Как правильно открыть детский дом что для этого надо и какие документы.
Направляю необходимый акт:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 марта 2001 г. N 195
О ДЕТСКОМ ДОМЕ СЕМЕЙНОГО ТИПА
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 11.05.2007 N 283)
В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.
2. Установить, что Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 19, ст. 2304), распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.
3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.05.2007 N 283.
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 195
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)
1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в условиях семьи.
2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.
4. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.
6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы: а) заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке; б) медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49) в) выписка из трудовой книжки; г) паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.
Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.
Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы: а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа; б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства; в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка; г) выписка из истории развития ребенка; д) страховой полис обязательного медицинского страхования; е) документ об образовании (для детей школьного возраста); ж) акт обследования условий жизни ребенка; з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников; к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество); м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
Консультант Плюс: примечание.
Федеральным законом от 30.06.2007 N 120-ФЗ термин «граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с отклонениями в развитии» заменен термином «граждане (обучающиеся, воспитанники, дети) с ограниченными возможностями здоровья».
—————————————————————— н) заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в развитии).
10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах «в» — «м» пункта 9 настоящих Правил.
12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.
13. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.
14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются: а) средства учредителя (учредителей); б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом); в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц; г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
Проект открытия детского дома
Пакет документов по созданию частных детских домов
Методические рекомендации по созданию негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома)
Данные рекомендации разработаны в ходе реализации на территории Российской Федерации проекта Тасис «Партнерство в Российской Федерации», на опыте создания негосударственного образовательного учреждения «Пансион семейного воспитания» г. Москва, при участии Благотворительного фонда «Отчий дом».
При разработке рекомендаций авторы руководствовались действующим законодательством, в частности Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральными законами «Об образовании», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
1. Создание благотворительной общественной организации, которая выступит учредителем детского дома
Этот этап не является обязательным и необходимым в процессе создания негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание благотворительной организации, которая в последующем выступит учредителем детского дома, приведет к некоторому удорожанию процесса учреждения последнего, однако даст целый ряд преимуществ по сравнению со схемой, предполагающей учреждение негосударственного детского дома непосредственно несколькими учредителями. К таким преимуществам следует отнести:
возможность предварительного централизованного аккумулирования средств, выделяемых учредителями благотворительной организации для целей создания негосударственного детского дома;
возможность четкого распределения платежей по времени и обеспечения своевременной оплаты расходов, связанных с учреждением детского дома и созданием необходимой материальной базы;
возможность привлечения дополнительных средств и ресурсов из иных, чем учредители, источников (привлечение в процессе деятельности благотворительной организации пожертвований от иных лиц);
возможность централизованного, эффективного контроля за функционированием негосударственного детского дома и расходованием средств;
возможность создания сети негосударственных детских домов и повышения их финансовой устойчивости за счет более рационального распределения средств внутри сети.
При создании благотворительной организации следует учитывать следующее:
Наиболее целесообразной организационно-правовой формой такой благотворительной организации является форма фонда. Основные требования, регулирующие создание и деятельность фондов, содержатся в ст.ст. 6, 14, 28, 29, 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Благотворительной может быть признана только некоммерческая организация, в учредительных документах которой закреплены те или иные благотворительные цели. (Список (исключительный) таких целей приведен в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».)
Хотя, следует отметить, что четко определить обязательства, которые государственные органы могли бы взять на себя без ущемления своих властных полномочий, представляется затруднительным (за исключением обязательства предоставить необходимые сооружения на условиях долгосрочной аренды).
2. Создание негосударственного детского дома — юридического лица в форме некоммерческой организации (благотворительной организации), его государственная регистрация
В процессе создания негосударственного детского дома следует отдельно остановиться на этапе его создания в качестве юридического лица.
На этом этапе следует отдавать себе отчет в том, что негосударственный детский дом не может начать свою деятельность по воспитанию детей до получения соответствующей лицензии. Однако лицензию может получить только уже существующее юридическое лицо, отвечающее определенным законодательством критериям.
В первую очередь, следует внимательно отнестись к выбору организационно-правовой формы создаваемой некоммерческой организации. (Формы некоммерческих организаций и специфика их деятельности установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 08.12.1995 г.)
Наиболее подходящими организационно-правовыми формами для создания негосударственного детского дома являются формы фонда и учреждения. Однако следует учитывать правовые особенности, связанные с применением той или иной формы.
Так, фонд обладает полной имущественной самостоятельностью (его имущество принадлежит ему на праве собственности), и его учредители не имеют возможности каким-либо образом влиять на управление им. Система органов контроля и управления фондом, правила их формирования, возможность внесения изменений в учредительные документы фонда должны быть четко определены уставом фонда, в случае отсутствия в уставе того или иного необходимого положения в него могут быть внесены необходимые изменения и дополнения только по решению суда.
Закон говорит о создании учреждения по решению его собственника (по-видимому, создание учреждения группой собственников не предполагается). Собственник передает учреждению имущество на праве оперативного управления, однако несет обязательства по финансированию деятельности созданного им учреждения и субсидиарную ответственность по его долгам.
Также следует уделить особое внимание разработке Устава негосударственного детского дома, в частности, освещению в нем вопросов формирования его органов, назначения и смещения директора, системе контроля, за деятельностью данных органов, функциям исполнительного органа детского дома, определению основных целей деятельности. Устав должен также содержать указание на то, что деятельность в качестве негосударственного образовательного учреждения является основной целью организации.
К моменту регистрации некоммерческой организации как юридического лица имущество, которое ей передается, должно быть внесено (передано) учредителями (учредителем) полностью. Законом не устанавливаются минимальные требования к размеру имущества некоммерческой организации, однако, соответствующие требования установлены условиями получения лицензии на осуществление деятельности в качестве образовательного учреждения.
Негосударственный детский дом может создаваться и как благотворительная организация (и получить соответствующие этому статусу льготы). Для этого его устав должен соответствовать целям, определенным в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако следует заметить, что благотворительные организации, как правило, имеют более узкую правоспособность, и государственные органы более жестко контролируют соответствие их деятельности определенным в уставе целям.
Обеспечение будущего детского дома необходимыми помещениями является едва ли не самой главной предпосылкой его существования. Приобретение (или строительство) соответствующего объекта недвижимости предполагает весьма значительные затраты учредителей либо самой некоммерческой организации на эти цели, в то время как государственные и муниципальные органы располагают значительным количеством помещений соответствующего назначения (детские сады, школы, детские дома), которые в силу тех или иных причин (необеспеченность персоналом, изменение демографической ситуации, недостаток бюджетных средств) не используются по назначению. Вместе с тем. ст.8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает государственным органам и государственным предприятиям выступать учредителями благотворительных организаций (во избежание необоснованного отчуждения государственного имущества).
Одним из возможных путей решения указанной проблемы может быть заключение с соответствующим государственным органом договора об аренде или безвозмездном пользовании объектом недвижимости на достаточно длительный срок с обязательством благотворительной организации использовать указанный объект исключительно в соответствии с его профилем.
3. Получение лицензии и особенности осуществления деятельности
Для начала своей деятельности в качестве негосударственного детского дома некоммерческая организация обязана получить лицензию у государственного органа, в компетенцию которого входит регулирование соответствующей деятельности.
Государственные детские дома в Российской Федерации находятся в ведении Министерства образования РФ либо Министерства труда и социального развития РФ.
Однако если Министерство образования РФ разработало и утвердило порядок получения лицензии на осуществление образовательной деятельности для государственных и негосударственных учреждений — «Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений», утвержденное приказом Министерства образования РФ от 17 ноября 1994 г., то Министерство труда и социального развития лицензированием негосударственных детских домов не озаботилось (государственные и муниципальные социальные учреждения осуществляют свою деятельность без получения лицензии).
Для получения лицензии соискатель, в соответствии с «Положением о порядке лицензирования образовательных учреждений», должен доказать свое соответствие определенным в положении требованиям (обеспеченность кадрами, наличие материальных условий для содержания и воспитания детей).
В связи с тем, что все права на представление интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переходят к органу опеки и попечительства, который и должен осуществлять функции государственного опекуна относительно этих детей, следует признать необходимым заключение между негосударственным детским домом и органом опеки и попечительства договора о передаче ребенка на воспитание в негосударственный детский дом. В этом договоре следует четко определить объем прав на представление интересов воспитанника, которые орган опеки и попечительства передает негосударственному детскому дому (как юридическому лицу). Также следует урегулировать вопросы получения государственных пособий на детей-сирот, особенности взаимоотношений между органом опеки и попечительства, негосударственным детским домом, органами, осуществляющими ведение государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством практически никак не урегулирован очень сложный вопрос прекращения (по тем или иным причинам) негосударственным детским домом своей деятельности.
На наш взгляд, этот вопрос следует осветить и в отдельных договорах, заключаемых относительно каждого воспитанника (какие последствия будет иметь такое решение относительно этого воспитанника), и, возможно, в общем, договоре между органом опеки и попечительства и негосударственным детским домом (или собственником учреждения), призванном осветить неурегулированные законодательством вопросы, которые могут возникнуть в процессе деятельности негосударственного детского дома.
Данные рекомендации призваны помочь тем лицам, которые хотели бы содействовать улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей в России, и обладают такой возможностью. Они не являются абсолютно точными и исчерпывающими (подходы и практика деятельности соответствующих государственных органов различных регионов могут отличаться), в своей деятельности Вы можете столкнуться с проблемами, не получившими освещение в этом документе, однако он разработан с учетом действующего законодательства, на основании реального опыта и может рассматриваться в качестве базового.