к цвету дерева – экологически чистого материала), холодные цвета визуально расширяют пространство, успокаивают и расслабляют, символизируют чистоту
(ассоциации с морем, небом, отсылка к геральдической символике), ахроматические цвета прекрасно сочетаются с любыми хроматическими оттенками, подчеркивают гармонию, строгость, элегантность и сдержанность (отсылка к символам “инь” и “ян”, эстетике немого кино и черно-белой фотографии). Красный цвет повышает активность, активизирует внимание ( параллели с цветом светофора, предупредительными надписями, дорожными знаками, галстуками пионеров, геральдической символикой). Яркие чистые цвета поднимают настроение, повышают активность (параллели с цветом спортивного инвентаря, детских товаров, аксессуаров развлекательных и праздничных мероприятий).
Подводятся итоги. Ориентируясь на цветовой круг, учащиеся совместно с учителем выделяют 3 принципа подбора цветовых сочетаний:
— тональное сочетание (применение оттенков одного цвета)
— гармоничное сочетание (применение цвета сегментов, расположенных рядом друг с другом)
— контрастное сочетание (цвета в сегментах, расположенных на противоположных сторонах).
Физкультминутка. (1 мин)
Ответственный учащийся выходит к доске и проводит разминку, упражнения для глаз. Учащиеся оценивают свое настроение сигнальными смайликами соответствующего цвета.
Практическая работа. (12 мин)
На основе полученных знаний об интерьере жилого помещения учащиеся выполняют эскиз зоны комнаты. На эскизе должна быть указана цветовая палитра.
1. комната девочки-подростка
2. комната мальчика-подростка
3. комната для близнецов (мальчик и девочка)
4. спальня родителей
6. ванная комната
Представление результата. Учащиеся представляют свои работы перед классом. (Остальные пытаются угадать, какая зона изображена и для кого разработан эскиз комнаты.) К работе учащиеся готовят пояснения, где рассказывают о том, как решали пространственные задачи, подбирали элементы интерьера, цветовые сочетания. В ходе совместного обсуждения отмечаются положительные стороны работы, моменты, над которыми можно еще поработать; вносятся предложения, коррективы.
Рефлексия. 2 мин
Учащиеся подводят итоги, заканчивая фразы:
Учитель оценивает достижения учащихся. Даёт положительную установку на дальнейшую работу.
Домашнее задание : подготовить профессиограмму на профессию, связанную с оформлением/ ремонтом помещения.
Эмоциональный конец урока. 2-3 мин
Учитель включает музыкальное произведение и предлагает учащимся определить название.
На доске вывешивается название, зашифрованное в виде анаграммы. Учитель дает подсказку.
Сегодня мы много говорили про цвета. Первое слово в названии этой оперы обозначает цвет, второе – название животного. Опера написана по сказке известного русского поэта и писателя ( «Золотой петушок» Н. Римский-Корсаков ).