Проект памятника 300 летию дома романовых

Что стало с недоделанным монументом в честь 300-летия дома Романовых в Костроме

На днях я опубликовала тут две подборки памятников Ленину ( первая и вторая ). И вот что мне написали в комментариях.

Да, мне известна эта история, и я решила написать про костромской памятник отдельно.

«В виду предстоящего в 1913 году трёхсотлетия вступления на всероссийский престол первого царя из Дома Романовых, Костромская городская дума, преисполненная верноподданническими чувствами, прониклась желанием достойным образом увековечить память об этом великом историческом событии, которое в 1613 году было источником спасения для находившейся на краю гибели России, вознесённой под державным скипетром ныне царствующего Императорского дома на вершину благополучия и могущества. Наиболее соответствующим важности и историческому значению события было бы сооружение величественного памятника на берегу Волги на месте бывшего Кремля, в стенах коего находился осадный двор бояр Романовых» — так писал московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу костромской городской голова Геннадий Ботников.

Идею одобрили, и начался конкурс проектов. Академия художеств выбрала работу скульптора Адамсона, но настоятельно порекомендовала упростить проект :). В итоге на масштабном постаменте было решено разместить 26 или 28 фигур, причём не только Романовых. Например, предполагались Минин, Пожарский, Сусанин и даже символический образ России.

Мне это напомнило монумент в Великом Новгороде. Наверное, о нём тоже стоит скоро написать.

Читайте также:  Проекты частного деревянного дома

Закладка памятника в Костроме состоялась 20 мая 1913 года — при параде, в присутствии Николая II и его семьи. Только вот Первая Мировая война помешала завершить памятник. К 1916 году был возведён постамент, а также отлиты и доставлены в Кострому 20 бронзовых фигур (большинство из них так и остались в ящиках). Только Адамсон уехал из России, а памятник простоял заброшенным до 1918 года.

После Первомая 1918 года было выдвинуто предложение переделать памятник 300-летия дома Романовых в памятник Свободы. Но только после смерти Ленина в январе 1924 года постамент решили использовать для установки скульптуры вождя.

Первоначально фигура была сделана из бетона, но после реставрации 1981-1982 годов Ленина отлили из железа и меди.

Но про Сусанина всё-таки не забыли, он в Костроме тоже есть 🙂

И, кстати, про фотоподборки памятников. Есть идея сделать посты про Пушкина, Петра I и Высоцкого. Что думаете?

Почему Ленин до сих пор на пьедестале Романовых в Костроме?

В начале 20 века власть Романовых казалась чем то незыблемым и предполагалось, что будет существовать вечно. Ничто не предвещало беды, даже бездарно проигранная русско-японская война и неудавшаяся революция 1905 г. Нельзя сказать, что революция была чем-то случайным. Верхи не хотели менять жизнь к лучшему простого народа. Многие сейчас забывают о 12 часовом рабочем дне, который мало чем отличался от труда крепостного.

Сословное общество и разбазаривание генеральских должностей только среди особ приближенных к императору, естественно отразились на боеспособности всей армии и флота. Поговаривали, что драгоценности балерины Ксешинской по стоимости превосходили стоимость первоклассного линкора. Видимо ножки балерины очень ценились настоящими знатоками женской красоты.

Естественным завершением войны с Японией стала Цусима и сокрушительные потери. Естественным завершением царствования стала распутинщина, когда один патлатый мужик влиял на ход исторических процессов в Империи. Невозможно объяснить почему часть высшего общества поверило в некую святость Гришки и в его всемогущество так слепо, что влиятельные дамы почитали за честь помыть ему в бане ноги.

Мало когда бывающий трезвым, Гришка испытывал особую слабость к мадере и к цыганским песням. Конечно, такое бесстыдство не могло нравится всем и конец его был весьма логичен.

При царизме характерно то, что длительность нахождения династии на троне, только лишь прибавляет легитимности правящему классу, а вершиной увертюры были пьяные пляски и разврат Гришки. Несомненно, что оный господин обладал весьма мощным гипнотическим воздействием, да таким, что в него уверовали как гоголевский городничий в Хлестакова.

Вернёмся к Костроме

В виду предстоящего в 1913 году трёхсотлетия вступления на престол первого царя из Дома Романовых, Костромская городская дума, преисполненная верноподданническими чувствами, прониклась желанием достойным образом угодить действующему представителю династии и внесла инициативу -….»Наиболее соответствующим важности и историческому значению события было бы сооружение величественного памятника на берегу Волги на месте бывшего Кремля, в стенах коего находился осадный двор бояр Романовых».

Случилось это в 1903 г. за 20 лет до ожидаемого события. После этого начались архитектурные изыскания, конкурсы, проекты, сметы. Искали лучший проект, лишь бы угодить царствующей особе. Угодничество во все времена было присуще нашему обществу. Главное, чтобы повелитель был доволен и его дражайшая супруга.

Окончательный замысел предполагал сооружение величественного монумента высотой 36 м увенчанного шпилем с двуглавым орлом, с 28 скульптурами царей из рода Романовых и выдающихся исторических личностей связанных с династией. По кругу постамента предполагались барельефы, иллюстрирующие важнейшие события романовской истории. Разумеется всё это стоило баснословных денег и ни о каких броненосцах, пушках и противогазах для армии речи не было. Что через пару весьма аукнулось существенными поражениями и потерей огромных территорий империи. Памятники и ножки балерины, а так же драгоценности против немцев оказались бессильны, а воевать только одной матерной бранью невозможно.

Проект памятника был утверждён в 1912 году, тогда же начаты работы над отдельными фигурами и сооружением постамента. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время торжественного празднования 300-летия дома Романовых в Костроме. В присутствии Николая II и его семьи, в торжественной обстановке при военном параде.

Однако начавшаяся Первая мировая война помешала завершению памятника. На начало 1917 года был возведён постамент, отлиты и доставлены в Кострому 20 из 28 предполагавшихся бронзовых фигур. Было установлено 2 фигуры, остальные готовые к установке лежали в ящиках у постамента и тут 300-летняя эпоха Романовых вдруг неожиданно для всех закончилась и памятник стал неактуальным. Собственно говоря, бездарное правление и немощность в управлении армией, плюс отсутствие адекватных руководителей на важнейших местах и низвергли династию. Окончательно же развалили все и вся говоруны вроде Керенского. Начиналось время никому неизвестного Ленина и ранее разгромленной в 1905 г. партии РСДРП (б).

После Первомая 1918 года губисполком создал комиссию «по переустройству памятника 300-летия дома Романовых в памятник « Свободы «. Открытие памятника Свободы предполагалось в предстоящую годовщину Октябрьской революции, однако воплощенный в жизнь лозунг большевиков о превращении империалистической войны в войну гражданскую, помешал и этой инициативе. Правда в отличие от царских стратегов проигравших маленькой Японии ленинские генералы от сохи смогли разгромить не только царских генералов, но и многочисленные армии интервентов. Жизнь показала, что кроме парадов и восхваления своего начальства царская армия была способна только подавлять восстания рабочих и стачки на заводах. Время «надувных» рейтингов подошло к концу. Начиналась новая эра побед и неоднозначных свершений.

После смерти Ленина постамент было решено использовать для установки памятника вождю мирового пролетариата. В конце 1924 или в первой половине 1925 года все царственные скульптуры были отправлены на костромской завод «Рабочий металлист» в переплавку. К 1 мая 1928 года на постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую В. И. Ленина. К 1981 году бетон разрушился, и в 1982 году был установлен новый монумент из бронзы.

И по сей день Ленин возвеличен на данном постаменте. А нужен ли он там, судить вам уважаемые читатели.

Использовались материалы: парка-музея «Русский остров». Оригинал опубликован на сайте.

Подписывайтесь на наш канал в яндекс-дзен , инстаграмм и ю-туб. Группа в социальной сети фэйсбук в контакте и в однокласниках .

Памятник в честь 300-летия дома Романовых (Кострома): описание, адрес

Памятник в честь 300-летия дома Романовых – сооружение с удивительной судьбой. Изначально планировалось создать монумент, который будет прославлять правящую династию, иллюстрировать самые значимые события, имевшие место в истории Российской Империи. Но в планы вмешалась революция, в результате которой памятник стал вовсе не таким, каким был задуман. Что же известно о сооружении?

История

Памятник в честь 300-летия дома Романовых – идея, возникшая еще в 1903 году. Ее предложили гласные Костромской Думы, желавшие продемонстрировать преданность правящей династии. Монумент должен был освещать все важные исторические события, произошедшие за 300 лет правления Романовых.

Много времени занял выбор места для установки памятника, для решения этого вопроса была даже создана специальная комиссия художников, в которую входили такие знаменитые в то время личности как Бенуа, Опекушин, Беклемишев. После длительных дебатов решено было остановиться на участке, находящемся на берегу Волги, где когда-то был расположен Кремль. Участникам комиссии это место приглянулось из-за того, что вся Волга была как на ладони.

Памятник в честь 300-летия дома Романовых планировался как роскошное сооружение. Не удивительно, что несколько лет занял сбор средств на его возведение.

Проект памятника: конкурс

Конечно же, поиски места для возведения монумента – далеко не единственная задача, которую пришлось решать комиссии. Для начала строительства необходим был оригинальный проект памятника, для нахождения которого был организован конкурс. Изначально внимание участников комиссии привлек проект скульптора Адамсона. Но идея Адамсона подразумевала слишком значительные расходы.

После упрощения проекта, которое привело к снижению его стоимости, он был утвержден, произошло это только в 1912 году. Роль архитектора была возложена на Сергея Власьева, известного как создатель стелы-обелиска, расположенной в Александровском саду. Работы начались с изготовления постамента, а также создания отдельных фигур.

Участвовал в возведении памятника и скульптор Адамсон, которому было поручено взять на себя художественно-скульптурные работы. Ответственным за строительство стал инженер Большаков, отливкой фигур из бронзы занялась компания « К. В. Верфель».

Закладка

Конечно же, памятник к 300-летию дома Романовых не мог быть готов к моменту празднования юбилея, работа предстояла трудоемкая и продолжительная по времени. Однако к торжественной церемонии, состоявшейся в конце мая 1913 года, была приурочена его закладка.

Любопытно, что при закладке присутствовал император Николай Второй, также были приглашены его супруга и дети. Церемония прошла в торжественной обстановке, был организован грандиозный парад местных войск. Кстати, именно в мае 1913 года отмечалось 760-летие Костромы, поэтому праздник получился двойным.

Строительство памятника

В планы создателей вмешалась Первая мировая война, существенно затормозившая процесс возведения памятника. К началу 1916 года были закончены работы над постаментом. Также в город привезли 20 бронзовых фигур (всего проект предполагал установку 28).

Из привезенных фигур создатели сооружения успели установить только две. Остальные скульптуры остались дожидаться своего часа в ящиках, в которых они были доставлены в город.

После революции

Г. Кострома, как и все прочие населенные пункты России, был охвачен пожаром революции. После ее окончания создание памятника, конечно же, прекратилось, скульптор Адамсон отбыл в свою родную страну. Больше года сооружение находилось в заброшенном состоянии, окруженное строительными лесами.

В первой половине 1918 года памятник привлек к себе внимание губисполкома. Решено было заняться переустройством сооружения, которое так и не было достроено. Изначально планировалось превратить его в памятник Свободы, открытие которого будет приурочено к годовщине Октябрьской революции.

Однако монумент простоял в заброшенном состоянии еще несколько лет, так как на проведение запланированных действий катастрофически не хватало средств. Статуи, привезенные в город, в большинстве своем оставались в ящиках, установленных рядом с постаментом. Некоторые из них были перевезены в парк дома, некогда принадлежащего губернатору.

Памятник Владимиру Ленину

Памятник в честь 300-летия дома Романовых в Костроме так и не был построен. О монументе вновь вспомнили только в 1924 году, произошло это после прощания с умершим вождем. Было принято решение установить на готовый постамент сооружение, увековечивающее память о Владимире Ленине.

Скульптуры, все это время находившиеся в ящиках, решено было переплавить. Для этого их транспортировали на завод «Рабочий Металлист», функционировавший в городе. Бетонная статуя, изображающая вождя, была возведена на постамент в мае 1928 года. Известно, что над фигурой Ленина трудились такие скульпторы, как Шварц, Лебедев, Иванов.

Окончательное разрушение статуи произошло к 1981 году, в результате чего ее заменили более надежным монументом, изготовленным из бронзы. При создании фигуры Ленина использовался традиционный образ вождя. Статуя изображает Владимира Ильича произносящим агитационную речь, помогая себе энергичным жестом.

Описание памятника

Если бы не произошло свержение династии Романовых, г. Кострома обзавелся бы воистину грандиозным сооружением. Проект гласил, что постаменту-пьедесталу будет придана форма часовни, высота его должна была составить 36 метров. Было запланировано также многоярусное шатровое завершение, венцом которого должен был стать величественный двуглавый орел.

Помимо этого, планировалось создание уступов-ступеней, имеющих кольцевую форму. Они должны были служить местом для размещения портретных фигур. Фигуры изображали не только представителей правящей династии, но и ярких личностей, которые отметились теми или иными деяниями во времена их правления.

Перечень фигур

Список фигур для памятника включал 28 единиц. Из них непосредственно на постаменте создатели намеревались разместить 18. Конечно же, присутствовали портретные фигуры основателей дома Романовых. Это первый царь Михаил Федорович, его родители Филарет и Марфа. У подножия должен был располагаться погибающий Иван Сусанин, получающий благословение от аллегорической фигуры, изображавшей Российскую Империю.

Петр Первый был изображен на фоне корабля, что должно было намекать на вклад этого царя в развитие российского флота. В руках Александра Второго располагался его знаменитый Манифест, предоставляющий свободу крестьянам. Царь Николай Второй и его сын Алексей были изображены склонившимися над картой государства. Присутствовали также фигуры Минина и Пожарского, эти знаменитые персоны должны были располагаться по сторонам.

Шесть элегантных рельефов, на которых были изображены знаменитые предсказания, сделанные дому Романовых предвидевшим его возвышение преподобным Геннадием, планировалось создать в нижней части сооружения. Там же должны были согласно проекту находиться эффектные сцены, описывающие призвание на царство Михаила Романова, грандиозные сражения (Бородинская и Полтавская битвы, оборона Севастополя).

Некоторые источники утверждают, что фигур должно было оказаться 26. Однако так предполагалось в первом варианте проекта, который позже был изменен.

Месторасположение

Итак, где должен был находиться памятник в честь 300-летия дома Романовых? Адрес: город Кострома, Центральный парк.

Оцените статью