Проект дома для именитых леблон

Умереть от унижения Петром I

Жан Батист Александр Леблон родился во Франции в 1679 году и вырос в одного из самых известных мастеров градостроительства, архитектуры и садово-паркового хозяйства у себя на родине. Известна его научная работа «Курс архитектуры», которая была написана в соавторстве с архитектором Дювилье. По этому труду учились многие поколения европейских зодчих.

В 1715 году Леблон был приглашен Петром I в Петербург, чтобы вступить серьёзную должность генерал-архитектора, человека, который буквально отвечал за строительство новой столицы. Он прибыл в Петербург 5 августа 1716 года, получил жалование в 5000 рублей в год и всех местных мастеров в подчинение. Тем помощникам, которых Леблон привез с собой, он должен был выплачивать из суммы своего жалования. А это была целая группа инженеров и чертежников. Французы разместились в отдельной слободе на Адмиралтейском острове, где сейчас стоит задние Сената и Синода. Сам Леблон жил с женой, сыном и слугами на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки, в одноэтажном доме генерал-майора Дюпре.

Архитектор явно понравился Петру. Вот, что писал император Меньшикову по поводу этого француза: «Сей мастер из лучших и прямою диковинкою есть. К тому же не ленив, добрый и умный человек. И для того объяви всем архитекторам, чтобы все дела, которые вновь начинать будут, чтоб без его подписи на чертежах не строили, так же и старое, что можно ещё исправить».

Леблон начал с того, что создал свою версию «образцового чертежа» дома для знатных людей Петербурга. Он предложил селить именитых в двухэтажные дома на 6 больших окон, с дверью посередине и высокой крышей. Проект Леблона был принят императором с поправкой на местный климат: «…по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых палатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат».

Читайте также:  Чем плохо дома с мансардой

В обязанности Леблона входило и обучение русских зодчих. Его усилиями и усилиями Трезини в России было положено начало собственной школе архитекторов, скульпторов, мастеров столярного дела.

Уже в 1717 году Леблон разработал Генеральный план строительства Санкт-Петербурга, то есть работа шла. По этому плану центром города должен был стать Васильевский остров, это он придумал проложить там систему каналов, а также предлагал обнести город стеной. Целиком его план принят не был, однако, развитие Васильевского острова при нем началось, и была предпринята попытка устройства каналов, саботированная Меньшиковым, и затем признанная неудачной. Каналы получились слишком узкими, непригодными, так что их просто засыпали.

Как настоящего мастера и человека ответственного, Леблона не могла устроить ситуация с застройкой города, которую он застал по приезду. Уже спустя 2 месяца после начала работы, он докладывал императору об ошибках в строительстве и повсеместном несоблюдении требований к застройке самого Петра. Не совсем удачно складывались отношения архитектора и с местной знатью. Конечно, верхушка столичного общества поспешила делать заказы на строительство у любимца царя, работы у Леблона было чрезвычайно много. Но строгие вкусы француза не совпадали с пожеланиями его клиентов. Он предпочитал строгий интерьер модной в то время лепнине и позолоте, а особняки предлагал ставить в глубине сада, чтобы хозяевам жилось спокойнее. Но это уже противоречило распоряжению Петра о соблюдении «красной линии».

При этом самой главной проблемой Леблона стала ненависть Меньшикова. Звание генерал-архитектора, присвоенное французу, болезненно откликалось в душе генерал-губернатора Петербурга. Меньшиков выказывал Леблону «всяческое невнимание и неприязнь», которые часто срывали строительные работы.
Мелочная клевета Меньшикова и погубила архитектора. Дело было во время парковых работ в Петергофе. Меньшиков доложил царю, что Леблон приказал вырубить деревья, которые с трудом вырастил там император лично. Крутой нрав Петра I хорошо известен даже нам, далеким потомкам, а уж Меньшикову и подавно. Вероятно, расчет был именно на это, так как Петр, не разобравшись, примчался в Петергоф, принялся браниться и оскорблять Леблона и даже ударил его палкой. Деревья, между тем, никто не трогал.

Леблон, оскорбившись, слёг в постель. И тщетно потом царь извинялся и слал к генерал-архитектору верных людей с заверениями в самом глубоком сожалении и самом искреннем расположении. Горячка уже не оставила Леблона, и он скончался.

Досталось от Петра по справедливости и Меньшикову. Тот, как пишет петербургский историк Анисимов, лишь «вытер кровь и сопли кружевным брюссельским галстуком, почесал бока, да и пошел по делам — эка невидаль, барин холопа побил…»

Умер Жан Батист Леблон в феврале 1719 года и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора, где в то время хоронили всех неприжившихся иностранцев Петербурга.

Леблон Жан Батист Александр

Жан Батист Александр Леблон — французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 года и до смерти — главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 года и «образцовых» домов. Леблон родился во Франции в 1679 году.
В 1716 году Жан Батист Леблон был приглашен Петром I в. Санкт-Петербург, где, будучи «генерал-архитектором», руководил строительством города. Леблон привёз с собой группу инженеров и чертёжников, жили французы в своей слободе на Адмиралтейском острове, там где сейчас расположено здание Сената и Синода. В должности генерал-архитектора, Леблон получал годовое жалование в размере 5000 рублей, в числе его обязанностей было обучение русских мастеров своему ремеслу. По приезду в Санкт-Петербург было организовано свыше двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие.

Также известен выполненный Леблоном в том же году «образцовый» чертёж дома для «именитых» (долгое время ошибочно приписываемый Доменико Трезини). Этот был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (т. е. 6 окон и дверь в центре) и высокой крышей. К этому проекту Пётр дал комментарий: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат».

Самая, возможно, известная работа Леблона — составление первого генерального плана развития Санкт-Петербурга. План предусматривал перенос центра города на Васильевский остров, устройство на острове сети каналов, Васильевский остров предполагалось обнести крепостной стеной. Однако, в жизнь план Леблона воплощён не был. Тем не менее, многие идеи всё же были претворены в жизнь. Центр Санкт-Петербурга в начале развития города был организован на Васильевском острове, началась формироваться система каналов.

Деятельность Леблона, как генерал-архитектора, приводила к многочисленным столкновениям с интересами генерал-губернатора Санкт-Петербурга Светлейшим князем Александром Даниловичем Меншиковым. Говоря современным языком, Меньшиков саботировал работу по превращению Васильевского острова в «Северную Венецию». Уезжая в Европу в одну из своих многочисленных поездок, Пётр получил своему сподвижнику провести работу по прокладке каналов на Васильевском острове. Работа была выполнена, однако в результате спекуляций Меншикова с землёй каналы оказались слишком узкими и непригодными для применения. Со временем они заросли тиной. Казённые дома оказались потеснены частными, что противоречило главному проекту. На вопрос Петра: «Что же с этим делать?» генерал-архитектор ответил: «Ломать, государь, ломать и строить заново». Однако ломать и строить заново оказалось слишком дорого, поэтому каналы сломали, но новые уже не строили.

Кроме общего плана развития города Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Вместе с Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых домов.

В 1718 году Леблон создал первый проект уличного масляного фонаря для Санкт-Петербурга. Осенью того же года 4 таких фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I. К 1723 году благодаря работе генерал-полицмейстера Петербурга Антона Девиера на улицах города было установлено 595 фонарей.
Жан Батист Леблон работал в Петергофе и Стрельне. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф. Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. В Стрельне архитектор создал проект дворца, но участия в строительстве не принимал.

Достоверных построек Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось.
Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

Жан Батист Леблон

Жан Батист Александр Леблон родился во Франции в 1679 году. На своей родине стал одним из самых известных специалистов в градостроительстве, архитектуре, садовопарковом хозяйстве. Вместе с архитектором Дювилье Леблон написал «Курс архитектуры», по которому училось много следующих поколений зодчих.

После победы русских войск над Шведами под Полтавой ничего не мешало мирному развитию Санкт-Петербурга. Поэтому Петром I было принято решение пригласить сюда уже не фортификатора, как Доменико Трезини, а одного из лучших строителей гражданской архитектуры.

В 1713 году в качестве главного распорядителя строительных работ в Петербург был приглашён немецкий архитектор Андреас Шлютер. Во время поездки по Лифляндии он заразился тифом и умер. Именно как замена Шлютеру и выступил Жан Батист Леблон. В конце 1715 года по указу Петра I в Париж на встречу с мастером отправился комиссар Адмиралтейства Конон Никитич Зотов, после чего Леблон приехал на работу в Россию. Архитектор прибыл в Петербург в августе 1716 года.

Пётр I Меншикову:

Леблон сразу же был назначен генерал-архитектором Петербурга с подчинением ему всех работающих здесь архитекторов и инженеров. 10 августа 1716 года Меншиков доложил Петру I:

Леблон привёз с собой группу инженеров и чертёжников, жили французы в своей слободе. Дома французов находились на Адмиралтейском острове, там где сейчас расположено здание Сената и Синода. Сам архитектор с сентября 1716 по январь 1718 года жил вместе с женой, сыном и прислугой в доме генерала Дюпре на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (Невский пр. 20).

Будучи генерал-архитектором, Леблон получал жалование в размере 5 000 рублей в год. Но из него архитектор был обязан выплачивать жалование приехавшим с ним помощникам.

В обязанности Леблона входило обучение русских мастеров. Именно Леблон и Трезини положили начало образованию в России мастеров архитектуры, столярного дела, скульпторов. По приезду в Петербург мастер тут же организовал более двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие.

Уже спустя два месяца после приезда в Петербург архитектор писал Петру I о повсеместных недостатках в строительстве, о несоблюдении требуемой царём регулярности застройки. Леблон не смог выстроить доверительных отношений к другими петербургскими архитекторами. Его частых упрёков, пусть даже и справедливых, не мог выносить даже приехавший с Леблоном в Россию резчик Пино.

Заказчиками знаменитого французского зодчего старались стать самые богатые петербуржцы. Леблон брался за работу несмотря на то, что было её у него очень много. Но именно его рукой был составлен проект дворца для адмирала Апраксина, пусть Леблон и не принимал участие в самом строительстве.

Часто вкусы француза не совпадали со вкусами его клиентов. Европеец предпочитал строгий декор интерьеров, тогда как русские богачи желали жить в роскоши, подчёркнутой позолотой и пышной лепниной. Леблон считал, что особняки должно ставить в глубине участков, дабы до их хозяев не доносился шум города. Но Пётр I требовал строить дома «единым фасадом», по красной линии улиц.

Леблон (первым в России) соорудил в Летнем дворце и в Монплезире водопровод и промывную канализацию. В Париже такое устроили лишь два года спустя. Он же ввёл в обиход в Петербурге «buffet» — специальный столик-шкаф для кухни. Если мода на новые туалеты в Петербурге не прижилась, то буфет стал популярен.

В 1717 году Леблон первым составил генеральный план развития Петербурга. Архитектор предложил перенести центр города на Васильевский остров, организовать на нём сеть каналов, обнести город крепостной стеной. В жизнь фантазийный, оторванный от реальности план Леблона воплощён не был. Но некоторые идеи всё же были претворены в жизнь. Центр Петербурга был перемещён с Троицкой площади на стрелку Васильевского острова, начала формироваться система каналов.

Леблон принимал участие в составлении типового проекта жилого дома. 17 апреля 1717 года царь писал по этому поводу:

Будучи генерал-архитектором Леблон, сам того не хотя, стал соревноваться в величине полномочий с самим генерал-губернатором Петербурга Александром Даниловичем Меншиковым. Не понимая как надо строить отношения со всесильным губернатором, он потребовал назначить даты, по которым Меншиков был бы обязан приезжать в Канцелярию городовых дел. Меншиков в свою очередь оказывал архитектору всяческое невнимание и неприязнь. Так, уезжая в Европу, Пётр получил своему сподвижнику следить за работой по прокладке каналов на Васильевском острове. Работа была выполнена, но каналы оказались слишком узкими и мелкими, непригодными для применения. Казённые дома оказались потеснены частными, что противоречило главному проекту. На вопрос Петра: «Что же с этим делать?» генерал-архитектор ответил: «Ломать, государь, ломать и строить заново». Государь согласился, обвинив в неудаче Меншикова. А копать каналы заново оказалось слишком дорого. Эта история сделала ещё более напряженными отношения Меншикова с Леблоном [1, с. 122].

Кроме общего плана развития города Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Вместе с Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых домов.

В 1718 году Леблон создал для Петербурга первый проект уличного масляного фонаря. Осенью того же года четыре таких фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I. К 1723 году благодаря работе генерал-полицмейстера Антона Девиера на улицах города было установлено 595 фонарей.

Жан Батист Леблон работал в Петергофе и Стрельне. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф. Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. В Стрельне архитектор создал проект дворца, но участия в строительстве не принимал.

Достоверных построек Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Умер Жан Батист Леблон 7 февраля 1719 года. Он был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора, где в то время хоронили большинство иностранцев.

Леблон Жан-Батист Александр

Жан-Батист Александр Леблон (Jean-Baptiste Alexandre Le Blond) – известный французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры. Родился в 1679 году во Франции, в семье королевского придворного живописца и гравера, Жана Леблона (Jean Le Blond).

Жан-Батист Александр Леблон (Jean-Baptiste Alexandre Le Blond, 1679-1719 гг.)

Творчество Жана-Батиста Александра Леблона до российского перида

Архитектурному мастерству обучался у своего родного дяди Жана Гирарда (Jean Girard), который служил французскому королю Филиппу I (герцогу Орлеанскому) (Philippe, duc d’Orléans). Леблон наряду с Робером де Коттом (Robert de Cotte) и Пьером Лепортом (Jean le Pautre) является основоположником стиля Регенства (The Regency style) – историко-регионального художественного стиля во французском искусстве начала 18 века.

Отель де Вендом (D’hotel de Vendome)

В 1707 году архитектор спроектировал отель де Вендом (D’hotel de Vendome). В архитектурном решении фасадов отеля Леблон придерживался «классического» принципа выделения центральной части углов здания.

Отель де Вендом (D’hotel de Vendome, 1707 г.)

Работа Леблона в России

В 1716 году русский царь и император Всероссийский Петр I (Пётр Алексе́евич Рома́нов) приглашает Леблона в Санкт-Петербург в качестве «генерал-архитектора». В 1717 году архитектором был разработан Генеральный план Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове. Он также оформлял интерьеры Летнего дворца Пётра I Великого. Именно архитектурной деятельностью Жана-Батиста Александра Леблона представлен третий этап петровского градостроительства.

Дворец Монплезир (Петегорф), Monplaisir Palace (Peterhof)

С 1714 по 1723 гг. Леблон занимается проектированием Большого Петергофского дворца – дворца Монплезир (Monplaisir Palace), название которого в переводе с французского языка означает «мое удовольствие». Изначально этим проектом занимается немецкий зодчий Андреас Шлютер (Andreas Schluter), однако в скором времени император Петр I поручает это дело именно Леблону. От центрального корпуса одноэтажного дворца расходятся две длинные галереи с балюстрадами-ограждениями из ряда фигурных столбов, соединённых сверху горизонтальной балкой. В конце каждой галереи находятся люстгаузы – небольшие павильоны с двускатной крышей, на которой размещены световые фонари. Галереи, расположенные на одной линии с центральным корпусом дворца, зрительно удлиняют его фасад. А благодаря насквозь прорезанным и застекленным аркам галерей, дворец наполнен своеобразной легкостью и прозрачностью. Северный фасад дворца выходит на морскую террасу, выложенную разноцветным голландским кирпичом. Необычайной крепости кирпич использовался при построении дворца. Несмотря на тонкую кладку, стены очень прочные и выдержали проверку не только временем, но и военными действиями.

Дворец Монплезир (Monplaisir Palace, 1714-1721 гг.)

Дворец адмирала Апраксина

Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин возвел для себя двухэтажный дом. Однако здание абсолютно не устраивало его своей маловыразительностью. Именно в это время в Санкт-Петербург прибывает Жан-Батист Леблон, которому адмирал поручает спроектировать более пышное сооружение. Учитывая, что французская архитектура в это время уже отказалась от пышности и больше стремилась к изысканности и простоте, Леблон проектирует для адмирала Апраксина дом в сдержанном и элегантном стиле. Спроектировав дом, Леблон не имел возможности приступить к его строительству, поскольку занимался королевскими резиденциями. Адмирал лично «вторгся» в строительство дома, добавив желанную для него пестроту и великолепие. Нарушив все пропорции сооружения, предусмотренные леблоновским проектом, Апраксин выстроил величественный трехэтажный дворец. После его смерти дворец перешел царской семье и в правление императрицы Анны Иоанновны подвергся существенной перестройке. Авторами реконструкции были в разное время Доменико Трезини и Франческо Бартоломео Растрелли.

Александр Леблон. Дворец Апраксина, проект, 1716 г.

Стрельнинский дворцово-парковый комплекс

Проектирование царской резиденции с фонтанами в поселке Стрельна на Петергофской дороге было начато итальянским архитектором Карло Бартоломео Растрелли в начале 1616 года. Однако, через полгода, за проектирование сада и Стрельнинского дворца взялся Леблон. Так называемый «водный сад» имеет в плане П-образную форму. Водные каналы, проведенные вдоль главных аллей сада, соединяются с морем. Согласно проекту Леблона, дворец был расположен на краю верхней террасы, которая возвышалась на 12 метров над поверхностью заболоченной местности. Межканальные пространства планировалось заполнить парковыми сооружениями, фонтанами, боскетами – густой группой деревьев и кустов, которым благодаря декоративной стрижке придают различные формы. На острове, расположенном в конце центрального канала, Леблон планировал соорудить «Замок воды» – искусственный холм с павильоном на вершине. Стрельненский дворец должен был состоять из главного корпуса, верхнюю часть которого завершал бельведер – постройка с открывающимся видом на окружающий вид, два флигеля и колоннадная галерея, которая тянулась бы на сто метров и заканчивалась павильонами. С 1719 года, после его смерти, проектированием дворца занялся Никола Микетти (Nicola Michetti), изменивший проект Леблона. Единственное, что Микетти оставил из леблоновского проекта – это три высокие арки главного корпуса, образующие сквозной проход на террасу парка. К концу 18 века дворец был подарен императором Всероссийским Павлом I сыну – великому князю Константину Павловичу, после чего этот дворцово-парковый комплекс стал носить название Константиновский.

Сад и дворец в Стрельне, перспективный план, проект (1718 г.)

Центральный фасад Стрельнинского дворцово-паркового комплекса

Умер Жан-Батист Александр Леблон 10 марта 1719 года в Санкт-Петербурге.

Перечень работ и проектов Жана-Батиста Александра Леблона

1. Отель де Вендом (D’hotel de Vendome, Париж, 1707 г.)

2. Дворец Монплезир (Monplaisir Palace, Петергоф, 1716-1719 гг.)

3. Дворец адмирала Апраксина (Apraksin Palace, Санкт-Петербург, 1716 г.)

4. Сад Большого Стрельнинского дворца (Strelna Parks, Стрельна, 1717-1718 гг.)

Оцените статью