Проект как дома для домов ребенка

Проект «Как дома» вышел на финальную стадию

Сейчас происходит то, о чём будут читать в учебниках истории: система, просуществовавшая почти век, реформируется. Появился шанс, что прекратится негативное влияние традиционной модели воспитания на судьбы детей, лишенных семьи. Согласно правительственному постановлению № 481, с 1 сентября 2015 года все детские дома переориентируются на создание семейной среды для воспитанников. В государственном приказе отражены главные положения программы «Как дома», реализация которой сейчас идёт в нашей области при поддержке благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов». Чтобы внедрение новой системы прошло максимально гладко, с апреля для представителей восьми домов ребенка Иркутской области проводится обучение. Третий из четырёх запланированных блоков был проведён в Иркутске с 19 по 21 октября.

На экране — жизнерадостная женщина и мальчик с девочкой. Все трое загримированы под котов. Женщину зовут Варвара, и она проводит с детьми развивающее занятие. Мальчику – 4, девочке – 4,6. Как объясняет специалист, у
малютки ДЦП и умственная отсталость, а мальчик развивается в обычном
темпе. Цель занятий – развитие речи, эмоций, умения ориентироваться в пространстве, самоидентификации и снятие тревожности. А совместная игра провоцирует воспитанницу слюдянского дома малютки тянуться за
мальчиком и больше стараться.

Наблюдающие видеоролик специалисты улыбаются, но смотрят сосредоточенно, ведь после просмотра им нужно будет выразить коллегиальное мнение. Группа из 26 сотрудниц домов ребенка, включающая одного главного врача, одну ст. медсестру, нескольких старших воспитателей, педагогов — дефектологов, психологов присутствует на занятии «Супервизия персонала».

Формат работы подразумевает просмотр роликов и дальнейшее обсуждение по определенной схеме. Три специалиста, три видео, три последующих супервизии. Так проходят занятия по программе «Как дома».

Супервизия – форма поддержки специалиста, в рамках которой он обсуждает свою работу с коллегами. Цель супервизии – помочь сотруднику в дальнейшем добиться больших результатов — развить его профессиональную компетентность.

Читайте также:  Проекты домов с размерами эконом класса

Как рассказали доцент факультета психологии Санкт-Петербургского Госуниверситета Олег Пальмов и бизнес-тренер Гульнара Гарифулина, это один из нескольких режимов обучения. Старшие воспитатели, психологи и медперсонал, которым посчастливилось попасть на курсы, участвуют в тренингах, дискуссиях, слушают лекции и выполняют домашние задания. Олег помогает педагогам научиться создавать для воспитанников условия, приближённые к жизни в семье. Гульнара же учит доносить полученные знания до остальных. Ведь по приезду домой женщинам предстоит обучать своих коллег.

Сейчас свою квалификацию повышают представители 8 детских домов из 6 городов области: Иркутска, Ангарска, Усолья, Черемхово, Слюдянки и Братска.

«Наш проект — пилотный. Мы помогаем каждому дому ребенка Иркутской области создать семейное окружение для детей, подготовить для этой работы специалистов и персонал. Внедрение «семейной модели» организации жизни воспитанников требует проработанности всех шагов. Именно в этом мы и помогаем коллегам из домов ребенка. В учреждениях происходят кардинальные перемены. Особенно тяжело перекраивать закостеневшую систему крупным учреждениям, где много детей и персонала, проработавшего с верой в старый режим десятки лет. Теперь группы в сиротских домах будут разновозрастными, а количество детей в них будет в идеале равно 6, а не 12-15, как раньше. Смена воспитателей и медперсонала, с которыми взаимодействуют воспитанники, будет минимизирована.

Одна из главных проблем – отсутствие у детей постоянного близкого взрослого. Когда людей слишком много, у ребёнка нет возможности сформировать отношения, которые он мог бы обобщить, встроить в свою картину мира. Малыш испытывает постоянный стресс, чувство незащищённости. Из-за того, что ребёнок не имеет длящегося опыта отношений с одним или ограниченным числом постоянных близких взрослых, потом, попав семью, он не может выстроить отношения с родителями, потому что не научился этому вовремя. В дальнейшем он будет испытывать трудности с формированием близких отношений. Новая система подразумевает новые подходы, новые ценности в работе взрослых с детьми. Конечно, это непросто вот так взять и всё изменить. Но решать проблемы необходимо», — делятся Гульнара Гарифулина и Олег Пальмов.

Читайте также:  Проект деревянного дома для 2 человек

Своё сотрудничество два столь разных специалиста начали благодаря знакомству, которое произошло в Усольском доме ребёнка. Олег тогда приехал туда с целью помочь учреждению с обучением. Гульнара присутствовала в качестве волонтёра. С тех пор они вместе работают в столь важном направлении, а совместную работу называют ничем иным как «уникальным совместным тренингом».

В Иркутской области изменения начались с Усолья-Сибирского, он стал четвёртым городом в нашей стране после Питера, Новосибирска и Красноярска, где начали внедрять программу «Как дома». Следующим после усольского учреждения был дом ребёнка № 2 в Иркутске.

«С момента перехода на проект «Как дома» в жизни наших воспитанников произошли значительные изменения. Мы прекратили перевод детей из группы в группу при достижении определенного возраста. Теперь они сразу попадают в семью, состоящую из 10 детей разного возраста (от 2-3 мес. до 3-4 лет) и остаются в этой группе до момента выхода из нашего учреждения. Дети с особенностями в развитии так же включены в эти семьи. На протяжении длительного времени у ребенка есть близкий взрослый, который заменяет ему родителей, он получает больше внимания, значительно снижается уровень тревожности, вследствие этого укрепляется физическое и
психическое здоровье. Благодаря этому ребенок легче адаптируется в приемной
семье» — делятся опытом Аксения и Ольга.

Находясь в обществе этих женщин, невольно замечаешь: от них исходит доброжелательность и какая-то, что ли, «положительность».

Братский областной специализированный дом ребёнка представляет собой небольшое здание, где проживает 73 воспитанника. В городе он единственный. Программу же там начали реализовывать совсем недавно, но изменения в детях уже заметны.

Старший воспитатель Ольга рассказывает: «Полгода назад нами была создана команда из работников администрации и собственных специалистов, готовая обучать остальных. Сделали глобальный ремонт. И вот, когда все документы были подготовлены, а персонал обучен, 15 октября состоялось долгожданное новоселье. Теперь в нашем доме ребёнка проживает две семейные группы. Нововведения решили внедрять постепенно, поэтому пока в эти группы не вошли груднички. Дети адаптировались довольно быстро и сейчас чувствуют себя комфортно, носятся, играют в машинки. Живут они по 8 человек. Существовало плотное расписание занятий, и мы долго думали, куда определить «семейный час». Но всё оказалось решаемо, как и привыкание воспитателей к новому режиму работы. Сейчас всеми силами стараемся создавать необходимый микроклимат, чтобы всё у детей было хорошо».

Обучение в течение каждого из четырёх кварталов запланировано на три дня по 8 академических часов. Хотя «школа» ещё не окончена, «ученицы» просят о дальнейшем сопровождении в реализации программы.

В Слюдянском специализированном доме ребёнка раньше не было никаких наработок. Сейчас у них сформированы группы, в которых проживает по 6 детей, где есть и инвалиды, и груднички. На 35 педагогов там приходится 50 детей в возрасте от 3 месяцев до 4 лет.

«У нас все нововведения прошли более-менее ровно и спокойно. Мы обучали персонал и старались делать это, в основном, не через лекции, а через игры и тренинги. Здорово, что получилась совместная работа: врачи-педиатры и медсёстры тоже участвовали со всеми! — с энтузиазмом рассказывает старший воспитатель Галина, — Одна из основных наших задач – выработать отношение к ребёнку не как к объекту, а как к живому человеку, который нуждается в любви и заботе. Мы стараемся создать близкий контакт между ребёнком и взрослым. А вообще преобразования мы начали у себя 7 лет назад, когда отказались от инвалидных групп. Вот тогда поначалу было тяжело, но всё получилось, и мы решились задействовать грудничков. Дети постарше восприняли это с большой радостью. Они подходят, разговаривают, стремятся к общению с малышами» — также наша собеседница рассказала, что некоторое время назад они самостоятельно съездили на семинар в Новосибирск, где их инициативности были очень удивлены. Они сами собрались и сами нашли спонсоров.

Постановление 481 – результат интенсивной работы многих людей. Общественники и целые группы профессионалов, формулировали свои предложения, которые потом не раз уточнялись и пересматривались в
течение года.

Сейчас формируется Экспертный Совет домов ребёнка Иркутской области. Совет создаётся при участии представителей министерства здравоохранения нашей области и специалистов, проходящих в настоящий момент обучение по программе «Как дома». Отобранная команда экспертов будет помогать улучшать качество жизни воспитанников в других домах ребёнка Приангарья. Работа предстоит непростая, но все сложности незначительны по сравнению с результатами, которых планируется достигнуть.

Семья и надежда на счастливое будущее хотя бы для одного ребёнка – уже значительная победа. То же, что планируют в итоге сотворить участники программы «Как дома», пожалуй, можно назвать чудом. «Получится ли?» — вопрос уместный, но уже не вызывающий тех сомнений, что могли возникнуть до начала реализации проекта. Потому что уже получается.

Напомним, образовательный проект подготовки тренеров для Домов ребенка по программе «Как дома» стартовал в начале апреля 2015 года. Инициатором и организатором обучения стал Городской благотворительный фонд «Наследие иркутских меценатов» совместно с Факультетом психологии и Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства Санкт-Петербургского государственного университета и Бизнес-школы Гульнары Гарифулиной.

Предлагаем Вам ознакомиться с учебно-методическим фильмом по внедрению программы «Как дома», который рассказывает о том, как реализовывалась программа на примере конкретного Дома ребенка и каких результатов можно достичь, благодаря такой программе модернизации.

Воспитатели о работе по программе «Как дома»

руфия аджигитова
Воспитатели о работе по программе «Как дома»

Каждый ребенок должен иметь семью, жить дома, а не в учреждении, ходить в детский сад, поликлинику, на занятия, гулять на детской площадке в собственном доме. И это правильно. Но пока система семейного размещения детей не может откликнуться на потребности каждого ребёнка от рождения до 4 лет, надлежащую профессиональную помощь и безопасное семейное окружение обеспечивают сотрудники дома ребёнка. В котором работают жители Приволжского района г. Астрахани, воспитатели Аджигитова Р. Т и Калиева Ф. К. Они рассказали много интересного о своей работе и о программе по которой они работают. Для изменения условий жизни в учреждении ГКУЗ АО СДР «Звездочка» выбрана модель и концепция «Как дома«, разработанная специалистами Санкт-Петербургского государственного университета. С 1 февраля в доме ребёнка «Звездочка» работает группа по «семейной «модели. «Как дома«. Воспитатели рассказали о проблемах, с которыми столкнулись в работе и об этапы обучения.

Включала 3 основные составляющие: обучение, поддержку и направление, если сказать иначе профессиональное консультирование на рабочем месте с позитивной обратной связью.

Во-первых, была создана рабочая группа, в лице старшего воспитателя, дефектолога, врача-педиатра и воспитателей из экспериментальной группы.

На первых занятиях мы продолжали знакомиться с проектом «Как дома», также мы рассматривали и изучали такие темы. «Забота с уважением», «Представлением о психическом здоровье и развитии детей», «Эмоции и сигналы», «Бережное отношение к телу ребенка», «Навыки самообслуживание «и т. д.

Занятия были нацелены на формирование компетентности «профессиональной мамы» и чувствительности, отзывчивости к сигналам детей и, конечно же, умение работать в команде.

Следующий этап — это отслеживание результатов обучения в

«супервизии» на рабочем месте. Эти супервизии были предсказуемы и конфиденциальны и все проблемы, и недочеты профессионально корректировались за общим столом в спокойной дружеской обстановке.

Вначале мы просматривали видеоролики о работе воспитателя.Каждый раз брались новые темы: «Кормление», «Переодевание», «Купание».

Разбирали конкретные, рабочие случаи, обсуждали динамику развития каждого ребенка, особое внимание уделяли детям с ограниченными возможностями. Самым важным нас в этих занятиях явилось то, что мы научились замечать, признавать и искать методы исправления своих недочетов в работе, анализировать причины затруднений.

В первый месяц работы было состояние растерянности, тревоги, переживания, т. к. на нашу группу легла очень большая ответственность мы стали первой экспериментальной группой.

Супервизия позволила, во-первых поделиться чувствами, выявить трудности, появившиеся в работе, получить профессиональную оценку, расширить теоритическую и методическую базу, обсудить варианты дальнейшей работы. Первые успехи радуют. Дети стали эмоционально раскрепощенными, старшие помогают персоналу группы заботиться о младших, участвуют в организации «семейного «быта. Опыт работы сотрудников в реабилитации малышей, а главное удовлетворение ими потребностей детей в формировании отношений с постоянным чувствительным и отзывчивым взрослым помогут в реализации модели «Как дома»

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду» 1этап- подготовка к детскому саду Расширить круг общения ребёнка (ходить в гости, гулять на детской площадке, поддерживать.

Консультация для родителей «Воспитывайте «воспитание» у детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области Консультация.

Оцените статью