- Главные новости Калужской области
- Неведомый шедевр молодого Баженова
- Гид по Петербургу
- Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Русский архитектор Василий Иванович Баженов — биография, дом Пашкова
- Краткая биография
- Начало пути
- Учеба
- Обучение в Европе
- Возвращение в Россию
- Московский период
- Перестройка московского кремля
- Оформление празднеств на Ходынском поле
- Строительство резиденции в Царицыне
- Опальный архитектор
Главные новости Калужской области
Неведомый шедевр молодого Баженова
Именно эта работа произвела в свое время чрезвычайное впечатление на многих французских зодчих. Вот свидетельство тому: спустя три десятилетия кто-то из них, беседуя с цесаревичем Павлом Петровичем, вдруг вспомнил об одном великом русском архитекторе, на чертежи которого он дивился некогда.
— Верно, вы говорите о Баженове? — догадался Павел.
Можно не сомневаться, что речь тут шла как раз о чертежах Инвалидного дома. Тому есть целый ряд свидетельств, которые вряд ли стоит здесь приводить. Работу эту высоко оценили и парижские академики архитектуры, и зодчие Италии, и вельможные покровители русского искусства. И тем не менее принято считать, что от чертежей этих ничего не сохранилось, что они навсегда канули в вечность.
Но так ли это? Попробуем разобраться в этой запутанной, странной, а отчасти даже детективной истории.
Итак, в 1760 году Баженов, тогда пенсионер Петербургской академии художеств, приезжает в Париж, уже ставший к тому времени столицей мировой культуры. И происходит это как раз тогда, когда искусство великого города пребывает в стадии кипения.
Обучать русского пенсионера препоручено Шарлю де Вайи. Тот, кстати сказать, совсем ненамного старше Баженова. Но действительно умелый архитектор, а еще и декоратор, рисовальщик. Член сразу двух королевских академий — архитектуры и живописи.
Это о нем писал позднее Баженов: «мой же учитель столько был там /то есть во Франции. -В.О./ велик, что я еще до нево во многом доитить не мог и поныне, а после ево кто б там ни был всякой мне не страшен, разве многие другим знанием одалевают, да и то Суффлот, Моро, le Roy, есть там 5 или шесть человек, кои мне и все знакомы».
Баженов оказывается в самом средоточии отчаянно смелых архитектурных исканий. Парижские зодчие сочиняют проекты, многие из которых так никогда и не будут осуществлены. Но зато некоторые из них на десятилетия, а то и на столетие опережают свое время. Тот стиль, который обрел архитектурную реальность уже в начале XIX столетия и называется обычно ампиром, возник фактически еще в середине предыдущего столетия. Француз М.Ж.Пейр, старший современник Баженова, проектировал строения того же склада, что и Адмиралтейство Захарова или петербургские ансамбли России.
В архитектуре эволюция идей часто опережает эволюцию реальных форм. И это понятно. Ведь создание идей не нуждается в большом финансировании. А вот реальное строительство очень даже нуждается.
Можно не сомневаться, что и молодой Баженов мыслил неординарно и смело. И сумел доказать это. Де Вайи дал ему задание: сочинить проект Инвалидного дома. Очевидно, что работа эта была совершенно абстрактной, сугубо учебной и вовсе не предполагала реализации. Тем более что Инвалидный дом выстроен в Париже задолго до приезда молодого русского зодчего. Баженов должен был лишь продемонстрировать свое собственное решение темы, уже некогда решенной. И он сумел сделать это, видимо, много лучше, чем ожидалось.
В протоколе Королевской академии архитектуры от 12 июля 1762 года содержится следующая запись: «Господин Базиль Баженов представил в Академию различные работы своей композиции; Академия смотрела их с удовольствием и расценила их как плоды прилежного труда и исследований, сопряженных с усердием и знаниями».
Можно не сомневаться, что среди этих работ были и чертежи Инвалидного дома.
Принято считать, что они не сохранились. Зато известно, что они были отправлены Баженовым в Петербург и долгое время находились в Академии художеств.
Сохранился список этих чертежей — «Прожекты архитектурные, присланные от пенсионера господина Баженова в 1762 году». Вот он:
«1. Генеральный план Инвалидному дому — 1
2. Фасад Инвалидному дому в раме за стеклом — 1
3. Фасад церкви к тому дому за стеклом — 1
4. Фасад в преспекте той же церкви в раме за стеклом — 1
5. План оной церкви — 1
6. План с фасадом триумфальных ворот при Инвалидном доме — 1
7. Фасад Триумфальных ворот при Инвалидном доме в раме за стеклом — 1
8. Блафон рисованный тушью в раме за стеклом — 1».
Тут весьма примечателен тот факт, что пять из восьми чертежей были обрамлены и остеклены. Это может означать только одно: планы Инвалидного дома не просто хранились в академии, но и были выставлены в ней, и, скорее всего, отнюдь не одноразово.
И, значит, какое-то время они были знакомы всему архитектурному сообществу Петербурга. Да, пожалуй, и всей России. Ведь именно в академии в эту пору получали образование практически все русские зодчие.
А затем эти чертежи странным образом исчезли — в описи академического собрания, составленной в 1818 году, они уже не значатся. И очень даже может быть, что случилось это после того, как президентом академии стал граф А.С.Строганов — в 1800 году, незадолго до начала строительства петербургского Казанского собора, а оно имеет самое прямое отношение к нашей истории.
Как известно, Строганов — покровитель А.Н.Воронихина, который и считается автором этого храма. Но мало кто помнит, однако, о том, что высокопросвещенный митрополит Евгений (Болховитинов), младший современник Баженова, был убежден, что Воронихин — лишь строитель Казанского собора. Проект же создан Баженовым! Вот что писал митрополит Евгений: «Проект Баженова исполнен с малыми отменами учеником Баженова Воронихиным наподобие римской соборной церкви апостолов Петра и Павла».
Отмечу, что митрополит Евгений был не только одним из авторитетнейших деятелей русской церкви и русской культуры. В пору молодости, во второй половине 1780-х годов, он был тесно связан с Н.И.Новиковым и, несомненно, был в той или иной степени знаком с Баженовым, принадлежавшим к тому же довольно тесному кругу.
Значимо и то, что болховитиновская биография Баженова, из которой взяты процитированные строки, была впервые опубликована в 1805 году, то есть в то самое время, когда еще продолжалось строительство Казанского собора. И, естественно, при жизни самого Воронихина. Трудно даже предположить, что он ничего не знал об этой публикации. Тем не менее нет никаких сведений о том, что он хоть как-то попытался опровергнуть столь неприятное для него утверждение.
Авот еще одно чрезвычайно важное свидетельство — теперь уже архитектора П.С.Плавова (1794 — 1864), успевшего, кстати сказать, поучаствовать в строительстве Казанского собора. Это человек, многое слышавший, многое знавший, один из носителей коллективной памяти профессионального сообщества. В архивах Казанского собора сохранилась справка, в которой — со ссылкой на этого зодчего — утверждается, что проект Казанского собора был составлен Воронихиным «по образцу, начертанноцу для парижского Дома инвалидов русским молодым художником Баженовым, хранящемуся в Парижской академии художеств, с подражанием фасаду римской церкви св. Петра в уменьшенном виде».
А если это так, то все становится на свои места. И оказывается, что парижский проект Баженова был все-таки отчасти реализован уже после его смерти.
И вот подтверждение этому. В бумагах Ф.М.Каржавина, ближайшего друга Баженова, сохранился баженовский рисунок «Паперть храма». Изображение это на удивление сходно с западным порталом Казанского собора. А познакомились Баженов и Каржавин, когда им пришлось совместно возвращаться из Франции на родину. Не тогда ли подарил зодчий новому другу этот архитектурный набросок? В любом случае можно утверждать, что это — один из черновых набросков портала церкви при баженовском Инвалидном доме.
Да и история создания самого собора весьма красноречива. Уже самое назначение Воронихина на должность главного строителя главного петербургского храма вызвала всеобщее недоумение. Протеже Строганова не имел никакого художественного, тем паче архитектурного, образования. Не было у него и сколько-нибудь основательного опыта строительства. А звание архитектора он получил за два дня до назначения на должность ответственного строителя Казанского собора.
Так почему же все-таки великое дело было поручено Воронихину?
Жозеф де Местр, француз-эмигрант, роялист, писал в одном из писем своих, что Воронихин «состоял при особе графа Строганова и открыто считался его сыном». А если это так, то нет ничего странного, что вчерашний холоп оказался в ближайшем кругу императрицы Марии Федоровны, что супругой его стала англичанка, что он вдруг, по царскому велению, обратился в архитектора и строителя главного петербургского собора.
Странно другое: как он смог этот собор построить. Разумеется, если считать Воронихина его создателем.
Неудивительно, что зодчие-профессионалы недоверчиво отнеслись к новоявленному архитектору. Комиссия по строению собора специально вменила в обязанность И.Е.Старову, великому зодчему, «ежедневно на строении присутствовать». Фактически именно он, видимо, контролировал ход строительства.
Похоже, что и сам Строганов не слишком доверял умениям своего протеже. Возглавляемый им Совет академии постановил: «Для занятий учеников архитектурного класса четвертого возраста практическими познаниями строения — посылать их на строение Казанской церкви каждую неделю два раза, а в случае важной какой-либо части сего строения и ежедневно».
Так что было кому строить собор. Спроектированный Баженовым, он строился большой командой зодчих.
И это великая удача для русского искусства. Церковь, которая мыслилась Баженовым как средоточие ансамбля Инвалидного дома, обрела каменную плоть в Петербурге, стала его духовным центром.
Но, конечно, очень хотелось бы узнать, как выглядел весь ансамбль, спроектированный молодым зодчим. Ведь помимо церкви он включал в себя основное здание, триумфальные ворота.
Возможно, со временем это удастся. Благо, сохранились кое-какие чертежи, могущие иметь отношение к баженовскому проекту. Например, разрез парадного вестибюля с парадной же лестницей — он хранится в Париже, в библиотеке Арсенала. А также чертеж Триумфальных ворот — он явно из ряда ранних работ Баженова и вполне может иметь отношение к проекту Инвалидного дома.
Стоит обратить внимание и на так называемый «проект Смольного института» -грандиозного строения с эллипсовидным фасадом. Сама грандиозность его не может не вызывать ассоциации именно с Инвалидным домом. К тому же создается впечатление, что это строение никак не было привязано к какой-то определенной среде — это скорее архитектурная фантазия, чем, по сути дела, и был парижский проект Баженова. Могу предположить, что он включал в себя помимо церкви и собственно Инвалидного дома две площади. Одна из них объединяла оба строения, вторая, полуциркульная, раскрывалась навстречу внешнему пространству. Где размещалась триумфальная арка — пока остается лишь гадать.
Зато можно сказать определенно: Баженов не просто отталкивался от грандиозного замысла Бернини, но и смело развил его. Задумал нечто еще более грандиозное. Поистине — великое.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Русский архитектор Василий Иванович Баженов — биография, дом Пашкова
Архитекторы
Краткая биография
Василий Баженов — 1738 — 1799 год – архитектор, русский художник, основоположник классического направления в архитектуре второй половины XVIII века.
Творчество Баженова отличалось полетом фантазии, смелостью и своеобразием, но лишь небольшая часть задумок увидела свет
Еще меньше построенных им зданий сохранилось до нашего времени. Среди них несколько построек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Начало пути
По уточненным данным биографов Василий Баженов родился 12 марта 1738 года в Москве. Отец Баженова служил псаломщиком в придворной церкви московского кремля. Здесь, среди великолепных образцов древнерусского зодчества прошло детство будущего архитектора. Талант искусного художника проявился у мальчика очень рано, вместо забавы он срисовывал здания, церкви, надгробные памятники.
Это пристрастие стало решающим при знакомстве подростка с известным московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который нанимал рабочих для скорейшего восстановления сгоревшего царского дворца.
Мальчик расписывал изразцы печей, выполнял посильные задания. Архитектор, желая поддержать талантливого подростка, принимает его в свою школу вольным слушателем.
Семья Василия Ивановича Баженова
Учеба
По рекомендации Ухтомского в 1754 году Василия Баженова принимают в только что открывшуюся гимназию при московском университете. По уровню знаний его сразу определяют в старший класс. А уже в 1755 году его переводят в качестве студента в университет.
После открытия в Петербурге Академии художеств в 1758 году, Баженова берут на учебу первым, как лучшего из студентов. Архитектурный класс в Петербурге вели С. И. Чевакинский и А. Ф. Кокоринов.
В 1759 году студентом Баженовым выполнен самостоятельный архитектурный проект каменной церкви для подмосковной усадьбы князя Черкасского.
Наставник талантливого ученика подает прошение графу Шувалову, чтобы облегчить сложное финансовое положение студента. В результате, за прилежание в учебе Баженову определяют должность архитектурного помощника, что соответствовало рангу прапорщика, и денежное содержание.
Обучение в Европе
По окончании академии Василия Баженова направляют для дальнейшего обучения в Париж, считавшийся столицей европейской архитектурной моды. В течении полутора лет он будет обучаться у Шарля де Вальи – знаменитого архитектора. Из учебных работ Баженова особое внимание привлек к себе проект Дома инвалидов.
К концу курса из ученика он незаметно превратился в помощника знаменитого архитектора. Блестящая защита диплома дала ему право на дальнейшее обучение
В августе 1762 года Баженов получает двух годичный заграничный паспорт и направляется в Рим изучать:
- архитектурные шедевры
- строительное дело у итальянских мастеров
По окончании курса, в начале 1764 года он сдает экзамен, предоставив комиссии, созданные им модели и проекты. В результате ему присвоено звание мастера и профессора архитектуры в академии св. Луки.
Возвращение в Россию
Василий Баженов возвращается из Европы в Петербург в мае 1765 года. Ему предложено подтвердить свои знания, сдав дополнительный экзамен. Проект, созданный для этого, достойно оценен, но Баженову присвоили лишь звание академика. Он обижен, ведь очень рассчитывал на профессорское звание и соответствующее денежное содержание.
Неожиданное предложение поступает от фаворита императрицы, графа Орлова. Генерал готов взять блестящего архитектора в подчиненное ему артиллерийское ведомство в чине капитана. Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал. Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и производило сильное впечатление.
Императрица, по рекомендации Орлова привлекла Баженова к работе по созданию Института благородных девиц в Смольном монастыре.
Проект Института благородных девиц в Смольном монастыре
Проект был выполнен быстро, но так и не был реализован. Архитектор постарался создать величественное, но в тоже время изящное здание, использовал традиционные для русских зодчих приемы. В результате конкурс выиграл проект архитектора Кваренги.
К этому периоду относится постройка дворца для цесаревича Павла на Каменном острове. Резиденция в стиле классицизма идеально вписывалась в окружающее пространство возле Невы.
Московский период
По приказу главы ведомства, графа Орлова, Баженова в 1767 году направляют в Москву для наведения порядка на территории кремля. Императрица планировала поселиться там, и для этого нужно было подготовить одно из зданий. С присущим Баженову размахом он разрабатывает не только перепланировку, но и строительство царской резиденции.
Перестройка московского кремля
Планы преобразования поразили прибывшего с визитом графа Орлова, и были представлены императрице в самом выгодном свете. Было решено, что возведение новой резиденции будет иметь политическое значение.
Вся Европа заговорит о мощи государства, ведущего одновременно войну с турками и столь масштабное строительство
Проектирование и подготовка места застройки продолжались несколько лет. Была расчищена часть территории, построен дом, в котором создавалась математически выверенная модель дворца, высотой в человеческий рост.
Проект большого Кремлевского дворца
Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Но судьба не дала реализовать грандиозное начинание. Длительная военная компания, эпидемия чумы, бунт, повлекший убийство московского архиепископа – все вмешивалось в ход строительства. Финансирование поступало крайне нерегулярно, и в результате Екатерина приказала строительство прекратить.
Оформление празднеств на Ходынском поле
Закрытие кремлевского проекта надломило душевные силы мастера, для него это стало истиной катастрофой. Слухи о его состоянии дошли до императрицы, и она поручает Баженову оформление празднеств в честь победы над Турцией.
На обширной площади Ходынского поля по замыслу архитектора возводятся павильоны, которые напоминали города, отошедшие во владение России по мирному договору. Постройки были выполнены из дерева и камня в стиле восточной, неоклассической архитектуры. При въезде на площадь была сооружена 32 метровая арка, окруженная колоннадой. Императрице пришлись по душе необычные строения, и она поручает Баженову обустроить, приобретенную недавно новую усадьбу.
Строительство резиденции в Царицыне
Рядом с Коломенским, всегда отличавшимся красотой пейзажа, императрицей была приобретена усадьба носившая название «Черная грязь», и позднее переименованная в «Царицыно». Баженову предложили срочно подготовить эскизы. Екатерина, находясь под впечатлением от праздничных павильонов, подписала практически без поправок начальный вариант.
Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно 1775 -1785 гг.
После этого архитектор приступил к разработке подробных чертежей. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, свободно расположившиеся на холмистой местности.
Василий Баженов практически переселился в Царицыно, чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год.Но после посещения еще не законченной стройки Екатерина требует остановить работы и снести два основных дворца.
Перестройку она решила передать архитектору Казакову. Баженов был отстранен от проекта.
Подобные перемены связывают с его членством в масонской ложе. Екатерине стало известно, что через Баженова Николай Новиков передавал запрещенные книги наследнику престола
Опальный архитектор
После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.
В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.
Михайловский замок
После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.
В феврале 1799 Баженова назначают вице-президентом Академии художеств
Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года, так и не успев завершить многочисленные планы.
Архивы Баженова утеряны, поэтому его авторство часто подвергают сомнению. Но неоспорима роль В. И. Баженова, как теоретика архитектуры.
Яркий талант зодчего повлиял на творчество современников, определил пути развития отечественной архитектуры на несколько десятилетий вперед