Проектная работа «Архитектурный макет»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Северодвинск Архангельской области
ученица 10 класса
1.1 Что такое архитектурный макет…………………………………….
1.2 История архитектурного макетирования………………………………………….
1.3 Виды макетов и их классификация……………………………….
1.4 Глоссарий — список основных архитектурных терминов………………………….
1.5 Парк архитектурных макетов……………………………………………………….
2. Создание архитектурного макета…………………………………………………….
Актуальность: эта тема очень важна на сегодняшний день из-за постоянной потребности общества в строительстве. Лично для меня актуальность этой темы в том, что я планирую связать с архитектурой своё будущее.
Цель: создать архитектурный макет на основе полученных знаний.
Собрать материал по теме
Изучить и обобщить информацию
Сделать архитектурный макет
Тип проекта: творческий
Продукт: макет здания
В статье Википедии [2] сказано, что архитектурный макет ( фр. maquette, от итал. macchietta -набросок) объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения , архитектурного ансамбля , города .
Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае его называют также моделью , либо с некоторой степенью приближения. Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов.
Чтобы оценить эти качества при дизайне интерьера используются интерьерные макеты . Макеты помогают архитекторам, девелоперам и застройщикам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующими липерспективным архитектурным проектом.
Архитектурные макеты бывают выполнены в разных масштабах (1:1000, 1:500, 1:250, 1:200, 1:100, 1:50, 1:25, 1:20).
Для создания используются самые разнообразные материалы. Наиболее распространены гипс , дерево , картон , пластик , пенокартон , папье-маше .
По типу различают концептуальные, градостроительные, планировочные, ситуационные, ландшафтные, панорамные, интерьерные макеты .
По степени механизации и электрооснащённости выделяют макеты без подсветки, с внутренней подсветкой, с наружной подсветкой, с динамической подсветкой, с комбинированной подсветкой, без движущихся элементов, с движущимися элементами.
1.2 История архитектурного макетирования
Если верить источнику[4], с древних времён миниатюрный образ использовался для проверки архитектурных и конструктивных решений, поиска совершенного облика и безупречной структуры задуманного сооружения. В то же время, одной из ключевых функций макета была, демонстрация будущего объекта, подтверждение этого дошли до нас из разных времён и мест. Вполне логично предположить, что история изготовления архитектурных макетов началась практически одновременно с возникновением монументального строительства – тогда, когда впервые потребовалось объёмно-пространственное изображение проектируемого здания. Ещё в гробницах древнего Египта находили миниатюры домов и храмов, которые, правда, имели скорее ритуальное значение. А вот в античной Греции макеты из воска и дерева служили уже непосредственно для визуализации архитектурного проекта. Можно с уверенностью сказать, что многие грандиозные замыслы человека, будь то постройка корабля, собора, замка или крепости, редко обходились без соответствующих макетов. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют и в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков можно увидеть следующую сцену – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это своего рода символ покровительства городу какого-либо святого или другого известного человека. Например, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, держащего в своих руках макет Киева, а венецианский живописец Карло Кривели даже написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города – святого Венециано».
В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей и дворцов. Петр I, кстати, был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная им модель линейного корабля (а это, заметим, самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ. Они изготавливались придворными ювелирными мастерскими и всегда были достойным, оригинальным и желанным подарком. «Коронационное» пасхальное яйцо Фаберже Николай II подарил Александре Фёдоровне через год после коронации. Внутри него была маленькая карета – точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию.
Если говорить о рождении некоторых видов макетирования, то нельзя не упомянуть французских коммивояжеров, которые для иллюстрации выпускаемых автомобилей и сельхозтехники носили с собой маленькие, искусно сделанные модели, довольно скоро ставшие предметом коллекционирования и давшие толчок для развития целой индустрии масштабных моделей. Или, к примеру, кукольные домики, весьма популярные в своё время в Германии и во Франции, порой изготавливались известными мастерами, и в них было всё, включая миниатюрную мебель, картины и роспись на стенах. Разумеется, такое произведение искусства, дожившее до наших дней, является предметом вожделения любого коллекционера, но с другой стороны – это ещё одна страница в истории индустрии архитектурных макетов.
Все-таки, есть какая-то необъяснимая волшебная притягательность и очарование в хорошо и детально проработанном макете парусника, здания, автомобиля. Маленькая копия сложного объекта вызывает восторг в душе человека и является очень эффективным инструментом привлечения внимания к оригиналу.
Все макеты, можно подразделить на архитектурные и технические. Понятно, что для изготовления и тех и других, макетчику нужны определенные знания и навыки. В первом случае это элементарные знания в области архитектуры, во втором случае нужны, хотя бы элементарные знания техники, механизмов.
Как следует из этой статьи [3], макеты условно можно подразделить на виды и типы. В зависимости от масштабов и назначения макеты могут быть:
Это макеты гражданских общественных и частных зданий. Это могут быть макеты отдельных домов, коттеджей, а так же микрорайонов, кварталов. Как правило, они выполняются с подробным наполнением (дорожная разметка, МАФы, озеленение, стоянки автомобилей и т. д.)
Макеты планировочные. Дающие общее представление о планировке большого участка местности, части города, территории крупного завода. Такие макеты дают общее представление о расположении крупных значимых объектов на определенной территории.
Макеты, показывающие инфраструктуру промышленных предприятий, заводов, комбинатов, фабрик. Они могут отображать как комплекс сооружений, так и отдельную часть, например отдельного участка, цеха и т. д.
Такие макеты должны отображать саму идею, концепцию заполнения пространства, участка местности, в едином стиле, замысле. Деталировка на таких макетах отходит на второй план, главное выразить идею. Так же эти макеты должны отображать, как новое наполнение пространства архитектурными элементами будет гармонизировать с окружающей средой, с уже имеющимися строениями и объектами. Задача такого макета красиво подать и раскрыть замысел.
Это макеты машин, механизмов, любой техники. На таких макетах показывается не только внешний вид механизма, но зачастую принцип действия, взаимодействия нескольких частей. Бывают технические макеты стендовые. Это полная внешняя, масштабная копия какого-либо вида техники, механизма. Тщательно и скрупулезно сделанные технические макеты-копии часто становятся подарочными макетами.
Как правило, это макеты, предназначенные в подарок какому-либо лицу, или же организации. Они отображают памятное событие, выраженное в конкретном объекте или в абстрактной, но легко узнаваемой конструкции. Чаще всего это макет техники (самолет, танк и т. д.) к которой имеет отношение поздравляемый. Хотя это может быть и архитектурное изображение, копия памятника, здания и т.д. Подарочные макеты характерны еще и тем, что имеют, как правило, защитный футляр, красиво выполненную подставку с табличкой (на ней обычно пишут название изделия, его характеристики, поздравление и т. д.)
Макет более точно отображает архитектурные решения, цветовой и световой подход. Такой макет должен наглядно показывать потенциальному клиенту или заказчику, как будет выглядеть строение, в котором он будут жить или работать. Куда выходят окна, где стоянка для автомобилей, как будет озеленен двор или придомовая территория. Особенно эффектно такие макеты выглядят с масштабной подсветкой (фонарные столбы, декоративное освещение на газонах, освещение входных дверей, рекламные щиты и стенды). На таких макетах, для наглядности расставляют копии автомобилей, фигурки людей .
Перечисленные здесь виды и типы макетов весьма условны, поскольку каждый макет, как правило, совмещает несколько вышеуказанных признаков. К тому же список видов макетов можно продолжить. Есть еще макеты: Учебные, Проектные, Проверочные, Демонстрационные (выставочные), Макеты-схемы, Планировочные, Интерьерные, Натурные, Макеты-пособия, Театральные, Ландшафтные
По названию можно вполне понять для чего тот или иной вид макеты предназначается.
Еще макеты бывают статичные, стендовые, динамичные, с подсветкой и без. Подсветка может быть внутренняя (встроенная), бывает внешняя. Макеты могут содержать в себе движущиеся части, которые особо важны для передачи смысла всего объекта в целом, или для оживления и придания особой реалистичности.
1.4 Глоссарий — список основных архитектурных терминов
Эта информация, предоставленная в статье [1], будет очень полезна при создании макетов, она поможет лучше ориентироваться в источниках и понимать их термины.
Антаблемент – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.
Аттик – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.
Балюстрада – невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.
Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.
Бельведер – надстройка над зданием, обычно круглая в плане.
Волюта – архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.
Галерея (гульбище) – длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.
Гирлянда – орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.
Гребень – фигурные завитки, украшающие верх стены.
Закомара – полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.
Капитель – верхняя часть колонны или пилястры различной формы.
Контрфорс – каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.
Наборная колонка – декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.
Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Поребрик – вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Портал – архитектурно оформленный вход в здание.
Портик – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.
Ротонда – круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма. Ширинка – декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.
Эркер – выступающая за плоскость фасада часть помещения.
1.5 Парк архитектурных макетов
Летом 2017 года, я была в Калининграде и посетила замечательный парк, где собраны миниатюрные копии архитектурных памятников России. Меня очень впечатлили представленные объекты. Абсолютная схожесть с оригиналами, точность исполнения и эстетика архитектуры в целом.
Как сказано на официальном сайте этого проекта[5]:Построен в рамках проекта «История в архитектуре»
Устроители планировали создать 30 точных копий великих архитектурных творений, находящихся в самых разных городах России, масштабом 1 к 25.
К моменту открытия в паке стояли миниатюры исторических зданий:
Николаевские Триумфальные ворота (Владивосток)
Стела воинской славы (Петропавловск-Камчатский)
Московские Триумфальные ворота (Иркутск)
Сейчас появились новые объекты. Там, где будут добавлены миниатюры, стоят памятки.
Парк миниатюр пользуется успехом у местных жителей и туристов, поэтому устроители подумывают над тем, чтобы в будущем расширить экспозицию и добавить шедевры европейской архитектуры. Но это пока планы.
Я же получила огромное удовольствие, рассматривая прекрасные здания нашей родины. Ведь увидеть их иногда сложнее, чем шедевры европейской архитектуры. Велика страна наша, да и добраться к этим ценным зданиям подчас намного сложнее. Прекрасный проект, где в одном месте можно увидеть всю красоту и разнообразие русских архитектурных памятников.
Тем, кто едет в Калининград рекомендую побывать и в Южном парке и в Парке архитектурных миниатюр.
2. Создание архитектурного макета
Мною были выполнены все поставленные цели и задачи: собрана и обобщена информация, углубление в выбранную тему и изучение профессиональных терминов. Также на основе полученных знаний я создала архитектурный макет здания, что поможет мне в дальнейшем с выбором профессии. Мне также удалось применить на практике все методы исследования, заявленные в работы.
Презентация по изобразительному искусству на тему «Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составила: учитель изобразительного искусства МБОУ «Вишурская ООШ» Камерова В.М.
В макетах куб и параллелепипед – изображает здание Такие дома есть, и простейший вид архитектуры
Часто встречаются постройки имеющие сложную композицию. Большинство сооружений отличает то, что по форме это не один объем, а соединение различных объемов
диктуется прежде всего назначением здания, его функцией.
Создавая объект, архитектор организует пространство, чтобы оно было удобно для деятельности
Архитектор ищет такую форму здания, где можно максимально выразить его функцию. Красота сооружения определяется точным выражением его функции Аэропорт Больничный центр Нефтекомбинат
Красота здания, гармоничность и пропорциональность составляющих его частей влияют на состояние людей, их настроение, работоспособность и здоровье
Развитие жизни к усложнению жилого пространства, изменению конструкций зданий и их облика Разнообразная форма архитектуры дают человеку высокую комфортабельность и смотрится интереснее
Художественные музеи США: архитектура, фантастика, кинематограф.
Пластическая выразительность здания достигается за счет большего композиционного разнообразия и гармонии форм. Атомиум в Брюсселе, Бельгия был создан архитектором Андре Ватеркейном. Проект построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полак.
Немаловажную роль играет в архитектуре и освещение. Свет выявляет строго логичные или изысканно оригинальные сочетания объемов, усложнения и членения поверхностей, их фактуру и цвет.
Усложнить форму стены можно, придав ей рельеф, создавая горизонтали балконов и лоджий, вертикали наружных водостоков или шахт для лифта, а так же при помощи декора – объемных или цветных форм
Музей Гугенхайма в Бильбао, Испания. Архитектор Фрэнк Гери
Усложнение форм всего здания относятся к ГЛУБИННОЙ КОМПОЗИЦИИ и достигается благодаря сочетанию различных объемов.
Объемные элементы, соединенные по замыслу художника, определяют строение, т.е. ТЕКТОНИКУ, И РИТМ здания, формируют его облик и образность, являются выражением какой-либо пластической идеи. «Растянутость», «Сжатие», «Стремление ввысь»…
Разнообразие зданий может достигаться уникальностью и неповторимостью конструкций . В массовом типовом строительстве многообразие форм достигается не за счёт создания единичных и неповторимых конструкций, а за счёт оригинальности сочетания одинаковых, точнее единообразных элементов, которые называются модули.
В макетах определяли сомасштабность, пропорциональность объекта по отношению к полю и другим объектам, теперь гармония достигается в соотношении объемных частей одного объекта. Эти объекты должны соподчинены друг другу и составлять единое художественное и функциональное целое.
1. Разнообразие форм объекта и их композиционное усложнение. Усложняя рельеф плоских поверхностей здания, добиться разнообразия во фронтальной композиции. Решив эту задачу, сделав углубления в основном объеме и добавив методом примыкания простейшие параллелепипеды /выклеив их из бумажных полосок/. Определить возможное функциональное назначение конструкции /больница, торговый или технический центр, кафе, ресторан, гостиница и тд./ 2. Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение. Добиться усложнения формы здания в объемно-глубинной композиции. Способы сочетания объемов могут быть разными, например, когда одна форма как бы пронзает, захватывает или обтекает другую. В работе использовать многоообразие объемных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары и тд. 3. Модуль как основа эстетической цельности в конструкции. Создать оригинальное здание, исходя из 3-4 модулей, одинаковых по величине или подобных друг другу по пропорциям. Решить задачу в объемно—глубинной композиции.