ТОП-5 идей, как отметить Новый год дома, по версии «Тульских новостей»
2020-й год был тяжелым практически для каждого. И если не все, то очень многие, ждут, когда же он закончится, чтобы встретить Новый, 2021-й, год. Возможно, он будет проще и спокойней под покровительством Металлического Быка. Привычные новогодние гуляния на елке или празднования в ресторанах находятся под угрозой срыва по известным всем причинам. И хоть в Тульской области и заявили о том, что «загонять людей по домам на Новый год» никто не будет, но ясно наверняка, что отмечать этот праздник, как никогда, лучше дома в кругу родных и близких.
Конечно, кому-то празднование Нового года дома с салатами и «Голубым огоньком» может показаться ужасно скучным. Но не стоит ограничивать фантазию традиционным течением праздника — поели салатов, выпили, посмотрели телевизор, уснули. Празднование Нового года дома с семьей может принести куда больше тепла, уюта, волшебства и веселья. «Тульские Новости» составили ТОП идей для домашнего праздника, чтобы никому не было скучно.
Подготовка к Новому году
Даже если Новый год вы встречаете в компании всего из трех человек, этот праздник требует подготовки. Да и не стоит ограничивать себя всего одним днем. Окунуться в новогоднюю сказку, отвлечься от проблем, которые принес 2020-й, можно уже за пару недель до праздника.
Определитесь с компанией, в которой собираетесь встретить 2021-й. Собраться тем же составом заранее не помешает. Тут нужно обсудить и украшение дома, в котором будете праздновать, и распределить, кто какие блюда готовит, кто какой алкоголь покупает. Но ни одной едой и выпивкой Новый год славен. Обсудите с друзьями и близкими сценарий праздника. Отойдите от банальностей, можно устроить тематическую вечеринку. Такому празднику будут рады и дети и старшее поколение.
Конкурсы и лотереи
Собираться за стол в нашей стране принято часов в 11 вечера, чтобы наскоро проводить старый год, потом встретить новый. Уже к трем часам ночи практически не остается «выживших». Кто-то устал, кто-то переел или перепил. Что уж говорить о детях.
Сломать систему можно сдвинув время застолья. Зачем морить себя голодом до ночи? Собраться за столом можно уже к 8-ми часам вечера. Хорошо поужинать, чтобы не умирать с голоду до ночи. И останется много времени, чтобы весело провести его с семьей и друзьями.
Итак, конкурсы и лотереи. Можно поиграть в Крокодила, в Твистер, наперегонки вспоминать новогодние стихотворения, сделать поделку, или вслепую прикливать хвост какому-нибудь нарисованному животному. Приведем лишь пару примеров, поскольку их бесчисленное множество.
Бабочку делаем из обычного листа бумаги, по типу бантика для игры с котом. Складываем гармошкой, сжимаем посередине, завязываем ниткой, а сверху клеим усики из бумаги.
Играть в игру могут минимум двое, максимум зависит от размеров комнаты.
Бабочки кладутся на пол, а участники начинают дуть так, чтобы бабочка летела вперед. Кто первый прилетит к финишу, тот и победил. Игра определенно понравится детям. И взрослые тоже смогут почувствовать себя детьми, отвлечься от проблем, повеселиться.
Домашняя лотерея потребует организаторов и подготовки. А ее подарки совершенно не обязательны должны быть дорогими. Достаточно символических подарков, а, главное, включить чувство юмора. А можно разыгрывать не подарки, а обязательные задания. Даже самые нелепые действия, которые могут вытащить гости, вызовут живейший интерес и точно не дадут заскучать (например, на листочке может быть предложение изобразить символ наступающего года или его повадки).
Домашняя фотозона
Идеально украшенный дом к Новому году — мечта почти каждого. Но даже если нет возможности украсить всю квартиру или хотя бы гостинную, можно устроить красивую фотозону в небольшом участке комнаты.
Украшением фотозоны может стать не только елка, как все привыкли. Это могут быть подсвечники со свечами, уютный теплый текстиль, семейные фотографии. Идеи можно подсмотреть в интернете, а можно включить только свою фантазию. Творите.
Театральная постановка
Старые фильмы, которые традиционно показывают по телевизору в преддверии Нового года, притягивают к экрану всех домочадцев. Но рано или поздно фильмы заканчиваются и остается «Голубой огонек», название которого на разных каналах отличается, но суть одна.
Если вам надоело одно и тоже смотреть по телевизору, устройте свое представление. Подключите детей, фантанирующих идеями и креативом, поддайтесь их настроению.
Можно разыграть разные сценки из любимых фильмов или сказок. На что фантазии хватит. Подготовить сценарий заранее или спонтанно, решать вам. Распределите роли, сделайте на скорую руку костюмы. Ничего, если они будут забавными и не очень реалистичными, так даже лучше.
Кстати, это может быть и кукольный театр. А риквизитом послужат детские игрушки.
Караоке
Какой праздник без танцев и песен? И даже, если нельзя пойти в ресторан или ночной клуб, это все можно устроить дома. Найдите караоке, а может оно у вас уже есть и давно пылится на полке. Пойте любимые песни, танцуйте и веселитесь.
Пускай 2020-й год принес много трудностей, лишь в наших силах с ними справиться. Празднуйте дома, берегите себя и своих близких.
Проект «История и традиции Нового года в нашей стране»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Новый год – самый любимый праздник в нашей стране. Этот праздник объединяет представителей всех народов, проживающих в России. Этого праздника с одинаковым нетерпением ждут и взрослые, и дети всех возрастов.
Основополагающий вопрос, который мы задали себе: Существуют ли в нашей многонациональной стране с ее сложной историей традиции встречи Нового года? Давно ли они живут?
Цель проекта: узнать какие традиции встречи Нового года, когда и как появились в России. Как к ним относятся современные россияне на примере учеников, учителей и родителей нашей школы.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
- изучить историю празднования Нового Года в России
- провести анкетирование в разных возрастных группах на тему новогодних традиций
- применить на практике полученные знания.
Мы задумывали наш проект как творческий межпредметный. В работе над проектом участвовало 2 класса:1-а и 2-б. Время работы над проектом – 1 месяц.
Гипотеза проекта: Традиции встречи Нового года существуют в России очень давно и сохраняются по сей день.
Описание проектной деятельности
1 этап – организационный
Мы постарались выделить основные направления деятельности. В ходе обсуждения мы решили, что надо сделать следующее:
- изучить книги в библиотеке и поискать в интернете информацию по нашей теме
- расспросить одноклассников, учителей, родителей и друзей, какие Новогодние традиции они знают и какие соблюдают
- воспроизвести самые интересные традиции самим.
Наши ребята разделились по интересам на разные группы.
“Историки” занялись изучением традиций встречи Нового года со времен Петра 1.
“Театралы” изучали какие сценки и спектакли ставили к празднику.
“Музыканты” изучали произведения, посвященные встрече Нового года.
“Статистики” анкетировали своих одноклассников, их братьев, сестер, учителей и родителей, чтобы узнать, как они встречают Новый год в своей семье.
“Мастера” изготавливали новогодние поделки по собранным “Историками” описаниям.
2 этап – теоретический
На этом этапе больше всех поработали группы “Историков”. Они прочитали много книг (научно-популярных и художественных) про Новый год и научились пользоваться Википедией и другими свободными энциклопедиями в Интернете. Вот что они узнали.
Как появился Новый год
Новый год один из самых волшебных праздников в году! Все с нетерпением ждут подарков, долго и придирчиво всей семьей выбирают елку, с антресолей достают коробки со старыми игрушками, покупают новые игрушки, придумывают розыгрыши и развлечения для новогодней ночи. Мы очень хотим верить сказкам! Понятно, что все эти приятные заботы не дают нам задуматься над тем, где, как и почему зародился новогодний праздник.
Мы предполагаем, что издавна на Новый год на елки вешали огни, использовали конфетти и серпантин, дарили друг другу подарки. Мы считаем, что наряжать елки –древний обычай, так как это вечнозеленое дерево, иголки на ней зимой остаются, то есть дерево остается живым. Люди наряжают елку в середине зимы. Они хотят встречать Новый год вместе с ней.
Посмотрим, как же было на самом деле.
Когда и как отмечали Новый год наши далекие предки?
Наши предки считали, что Новый год наступает весной, когда приходит тепло, начинаются сельскохозяйственные работы.
В Древней Армении, например, (как и в Древней Индии) новый год праздновали 21 марта. Люди загадывали желания на будущий год и верили, что, если привязать к ветке дерева ленточку, или повесить на эту ветку свое украшение, то желание непременно сбудется. Чаще других украшали дерево абрикоса.
В Древней Греции во времена Геракла Новый год встречали 22 июня.
В Древнем Египте праздновали Новый год в середине лета в июле, так как в это время разливается река Нил, воды которой питали поля пшеницы древних египтян.
В Древнем Риме новый год отмечали в начале марта, но только до тех пор, пока римский император Юлий Цезарь не установил новый календарь. Согласно новому юлианскому календарю первым днем Нового года стали считать 1января. В этот праздник древние римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки. Подарком служила ветвь лавра, потому что у римлян это было символом счастья и удачи.
А как народы, жившие на территории Древней Руси, это делали? Новый год наши предки встречали 1 марта – в самом начале весны перед началом посевных работ. Так было в дохристианскую эпоху.
Христианство на Руси было принято в 988 г. Вместе с христианством был введен и Юлианский календарь с латинскими названиями месяцев. До 12 века новый календарь никак не приживался в народе, и люди по привычке продолжали встречать Новый год весной. Примерно в XII веке ситуация изменилась так: люди встречали весной традиционный Новый год в марте, а осенью — сентябрьский. У последнего праздника не было твердой даты, так как Новый год наступал после сбора урожая, что каждый год зависело от погоды и многих других факторов. Тогда и появилось в русском языке выражение “бабье лето”. Как ни странно, оно, тесно связано с древним Новым годом! На первой неделе сентября по юлианскому календарю жители славянских селений заканчивали жатву и начинались чисто женские работы – женщины всех возрастов мяли и трепали пеньку, стелили лен, ткали холсты. Летние работы были в основном на мужчинах, а первая неделя сентября – на женщинах.
Последний раз осенний новый год праздновали 1 сентября 1698 года уже при Петре 1.
19 декабря( по юлианскому календарю) Петр I подписал именной указ “О писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от рождества Христова, а не от Сотворения мира”.
Народ московский собрали на Красной площади и объявили, что “в знак доброго начинания по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов . учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. Да января ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом. учинить стрельбу”. Петр 1 показал пример, пустив ракету в виде огненной змейки. Эта ракета возвестила народу наступление Нового года, а затем, по царскому указу, началась потеха и по всей Москве. Тогда еще Деда Мороза и Снегурочки не было и в помине.
Как появился дед Мороз?
Появился Дед Мороз очень давно. Сперва он являлся символом, духом холода. В верованиях древних славян были существа — Зимник, Мороз Васильевич, или Дед, который управлял зимой. Их представляли в виде стариков маленького роста, у которых были белые волосы и длинная седая борода. Там где они идут — будет лютая стужа.
Дедушка Мороз отличался строгостью, сварливостью, но всегда был справедлив. Хорошим людям он помогал и одаривал их, а плохим может принести несчастье и даже замораживал их своим волшебным посохом.
Появившись в России в конце XIX века, Дед Мороз был обычно одет в синюю или белую шубу, это показывало, что он родом из сурового северного края. Поэтому до сих пор встречаются Деды Морозы в синих одеяниях , хотя уже с XX века большинство Дедов Морозов переоделось в красные шубы.
Вот основные черты облика Деда Мороза:
- борода-шуба-шапка-варежки-пояс-сапоги-посох-мешок с подарками
Дед Мороз путешествует пешком, по воздуху или на санях. Может также перемещаться по родным просторам как настоящий спортсмен на лыжах. В последние годы Деда Мороза стали изображать мчащимся на санях, запряженных оленями.
Мы, современные россияне, считаем, что Дед Мороз живет в Великом Устюге. Каждый желающий может написать письмо Деду Морозу по адресу: 162340 Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг.
Помощницей у Дедушки Мороза — внучка Снегурочка.
Новогодняя елка, живая или искусственная давно стала символом Нового года и появляется в наших домах и всех офисных зданиях каждый год. Раньше елочку украшали свечами, яблоками, орехами, пряниками, конфетами и мандаринами. В России давно существует традиция срывания подарков прямо с елки. Она называется “ощипыванием елки”. Стеклянные елочные игрушки придумали в Германии в XIXвеке. В России к традиционным немецким шарам, шишкам, грибам добавили фигурки героев сказок. Этим “русская елка” отличается от западноевропейской.
В дореволюционной России у дворян была традиция устраивать домашние спектакли, которые пользовались большой популярностью. В основном они были тематическими. Рождественские спектакли вселяли веру, добро и любовь.
В Новый год на улицах толпа ряженых пела песни, желая всем здоровья и благополучия. Скоморохи – песенники, музыканты, плясуны и кукольники веселили народ.
В каждой семье существовала традиция изготовления самодельных елочных игрушек. В канун Нового года все члены семьи усаживались за большой стол и начиналась веселая работа. Младшие дети укутывали в фольгу сосновые и еловые шишки, пустые яичные скорлупки; ребята постарше мастерили из бумаги елочные шары и фонарики, вырезали ажурные снежинки, клеили разноцветные бумажные цепочки и складывали гирлянды флажков. Из веточек составляли зимние букеты, раскладывая на них сугробы снега из ваты. А на кухне выпекались фигурные пряники, которые позже занимали место на ветках новогодней елки. Для малышей самая любимая традиция — писать письмо Дедушке Морозу. Ребенок пишет (или надиктовывает родителям, если он еще не умеет писать), что он любит и не любит, какое самое главное событие произошло у него в жизни в последнее время, с кем он дружит, почему он иногда грустит и из-за чего чаще всего веселится. Просить подарки у Деда Мороза можно только после того, как перечислил свои достижения и успехи за прошедший год.
Способы отправления письма: — положить на подоконник, отправить в почтовом отделении,- онлайн на сайте Деда Мороза.
“Статистики” составили анкету и поговорили со всеми одноклассниками. Затем они попросили их выяснить мнение членов их семей. Подсчитав количество голосов, с помощью учителей они составили диаграммы с общими сведениями.
Мониторинг по теме проекта проводился в следующих возрастных группах:
- Дошкольники.
- Младший школьный возраст (1-4 класс).
- Средний и старший школьный возраст (5-9 класс).
- Взрослые.
Анкетирование:
- Соблюдается ли в Вашей семье традиция встречи Нового года?
- Украшаете ли Вы елку самодельными игрушками?
- Елка в вашем доме натуральная или искусственная?
- Верите ли Вы в Деда Мороза?
- Пишите ли Вы письма Деду Морозу?
3 этап – практический
На этом этапе больше всех поработали группы “Театралы”, “Музыканты”, “Мастера”.
Группа “Театралов” прочитала множество разных сценариев новогодних и рождественских сказок и выбрала себе одну постановку. Мы распределили роли, придумали декорации, выбрали костюмы и начали репетировать спектакль. 23 декабря мы выступим с нашей сказкой перед всеми учениками начальной школы. А еще мы хотим показать наш спектакль детям в соседнем детском саду, в который ходили многие ребята из нашей школы. Небольшой отрывок из самой удачной нашей репетиции мы вам покажем. (см. Приложение)
Группа “Музыкантов” выбрала для себя песню с самым новогодним настроением. Мы споем ее на новогоднем концерте в школе. (см. Приложение)
Группа “Мастеров” изучила собранные “Историками” рассказы о новогодних поделках. На основе этих рассказов мы сделали елочные игрушки, вырезали снежинки. Сделали новогодние декоративные украшения для дома. Для их изготовления использовали самые разнообразные материалы: шишки, семена, ракушки, каштаны, веточки, бисер, фантики, салфетки, ткань и многое другое. Ими мы украсили нашу школьную елку, наши классы.
И, конечно же, все дети написали письмо Деду Морозу.
С приближением Нового года наши родители вдруг становятся такими же детьми, как и мы. Всегда такие серьезные и строгие, родители и учителя начинают верить в Деда Мороза, ждать чего-то необыкновенного и готовиться к самому большому чуду в году – к новогодней ночи.
Родители вдруг откладывают свои дела, которых всегда больше, чем нам детям хотелось бы, и с увлечением вместе с нами украшают дом к Новому году. Оказалось, что мамы и бабушки тоже делали елочные игрушки из подручных средств, даже во время войны! А еще они репетировали разные новогодние сказки, разыгрывая их в домашнем театре, а их родители помогали им делать костюмы из марли и старых простыней. Традиции встречи Нового года оказались очень крепкими и самыми радостными. Они поддерживаются многими поколениями россиян. Мы сами изготовили елочные игрушки из разных материалов: шишки, семена, макаронные изделия, веточки, бисер, фантики, салфетки, ткань и многое другое, поставили новогоднюю сказку, подготовили песню для концерта, написали письма Деду Морозу.
Мы постараемся запомнить все, что узнали про Новый год, чтобы потом готовиться к этому празднику вместе со своими детьми.
Оценивание степени достижения поставленных целей и задач.
Цели и задачи проекта “Традиции встречи Нового года” были полностью реализованы. Дети освоили основы исследовательской деятельности. Научились работать в группе на общую цель, помогая и прислушиваясь к мнению партнеров. Деление участников проекта на группы по видам деятельности позволило вовлечь в творческий процесс всех учеников без исключения, даже учеников с низкой мотивацией к учению. Дети выбирали себе группу, исходя из собственных предпочтений и совета учителей. Это помогло им лучше осознать свои возможности. А, главное, все дети увидели долю своего труда в этом проекте и поняли, что от каждого ученика зависит общий успех большого дела.
Работа так же послужила поддержанию давней традиции совместного приготовления к Новому году.
Библиография
- “Энциклопедия Нового года и Рождества” М.С. Галынский.
- “Новый год и Рождество в России” А.В. Семанович.
- А.Толстой “Детство Никиты”.
- А.Сальникова “История елочной игрушки”.