Проект нового дома художника

История Центрального дома художника

В сентябре 1956 года

Правительством было принято решение о строительстве выставочного комплекса на Крымском валу. Предстояла большая и ответственная работа – поиск оптимального проектировочного решения для художественного музея и выставочного пространства.

Подготовка проекта

1962–1964 гг — Проект был выполнен и утвержден к строительству. Все ранее разработанные проекты комплекса подвергались коренной переработке. В ходе разработки проекта и рабочих чертежей были многократно проведены общественные обсуждения, проект широко публиковался в периодической печати, с макетом здания знакомились москвичи на выставках в Манеже, на ВДНХ и в других местах.

Государственная Картинная галерея СССР. Вид с Крымской набережной.
Н. П. Сукоян.

Проект здания (вариант)

ЦДХ на Крымской набережной. Перспектива. Н.П. Сукоян

Проект здания (вариант)

Начало строительства здания

Архитекторы осуществленного проекта: Ю.Шевердяев, Н.Сукоян, М.Круглов, В.Васильева, Г.Михайловская, В.Гуторкин.

Решение объемно-пространственной композиции сооружения подсказали планировка Парка искусств, расположение на берегу в центре города и близость Кремля. Простой, протяженный горизонтальный объем здания приподнят на колоннах, раскрыт на парк, реку. Просматриваемые насквозь колоннада, вестибюли, антресоли, выставочные залы, дворики являются как бы продолжением парка, входят в парк.

Ясность и простота отличают внешний образ здания. Выразительность его основана на контрасте лёгкого, прозрачного пространства двух ярусной колоннады и монументального объёма верхней части ограждающей экспозиционные залы верхнего этажа. Но это не тяжёлая стена свойственная каменному сооружению. Каркасная конструкция здания, навесные фасадные панели, облицованные белоснежным мрамором, придают современное звучание теме монументальной стены. Хорошо читаемые швы между панелями способствуют зрительному облегчению стены. Белая спокойная плоскость стены контрастирует с воздухом лоджий, окружающих здание. Здание как бы является сейфом для драгоценностей, находящихся внутри.

Пропорции фасада повторяют пропорции Дворца Дожей в Венеции, что неоднократно отмечалось искусствоведами, как традиционная связь между московской и классической итальянской архитектурой.

Некоторые современные исследователи отмечают образную связь архитектуры здания с виллой Савой Ле Корбюзье.

Строительство здания. Вид со стороны ЦПКиО им. Горького

Над козырьком входа ЦДХ должны были быть установлены монументальные скульптуры пяти муз олицетворяющих «Живопись», «Графику», «Скульптуру», «Архитектуру» и «Декоративное искусство». Работа над скульптурами велась скульпторами А. Пологовой, Т. Соколовой под руководством монументалиста А. Васнецова. Пробная установка макетов скульптур в натуральную величину была осуществлена в 1978 г. Работа так и не была завершена.

Здание представляет собой приземистый параллелепипед, вытянувшийся вдоль набережной реки Москвы почти на 300 метров.

Наиболее целесообразным, экономически обоснованным и функционально оправданным представлялось объединение в одном здании картинной галереи и выставочных залов. Ранее разработанные проекты комплекса подверглись коренной переработке. Новый проект был выполнен в 1962-1963 гг. и утверждён к строительству в марте 1964 г. Строительство было начато в 1965г.

Открытие ЦДХ

В ноябре 1979 г. – Центральный Дом Художника, возведенный на средства Союза художников СССР, принял первых посетителей.

И до сих пор ЦДХ является уникальным комплексом, в котором художники, искусствоведы, критики, кураторы, архитекторы, музыканты, фотографы, кинематографисты, дизайнеры, литераторы и специалисты в области культуры могут свободно общаться на профессиональные темы и принимать участие в художественных мероприятиях и проектах.

Многофункциональный выставочный центр для организации проектов в области культуры располагает экспозиционной площадью около 10 000 кв. м. В этом пространстве расположены 27 залов различного метража и конфигурации. В здании находится 60 художественных галерей и организаций, связанных с художественной деятельностью.

Общий вид здания

Вид на двухъярусную колоннаду из парка искусств «Музеон».

Переходный период

1980-е годы — В залах ЦДХ была показана серия выставок всемирно известных мастеров – Картье Брессона и Ив-Сен Лорана (Франция), Гюнтера Юккера (Германия), Френсиса Бэкона и Гилберта и Джоржа (Великобритания), Джорджо Моранди и Янниса Кунеллиса (Италия), Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста (США), Сальвадора Дали (Испания), Жана Тенгли (Швейцария), Владислава Хасиора (Польша), Руфино Тамайо (Мексика).

Периодически экспонировались выставки произведений из музейных собраний России и стран Ближнего зарубежья, таких художников, как К. Петров-Водкин, З.Серебрякова, А. Куприн, А. Осьмеркин, Н. Крымов, А.Лентулов, В. Татлин — художников, чьи имена входят в Золотой фонд российского искусства.

Гюнтер Юккер на фоне своих работ во время выставки в 1988 году

Возникновение крупных художественных проектов

С середины 1990-х годов — Становится актуальным проведение ярмарок и выставок современного искусства, антиквариата, архитектуры, дизайна, фотографии и т.д. Такие ежегодные ярмарки и выставки как «Российский антикварный салон», «Дизайн и реклама», выставки архитектуры и дизайна «Арх Москва», Международный художественный проект «Арт Москва» и ярмарка интеллектуальной литературы «non/ fiction» позволяют широко показывать все направления современного развития искусства в самых разных областях.

В 1992 г. образована ассоциация общественных объединений “Международная конфедерация союзов художников” (“МКСХ”). Ее учредителями стали союзы художников, входившие в состав Союза художников СССР. МКСХ ведет активную международную деятельность, сотрудничая с Международной Ассоциацией изобразительных искусств (IAA — AIAP), Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества и другими авторитетными международными организациями сферы искусства, принимает активное участие в работе Форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ.

C 1998 г. Международная Конфедерация Союзов Художников проводит ежегодные московские международные «Салоны ЦДХ». За годы их проведения Салоны стали самым масштабным художественным проектом, осуществляемым на постсоветском пространстве, консолидирующим художников и представляющим реальное состояние современного процесса на территории России и стран СНГ.

Ретроспективная выставка работ Жана Тэнгли в 1990 году

Афиша выставки Гилберта и Джоржда в 1990 году

Ретроспективная выставка работ Жана Тэнгли в 1990 году

Выставка «Тяжесть и нежность»
Тони Крэгга

Проходит выставка знаменитого скульптора Тони Крэгга «Тяжесть и нежность», представителя знаменитой британской «новой волны» 1980-х годов, автора огромных монументальных композиций из всех возможных материалов: бронзы, экзотического дерева, стали, пластика, керамики, кевлара и стекла.

Выставка Тони Крэгга 2005 more angels / еще ангелы 1994

Выставка Тони Крэгга 2005 early forms/ранние формы, 1993 dingle/загогулина, 1998 meander/меандр, 1998 early forms/ранние формы 2001, passers-by (maquette)/прохожие 1997

Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль (ММОКФ)

В 2006 г. открывается Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль, который становится ярким событием летнего сезона. ММОКФ – это история хорошей, живой литературы. Формат Фестиваля превращает ЦДХ в город книг, во внутреннем дворе выстраиваются шатры с названиями крымских городов — Ялты, Гурзуфа и других. Концепция названий исходит от местоположения здания — на улице Крымский вал. В каждом из шатров разворачивается программа мероприятий, которая включает пять направлений – книги, кино, музыку, выставки и специальную детскую программу. Параллельной программой фестиваля является музыкальная выставка-продажа и ярмарка книг Books & Music.

Внутри детского книжного автобуса «Бампер»

Серия выставок

Региональный общественный Фонд поддержки художественных проектов и Центральный Дом Художника инициировали новую международную художественную программу под общим названием «Черный квадрат».

Ее основной частью стало проведение выставки современных художественных проектов «Мастерская АРТ МОСКВА» с последующим вручением премии «Черный квадрат» за лучшую работу. «Мастерская АРТ МОСКВА» стал важным общественно-культурным прецедентом на современной российской арт-сцене. Его структура дала возможность: во- первых, российским художникам в течение недели в выставочном пространстве ЦДХ свободно осуществлять свои замыслы в рамках некоммерческой акции. Во-вторых, освободил их от «цензуры» галеристов, профессионально ориентированных на конъюнктуру рынка.

Выставка французского представителя радикального перформанса Пьерика Сорена «Видеопрыжок» была представлена в ЦДХ. Куратор выставки — Андрей Ерофеев.

Прошел Фестиваль искусств стран Центральной Европы «M@NARCNIA». Фестиваль, как серия акций из разных областей культуры и интеллектуальной жизни, в которых приняли участие авторы и произведения Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Италии, Польши, Украины.

На протяжении месяца в залах ЦДХ впервые проходила ретроспективная выставка одного из ярких представителей своего поколения и самого известного российского художника на международной художественной сцене — Олега Кулика «ХРОНИКА 1987-2007».

Выставка работ Олега Кулика 2007 Русское (Курочка Ряба) 1999

Выставка работ Олега Кулика 2007 Русское 1999

Выставка работ Олега Кулика 2007 Лошади Бретани 1988

Выставка работ Олега Кулика 2007 Лошади Бретани 1988

Выставка работ Олега Кулика 2007 Лошади Бретани 1988

Выставка работ Олега Кулика 2007 Оранжерейная пара 1994-1995

Выставка «Держи голову в холоде».
Эрвин Вурм

Московский зритель получил уникальную возможность познакомиться с большой ретроспективной выставкой Эрвина Вурма. В нескольких залах ЦДХ было представлено около 300 скульптур и видеоработ, созданных художником за последние десять лет.

Подход Эрвина Вурма к традиционному жанру скульптуры был новаторским и получил широкое признание как у себя на родине, так и за рубежом. Работы Вурма получили широкое признание в 1990-е годы, когда возникла новая интонация в критике общества потребления, дошедшем к этому моменту до абсурда в воспроизводстве визуальных стереотипов, идеологических клише и риторических фигур.

Convertible Fat Car (Porsche) на выставке Эрвина Вурма в 2008 году

NewCultureFest
Фестиваль Новой Культуры

Впервые NewCultureFest проходит в январе 2010г. NCF объединяет различные проявления культуры: визуальное искусство, театр, дизайн, архитектура, кино, музыка. Концепция Фестиваля построена на осмыслении изменений механизмов существования культуры, которые происходят начиная с 2000х годов с появлением новых электронных носителей и развития интернет технологий.

На три дня ЦДХ превращается в культурное пространство, где каждый становится создателем и исследователем новых культурных феноменов эпохи развития высоких технологий. Дневное пространство – это выставки, посвященные экспериментальной музыке, видеоарту, сетевым дневникам и многому другому; лекции про новую правящую элиту и отношения между телом, одеждой и аксессуарами; мастер-классы по вербатиму и световому граффити. Ночное пространство — выступление музыкантов, занимающихся электронной музыкой из Германии, Канады, России, Мексики и Японии, которое впервые в истории ЦДХ проходит в зале под названием «Венткамера».

NewCultureFest 2010. Выставка «Поколение Z»

NewCultureFest 2010. Выставка «Поколение Z»

NewCultureFest 2010. «Антология видеопоэзии»

NewCultureFest 2010. Спектакль-перформанс «Antidot»

NewCultureFest 2010. Таус Махачева. Каракуль

Лаборатория по синтезу электронной музыки и визуального искусства — SYNTEK Lab. NCF, 2010

Научное искусство
Science Art

Фестиваль науки и искусства служит примером нового типа взаимодействия между искусством, наукой и обществом. Художники заинтересованы в том, что делают ученые, а ученые – в художественных экспериментах. Таким образом, совместный проект Центрального Дома Художника и Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова — Научное искусство/ Science Art стал результатом этих размышлений в 2012 г.

Выставка Science Art. 2012
Юрген Шайбле «MobiSpray»

Выставка Science Art. 2012
Петрос Вреллис. Интерактивная Звездная ночь Ван Гога

Посетители на выставке Science Art 2012

NВыставка Science Art. 2012
Анна Елисеева «Пространство и время»

Выставка Science Art. 2012
Юлия Боровая и Эдуард Рахманов «Spherulites»

Cпециальные проекты

Современные процессы, динамично развивающиеся в области культуры показывают, насколько различные виды искусства взаимосвязаны, насколько заметно усилилось их влияние друг на друга. Стремясь максимально отразить наиболее интересные явления в области культуры, ЦДХ ежегодно проводит ряд крупнейших международных проектов, таких как Московский международный открытый книжный фестиваль, Биеннале архитектуры, программа ART 24, New Culture Fest, Научное искусство/ Science Art и др.

Российский Форум коллекционеров

C 21 по 25 сентября в Центральном Доме Художника прошел выставочный проект «Российский Форум коллекционеров». Организаторами проекта выступили Центральный Дом художника и Международная конфедерация союзов художников при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры. Формат выставки можно смело назвать уникальным. На 5 дней площадка Центрального Дома художника стала пространством для презентации обществу частных и музейных собраний отечественного коллекционирования. На трех этажах организаторы выставки разместили более полусотни коллекций музейного уровня, как маститых, так и начинающих собирателей со всей России. Вниманию посетителей были представлены редкие экспонаты, посвященные истории России и зарубежья, искусству, бизнесу, общественным отношениям и политике. Выставка получила высокие оценки в профессиональном коллекционном сообществе. В выставке приняли участие свыше 70 российских коллекционеров и антикварных галерей. Общая площадь экспозиции составила 10 000 кв. метров. Проект «Российский Форум коллекционеров» реализован в 2016 году впервые, и его показатели говорят о высоком потенциале в будущем. Центральному Дому художника удалось решить сразу несколько задач проекта: привлечь внимание широкой публики к идее коллекционирования, приобщить новое поколение к историко-культурному наследию России, осветить экспозиции частных российских коллекций, а также объединить коллекционеров и создать площадку для их общения.

Первая Московская биеннале дизайна

С 11 по 16 апреля 2017 года в Москве прошла Первая Московская биеннале дизайна — новый масштабный проект Центрального Дома художника, Школы дизайна НИУ ВШЭ, Московского Музея Дизайна и Фонда поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». Выставочная площадка ЦДХ превратилась в огромную дизайн-лабораторию. Впервые, на площади более 4000 квадратных метров были представлены практически все направления современного дизайна: промышленный дизайн, графический, информационный, fashion-дизайн, средовой дизайн, дизайн торговых пространств, дизайн элементов продвижения и событийный дизайн. Свои работы показали 300 участников. Важной частью события стала образовательная и деловая программа Биеннале. Посетители приняли участие в конференциях, эксклюзивных экскурсиях, образовательных лекциях, круглых столах, практических занятиях, мастер-классах, детских воркшопах и многом другом. За 6 дней работы Московской Биеннале дизайна Центральный Дом художника посетило более 15 000 человек, 76,3% из них – профессиональная публика.

Читайте также:  Проект классического деревянного дома
Оцените статью