- Как защитить права на архитектурный проект?
- Авторское право
- Проект дома авторское право
- Объектом авторского права признается не проектная документация в целом, а только ее часть, содержащая архитектурное решение
- Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»
Как защитить права на архитектурный проект?
Как защитить права на архитектурный проект?
Об этом рассказали ARCHITIME.RU Партнёры Юридического общества имени Александра Невского: Митягин Кирилл Станиславович и Зайченко Николай Михайлович.
«Вы создаёте проект»
Казалось бы, что тут сложного: приняли заказ, составили договор и техническое задание к нему, получили аванс, разработали проектную и/или конструкторскую документацию, сдали результат и получили оплату.
Обычные подрядные работы – действительно просто, но только если вы считаете, что именно документы стоят денег, а не права.
– Права на что? – спросите вы.
– Интеллектуальные права на проект и его реализацию.
«Если в договоре про права нет ни строчки, то права по умолчанию не передаются от Авторов»
Это хорошая новость. Однако есть новость плохая: многие Заказчики так не думают или не хотят думать. Они получили документацию и на основании ее реализуют не один экземпляр, а второй и даже третий, хотя Автор не хотел, чтобы на основании переданной документации было построено два и более объектов (в таком случае документация стоила бы дороже). Такое отношение к архитекторам часто приходится встречать, причём как у государственных Заказчиков, так и у частных инвесторов и крупных компаний.
«Документация сама по себе не является объектом исключительных прав»
Состав, содержание и оформление проектной документации будут различными в зависимости от вида проектирования и соответствующей отрасли. Но объединяет их одно: особый правовой режим проекта как результата интеллектуальной деятельности. Дело в том, что авторское проектирование всегда заключает в себе значительную творческую составляющую, а значит в результате создаются охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности.
В то же время, создаваемая по договору документация сама по себе не является объектом исключительных прав – это объективная форма, выражение и материальный носитель произведения архитектуры (или дизайна), науки, секрета производства (ноу-хау) или технологии. В юридической литературе высказывается мнение о том, что конструкторская документация – это и есть проект дизайна (См.: Ландин А.В. Охрана результатов НИОКР в качестве научных произведений // Патенты и лицензии. 2009). Но проект, как и любое произведение нематериален – это результат интеллектуальной деятельности, образ, нечто идеальное, которое если и материализуется, то в конкретной вещественной форме, например в документе, или в скульптуре, здании, территории (например, ландшафтный дизайн).
«Практическая реализация проекта защищается законом»
Проект защищается авторским правом, но не только от копирования. В объем защиты, в отличие от других объектов авторского права, включено и исключительное право на практическую реализацию как воплощение проекта (п. 3 ст. 1270 ГК РФ). Но это всё же не охрана содержания, а тоже охрана формы – ведь каждая изготовленная по проекту вещь – это новая объективная форма жизни проекта из неограниченного множества возможных.
Вернувшись в Главу ГК РФ, посвящённую подрядным отношениям, мы видим, что конструкция данного договора не распределяет интеллектуальные права на созданный по договору результат, более того, подрядная модель не предполагает, что проекту будет предоставлена такая защита. Результатом исполнения договора подряда на выполнение проектных работ по мысли законодателя является овеществленная «техническая документация».
Такая техническая проектная документация в Главе 37 ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, но сам договор:
. во-первых, ограничивает возможности подрядчика передавать такую документацию третьим лицам (п. 1 ст. 760 ГК РФ);
. ограничивает возможности заказчика использовать документацию на цели, не предусмотренные договором (ст. 762 ГК РФ);
. предоставляет заказчику право реализовать предусмотренные проектом решения в конкретных изделиях (прямо ГК РФ не предусмотрено, но следует из существа других положений).
«По умолчанию Заказчик прав не получает»
По умолчанию исключительное право осталось у Автора (или правообладателя – работодателя, исполнителя), а право собственности на материальный носитель независимо от интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Поэтому Заказчику кроме ограниченного права использования проекта и права собственности на вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ) ничего не достаётся.
В соответствии с приведенными положениями закона, будучи на стороне исполнителя – архитектора, мы рекомендуем указывать в договоре, что цена включает в себя только стоимость работ (компенсацию издержек и вознаграждение исполнителя за работу — п. 2 ст. 709 ГК РФ) и не включает вознаграждения за передачу интеллектуальных прав, которое может быть существенно выше цены договора подряда.
Но дело не только в этом. Процедура приёмки результатов работ по подряду – это только тест, проверка на соответствие техническому заданию. Никакие другие претензии от Заказчика Подрядчик не принимает и в этом абсолютно прав: распишись в получении сделанной документации и оплати работу. При этом, получив ценную вещь – материальный носитель, – Заказчик никаких интеллектуальных прав не приобретает.
«Заказчик не понимает, что это такое — проект»
А теперь примем во внимание то, что созданная по договору подряда документация может быть признана объективной формой произведения (результата интеллектуальной деятельности, охраняемого авторским правом). В этом случае, ни скопировать, ни передать третьему лицу, ни переработать или включить в состав другого произведения, оцифровать – всё это Заказчику по договору подряда «не дано». Как правило, Заказчик не до конца понимает, что это такое – проект, что это такое – произведение дизайна или архитектуры.
Такое непонимание оборачивается не в пользу обеих сторон договора: Заказчик начинает нарушать права архитектора, а архитектор справедливо возмущается и требует компенсации за нарушение прав.
А если бы стороны все эти моменты урегулировали в процессе заключения договора и включили в договор пункты о правах на интеллектуальную собственность и их распределение в результате исполнения договора, то спора можно было бы вовсе избежать. Если же спор не избежать, то в суде с таким договором у вас будет намного больше шансов доказать нарушение своих прав.
«Этому решению должны порадоваться все архитекторы»
Наш опыт свидетельствует, что в большинстве случаев проектная документация разрабатывается по шаблонным договорам подряда, реже – по договорам на проектирование (как повелось с советских времен). Заключая такой договор, стороны обращают пристальное внимание на порядок исполнения договора, соблюдение сроков, получение согласований и оплаты, нежели на требования к результатам проектирования, его охраноспособности, качеству и обременениям – это всё остаётся Техническому заданию, но такое задание содержит, как правило, только технические требования и соответствие техническим стандартам совместимости, унификации, надежности.
И государственные, и частные организации, размещая заказы на проектную, конструкторскую, рабочую
документацию, пренебрегают вопросами интеллектуальной собственности, ценя вещь выше права, то есть
материальный носитель выше той идеи, концепции, которые в них заключаются. В итоге получается такая весьма
«ценная бумага» (дорогостоящая), «букет рисков», а не полноценный актив. Почему такой актив мы называем
неполноценным можно понять на примере дела, по которому ВАС РФ принял постановление № 7697/12 от 06.11.2012 г. (Подробнее здесь: Kad.arbitr.ru )
Данному решению должны порадоваться все архитекторы и проектировщики, так как в нём четко разложены
возможные доказательства нарушения авторских прав на проект и существенно расширены возможности для их защиты.
Создание охраняемых авторским правом результатов возможно не только по договорам авторского заказа –
соответствующие положения могут быть предусмотрены и в других гражданско-правовых договорах. Более
приспособлена для таких отношений модель договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ, но и она несовершенна с точки зрения правового режима результатов. Следовательно, для
составления договора по каждому новому или нестандартному проекту лучше обращаться к специалисту и при этом
особо пристально обращать внимание на распределение интеллектуальных прав по итогам выполнения договора.
«Договаривайтесь не только о бумаге, но и о правах»
Как известно – договариваться лучше на старте. Если вы разрабатываете проектную документацию, то всегда лучше заранее оговорить права Заказчика на реализацию этого проекта – в каких формах, в каком количестве экземпляров, допустимы ли отступления от проекта, каков порядок согласования с Автором возможных изменений проекта. Не менее важным является вопрос какие права сохраняются за Автором проекта, а какие за его работодателем – Архитектурным бюро, может ли он использовать этот проект в неизменном или измененном виде, передавать на него права другим Заказчикам и т.д.
Как это сделать наилучшим образом, чтобы в последствии при нарушениях оговоренных условий Заказчиком иметь возможность получить компенсацию или пресечь нарушения прав?
На наш взгляд, эти договоренности лучше оформлять путем передачи строго ограниченных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые выражены в проектной документации. Поэтому включение в договор подряда соответствующих нормативных положений об интеллектуальных правах позволит заранее расставить все точки над i, сформировать справедливую цену договора, а также избежать многих ошибок и трудностей по разработке и дальнейшему использованию проектной документации, разрешению споров и возмещения ущерба правообладателей.
Авторское право
Нарушение авторского права на архитектурные проекты посредством нелегитимного их использования заказчиками-застройщиками является не только неуважением к архитектору, как к одному из важных участников строительного процесса, но и нарушением законодательства.
Законодательно авторское право на архитектурные проекты регулируется ч. 4, гл. 70 Гражданского Кодекса РФ, а также Законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
Что необходимо знать застройщику об авторском праве, если он планирует приобрести архитектурный проект (с чертежами, изображениями, макетами)? Авторское право на проект возникает автоматически вследствие его создания и является бессрочным. Его не требуется где-либо регистрировать или документально подтверждать. Достаточно указать имя автора и дату создания на оригинале проекта.
Архитектурный проект не может быть воспроизведён повторно (многократно) кем бы то ни было без письменного разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения за каждый построенный объект. На практике это означает, что лицо или организация, приобретая комплект чертежей для строительства дома, приобретает право всего один раз построить дом по купленному проекту. Постройка второго дома, а тем более, нескольких домов — прямое нарушение авторского права и может быть обжалована автором в суде. При этом не имеет значения, приобретён проект напрямую у автора-разработчика или через каталоги готовых проектов, которые по договорам с архитекторами реализуют неисключительное право на проекты.
Размер компенсации, которую имеет право требовать автор архитектурного проекта в случае установленного нарушения авторского права, составляет от 10 тыс. до 5 млн. руб.
Для сравнения: цена готового проекта, т. е. цена права на однократное воспроизведение, составляет, в среднем, 25 тыс. руб. При несанкционированном строительстве, к примеру, 10 домов застройщик «экономит» на проектировании 225 тыс. руб., полагаясь на авось. Действительно, зачем платить архитектору за повторное воспроизведение, если комплект чертежей есть в наличии, недоумевают иные застройщики.
Однако надежда на труднодоказуемость подобного нарушения становится всё более эфемерной с появлением массового застройщика коттеджных посёлков. Коттеджный посёлок, как правило, строит не частное лицо, а организация. Инвестор вынужден давать рекламу с использованием материалов архитектурных проектов (планов, генеральных планов, изображений). Юристы сегодня сходятся во мнении, что нарушения авторского права со стороны организации гораздо легче установить. Так что в ближайшем будущем следует ожидать прецедентов защиты в суде авторских прав на архитектурные проекты.
Справедливости ради, стоит отметить, что всё больше игроков строительного рынка задумываются о своей репутации в вопросах, касающихся соблюдения авторского права.
Архитекторы, в свою очередь, готовы идти на минимизацию гонораров за повторное воспроизведение, в случае цивилизованного отношения к их имущественным интересам.
Вот простой расчёт: инвестор-застройщик собирается построить 10 одинаковых домов. Он оплачивает однократную реализацию архитектурного проекта в полном размере (25 тыс. руб.), а право постройки 9 домов по тому же проекту автор согласен предоставить на более выгодных условиях, например, со скидкой 50% и более от полной цены проекта. Символический гонорар за проект, будучи отнесён на себестоимость здания, не влияет на цену коттеджа, заявляемую для продажи.
В отношении неимущественного права упомянем о необходимости указывать автора проекта при всякой публичной ссылке на проект или его изображения.
Что касается нарушения авторского права частными лицами-застройщиками, то помните: незнание законов не освобождает от ответственности их исполнения. Поэтому, прежде чем передать другу или родственнику комплект чертежей для повторного (незаконного) строительства, подумайте, не оказываете ли вы ему медвежью услугу.
Текст: Ольга Мандрикова, исполнительный директор
архитектурного ателье Игоря Фирсова «FIRSOV ARCHITECTS»
«Загородное строительство» № 9 (49), сентябрь 2009 г.
Проект дома авторское право
Введите ваш e-mail:
Объектом авторского права признается не проектная документация в целом, а только ее часть, содержащая архитектурное решение
Определена правовая позиция ВАС РФ по спорному вопросу применения законодательства об интеллектуальной собственности. В Постановлении N 5816/11 Президиум ВАС РФ указал, что объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть часть такой документации, в которой выражено архитектурное решение.
02.12.2011 | Денисова Анна, Эксперт, Компания «КонсультантПлюс», www.consultant.ru |
Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»
Президиум ВАС РФ рассмотрел в порядке надзора спор по поводу нарушения авторских прав на произведение архитектуры в виде проектной документации (проекта). Общество (далее – правообладатель) на основании договора на производство проектно-изыскательских работ создало и передало заказчику проектную документацию в отношении объекта строительства. В процессе строительства у заказчика возникла необходимость в изменении проектной документации. Но правообладатель отказался вносить поправки в проект. Поэтому заказчик заключил договор на выполнение проектных работ с другим обществом (далее – исполнитель) в отношении уже частично возведенного объекта. В соответствии с данным договором исполнитель разработал новую проектную документацию путем внесения корректировок в ранее разработанный проект правообладателя.
В связи с этим правообладатель обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с исполнителя компенсации за нарушение исключительных прав на проект. Нарушение, по мнению истца, заключалось в переработке первоначального проекта без разрешения автора.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав недоказанным факт нарушения исключительных прав. Исполнитель действовал в рамках своих обязательств перед заказчиком. Предметом договора между ними являлось выполнение проектных работ на основании представленной заказчиком документации после частичного возведения объекта строительства. Такие действия исполнителя, по мнению суда, не могут свидетельствовать о нарушении авторских прав истца.
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с выводами суда первой инстанции, указав на следующее.
Правообладателю принадлежит исключительное право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности, а именно – произведение архитектуры в виде проектной документации в отношении объекта строительства.
Согласно заключению судебной экспертизы проекты, разработанные исполнителем и правообладателем, содержат идентичные архитектурные и технические решения. Проектная документация, разработанная правообладателем, является самостоятельным, нестандартным проектом, тогда как проект исполнителя частично воспроизводит первоначальный проект правообладателя.
Таким образом, суды пришли к выводу, что ответчик выполнил корректировку уже существующего проекта, разработанного правообладателем, тем самым нарушив исключительные права последнего.
Помимо этого, заключение между правообладателем и заказчиком договора подряда не повлекло возникновения у последнего исключительных прав в отношении проекта. Истец не давал согласия на передачу проектной документации другим лицам для использования путем ее переработки.
Определяя размер компенсации за нарушение исключительных прав правообладателя, суды исходили из того, что заявлено требование о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости экземпляра произведения, то есть проекта. Поэтому исчислили компенсацию в двукратном размере цены договора подряда.
Президиум ВАС РФ, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, указал на ошибочность выводов судов. Так, судами не учтены различия между проектной документацией, то есть документацией для строительства, и архитектурным проектом. По мнению ВАС РФ, объектом авторского права является только архитектурный проект, в котором выражено архитектурное решение его создателя. Принимая данное решение, Президиум ВАС РФ руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N169-ФЗ »Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об архитектурной деятельности) архитектурный проект – это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения. Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте. В связи с этим объектом авторского права не может являться документация для строительства в целом.
В силу ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение. Статья 20 Закона об архитектурной деятельности устанавливает правило, согласно которому изменение архитектурного проекта производится исключительно с согласия его автора. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что правообладатель не передавал исключительных прав на архитектурную часть проектной документации, содержащую архитектурные решения. Не было получено согласие автора и на передачу архитектурного проекта другим лицам для внесения изменений. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) в соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ. Таким образом, заказчик получил лишь право на использование проекта. Действия исполнителя по корректировке проекта являются нарушением исключительных прав истца.
ВАС РФ указал, что неправильное определение судами объекта авторских прав повлекло за собой необоснованный расчет размера компенсации за нарушение исключительных прав истца. В частности, сумма компенсации была определена исходя из общей цены договора подряда на производство проектно-изыскательских работ. Однако при определении компенсации, предусмотренной абз. 3 ст. 1301 ГК РФ, следовало исходить из стоимости разработки только архитектурного проекта или стоимости права использования архитектурных решений. Расчет такой стоимости необходимо было определять исходя из цены, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за их правомерное использование. Следовательно, по мнению ВАС РФ, сумму компенсации следовало определять исходя из двукратного размера стоимости части проектной документации – архитектурных решений.
Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил, что расчет компенсации за нарушение исключительных прав на архитектурный проект можно было произвести в соответствии с Государственным сметным нормативом «Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства» (утв. Приказом Минрегиона России от 28.05.2010 N 260). Согласно данному документу рекомендуемая ориентировочная относительная стоимость разработки раздела проектной документации – архитектурного решения составляет 14 процентов от базовой цены на разработку проектной документации (таблица 41 Справочника).
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены с учетом рассмотренного Постановления Президиума ВАС РФ по новым обстоятельствам при отсутствии других препятствий.
Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 5816/11 по делу NА32-47315/09-48/723-10-68/15