- Строительный генеральный план
- Стройгенплан
- Стройгенплан и дороги
- Размещение складов на стройгенплане
- Стройгенплан и склады
- Противопожарные мероприятия
- Стройгенплан в составе ППР : что такое, пример составления
- Общие принципы разработки стройгенплана
- Какие исходные данные необходимы для разработки стройгенплана
- Общая инструкция по разработке общеплощадочного стройгенплана
- Особенности разработки объектного стройгенплана
- Какие временные здания можно разместить на стройгенплане
- Важные условия при разработке стройгенплана
- Меры противопожарной безопасности при разработке стройгенплана
Строительный генеральный план
Строительный генеральный план (стройгенплан) — это, план участка строительства, на котором показано расположение строящихся объектов, расстановки подъемных механизмов, а также всех прочих объектов строительного хозяйства. К таковым относятся склады строительных материалов и конструкций, бетонные: и растворные узлы, временные дороги, временные помещения административного, санитарно-гигиенического, культурно-бытового назначения, сети временного водоснабжения, энергоснабжения, связи и т.д.
На стройгенплане наносятся:
- границы строительной площадки и виды ее ограждения;
- действующие и временные подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации;
- постоянные и временные дороги;
- схемы движения средств транспорта и механизмов;
- места установки строительных и грузоподъемных машин, пути их перемещения и зоны действия;
- размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений;
- места расположения знаков геодезической разбивочной основы,
- опасные зоны;
- пути и средства подъема работающих на рабочие ярусы (этажи), а также проходы в здания и сооружения;
- размещение источников и средств энергообеспечения и освещения строительной площадки;
- расположение заземляющих контуров, места расположения устройств для удаления строительного мусора и бытовых отходов;
- площадки и помещения складирования материалов и конструкций,
- площадки укрупнительной сборки конструкций;
- расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей;
- питьевые установки и места отдыха;
- зоны выполнения работ повышенной опасности.
Для крупных строек, кроме стройгенпланов, в ПОС, ППР может составляться ситуационный план, характеризующий строительно-хозяйственные условия района.
Пример ситуационного плана:
Примерный порядок составления стройгенплана
При проектировании стройгенплана можно выделить в пять этапов.
Первым этапом может быть нанесение строящегося объекта и существующих сооружений (существующие линии электропередачи, водопровода, канализации, теплоснабжения) в масштабе.
Вторым этапом может быть выбор мест стоянок и пути движения монтажного механизма. Такой выбор может согласовываться с техническими характеристиками монтажного механизма размерами и конфигурацией строящегося объекта. На строй генплане необходимо схематически показать монтажный механизм (на одной из стоянок), его рабочую зону. Рабочий зоной крана называется пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком этого крана. Следует пунктиром показать монтажную зону. Монтажной зоной называется пространство, где возможно подаваемых краном грузов и конструкций при их монтаже. Монтажная зона определяется наружными контурами здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и 10 м – при высоте 20. 100 м. В монтажной зоне можно размещать только сам монтажный кран и выполнять раскладку монтируемых конструкций. Складировать материалы здесь нельзя.
Опасной зоной крана называется пространство в пределах возможного перемещения и следовательно падения грузов.
Третьим этапом рекомендуется нанести временные дороги. При трассировке дорог необходимо учитывать следующие ограничения и рекомендации:
— На строительной площадке должно бить, как минимум два въезда независимо от схемы движения транспорта и расположения мест складирования стройматериалов и конструкций;
— Ширина временных дорог при двухстороннем движении должна быть б. 8м, при одностороннем 3. 4 м;
— Трасса дороги должна располагаться поближе к рабочим зонам крана и намеченных его стоянках, но по возможности не попадать в его опасную зону, на стройгенплане, как отмечалось выше, следует заштриховать;
— Радиус закругления внутриплощадочных дорог принимается в зависимости от вида транспортных средств и габаритов переносимых конструкцией в пределах 12. 30 м. При диаметре 12 м ширина дорога в районе поворота не должна быть менее 5 м;
— Дороги целесообразно делать кольцевыми, а при необходимости тупиков следует предусматривать площадки для разворота машин (не менее 12 м);
— Минимальное расстояние между дорогой и забором 2.0 м, между дорогой и складской площадкой 0,5. 1 м, дорогой и подкрановыми путями (если применяются башенные или козловые краны) — 6,5. 12,5 м.
Четвертым этапом на стройгенплане размещаются складские площади (открытые, навесы, закрытые). Если для разгрузки материалов и изделии не используется дополнительный кран, то все открытые склады должны размещаться в рабочей зоне основного (монтажного) крана, а полузакрытые (навесы) я и закрытые — у границы этой зоны.
Между дорогой и складами при одностороннем движении рекомендуется предусматривать площадки шириной не менее 3 м для стоянки транспорта под разгрузкой.
Пятым этапом размещаются временные административно-хозяйственные и санитарно-бытовые помещения. Их количество и размеры должны соответствовать результатам производственных расчетов.
Бытовые помещения желательно размещать вблизи входов на строительную площадку. Запрещается их располагать в опасной зоне кранов. Все временные помещения должны размещаться с соблюдением противопожарных разрывов — не менее 5 м.
Шестым этапом может быть размещение в плане сетей временных инженерных коммуникаций — водопровода, канализации, электроснабжения, теплоснабжения. В зависимости от назначения каждого временного помещения предусматривается подключение к нему тех или иных коммуникаций. Наружное освещение обычаю устраивается на деревянных опорах через 30-40м по периметру строительной площадки.
Строительная площадка ограждается по периметру временным или постоянным ограждением. Это ограждение должно быть удалено не менее, чем на 2м от временных здании, складов, проезжей части дороги.
Расположение всех объектов строительного хозяйства должно обеспечивать наибольшее удобство производства работ и наименьшие материальные затраты. Протяженность коммуникаций, дорог, площадь складов, санитарно-бытовых и хозяйственно- административных помещений и сама площадь стройплощадки должны быть минимальными, но достаточно удовлетворять всем эксплуатационным требованиям.
Стройгенплан
Cтройгенплан это чертеж стройплощадки, на котором показано:
- строящееся или ремонтируемое здание;
- склады — посмотреть подсчет;
- ограждение площадки и коммуникации;
- дороги;
- расположение механизмов;
- бытовые помещения.
Расположение механизмов и размещение складов на площадке периодически, по мере производства работ, меняется. Таким образом, стройгенплан должен максимально точно отображать расположение основных элементов. Кроме того, на объекте возможно размещение отвалов грунта. Этот документ составляется в дополнение к проекту строительства дома и служит для организации строителей. При строительстве коробки здания на объекте будет работать башенный кран и значительная часть территории будет отведена под складские площадки для сборных деталей. При производстве отделочных работ башенного крана на площадке может не быть и площадь складских площадок резко сократится, поэтому стройгенплан часто составляют на разные этапы строительства. Для успешного проектирования стройгенплана необходимо:
Стройгенплан и дороги
При размещении дорог на площадке стремятся обеспечить кольцевой объезд вокруг строящегося или ремонтируемого здания с устройством трех въездов — выездов с площадки. Движение при этом будет односторонним. Если условия площадки не позволяют обеспечить кольцевой объезд, то ограничиваются дорогой с одной стороны здания с двумя въездами — выездами, но при этом должны быть предусмотрены разгрузочные площадки или вся дорога должна быть рассчитана на двустороннее движение транспорта. Участок дороги, на котором будут находиться машины во время разгрузки, должен быть в зоне действия монтажного крана. Дороги должны быть размещены на площадке таким образом, чтобы грузопотоки не пересекались с движением рабочих.
Размещение складов на стройгенплане
Площадки для складирования сборных железобетонных деталей размещают между монтажным краном и дорогой. Кроме того, при стреловых кранах площадки размещают со стороны, противоположной основному проезду, с таким расчетом, чтобы у каждой стоянки крана имелась площадка для складирования. При ремонте, если на объекте установлен подъемник башенного типа, складские площадки устраивают в зоне действия подъемника.
Если установлен другой тип подъемников, складские площадки организовывают в стороне, но предусматривается механизм для подачи материалов со склада в зону действия подъемника (автопогрузчик или автомобильный кран).
Навесы размещаются у дорог таким образом, чтобы часть навеса находилась в зоне действия крана, а часть — вне её. Закрытые склады размещают вне зоны действия монтажного крана.
Стройгенплан и склады
При производстве работ нулевого цикла стройгенплан должен отображать дороги, которые обеспечивают вывозку грунта во время разработки котлована, размещение отвалов грунта и складских площадок для складирования сборных деталей. Размещение дорог для вывозки грунта зависит от типа экскаватора и вида проходок.
Увязка дорог со складскими площадками зависит от принятого типа монтажного крана . При возведении надземной части здания отпадает необходимость в землевозной дороге, при стреловых кранах дорога для движения крана соединяется с основной,1 при башенных кранах желательно организовать объезд вокруг здания, сохранив часть землевозной дороги со стороны здания, противоположной башенному крану, и соединив ее с основной дорогой. Размещение дорог на площадке зависит от периода строительства, на который составляется стройгенплан, и от типа механизмов, работающих в это время на площадке.
При отделочных работах нет необходимости в кольцевом проезде и сохраняются основной проезд и дорога вдоль здания с той стороны, где установлены подъемники для подачи материалов в здание. Этот момент должен быть продуман, так как правильно составленный стройгенплан увеличивает качество производства работ.
При ремонте зданий в стесненных условиях иногда можно ограничиться одним подъездом к зданию, но необходимо иметь пространство, достаточное для разворота автомашин.
Противопожарные мероприятия
При проектировании стройгенпланов необходимо учитывать противопожарные мероприятия. В связи с этим на стройплощадке должны быть предусмотрены пожарные гидранты, противопожар-ные щиты, бочки с водой, ящики с песком и огнетушители . Пожарный гидрант устанавливают в водопроводном колодце. Противопожарные щиты с необходимым инвентарем (ломы, лопаты, кирки, ведра, огнетушители) устанавливают в непосредственной близости к сгораемым постройкам.
Стройгенплан в составе ППР : что такое, пример составления
Согласно п. 5.7.5 СП 48.13330, в составе ППР (проекта производства работ) в полном объеме должен быть строительный генеральный план, или стройгенплан. Он составляется для создания на объекте безопасной и комфортной обстановки для рабочих. Еще этот документ используют для определения экономически и технически обоснованных решений для возводимого здания. Для этого на плане обязательно изображают:
- строящийся или реконструируемый объект;
- внутриплощадочные коммуникации;
- границы участка строительства;
- расположение кранов;
- схемы движения автотранспорта;
- временные сооружения.
Согласно п. 5.6 строительный генеральный план разрабатывают не только на основной этап строительства, но и на период подготовки. Также стройгенплан бывает общим, т. е. на всю территорию площадки и в масштабе, который соответствует масштабу генерального плана, и объектным, т. е. только на участок, примыкающий к возводимому зданию.
Общие принципы разработки стройгенплана
Даже при условии, что у каждой строительной площадки есть индивидуальные особенности, есть общие нюансы составления и оформления стройгенпланов. Вместе с формой документа они приводятся в справочно-методическом пособии по разработке планов в составе ППР. Среди основных принципов можно выделить следующие:
- Склады для размещения и хранения поставляемой продукции нужно располагать рядом с дорогами и вблизи мест ведения работ, чтобы минимизировать время доставки конструкций к месту монтажа.
- Временные инженерные сети и сооружения должны быть в местах, где не предполагается возведение постоянных объектов.
- Временные объекты санитарно-бытового назначения должны находиться непосредственно рядом с основными строительными объектами.
С какой проектной документацией необходимо увязывать стройгенплан:
- с календарным планом строительства;
- генеральным планом объекта
- графиками работы строительных машин;
- с графиками рассчитанной потребности в материалах и механизмах
к оглавлению ↑
Какие исходные данные необходимы для разработки стройгенплана
Чтобы разработать общеплощадочный тип стройгенплана, необходимо подготовить следующие документы:
- исходно-разрешительную документацию, включая геоподоснову в масштабе 1:500 и ситуационный план М 1:2000;
- результаты инженерно-экономических, геологических и гидрологических изысканий на конкретном участке строительства;
- прочие части проекта организации строительства, включая материалы технико-экономического обоснования, календарный план и сметный расчет;
- особенности подсоединения к имеющимся инженерным коммуникациям.
Объектный стройгенплан составляется на основе общеплощадочного плана, а также с применением календарных графиков, рабочих чертежей и технологических карт на выполнение технологически сложных строительно-монтажных работ и установку сложных или габаритных конструкций.
Общая инструкция по разработке общеплощадочного стройгенплана
- Отобразить на плане строящийся или реконструируемый объект и указать уже существующие.
- Отобразить постоянные инженерные сети и дороги.
- Нанести место установки монтажных кранов, обозначить границы их опасных зон и зон их действия.
- Спроектировать и отобразить временные дороги с их подъездными путями.
- Рассчитать площадь временных складов, разместить их на плане с учетом близости к местам ведения работ.
- Рассчитать потребность во временном водо- и электроснабжении, отобразить сети на схеме, дополнительно указав пункты питания и места подсоединения к постоянным.
- Определить места размещения на плане ограждений, настилов, переходных мостиков и защитных устройств.
- На основе готового стройгенплана рассчитать технико-экономические показатели.
к оглавлению ↑
Особенности разработки объектного стройгенплана
- Сначала осуществить привязку к объекту кранов, поскольку именно от них при строительстве отдельных объектов зависит размещение прочих элементов обустройства. Необходимо указать не только зоны обслуживания, но и границы опасных зон.
- Определить объем ресурсов, необходимых для возведения объекта. Его можно взять из соответствующих разделов ПОС.
- Разместить склады для хранения поставляемых изделий.
- Произвести расчет необходимого количества воды и электроэнергии, изобразить временные инженерные сети.
- Выбрать оптимальное размещение временных дорог, которые обеспечивают подъезд в зону действия грузоподъемного крана.
- Определить количество и выбрать место для временных построек производственного, административного и санитарно-бытового назначения.
к оглавлению ↑
Какие временные здания можно разместить на стройгенплане
На строительной площадке могут использоваться временные сооружения трех типов:
- Сборно-разборные. В основном используются под предприятие общественного питания, аппарат управления или складские помещения.
- Контейнерные. Представляют собой каркасно-панельные конструкции. Подходят для хранения различных видов инструментов, обустройства мастерских и помещений санитарно-бытового обслуживания, а также под жилье и административно-управленческий отдел.
- Передвижные. Это самые мобильные временные здания. В передвижных зданиях можно организовывать жилье, бытовые, административные и складские помещения. В основном мобильные сооружения используют на начальном этапе работ или при небольшой продолжительности строительства, если объект не слишком большой.
к оглавлению ↑
Важные условия при разработке стройгенплана
При проектировании особенно важно обеспечение безопасности производимых работ. Для этого в процессе составления необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Между наиболее выступающей частью крана и наружной поверхностью наружной стены должно быть не менее 1-1,5 м.
- Для кранов на гусеничном или пневмоколесном ходу необходимо предусматривать временные дороги только с твердым покрытием.
- Расстояние от строящегося объекта до временных сгораемых зданий должно быть не менее 15 м.
- Дороги для автомобильного транспорта должны иметь ширину 3,5-4 м при одностороннем движении и 6-7 м при двухстороннем.
- Минимальный радиус закругления автомобильных дорог – 12-15 м.
- Навесы и закрытые склады должны располагаться вне опасной зоны крана, а открытые склады со штабелями – в зоне его действия.
- Между штабелями конструкций предусматриваются проходы не менее 0,7-0,9 м.
к оглавлению ↑
Меры противопожарной безопасности при разработке стройгенплана
По требованиям пожарной безопасности стройгенплан должен разрабатываться с учетом необходимости противопожарных мероприятий. Для этого на плане предусматривают следующие средства безопасности:
- пожарные гидранты;
- бочки с водой;
- ящики с песком;
- огнетушители;
- противопожарные щиты.
Последние должны быть оснащены необходимым инвентарем, включая ведра, ломы, кирки и лопаты. Все это размещают непосредственно вблизи к сгораемым постройкам. Автомобильные дороги оборудуют площадками для разворота и разъезда пожарных машин на месте подъезда к пожарным гидрантам. Временные постройки можно располагать с пожарными разрывами для сокращения занимаемой ими площади. В таком случае сооружения располагают по схеме 4-5 зданий – 15 м – снова 4-5 зданий.