Плата за использование общего имущества жилых домов

Провайдер, «вошедший» в МКД, обязан платить за использование общего имущества МКД в размере, установленном общим собранием собственников

Wavebreakmedia / Depositphotos.com

Провайдер, оказывающий услуги связи жильцам МКД и размещающий на общем имуществе МКД свое оборудование, необходимое для оказания этих услуг, обязан вносить плату за пользование общим имуществом, размер которой утвержден общим собранием собственников помещений в МКД (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2019 г. № 306-ЭС19-12137, Определение ВС РФ от 26 июля 2019 г. № 306-ЭС19-11513 и определение ВС РФ от 26 июля 2019 г. № 309-ЭС19-11038).

На это указал ВС РФ, рассмотрев жалобы провайдеров по нескольким «типовым» делам. Во всех случаях суды нижестоящих инстанций взыскали с провайдеров сумму неосновательного обогащения, возникшего в результате размещения оборудования на общем имуществе МКД, а также задолженности за использование электроэнергии:

  • провайдеры во всех случаях используют общее имущество собственников МКД для размещения специального оборудования (кабельные сети телевидения и Интернета, коммутаторы, конвертеры, силовые кабели и т. п.),
  • используют они его без заключения соответствующего договора и без оплаты пользования;
  • собственники дома не принимали решений о предоставлении провайдеру общего имущества в безвозмездное пользование;
  • зато общим собранием собственников помещений МКД приняты решения о возмездном использовании общего имущества МКД операторами связи, рекламодателями, установлен размер платы за размещение на общем имуществе оборудования и сооружения;
  • данные решения не были признаны недействительными;
  • провайдеры не доказали, что установленный на ОСС размер платы за пользование общим имуществом МКД является несоразмерным;
  • а заключение договора об оказании услуг связи с отдельным абонентом — собственником помещения в многоквартирном доме не является правовым основанием для пользования ответчиком общим имуществом многоквартирного дома и не освобождает его от внесения платы за такое пользование (правовая позиция выражена в п. 37 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 г.).
Читайте также:  Примеры террас загородных домов

Содержание общего имущества в многоквартирном доме в 2020 году: что включают в себя тарифы?

Все владельцы и наниматели жилья должны оплачивать услуги, связанные с содержанием многоквартирного дома. В квитанциях на их стоимость отведена отдельная строка, но многие коммунальщики не вносят соответствующие разъяснения относительно того, за что платят жильцы.

Что включает в себя стоимость на обустройство и текущий ремонт МКД в 2019 году?

Согласно стaтьe 154 ЖK PФ, жильцы многоквартирного дома оплачивают следующие виды услуг.

  1. Коммунальные – горячая и холодная вода, электроснабжение, газ, отведение сточных вод, отопление.
  2. Капитальный ремонт. Взносы на него оплачиваются согласно данным, обозначенным в квитанции. Средства поступают в специальный фонд, который и будет ответственным за проведение капремонта в определенный срок. Узнайте о том, можно ли отказаться от взносов на капитальный ремонт, что будет, если не платить и кому положены льготы при оплате.
  3. Содержание МКД. Оплачиваются услуги за управление домом, ремонт общего имущества и его содержание, коммунальные ресурсы, израсходованные во время работ.

Таким образом, жильцы платят за все виды услуг, направленные на поддержание состояния общего имущества и территории, которые принадлежат собственникам по праву долевой собственности.

К таким услугам относится:

  • Содержание в порядке мест общественного пользования. В задачи УК или ТСЖ входит обеспечение подъездов освещением.
  • Проведение текущего ремонта (окраска стен, штукатурка трещин и т.д.).
  • Тарифы на содержание многоквартирного дома включают в себя уборку подъезда — в обязанность персонала УК или ТСЖ входит проведение влажной уборки каждые 2 дня, очистка мусоропровода, вымывание пола лифта, а также раз в год влажная уборка окон и стен.
  • Устранение неполадок и их последствий. Прорыв канализации, утечка водопровода, повреждение газовой трубы – во всех перечисленных ситуациях коммунальщики должны либо самостоятельно провести ремонт, либо незамедлительно сообщить о проблеме в соответствующую инстанции.
  • Технический надзор. Контроль работы приборов учета общего пользования, допуск к электрощиткам.
  • Содержание лифта. Ответственность за работоспособность лифта и безопасность его эксплуатации берут на себя сотрудники УК или ТСЖ.
  • Сезонные работы. Промывка и консервация системы отопления, утепление трубопровода, окон и дверей, поддержание системы вентиляции.
  • Соблюдение правил противопожарной безопасности. Содержание аварийных выходов, установка сигнализаций и датчиков.
  • Организация вывоза мусора, твердых или жидких бытовых отходов.
  • Поддержание порядка на придомовой территории. Такой вид работ включает в себя озеленение, содержание детских площадок, установку урн и лавочке.
  • Зарплата сотрудников УК или ТСЖ.
Читайте также:  Сколько стоят индивидуальные проекты домов

Кто устанавливает плату за услуги?

Тарифы на содержание многоквартирного дома принимаются на общем собрании собственников квартиры. Согласованный размер оплаты должен быть действителен не менее года с момента его принятии на собрании.

Если решение принято не было, в силу вступят тарифы, которые разработал орган местного управления.

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, каждый собственник несет расходы не только за содержание принадлежащей ему жилплощади, а также участвует в оплате за содержание общего имущества. Для этого регулярно вносится плата не только за запланированный капитальный ремонт, но и за содержание МКД.

В ч. 1 ст. 156 ЖК РФ указывается, что в многоквартирных домах устанавливается тариф в том размере, который обеспечит содержание общего имущества и помещений согласно с нормами законодательства.

Какими правилами и нормативными актами регулируются расценки?

П. 7 ст. 156 ЖК РФ регламентируется необходимость жильцов утвердить тарифы на содержание МКД на общем собрании собственников недвижимости. Собрание должно проводиться в соответствии со ст. 45—48 Жилищного Кодекса.

Согласно рекомендационному письму от Минстроя по номеру 7513-ОЛ/4 за 17.03.2016 г., все собственники квартир, пришедшие на собрание, должны утвердить список услуг коммунальной службы. Все данные вносятся в протокол заседания.

В п. 35 Пocтaнoвлeния Пpaвитeльcтвa PФ № 491 указывается, что оплата за содержание МКД должна быть соразмерной объему и периодичности услуг, которые будет предоставлять управляющая компания или ТСЖ. Таким образом, единой платы за содержание МКД не существует: сумма принимается индивидуально для каждого случая.

Список услуг, которые будут предоставлять коммунальные учреждения, не может быть меньше минимального перечня.

Как происходит установление нормативов?

Плата за содержание домов, которые обслуживаются УК или ТСЖ, представляет собой сумму расходов, которая покрывает утвержденные в принятом на собрании перечне. Сумма пропорционально делится между собственниками согласно площади недвижимости. Если плату за содержание МКД определяет местный орган власти, расчет проводится по следующий формуле:

Если содержанием многоквартирного дома занимается УК или ТСЖ, то расчет ежемесячной платы происходит по другому алгоритму.

  1. Коммунальные службы самостоятельно считают, в какую сумму обойдется годовое предоставление всех услуг, которые жильцы приняли в процессе собрания.
  2. Получившуюся сумму пропорционально делят на всех владельцев жилплощади в зависимости от их долей в общем имуществе.
  3. Чтобы определить, сколько владелец должен платить каждый месяц, годовое значение делится на 12.

При проведении расчетов тарифа учитываются следующие параметры:

  • перечень всех работ и частота их проведения;
  • технические характеристики дома;
  • заработная плата для персонала;
  • стоимость необходимых для работы материалов;
  • расходы на транспорт;
  • налоги, которые будет выплачивать исполнитель договора.

Оплата за предоставленные услуги выполняется так же, как и производятся коммунальные платежи.

Имеет ли УК право самостоятельно повысить стоимость?

У УК нет полномочий для того, чтобы повышать тарифы на содержание МКД без ведома жильцов. Статья 156 ЖК РФ указывает на то, что такие действия могут проводиться только после собрания жильцов дома, на котором и принялось соответствующее решение.

Любое изменение тарифов по инициативе УК или ТСЖ, на которое не давали согласие владельцы квартир в рамках собрания, в юридической практике рассматривается как нарушение закона. Если возникла такая ситуация, нужно обратиться в прокуратуру для привлечения к ответственности коммунальщиков или в жилищную инспекцию.

Когда возникают сомнения относительно правомерности повышения тарифов, сложившуюся ситуацию нужно обсудить на собрании владельцев квартир дома. Можно запросить протокол последнего заседания и выявить, принималось ли соответствующее решение о поднятии платы и кто именно его принял.

Однако в ряде случаев бывает так, что УК не занимается мошенничеством, а действительно вынуждена поднять тарифы на содержание. У коммунальной службы стоит запросить документацию, в которой они должны объяснить причину повышения.

УК может обратиться в суд для возмещения расходов, которые она понесла из-за низких тарифов, не покрывших весь перечень услуг.

Собственники жилья и управляющая компания – это партнеры. Поэтому при заключении договора стоит помнить о том, что сотрудничество должно быть выгодным для обеих сторон. Слишком низкие или завышенные цены могут стать причиной расторжения договора.

Бывают ситуации, когда повышение тарифов на содержание МКД происходит из-за индексации стоимости услуг, которая проводится ежегодно в июле. В таком случае управляющая компания вынуждена увеличивать цены пропорционально новой тарификации. Это законное основание для увеличения стоимости, но проводиться оно должно строго в рамках, утвержденных Правительством РФ во время индексации.

Можно ли оспорить незаконное увеличение и как это сделать?

Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ, управляющая организация не имеет права самостоятельно повышать тарифы, если это не вынужденная мера в связи с индексацией. Если выявлено, что компания повысила тарифы без ведома жильцов, необходимо обратиться непосредственно в УК за разъяснениями.

Алгоритм действий в случае нарушений следующий:

  1. Инициировать собрание жильцов дома, обсудить сложившуюся ситуацию и правомерность повышения тарифов.
  2. Запросить у представителей управляющей компании отчеты о проделанной работе и свериться со стоимостью в них.
  3. При выявлении несоответствий попросить коммунальную структуру устранить нарушение или направить жалобу в жилищную инспекцию.
  4. Если УК игнорирует обращения, обратиться в суд и прокуратуру.

Для оспаривания повышения стоимости нужно предоставить договор с управляющей организацией со списком услуг и протокол собрания жильцов, на котором этот перечень утверждался.

Если для понижения стоимости необходимо отказаться от каких-либо услуг, собственникам квартир придется выполнять их самостоятельно.

Таким образом, тарифы на содержание МКД рассчитываются для каждого дома в индивидуальном порядке. Для этого жильцы приходят на собрание, где принимают перечень необходимых услуг, и обсуждают их стоимость. Если решение по каким-либо причинам не принимается, высчитывать тарификацию будут местные органы управления.

Цена за услуги должна быть соразмерной их количеству и периодичности выполнения. Повышать их без согласия жильцов управляющая организация не имеет права, законным это будет только в том случае, если проводилась индексация. Собственники имеют право оспорить завышение цен в судебном порядке.

Плата за содержание общего имущества МКД. Что нужно знать?

1. Плата за содержание общего имущества МКД.

Собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД;

2) взнос на капитальный ремонт.

Размер платы устанавливается из расчета на 1 кв. м общей площади жилого или нежилого помещения в МКД.

Расходы за содержание жилого помещения включают в том числе оплату расходов (п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила содержания общего имущества):

-на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-и водоснабжения, водоотведения;

-оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых услуг и работ в целях содержания общего имущества, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества (за исключением непосредственного управления);

-истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

-снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальных услуг;

-выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (п. 35 Правил содержания общего имущества).

Размер платы должен определяться индивидуально для каждого МКД на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг.

Установление размера платы за жилищные услуги находится в компетенции:

1) общего собрания собственников, если МКД управляет УО или в доме выбрано непосредственное управление;

2) органов управления ТСЖ, ЖК, ЖСК;

3) органа местного самоуправления, если собственники на общем собрании собственников не приняли решение:

-о выборе способа управления МКД (ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации);

-об установлении размера платы за содержание жилого помещения (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения необходимо провести общее собрание собственников. Оно должно иметь требуемый законодательством кворум. Но если собственники не приняли решение по указанному вопросу, то УО или инициаторы общего собрания собственников могут обратиться в орган местного самоуправления с просьбой установить размер платы за содержание жилого помещения для этого конкретного МКД. В таком случае при обращении надо прикладывать документы общего собрания собственников.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании (ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации):

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен решением общего собрания членов ТСЖ;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальных услуг.

Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

По общему правилу с 1 января 2018 г. информация о размере платы за ЖКУ должна быть размещена в ГИС ЖКХ и соответствовать платежному документу на бумажном носителе (исключение касается территорий городов федерального значения, для них установлен срок — 1 января 2020 г.). Платежный документ не будет считаться представленным собственникам в МКД в случае:

1) отсутствия информации в ГИС ЖКХ о размере платы за ЖКУ по данному МКД;

2) выявленного несоответствия информации в ГИС ЖКХ и информации в платежном документе на бумажном носителе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен решением общего собрания членов ТСЖ (ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники и пользователи помещений в МКД обязаны своевременно и полностью вносить плату за ЖКУ (ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Несвоевременная оплата ЖКУ может привести к следующим последствиям.

Начисление пени, если задолженность не погашена по истечении 30 дней со дня наступления срока оплаты, за каждый день просрочки в размере:

-1/300 ставки рефинансирования Банка России с 31-го дня по 90-й день просрочки;

-1/130 ставки с 91-го дня по день фактической оплаты долга.

В расчетах пени применяется величина ставки рефинансирования Банка России, которая действовала на дату оплаты долга (ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг, если задолженность не погашена через 20 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. Однако приостановление отопления и холодного водоснабжения в МКД не допускается (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Обязательное условие предоставления гражданам субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ — отсутствие задолженности по коммунальным услугам или тот факт, что гражданин заключил и выполняет соглашение по ее погашению (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Взыскание задолженности в судебном порядке.

Судебный приказ выносят в течение 5 дней с момента поступления заявления в рамках гражданского процесса (ч. 1 ст. 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и 10 дней в рамках арбитражного процесса (ч. 2 ст. 229.5 Арбитражного процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Вынесение судебного приказа не требует присутствия сторон и заслушивания объяснений (ч. 2 ст. 126 ГПК РФ, ч. 2 ст. 229.5 АПК РФ).

Жилищный кодекс Российской Федерации;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Оцените статью