Проект как дома отчет

Проект «Как дома» вышел на финальную стадию

Сейчас происходит то, о чём будут читать в учебниках истории: система, просуществовавшая почти век, реформируется. Появился шанс, что прекратится негативное влияние традиционной модели воспитания на судьбы детей, лишенных семьи. Согласно правительственному постановлению № 481, с 1 сентября 2015 года все детские дома переориентируются на создание семейной среды для воспитанников. В государственном приказе отражены главные положения программы «Как дома», реализация которой сейчас идёт в нашей области при поддержке благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов». Чтобы внедрение новой системы прошло максимально гладко, с апреля для представителей восьми домов ребенка Иркутской области проводится обучение. Третий из четырёх запланированных блоков был проведён в Иркутске с 19 по 21 октября.

На экране — жизнерадостная женщина и мальчик с девочкой. Все трое загримированы под котов. Женщину зовут Варвара, и она проводит с детьми развивающее занятие. Мальчику – 4, девочке – 4,6. Как объясняет специалист, у
малютки ДЦП и умственная отсталость, а мальчик развивается в обычном
темпе. Цель занятий – развитие речи, эмоций, умения ориентироваться в пространстве, самоидентификации и снятие тревожности. А совместная игра провоцирует воспитанницу слюдянского дома малютки тянуться за
мальчиком и больше стараться.

Наблюдающие видеоролик специалисты улыбаются, но смотрят сосредоточенно, ведь после просмотра им нужно будет выразить коллегиальное мнение. Группа из 26 сотрудниц домов ребенка, включающая одного главного врача, одну ст. медсестру, нескольких старших воспитателей, педагогов — дефектологов, психологов присутствует на занятии «Супервизия персонала».

Формат работы подразумевает просмотр роликов и дальнейшее обсуждение по определенной схеме. Три специалиста, три видео, три последующих супервизии. Так проходят занятия по программе «Как дома».

Супервизия – форма поддержки специалиста, в рамках которой он обсуждает свою работу с коллегами. Цель супервизии – помочь сотруднику в дальнейшем добиться больших результатов — развить его профессиональную компетентность.

Читайте также:  Проект загородного дома одноэтажные с мансардой

Как рассказали доцент факультета психологии Санкт-Петербургского Госуниверситета Олег Пальмов и бизнес-тренер Гульнара Гарифулина, это один из нескольких режимов обучения. Старшие воспитатели, психологи и медперсонал, которым посчастливилось попасть на курсы, участвуют в тренингах, дискуссиях, слушают лекции и выполняют домашние задания. Олег помогает педагогам научиться создавать для воспитанников условия, приближённые к жизни в семье. Гульнара же учит доносить полученные знания до остальных. Ведь по приезду домой женщинам предстоит обучать своих коллег.

Сейчас свою квалификацию повышают представители 8 детских домов из 6 городов области: Иркутска, Ангарска, Усолья, Черемхово, Слюдянки и Братска.

«Наш проект — пилотный. Мы помогаем каждому дому ребенка Иркутской области создать семейное окружение для детей, подготовить для этой работы специалистов и персонал. Внедрение «семейной модели» организации жизни воспитанников требует проработанности всех шагов. Именно в этом мы и помогаем коллегам из домов ребенка. В учреждениях происходят кардинальные перемены. Особенно тяжело перекраивать закостеневшую систему крупным учреждениям, где много детей и персонала, проработавшего с верой в старый режим десятки лет. Теперь группы в сиротских домах будут разновозрастными, а количество детей в них будет в идеале равно 6, а не 12-15, как раньше. Смена воспитателей и медперсонала, с которыми взаимодействуют воспитанники, будет минимизирована.

Одна из главных проблем – отсутствие у детей постоянного близкого взрослого. Когда людей слишком много, у ребёнка нет возможности сформировать отношения, которые он мог бы обобщить, встроить в свою картину мира. Малыш испытывает постоянный стресс, чувство незащищённости. Из-за того, что ребёнок не имеет длящегося опыта отношений с одним или ограниченным числом постоянных близких взрослых, потом, попав семью, он не может выстроить отношения с родителями, потому что не научился этому вовремя. В дальнейшем он будет испытывать трудности с формированием близких отношений. Новая система подразумевает новые подходы, новые ценности в работе взрослых с детьми. Конечно, это непросто вот так взять и всё изменить. Но решать проблемы необходимо», — делятся Гульнара Гарифулина и Олег Пальмов.

Читайте также:  Проект котельной для частного дома 100 кв м

Своё сотрудничество два столь разных специалиста начали благодаря знакомству, которое произошло в Усольском доме ребёнка. Олег тогда приехал туда с целью помочь учреждению с обучением. Гульнара присутствовала в качестве волонтёра. С тех пор они вместе работают в столь важном направлении, а совместную работу называют ничем иным как «уникальным совместным тренингом».

В Иркутской области изменения начались с Усолья-Сибирского, он стал четвёртым городом в нашей стране после Питера, Новосибирска и Красноярска, где начали внедрять программу «Как дома». Следующим после усольского учреждения был дом ребёнка № 2 в Иркутске.

«С момента перехода на проект «Как дома» в жизни наших воспитанников произошли значительные изменения. Мы прекратили перевод детей из группы в группу при достижении определенного возраста. Теперь они сразу попадают в семью, состоящую из 10 детей разного возраста (от 2-3 мес. до 3-4 лет) и остаются в этой группе до момента выхода из нашего учреждения. Дети с особенностями в развитии так же включены в эти семьи. На протяжении длительного времени у ребенка есть близкий взрослый, который заменяет ему родителей, он получает больше внимания, значительно снижается уровень тревожности, вследствие этого укрепляется физическое и
психическое здоровье. Благодаря этому ребенок легче адаптируется в приемной
семье» — делятся опытом Аксения и Ольга.

Находясь в обществе этих женщин, невольно замечаешь: от них исходит доброжелательность и какая-то, что ли, «положительность».

Братский областной специализированный дом ребёнка представляет собой небольшое здание, где проживает 73 воспитанника. В городе он единственный. Программу же там начали реализовывать совсем недавно, но изменения в детях уже заметны.

Старший воспитатель Ольга рассказывает: «Полгода назад нами была создана команда из работников администрации и собственных специалистов, готовая обучать остальных. Сделали глобальный ремонт. И вот, когда все документы были подготовлены, а персонал обучен, 15 октября состоялось долгожданное новоселье. Теперь в нашем доме ребёнка проживает две семейные группы. Нововведения решили внедрять постепенно, поэтому пока в эти группы не вошли груднички. Дети адаптировались довольно быстро и сейчас чувствуют себя комфортно, носятся, играют в машинки. Живут они по 8 человек. Существовало плотное расписание занятий, и мы долго думали, куда определить «семейный час». Но всё оказалось решаемо, как и привыкание воспитателей к новому режиму работы. Сейчас всеми силами стараемся создавать необходимый микроклимат, чтобы всё у детей было хорошо».

Обучение в течение каждого из четырёх кварталов запланировано на три дня по 8 академических часов. Хотя «школа» ещё не окончена, «ученицы» просят о дальнейшем сопровождении в реализации программы.

В Слюдянском специализированном доме ребёнка раньше не было никаких наработок. Сейчас у них сформированы группы, в которых проживает по 6 детей, где есть и инвалиды, и груднички. На 35 педагогов там приходится 50 детей в возрасте от 3 месяцев до 4 лет.

«У нас все нововведения прошли более-менее ровно и спокойно. Мы обучали персонал и старались делать это, в основном, не через лекции, а через игры и тренинги. Здорово, что получилась совместная работа: врачи-педиатры и медсёстры тоже участвовали со всеми! — с энтузиазмом рассказывает старший воспитатель Галина, — Одна из основных наших задач – выработать отношение к ребёнку не как к объекту, а как к живому человеку, который нуждается в любви и заботе. Мы стараемся создать близкий контакт между ребёнком и взрослым. А вообще преобразования мы начали у себя 7 лет назад, когда отказались от инвалидных групп. Вот тогда поначалу было тяжело, но всё получилось, и мы решились задействовать грудничков. Дети постарше восприняли это с большой радостью. Они подходят, разговаривают, стремятся к общению с малышами» — также наша собеседница рассказала, что некоторое время назад они самостоятельно съездили на семинар в Новосибирск, где их инициативности были очень удивлены. Они сами собрались и сами нашли спонсоров.

Постановление 481 – результат интенсивной работы многих людей. Общественники и целые группы профессионалов, формулировали свои предложения, которые потом не раз уточнялись и пересматривались в
течение года.

Сейчас формируется Экспертный Совет домов ребёнка Иркутской области. Совет создаётся при участии представителей министерства здравоохранения нашей области и специалистов, проходящих в настоящий момент обучение по программе «Как дома». Отобранная команда экспертов будет помогать улучшать качество жизни воспитанников в других домах ребёнка Приангарья. Работа предстоит непростая, но все сложности незначительны по сравнению с результатами, которых планируется достигнуть.

Семья и надежда на счастливое будущее хотя бы для одного ребёнка – уже значительная победа. То же, что планируют в итоге сотворить участники программы «Как дома», пожалуй, можно назвать чудом. «Получится ли?» — вопрос уместный, но уже не вызывающий тех сомнений, что могли возникнуть до начала реализации проекта. Потому что уже получается.

Напомним, образовательный проект подготовки тренеров для Домов ребенка по программе «Как дома» стартовал в начале апреля 2015 года. Инициатором и организатором обучения стал Городской благотворительный фонд «Наследие иркутских меценатов» совместно с Факультетом психологии и Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства Санкт-Петербургского государственного университета и Бизнес-школы Гульнары Гарифулиной.

Предлагаем Вам ознакомиться с учебно-методическим фильмом по внедрению программы «Как дома», который рассказывает о том, как реализовывалась программа на примере конкретного Дома ребенка и каких результатов можно достичь, благодаря такой программе модернизации.

Как создать отчет о ходе проекта на одной странице?

Как сделать отчет о ходе проекта в такой форме, чтобы у заказчика уходило 5 минут на получение информации по проекту? Я мучился этим вопросом довольно долго. И поскольку у практикующего менеджера проектов времени на разработку чего-то нового, как правило, нет (успеть бы отрефлексировать тот опыт, который получаешь), то ничего толкового у меня не получалось.

В один прекрасный день мой знакомый (консультант по управлению) написал мне: «а ты читал эту книгу http://www.dialektika.com/books/978-5-8459-1470-5.html

Конечно, не читал, но я ждал ее долгие годы.

Книга была прочитана за пять-шесть часов, и по завершении я решил не откладывать апробирование полученных знаний в долгий ящик и на текущем проекте сделать отчет по новой форме.

На заполнение первого отчета по предложенной автором форме у меня ушло около 2-х часов, ну а последующие отчеты требовали куда меньше времени. Заказчик проекта, получив отчет в новой форме, сказал мне: «теперь отчеты по моим проектам я хочу получать только в этой форме!». Отличная обратная связь, чтобы убедиться в том, что инструмент работающий.

Кстати, на своих семинарах и тренингах я уже около года поясняю участникам, как пользоваться этим отчетом, и мы на практике игрового проекта закрепляем полученные знания.

Итак, что за форма отчета и как ее заполнять?

Основная идея заключается в том, чтобы на страничке формата А4 компактно изложить данные о ходе работ над достижением целей проекта, выполнении работ в срок, расходовании бюджета и прогнозах по ходу проекта.

Шапка отчета нас не особо интересует, и как ее заполнять, уверен, понятно.

Начнем разбор реквизитов отчета. Шпаргалка о том, что где находится в форме отчета, расположена внизу отчета: «Цели – задачи проекта – сроки – расходы – прогнозы».

Расскажу о разделах формы в том порядке, в котором обычно ее заполняю.

Раздел Sub-Objectives (Подцели проекта) – здесь нужно сформулировать несколько целей проекта, из которых станет понятно, ради чего проект затевается. Я для своих проектов этот раздел переименовал в «Продукты проекта», мне так показалось нагляднее. Место для записи целей находится в нижнем левом углу формы.

В раздел Major Tasks (Главные задачи проекта) нужно перенести 20-25 задач из расписания проекта. Я для себя решил, что буду использовать иерархическую структуру работ (ИСР) для заполнения списка задач, причем, скорее всего, в список поместится второй уровень ИСР (на первом обычно 3-7 пакетов работ, на втором – от 6 до 30).

После того как прописаны цели (или продукты) и задачи проекта, есть смысл заполнить матрицу на пересечении целей и задач. Кружочек ставится на пересечении строки с названием задачи и столбца с названием цели, если выполнение задачи приблизит проект к достижению данной цели. Таким образом, в этой части прорисовывается влияние задач на реализацию целей. Как только все кружочки в столбце с названием цели будут закрашены – цель считается достигнутой.

Раздел Schedule (График) представляет собой список названий периодов времени, в течение которых планируется вести работы по проекту и отчитываться о ходе их выполнения. Если у вас планируется ежемесячная отчетность – нужно вписать месяцы, в течение которых планируется вести проект. Если проект рассчитан более чем на год, нужно будет создавать форму для каждого года. Может возникнуть вопрос: «а что если проект рассчитан на три года и заказчик хочет видеть историю за весь период проекта на одной страничке?». Мне кажется, что предыдущие периоды можно будет сворачивать в полугодия (а потом в годы), а будущие периоды – оставлять по месяцам.

По сути, заполнение табличной части отчета выше названий периодов – это рисование отрезков диаграммы Ганта, но не в виде «полосок», а в виде кружочков напротив названий периодов, в которых планируется вести работу над этой задачей. Если задача реализуется в нескольких периодах – кружочки рисуются в столбцах с названиями этих периодов.
Следующая область для заполнения – Owners and Helpers (Ответственные и помощники). В той же строке, где указаны названия периодов, вводятся ФИО участников команды проекта и ключевых заинтересованных сторон, которые могут быть приемщиками по некоторым задачам.

В табличной части выше фамилий заполняется матрица ответственности. Вы можете выбрать ту модель ответственности за задачи, которая вам больше нравится.

Например, я использовал следующие роли:

  • Ответственный (в матрице указывается буква О) – отвечает за получение результата по задаче
  • Исполнитель (И) – исполняет задачу
  • Контролер (К) – принимает результаты задачи и формулирует список несоответствий

Раздел Costs and Metrics (Стоимость и метрики) предназначен для информирования о плановых и фактических расходах по статьям бюджета проекта. Как видите, места для этого раздела выделено немного, а, значит, мы можем отчитаться по трем-четырем статьям бюджета. Придется свернуть статьи бюджета в три-четыре пункта.

Размер статьи можно указать длиной отрезка, плановое значение – справа от отрезка, а фактическое – в центре отрезка.

Ну и раздел Summary & Forecast (Выводы и прогнозы) – здесь у руководителя есть всего три строчки, чтобы убедить заказчика в том, что он знает, как вырулить проект в срок и бюджет. А если этого уже не сделать, то можно прописать свои предложения о пересмотре параметров проекта (целей, срока и бюджета).

Теперь о том, как заполняется отчет каждый отчетный период.

Руководитель проекта на основании отчетов от исполнителей должен, на мой взгляд, понимать, какой объем работ был запланирован по каждой задаче на отчетный период и какой был сделан. В этом случае, если объем фактически выполненной работы был не меньше планового – в отчете в строке задачи ранее созданный кружок заполняется зеленым цветом, если меньше планового, но есть шанс наверстать расписание – желтым цветом, ну и если сроки по задаче уже сорваны – красным цветом.

Та же система «светофоров» используется и для закрашивания отрезков для статей бюджета. Если бюджет осваивается по плану – зеленый цвет, наметился перерасход – желтый, статья бюджета превышена – красный.

Как отчет читает заказчик? Он проверяет выполнение задач в срок по цветам светофоров. Если горит желтый цвет напротив названия задачи, заказчик может узнать, кто является ответственным за задачу и запросить у него отчет на одной странице о выполнении задачи (или устный отчет). По красным светофорам заказчик ищет в разделе «Выводы и прогнозы» информацию о том, повлияет ли срыв сроков по этой задаче на срок проекта и что руководитель проекта предлагает делать в данном случае.

Ну и пример заполнения отчета о ходе проекта, правда, не из моего проекта (сохраняю коммерческую тайну), а из шаблонов OPPM, которые можно скачать на сайте http://www.oppmi.com.

Как вы заметили, в исходном шаблоне от OPPM есть еще одна область, которая называется «Risks, Qualitatives, Other Metrics». О том, зачем она нужна и как ее заполнять, я думаю, вы догадаетесь.

Вот такой формат, удобнее которого я для отчета по проекту пока ничего не видел.

Оцените статью