Проект по дому чехова

Презентация на тему: Дом — музей А. П. Чехова в Москве

Экскурсия по чеховским местамУсадьбы старые разбросаныПо всей таинственной Руси. Н. С. Гумилёв.

Дом — музей А. П. Чеховав Москве

. О доме в Кудрине я вспоминаю с особым чувством,и эти воспоминания не бледнеют от времени. А. П. Чехов

В августе 1886 года в доме Корнеева на Садовой –Кудринской улице Москвы поселился молодой врач и писатель Антон Павлович Чехов. Каменный двухэтажный флигель, узким фасадом выходивший на улицу, выделялся среди деревянных домов, окружённых садами. «Живу в Кудрине, против 4-й гимназии, в доме Корнеева, похожем на камод. Цвет у дома либеральный, т. е. красный»,- писал Антон Павлович одному из друзей. За годы, прожитые в этом доме, сотрудник юмористических журналов Антоша Чехонте становится известным писателем.

Гостиная в доме Чеховых

Уголок гостиной«Семейная» комната

В доме на Садовой – Кудринской у Антона Павловича был отдельный кабинет, в котором ежедневно с 12 до 3-х часов дня доктор Чехов принимал больных, а остальное время отдавал литературному творчеству. В кабинете кудринского дома созданы повести «Степь», «Скучная история», пьеса «Иванов», водевили «Медведь», «Предложение» и более ста рассказов.

Уголок кабинета А. П. ЧеховаШкаф с личными вещами писателя

В апреле 1890 года из этого дома А. П. Чехов отправился в далёкое путешествие на Сахалин.

Первый зал литературной экспозиции с сахалинскими материалами

Сейчас в доме на Садовой –Кудринской улице, где писатель жил и работал с 1886 по 1890 год, находится Дом – музей А. П. Чехова. Он был открыт в 1954 году, к 50 – летию со дня смерти писателя.

Второй зал литературной экспозиции

В залах литературной экспозиции, посвящённой жизни и творчеству А. П.Чехова, демонстрируются автографы его произведений, письма писателя, первые публикации и сборники рассказов, прижизненные собрания сочинений. Среди экспонатов многочисленные фотографии А. П. Чехова и его друзей, портреты писателя, афиши.

Письменный стол с фотографиями и сборником рассказов «В сумерках»

Дом – музей А. П. Чехова принадлежит к числу наиболее известных памятных литературных мест Москвы. Здесь всегда много посетителей. Их объединяет любовь к великому русскому писателю, о котором Л. Н. Толстой сказал: «… достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только русскому, но и всякому человеку вообще».

Здание Московского Художественного театра Афиши пьес А. П. Чехова

Презентация «Дом-музей А.П. Чехова в Таганроге»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антон Павлович Чехов 1860-1904 Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. Л.Н. Толстой

Антон Павлович Чехов

Семья Чеховых (1876 г.) Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец), Е. Я. Чехова (мать), Л. П. Чехова (тетка) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя).

Домик Чеховых в Таганроге

Дом находится в глубине уютного дворика, усаженного березками, ивами, вишнями.

Совсем небольшой дом, в котором родился писатель в январе 1860 года. Дом этот не принадлежал семье Чеховых, уже имевшей двоих детей, а был съемным.

В доме есть небольшая гостиная. За круглым столом собиралась вся чеховская семья в обеденное время. С гостями пили чай из самовара. На столе — чеховская чайная посуда.

В небольшом шкафу среди прочей посуды хранятся личные вещи писателя, стеклянная кружка и графин

Комната была одновременно гостиной, столовой и рабочим кабинетом отца, в углу стоит небольшая конторка, на которой лежат ценные экспонаты — прошение Павла Егоровича Чехова в таганрогскую городскую управу о принятии его в городское купеческое общество и свидетельство купца 3-й гильдии, выданное ему 30 декабря 1857 года.

Небольшая и уютная спальня родителей. Здесь ничего лишнего: кровать с подушками, комод с нарядной кружевной накидкой и полочка с вышитым полотенцем. Над кроватью висят портреты родителей висит икона, написанная дедом Чехова, а над комодом — копия картины «Кающаяся Мария Магдалина».

В углу родительской спальни стоит колыбель маленького Антона. Над колыбелью висит фотография церкви, в которой Антон Павлович был крещен. Потом, когда будущему писателю исполнилось 10 месяцев, колыбель перенесли в детскую.

В детской стоит большая кровать, столик и сундук. Старшие братья будущего писателя спали на одной кровати. На кованом сундуке сидела их няня, которая за вязанием пела песни и рассказывала сказки.

Кухня очень тесная, но у хозяйки все было под рукой. Рядом с печью начищенный медный рукомойник. Справа от него маленький рабочий столик. Медная и латунная восточная посуда соседствует на полках с традиционной русской — деревянной.

Отдельно на маленькой полочке рядом с иконой стоит деревянная резная пирамидка. Это принадлежавшая матери писателя форма для творожной пасхи — обязательного блюда на торжественном пасхальном столе. С перекладины полочки свешивается нарядно вышитое полотенце, эти вещи подарили музею потомки Чеховых.

Лавка Чеховых Дела у купца Павла Чехова стали идти лучше, и семья смогла позволить себе арендовать дом гораздо просторнее, где также разместилась лавка. Сюда привозились различные импортные или как их тогда называли – колониальные товары.

В Лавке На первом этаже здания расположена сама лавка, столовая и кухня, на втором этаже – гостиная, спальни, детская. Здесь торговали пряностями, березовыми вениками для бани, сахаром, различной бакалеей, а также мылом, духами, свечами и пр.

В центре столовой стоит большой стол со скатертью, сервант с посудой, а на столике лежит старинная скрипка, принадлежавшая отцу будущего писателя. По вечерам у Чеховых собиралось много народу, и Павел Егорович любил музицировать – играл на скрипке, а мальчики пели.

На втором этаже находится гостиная – самая большая и красивая комната, где собиралась семья, принимались гости. Обращает внимание на себя старинное пианино, стулья с бархатной обивкой. Здесь часто устраивались семейные концерты и спектакли.

Родительская спальня. За ширмой стоит старинная родительская кровать, накрытая кружевным пледом, у окна – швейная машинка. Это машинка матери Чехова. Семья была не очень богатой, поэтому ей приходилось обшивать всю семью. Дети часто сидели возле нее и читали.

Небольшая детская комната обставлена нехитрой мебелью, здесь немного игрушек, на столе – учебники, на полках книги. Интересный музейный экспонат – лампа с картинками. На картинках изображены сюжеты сказок, поэтому по вечерам дети усаживались у лампы и рассматривали картинки.

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-199893

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация «Виртуальное путешествие по дому-музею А.П.Чехова в Ялте»

Презентация «Виртуальное путешествие 6-го класса по дому-музею А.П.Чехова в Ялте».

(1 слайд) Ученик 1.

Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое место в литературе. Восхитительная природа, бурная история и многонациональная культура этого края вдохновляли многие поколения русских писателей. Кто-то был в Крыму проездом, а для кого-то он стал частью биографии…

В Крыму написаны многие замечательные произведения. А ещё больше рождалось замыслов, которые, воплотившись, стали украшением русской литературы.

И чтобы убедиться в этом, в один из февральских солнечных дней наш класс выехал в самый известный литературный музей Южного берега Крыма- дом-музей А.П.Чехова в Ялте, который называется «Белая дача».

(2 слайд) Ученик 4.

Когда мы приехали в Ялту, то увидели напротив музея большую смотровую площадку, на которой останавливались туристические автобусы. В центре площадки установлен бюст великого писателя, где мы решили остановиться и сфотографироваться на память о посещении этого знаменитого музея.

(3 слайд) Ученик 5.

Прежде чем войти в сам дом писателя, нас пригласили в смотровой зал музея для ознакомления с некоторыми экспонатами и личными вещами А.П.Чехова, которые были собраны близкими людьми писателя или подарены музею организациями и посетителями. Например, вот этот рояль был подарен музею от Международного телекинофорума «Вместе» в 2012 году. На нём в Дни юбилея Чехова исполнялись знаменитые произведения русских композиторов.

(4 слайд) Ученик 6.

В центре зала – портрет А.П.Чехова, выполненный ялтинской художницей и подаренный музею. Круглый год у портрета стоят живые цветы. В этом же зале нам порекомендовали просмотреть кинофильм о том, как Ялта стала для Чехова вдохновением и местом для творчества в последние годы его жизни.

(5 слайд-мы готовы к просмотру фильма).

(Просмотр кинофильма «Мой адрес-Ялта»).

(6 слайд) Ученик 7.

И вот мы по пути к самому дому Чехова. Но вначале экскурсия по знаменитому чеховскому саду, который был разбит самим писателем. Многие, посаженные Чеховым растения, до сих пор живут и плодоносят.

(7 слайд) Ученик 8.

Мы любуемся тремя огромными кедрами, которые посадил сам писатель вокруг дома. Их он называл тремя богатырями, охраняющими дом со всех сторон.

(8 слайд) Ученик 9.

На первом этаже дома Чехова царит атмосфера таинственности и торжественности. Кажется, что писатель сам присутствует с нами здесь и сам показывает своё жилище. Ощущается запах свежеиспечённого пирога с капустой, любимого блюда Чехова…

(9 слайд) Ученик 10.

На втором этаже мы увидели кожаное пальто писателя и его шляпы. Они очень хорошо сохранились и кажется, что Чехов только что разделся и вошёл в свой кабинет.

(10 слайд) Ученик 11.

А вот и святое-святых – кабинет великого писателя. Здесь родились его знаменитые «Дама с собачкой», «Вишнёвый сад», «Три сестры». В кабинете сохранился фотостиллаж с собранными Чеховым фотографиями людей, которые бывали в гостях у писателя в Ялте.

(11 слайд) Ученик 12.

В этой гостиной собирались частые гости Чехова. Во время встреч звучаа музыка. На этом пианино играли С.В.Рахманинов, А.А.Спендиаров и пел знаменитый Ф.И.Шаляпин. Кажется, что обеденный стол маловат для многочисленных гостей Чехова, но помещались все и чувствовали себя непринуждённо и уютно.

(12 слайд) Ученик 13.

Мы покидаем комнаты дома и выходим к флигелям во дворе. Экскурсия подходит к концу, но оставляет неизгладимые впечатления у каждого из нас. Мы почувствовали присутствие самого писателя. Ведь, уезжая из Ялты, Чехов оставил свой дом таким, каким он складывался годами. Дом, казалось, ждал возвращения хозяина и оставался семейным очагом для его родных.

Внеклассное занятие по литературе «Виртуальная экскурсия в дом-музей А.П. Чехова»

Название работы: Внеклассное мероприятие по литературе «Виртуальная 3 D -экскурсия по дому-музею А.П. Чехова в Ялте «Белая дача»

Автор: Протченко Надежда Александровна

Место работы: МКОУ Чикманская СОШ Чулымского района

Предмет: литература; внеклассное мероприятие

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Методический комментарий: Одной из форм организации урочной и внеурочной деятельности является экскурсия. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Я предлагаю литературно-биографическую 3 D -экскурсию в дом-музей А.П. Чехова. Именно эта форма, думаю, сегодня является очень интересной и увлекательной для современных школьников. Ведь они попадают в виртуальную реальность. Характерными признаками виртуальной реальности являются : моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. И это не пространство игры, а погружение в обстановку, окружающую писателя. Можно «погулять» по саду, дому, «прикоснуться» к предметам, имеющим большое значение в жизни писателя, рассмотреть пристально весь интерьер (от пола до потолка).

На данном мероприятии маршрут экскурсии продумывает учитель, готовит материал для сопровождения (является гидом). Но после ребята могут и самостоятельно пройти весь путь, если им этого захочется.

Главными особенностями такого занятия становятся: знакомство ребят с экспозициями музея, формирование способности видеть красоту реальной действительности, развитие способности задерживать внимание на деталях, находить в них красоту, смысл. В результате чего можно говорить о том, что у них будет развиваться наблюдательность, способность переживать и анализировать увиденное, формироваться представление об уникальности произведений, представленных в музее.

Начать экскурсию можно со вступительного слова с показом фотографий дачи, самого писателя, его сестры и др (в сопровождении презентации). Затем перейти по ссылке на сам 3 D -тур. (в данной разработке представлены скриншоты виртуальной экскурсии).

Внеклассное занятие по литературе

«Виртуальная литературно-биографическая экскурсия

в усадьбу А.П. Чехова «Белая дача»»

Цель: вызвать интерес к личности и творчеству А.П. Чехова через знакомство с его усадьбой в Ялте «Белая дача»; беседа с учащимися на нравственные темы; воспитание любви к русской классической литературе.

Познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством усадьбы, укладом жизни в загородном доме.

Формировать интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, к истокам, питавшим творческую мысль писателя .

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и памяти к тем местам, которые окружали писателя.

Развивать исследовательские и интеллектуальные способности обучающихся.

Развивать наглядно-образное мышление.

Видеопроектор или интерактивная доска;

Компьютер, имеющий выход в Интернет.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное – виртуальное, или, говоря современным языком, 3 D -экскурсию. Мы побываем в доме, в котором великий писатель А.П. Чехов провел последние годы своей жизни. Это его усадьба в Ялте, имеющая название «Белая дача». ( слайд ) Побродим по саду, посидим на скамейке, которую любил Антон Павлович и часто беседовал на ней с другим великим писателем – М. Горьким. ( слайд )

Скриншот скамьи: А. Чехов и М. Горький

Посмотрим внутреннее убранство дома, «прикоснемся» к вещам Чехова, ощутим атмосферу, в которой он писал они свои произведения.

Перед началом нашей экскурсии – несколько слов об истории усадьбы.

«Чёрное море, чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться». Эти впечатления относятся к 1888 году, когда 28-летний А.П.Чехов впервые побывал на берегу Южного берега Крыма. И когда перед Чеховым в 1898 году встал вопрос о перемене климата, от выбрал Ялту: » Крымское побережье нравится мне больше, чем Ривьера».

А.П.Чехов любил свой сад. ( слайд ) Многие деревья, посаженные его руками, дожили до наших дней: кедры, кипарисы, шелковицы, пальмы, магнолия, индийская сирень.

Дорогими гостями семьи были М.Горький, Ф.Шаляпин и другие. Перед вами фото Чехова в кабинете, у рояля, на котором играл Рахманинов, пел Шаляпин ( слайд ):

Хранительницей музея долгие годы была Мария Павловна Чехова, сестра писателя: ( слайд )

.

В 1941 году Крым был оккупирован фашистами, и Мария Павловна не покинула дом, смогла сохранить для потомков бесценные реликвии.

Перед вами карта усадьбы, прогулку по которой мы сейчас совершим: ( слайд )

Внутренняя обстановка дома, в котором Антон Павлович Чехов провел последние годы своей жизни, интересна и многообразна. Трудно определить, к какому стилю относится интерьер его комнат. Но сразу можно отметить простоту, уют и удобство — такие требования были предъявлены Чеховым архитектору Л. Н. Шаповалову, проектировавшему дом. Многие современники писателя, побывавшие в доме, отмечали эти качества. Широко известно описание «Белой дачи», сделанное А. И. Куприным: «она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами. «

На слайдах вы видите фотографии реального дома, предметов, которые там находятся, позже мы сможем увидеть все в формате 3 D , рассмотрим предметы поближе, узнаем их историю: ( слайд )

Чехов и Мария Павловна активно участвовали в проектировании дома. Свидетель этого творческого процесса И. Н. Альтшуллер вспоминал: «Требовалось, чтобы комнаты были по возможности изолированы. Оттого дом и имел несколько странное расположение: прямо от входа кабинет Антона Павловича, столько раз описанный, и отделенная от него незастекленной с резьбой дверью небольшая, очень светлая спальня. В другом конце коридора дверь в комнату матери, и в башенке наверху — комната Марии Павловны. Внизу столовая и комната для гостей».

В планировке дома проявилось характерное для Чеховых стремление к максимальному удобству, когда учитывались личные особенности каждого члена семьи и предполагаемых гостей.

Нельзя сказать, что ялтинская дача полностью соответствовала тому представлению о доме, какое было у Чехова. Поначалу он представлял свою жизнь на юге только в зимнее время и во временном жилище: «таком домике, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ». Семейным гнездом оставалось бы подмосковное имение Мелихово. Когда же по состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам с Мелиховым пришлось расстаться, Чехов попытался перенести частицу усадебной подмосковной жизни на крымскую землю.

Только в трех комнатах — кабинете, спальне, гостиной — сохранилась неизменной обстановка, какая была при жизни А. П. Чехова. Хотя и сюда время внесло свои дополнения: появилась необходимость в защитных приспособлениях, электрификации помещений и т. п.

Итак, отправляемся на экскурсию ( выходим на сайт и смотрим: Ссылка на экскурсию : http://tour.chekhov-yalta.org/ ). ( слайд )

В данной разработке представлены скриншоты с места экскурсии.

Попутно учитель ведет рассказ:

Весь интерьер чеховского кабинета выдержан в темных тонах, в первую очередь за счет обоев. Надо отметить, что выбор обоев для ялтинского дома занял много времени у будущих обитателей. В заключительный период строительства Чехов, находившийся в Мелихове, обращался через ялтинца И. А. Cинани с распоряжениями архитектору: «Передайте Льву Николаевичу, что образчики обоев, которые я послал ему, не нравятся мне самому. Это не мой выбор. Если он хочет выкрасить стены в кабинете, то пусть будет, как он хочет; во всем повинуюсь его вкусу, которому вполне доверяю». В конце концов для кабинета были выбраны обои с золотыми лилиями по вишневому фону.

Свет из большого венецианского окна и цветные блики его витража оживляют комнату. «По обеим сторонам окна опускаются прямые, тяжелые темные занавески, — описывает А.И.Куприн чеховский кабинет, — на полу большой, восточного рисунка, ковер. Эта драпировка смягчает все контуры и еще больше темнит кабинет, но благодаря ей, ровнее и приятнее ложится свет от окна на письменный стол. » Особенное освещение в доме подметил и М. Булгаков, побывавший здесь летом 1925 года: «Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет».

Оживление и усложнение пространства кабинета создается за счет архитектурно- планировочных особенностей, которые соответствовали личным запросам и вкусам Чехова, а также отвечали требованиям времени.

В чеховском кабинете различаются несколько зон для работы, отдыха, приема посетителей. Рабочее место писателя за письменным столом соседствует с небольшой нишей, «маленьким фонариком», по словам С. Я. Елпатьевского, «где может поместиться только коротенький диванчик»; «когда Чехов говорит, он любит уходить в фонарик и сидеть на маленьком диванчике». Ниша освещается сверху, из-под потолка, крошечным оконцем.

Меблировку кабинета, спальни и других комнат ялтинского дома составляют частично вещи, привезенные из Мелихова, частично специально приобретенные в Москве и Ялте для нового дома. В Москве для кабинета была куплена мебель в стиле «Жакоб». Французская фирма семейной династии Жакоб, мастеров художественной мебели, известна с XVIII века.

В чеховском кабинете находится стул в этом стиле, купленный писателем вместе с остальной мебелью в 1899 году для нового дома.

В тот же период приобретены для столовой венские стулья, один из которых попал и в кабинет. За письменным столом установлено легкое и удобное венское кресло. Разнобой в меблировке кабинета, конечно, нарушал поначалу предполагавшийся некий стиль рабочей комнаты, но для Чехова главным было удобство.

Еще в молодости Чехов высказывался по этому поводу: «Главное — мебель и обстановка. Если нет комфорта, то самый хороший дом покажется черт знает чем. » (А. Н. Плещееву 15 сентября -1888 года). Или в письме к А. С. Суворину в ноябре того же года: «Если художник в убранстве своей квартиры не идет дальше музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах, если все это не случайно, а прочувствованно и подчеркнуто, то это не художник, а священнодействующая обезьяна».

Письменный стол светлого дерева с точеными ножками, привезенный из Мелихова, в начале 1904 года был заменен более удобным и вместительным, купленным в Москве. А мягкое кресло напротив камина традиционно считалось местом отдыха и обычно служило писателю для послеобеденного просмотра газет и корреспонденции.

Большая часть вещей в кабинете А. П. Чехова была подарена ему друзьями, знакомыми, поклонниками. Здесь много предметов, выполненных в так называемом «русском стиле».

Особое место в кабинете занимают, создавая своеобразную атмосферу интерьера, многочисленные фотографии, портреты, картины. Со многими из них были связаны особые воспоминания. Присутствие фотографий с портретами родных, их художественные работы (рисунки Павла Егоровича и Николая Чеховых, а в других комнатах живописные работы М. П. Чеховой) усиливают интимно-семейную окраску интерьера. Портреты друзей и знакомых, известных художников, литераторов, музыкантов, артистов, представителей других профессий отражали духовные связи писателя с его современниками.

Работы профессиональных художников и любителей соседствуют рядом. Чеховский кабинет невозможно представить без картин И. Левитана, одного из самых близких друзей Антона Павловича, любимого всей семьей. Пейзажи Левитана вносили атмосферу подмосковной жизни, так недостававшей Чехову.

Многое, конечно, в чеховском кабинете было привнесено извне. Но в целом он соответствовал представлению Чехова о «кабинете для писания».

Своеобразным контрастом чеховскому кабинету служит его спальня, небольшая светлая комната с двумя окнами и наполовину застекленной дверью, ведущей на балкон. Балконная дверь зимой доставляла хозяину неудобства: часто дули сильные холодные ветры, от которых приходилось защищаться плотной шторой.

Интерьер спальни очень скромен. Ничего лишнего. Около кровати небольшой письменный столик с лампой под колпаком, с оставшейся журнальной книжкой «Исторического весника» за 1904 год. В простенке шифоньер, ставший прообразом «дорогого, многоуважаемого шкафа». У постели высокий и узкий шкаф-горка, а также туалетный столик, сделанные мелиховскими мастерами по рисункам М. П. Чеховой. Узор на чеховских туалетных принадлежностях выполнен Е.И.Эфрос, приятельницей Марии Павловны. Даже сам Чехов вместе о В. А. Гиляровским шутки ради решили не отставать от модного веяния и сделали эскиз кресла, которое было изготовлено в двух экземплярах. Одно такое кресло находится в спальне писателя, другое — в музее-квартире В. А. Гиляровского в Москве.

Последняя из чеховских мемориальных комнат — гостиная — скромна, уютна, но несколько тесновата. Пространство ее расширяется за счет пристроенной веранды-галереи с выходами на центральный двор и балкон. Галерея использовалась в летнее время для чаепитий, там же на небольшой тахте в «турецком» стиле мог разместиться гость, которому не нашлось места в одной из комнат переполненного дома.

Гостиная включила в себя и элементы столовой, хотя обычным местом обедов при Чехове служила столовая на первом этаже. Здесь находятся большой раздвижной стол, буфет для посуды и столового белья. Буфет, расположенный у входа, служил для окончательной сервировки блюд перед подачей на стол. Он был сделан еще в Мелихове из вишневого дерева по оригинальному эскизу Марии Павловны Чеховой. В простенке гостиной часы — обязательный атрибут убранства столовой, фирмы П. Буре, куплены Чеховым в Москве. Сейчас они остановлены на времени смерти хозяина дома (2 ч. 30 мин.).

Набор мебели в гостиной традиционен: мягкие кресла и диван, ломберный столик с лото, пианино. Приобретение музыкального инструмента для ялтинского дома Чехов планировал с января 1899 года (были написаны в Москву несколько писем М. П. Чеховой с просьбой присмотреть «хорошее пианино для крымского дома»). Пианино фирмы «Смидт и Вегенер» было куплено в ялтинском музыкальном магазине А. Рофе 25 сентября 1899 года, когда Чеховы только поселились в новом доме.

Общее убранство гостиной подчеркивает уютную, семейную атмосферу всего чеховского дома: вышитые матерью и сестрой скатерть и дорожки, фотопортрет Антона Павловича в оригинальной рамке, с инкрустацией морскими камешками, изготовленной художницей А. А. Хотяинцевой. В то же время большая картина «Бедность» работы Николая Павловича Чехова, а также укрепленные на стене пальмовые ветви, поднесенные почитателями таланта писателя, создают традиционную для гостиной строгость интерьера. Естественно вписалась в интерьер и большая репродукция с картины Г. И. Семирадского «Цирк времен Нерона», приобретенная В. И. Немировичем-Данченко на аукционе в Гурзуфе и подаренная им Ольге Леонардовне Книппер.

Сравнительно хорошо сохранившаяся обстановка мемориальных комнат чеховского дома достаточно выразительно раскрывает духовную жизнь, которой она сопутствовала. Простая и уютная меблировка, присутствие вещей, отражавших художественные увлечения членов семьи, а также связь обитателей дома с внешним общественно-культурным миром, — все это свидетельствует о демократичной, открытой атмосфере «Белой дачи». Каждый, кто приходит сюда, находит что-то близкое себе. Т.Л. Щепкина-Куперник, хорошо знавшая чеховскую семью, писала в своих воспоминаниях о семейных традициях Чеховых, где бы они ни жили: «Обстановка была более чем скромная — без всякой мишуры: главное украшение была безукоризненная чистота, много воздуха и цветов. » И далее замечала: «У Чеховых поражало меня всегда: откуда у этой семьи, начавшей жизнь в провинции, в мещанской обстановке, в бедности, явился такой огромный вкус и такое благородство и изящество? Ни одной вещи не было, которая бы резала глаз, ничего показного: какое-то внутреннее достоинство чувствовалось в доме и в обстановке Чеховых — как и в них самих».

А теперь давайте прогуляемся по дому, по другим комнатам, а также пройдемся по саду, в котором очень много времени проводил писатель.

Комната Марии Павловны

Парадный вход Вид с балкона 2 этажа:

Кухня во флигеле:

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: «Если человек не любит смотреть на старые фотографии родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — значит, он равнодушен к своей стране».

И еще он добавил, что наша страна — музей литературы.

Лихачев пишет: » Ведь понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной им почве и могут быть поняты только в связи со всей страной «.

И знание памятных литературных мест должно помочь нам осознать корни крупных художественных явлений, которыми по праву гордится наша страна.

По завершении экскурсии ребятам дается рекомендация прочитать произведения А.П. Чехова, которые он написал в Ялте: рассказ «Дама с собачкой» и пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».

Читайте также:  Проекты южных домов с мансардой
Оцените статью