- 13 экопроектов-победителей международного конкурса «Школа за экологию»
- О конкурсе
- «Этноэкологические традиции — прививка от разрушения природы» (Саранск, Республика Мордовия)
- «Мусорные баки в городе» (Киргизия)
- «Лекарства в питьевой воде? Обрати внимание на их утилизацию!» (Чернигов, Украина)
- «Гидропоника и окружающая среда» (Новосибирск, Россия)
- «Пруды в парке Царицыно» (Москва, Россия)
- «Биопластик против загрязнения окружающей среды» (Ереван, Армения)
- «Пропадающее озеро» (Ургенч, Узбекистан)
- «Развитие экологического туризма в Тупкараганском районе» (Актау, Казахстан)
- «Окружающая среда как стекло, не причиняй ей вред!» (Панчево, Сербия)
- «Приготовим квашеную капусту!» (Чикаго, США)
- «Цена энергии» (Новополоцк, Беларусь)
- «Загрязнение моря и пластиковые отходы» (Гуанчжоу, Китай)
- «Вместе против щитников» (Зугдиди, Грузия)
- Проект «Экологическая культура»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
13 экопроектов-победителей международного конкурса «Школа за экологию»
Победители ежегодного конкурса «Школа за экологию» из разных регионов мира отправились в образовательную поездку в Германию, где представили свои проекты по защите окружающей среды и обсудили, что ждет нашу планету в будущем. В этом году в рамках учебной поездки они смогли исследовать разные подходы к решению экологических проблем в своих странах. Из России на конференции побывали школьники из Саранска, Москвы и Новосибирска.
О конкурсе
«Школа за экологию: думать, исследовать, действовать» — это международный конкурс, который с 2014 года проводит Гёте-Институт в Москве. Заявки на участие в нем приходят со всего мира.
Вместе со своими учителями дети и подростки, ученики 7-11 классов, исследуют экологическую ситуацию там, где живут — у себя в городе, на своей улице или в своей школе. Они работают в командах и изучают качество воды и воздуха, потребление энергии, проблемы растительного и животного мира, обращение с мусором.
Им помогают учителя немецкого языка, биологии, экологии, химии, физики и географии. Школьники предлагают конкретные идеи по защите окружающей среды, проводят акции, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.
В 2019 году было выбрано 13 проектов-победителей.
«Этноэкологические традиции — прививка от разрушения природы»
(Саранск, Республика Мордовия)
— Мы верим в то, что окружающую среду можно спасти, используя экологические традиции. Если человеку понятен смысл традиций, то со временем он начнет проявлять чувствительность к природе и заботиться о ней. В большей степени речь идет о населении республики Мордовия, которому мы хотим напомнить об этноэкологических традициях.
Кроме того, мы хотим изменить их отношение к природе и таким образом научить их ценить ее. В основном это касается младшего поколения, так как они забывают о существовании этого важного элемента нашей культуры.
Мы провели исследование физико-химических свойств родниковой воды в окрестностях города Саранска, Республики Мордовия и изучили отношения мордовского народа к лесу, дали рекомендации людям, как правильно вести себя на лесных курортах.
«Мусорные баки в городе»
(Киргизия)
— Некачественные и непрочные мусорные баки нашего города привели к глобальной катастрофе. Разбросанный повсюду мусор, в котором содержатся много бактерий, стал пищей для многих животных (коров и т.д.). Эти бактерии попадают и в наш организм.
Вы зададитесь вопросом «Как?» — мы пьем молоко, питаемся молочными продуктами и готовим разные мясные блюда, впоследствии возникают болезни, от которых мы страдаем.
Для того, чтобы это предотвратить, нашему населению нужно позаботиться о чистоте в нашем городе и быть внимательней. Мы предлагаем установить более стабильные мусорные баки и таким образом спасти здоровье наших жителей.
«Лекарства в питьевой воде? Обрати внимание на их утилизацию!»
(Чернигов, Украина)
— Неправильная утилизация просроченных лекарств может привести к загрязнению окружающей среды медицинскими веществами, которые в последствии попадают в питьевую воду. Причиной этому является некачественная фильтрация в водопроводных станциях.
Этот факт доказан даже наукой, поэтому с помощью нашего проекта мы бы хотели проанализировать данный факт с помощью экспериментов. Кроме этого, нам было бы интересно узнать, как влияют медицинские вещества на человеческий организм и здоровье.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что люди совершают чрезмерную покупку лекарств, которые впоследствии являются излишними. Мы хотим донести до нашего общества, как правильно избавляться от просроченных медикаментов и найти эффективное решение этой проблемы.
«Гидропоника и окружающая среда»
(Новосибирск, Россия)
— Мы хотели бы исследовать тему «гидропоника» и с помощью нашего проекта узнать, не причиняет ли эта методика выращивания растений, вреда окружающей среде. Так как мы живем в Новосибирске, наш город окружен сибирскими лесами и природой, именно поэтому эта тема нам особо интересна.
Мы провели эксперимент, который показал нам положительные качества гидропоники и его недостатки. Мы хотим украсить нашу Сибирь и начнем с нашей школы!
«Пруды в парке Царицыно» (Москва, Россия)
— Парк Царицыно является одним из самых любимых парков местных жителей. В этом парке у нас есть возможность не только погулять, но еще и поплавать в прудах. Этот парк очень важен для экологической системы нашего района. К сожалению, наши студенты не вполне осознают, насколько важным является бережное отношение к природе в больших городах.
Мы хотим определить экологическое состояние парка Царицыно с помощью исследования воды в прудах и исходя из наших итогов определить причины загрязнения окружающей среды.
Чтобы наш парк оставался чистым, мы выдвинули несколько предложений: уборка парка (не менее 2 раз в год), наблюдение и контроль за экологической ситуацией в парке.
«Биопластик против загрязнения окружающей среды»
(Ереван, Армения)
— На сегодняшний день представить жизнь без пластика достаточно сложно, но его существование очень вредит окружающей среде и природе. Над этой проблемой мы работаем достаточно долго, а в рамках проекта Umwelt macht Schule мы бы хотели более детально вникнуть в эту тему. В нашей школьной лаборатории была разработана альтернатива пластику.
После тщательного исследования мы задались вопросом: «Каким образом мы можем сократить использование пластиковых изделий в нашей среде, в нашей школе?» Мы провели опрос, исходя из которого мы поняли, что биоразлагаемые пакеты с легкостью могут заменить пластиковые.
«Пропадающее озеро»
(Ургенч, Узбекистан)
— Негативные последствия высыхания Аральского моря так же актуальны и для нашего региона. Качество воздуха и воды в нашем регионе очень плохое. Ученые доказали, что в воздухе и воде содержится очень много соли, которая вызывает болезни и причиняет вред природе.
Мы считаем, что государство не в силах справиться с этой проблемой и мы обязаны ему помочь. Чтобы обратить внимание каждого на эту проблему, мы посетили школы и университеты и ввели учеников в курс дела.
Для решения проблемы мы предлагаем: экономить воду и использовать дождевую воду для хозяйства (например, поливать ей огород). Кроме того, необходимо заменить водопроводные трубы, так как на протяжении долгого времени их не очищали.
«Развитие экологического туризма
в Тупкараганском районе»
(Актау, Казахстан)
— Экотуризм является новым отраслью бизнеса в нашем Тупкараганском районе. Развитию экотуризма в нашем районе нужно уделить много внимания. С помощью нашего проекта мы хотим узнать, является ли развитие экотуризма перспективным и возможным.
Мы пришли к выводу, что Мангистауский район, включая Тупкараган, отличается от других населенных пунктов и имеет шанс на развитие экотуризма. Исходя из этого мы хотим, чтобы наше население держало в чистоте природную красоту нашей родины и не причиняло вред окружающей среде.
«Окружающая среда как стекло, не причиняй ей вред!»
(Панчево, Сербия)
— Мы заметили, что ученики не соблюдают чистоту в классе и оставляют за собой много мусора после уроков. При этом наши контейнеры для мусора в школьном дворе остаются пустыми, так как ими никто не пользуется.
С помощью этого проекта мы хотим показать, что мусор можно и нужно разделять. Помимо этого, мы хотели бы рассказать о существовании Upcycling. Мы донесли информацию о нашей деятельности до СМИ и надеемся на успех.
«Приготовим квашеную капусту!» (Чикаго, США)
— Будучи городскими жителями, мы редко сталкиваемся с природой и не всегда знаем, как растут растения, которые мы употребляем в пищу каждый день, например капуста.
Благодаря проекту мы не только поработали волонтерами на ферме, сажая капусту, но и изучили процессы ферментации и научились готовить одно из традиционных немецких блюд – квашеную капусту (Sauerkraut).
В наших планах – пиар-кампания за здоровый образ жизни и употребление экологичных региональных продуктов, которую мы собираемся финансировать за счет продаж приготовленной нами квашеной капусты.
«Цена энергии» (Новополоцк, Беларусь)
— Наша цель — рассказать учащимся о современном мире, проблемах производства и экономии энергии, о системе энергоснабжения, а также найти решение этим глобальным проблемам.
Школьники должны уметь распознать реальность наносимого ущерба природе и научиться уважать окружающую среду. К тому же мы хотим научить их ценить и бережно относиться к природе, так как в наше время тема энергии стала как никогда актуальной.
Каждый из нас понимает, что энергобезопасность – важное условие стабильного развития нашего государства.
«Загрязнение моря и пластиковые отходы» (Гуанчжоу, Китай)
— Уже много лет пластиковый мусор можно найти как в море, так и на пляже. Мы считаем, что так не может продолжаться и хотим это изменить с помощью распространения информации о защите моря.
Мы провели три эксперимента, сделали опрос на тему «загрязнение моря», а также выступили с тематическими докладами в школах. Кроме того мы разработали экологически чистые тетради и многоразовые сумки для покупок.
Наш проект был успешен не только в Китае, но и в Германии, чем мы очень гордимся.
«Вместе против щитников» (Зугдиди, Грузия)
— За последние три года сельское хозяйство западной Грузии сильно пострадало из-за распространения щитников (клопов), которые уничтожили большие площади сельскохозяйственной продукции, такой как орехи, овощи и фрукты.
В результате, как население, так и сельское хозяйство понесло огромные потери. С этой актуальной проблемой и о путях её решения мы бы хотели ознакомить население нашей деревни. Нашим достижением после исследования, стало сокращение огромного количества клопов, что способствует развитию сельскохозяйственного производства и экологической чистоте продуктов.
Также наши учащиеся овладели новыми знаниями и получили навыки в решении проблем, а большинство жителей деревни ознакомились с применяемыми методами борьбы с вредителями.
Recycle является информационным партнером проекта.
Проект «Экологическая культура»
Проект удостоен диплома 2 — ой степени на городском конкурсе «Никоновские чтения». В работе обобщен опыт школы по формированию экологической культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 335.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
Ученицы 6 «А» класса
Трифонова Вера Васильевна
Изучить приёмы и способы формирования экологической культуры у учащихся школы.
1. Познакомиться с понятием экологическая культура.
2. Собрать материал об экологической работе в школе.
3. Провести исследовательскую работу по теме: «Мой ласковый и нежный зверь»
4. Успехи учащихся и учителей в формировании экокультуры.
5. Оформить материал.
6.Представить проект на городской конкурс «Никоновские чтения»
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
Экологическая культура — сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения
Этимология понятия «Экология»
Слово «экология» — слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos — понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает «учение о доме» или, если угодно «учение о родине». Сам термин «экология» возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд «Общая морфорлогия организмов».
Этимология понятия «культура»
Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально означало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И действительно, на протяжении своего средневековья, да и поздней античности, «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека.
Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.
Показатели высокой экологической культуры
- Наличие экологических интересов, экологических знаний и представлений, навыки взаимодействия с природными объектами
- Сформированность системы ценностей, характеризующих отношения человека к природе
- Выполнение научных исследований по экологической тематике
- Понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в системе природа – человек – общество
- Применение на практике экологические знания
- Постоянная потребность в общении с природой